ERHARD BREPOHL





105 ставлять из отдельных частей. Для этого заранее подготавливают слегка выпуклую пластину толщиной примерно 0,5 мм, вокруг которой напаивают рант из плоской четырехгранной проволоки, как для перегородчатой эмали. Фигурки и орнаменты вырезают из листа толщиной 0,5—0,7 мм, опиливают и укрепляют на подложке, как перегородки для перегородчатой эмали, т. е, небольшим количеством припоя.
Выемки, выполненные травлением (рис. 76, 129, 162, 197, 208). В металлической пластине, местами покрытой кислотоупорным лаком, непокрытые места вытравливают в травильном растворе так, что образуется углубленный рисунок.
Металл должен быть хорошо обезжирен, чтобы лак прочно удерживался на нем. В качестве защитного покрытия хорошо подходит битумный лак.
Сначала металлическую пластину слегка нагревают на электрической плитке.
Благодаря этому лак равномерным тонким плотным слоем распределяется по всей поверхности. Места, не покрытые лаком или покрытые слишком тонким слоем, могут вытравливаться. С другой стороны, слишком толстый слой лака при гравировке выкрашивается.
Желательно еще теплый, свеженанесенный лак распределить по поверхности мягкой кожей.
Рисунок можно процарапать в слое лака. Для получения тонких линий подходит тонкая чертилка, для более грубых линий или большой поверхности -— шабер. При необходимости затачивают специальный инструмент. В некоторых случаях кроющий лак в соответствии с рисунком наносят кисточкой так, чтобы поверхности, предназначенные для травления, оставались свободными. Если нанесенный кисточкой лаковый рисунок отретушировать и дополнить шабером и чертилкой, то таким образом можно объединить оба метода.
Рис. 76. Процесс травления
Металл необходимо вытравливать в растворе медленно. При быстром травлении трудно контролировать глубину травления; кислота вытравливает металл под лаком, из-за чего линии теряют четкость.
Кроме того, действие кислоты может быть таким интенсивным, что стравливается лаковое покрытие, и тем самым поверхность металла освобождается для дальнейшего травления.
В табл. 7 приведены несколько составов основных травильных растворов.
Медь также можно растворять в азотной кислоте, но хлорид железа гораздо лучше подходит для этой цели: травление происходит спокойно, без выделения газов, благодаря этому лак меньше деформируется . Емкость для раствора можно изготовить из любого кислотоупорного материала. Размеры определяются формой изделия.
Подготовленную пластину подвешивают или укладывают в сосуд так, чтобы подвергаемая травлению поверхность находилась на глубине около 3 см. О скорости процесса травления можно судить по количеству поднимающихся в кислоте газовых пузырьков. Если пузырьки поднимаются слишком быстро или раствор закипает, то его следует разбавить водой. Возникающие на поверхности изделия пузырьки необходимо время от времени удалять ватным тампоном очень
Таблица 7. Важнейшие травильные растворы
Основа для травления
Травильный состав
Вода
Аи, сплав золота Ag, сплав серебра
Си, эмалировочный томпак
Разбавленная царская водка
1 часть азотной кислоты
400 г хлорида железа Fe(III) — CI (концентрированный раствор действует медленнее, чем разбавленный)
3 части
1 л
106 Тех, осторожно, чтобы не повредить слой лака.
Чтобы иметь возможность контролировать глубину травления, не вынимая каждый раз заготовку, в травильный раствор вместе с изделием помещают пробную пластину из аналогичного материала, на которую наносится такой же рисунок.
При контроле глубины травления пробную пластину вынимают, осторожно соскабливают шабером небольшой участок кроющего лака рядом с рисунком и определяют глубину травления. При недостаточной глубине травления пластину снова погружают в раствор. Как только пробная пластина будет протравлена на нужную глубину, изделие вынимают и промывают водой.
Продолжительность травления может составлять несколько часов. Лак удаляют бензином или путем нагревания. В последнем случае изделие следует после снятия лака протравить и открацевать.
Другие способы изготовления выемок.
Любой способ приемлем, если он позволяет получать выемки глубиной примерно 0,5 мм с вертикальными стенками.
Для литых изделий выемки можно получать литьем. Следует помнить, что выемки нельзя дорабатывать чеканом или резцом, потому что из-за местной нагар- товки металла в нем могут возникнуть напряжения, которые отрицательно сказываются на сцеплении эмали с металлом. Необходимую доработку выемок следует осуществлять штихелем.
На рис. 164, 165, 167, 168 показано несколько интересных работ, выполненных с помощью гальванопластики. При гальваническом осаждении меди можно получить довольно толстое покрытие, а на отдельных изолированных участках поверхности — выемки, пригодные для нанесения эмали.
Для тел вращения вытачивают выемки в виде канавок на токарном станке. На серийных изделиях выемки штампуют — этот способ уже давно нашел применение для изготовления значков и плакеток. В подобных изделиях вместо эмали все чаще применяют органические покрытия.
9.5. Соединение двух технических приемов— выемчатой и перегородчатой эмали
В технике перегородчатой эмали металлическую пластину полностью запол-
Рис. 77. Пластинка из короны
Мономахов. Золото, византийская перегородчатая эмаль. (Фрагмент рис. 14) няют эмалью и рисунок выполняют перегородками, в отличие от выемчатой эмали, при которой рисунок выполняют ячейками, опущенными в металлическую пластину.
Соединение двух технических приемов применяли византийские мастера для создания светоотражающего золотого заднего плана в изображениях святых на церковной утвари (см. п. 4.5).
С технической точки зрения суть этого способа заключается в следующем: в металлической пластине делают углубление, в которое укладывают рисунок, со-
Соединение выемчатой и перегородчатой эмалей