ERHARD BREPOHL





103
Рис. 74. Перстень с печаткой с гравированной шинкой. Выемки заполнены черной эмалью. Золото с гравированным горным хрусталем. Начало XVII в. от глубины выемки: для получения светлых тонов эмали выемки делают мелкими, темных — глубокие. Глубина выемки обычно составляет 0,4—0,5 мм, при использовании фонд она или фольги — 0,7 мм. Стенки выемки должны быть наклонными; вертикальные стенки выбирать тяжелее. Кроме того, подрезка, принятая при инкрустировании, ведет к трещинам в эмали вследствие возникновения в ней внутренних напряжений. Не рекомендуется долбить выемки в металле , так как при этом металл зачастую просекается насквозь. Гравирование следует производить так, чтобы полученный блестящий рез можно было покрывать эмалью без дополнительной обработки, т. е. без мытья и травления. Поэтому надо стремиться не загрязнять поверхность металла: штихель после заточки рекомендуется воткнуть в дерево или пробку, чтобы не загрязнять его. Во время гравирования на большой палец надевают напальчник.
Основание выемки нужно выбирать наклоненным флах- или болштихелем.
Чистое серебро или чистое золото дает при этом наибольший блеск. Тонкие линии следует гравировать прямым шпицштихе- лем. Для непрозрачных эмалей подложку выбирают шероховато и небрежно, но глубже, чем для прозрачных эмалей.
Основу по возможности не следует при-