ERHARD BREPOHL





118 ема и вида эмалирования используют муфельные или туннельные печи непрерывного действия. Так наносят грунтовую эмаль.
Покровная эмаль наносится точно так же. Если внутренняя и наружная поверхности изделия должны быть разных цветов, то сначала покрывают внутреннюю сторону, наливая шликер ковшом.
Встряхивающими и вращательными движениями равномерно распределяют эмалевый шликер, а излишки удаляют. Для наружного эмалирования кастрюлю окунают в шликер, удерживая ее при помощи клещей, а неудовлетворительно покрытые места исправляют, нанося шликер при помощи кисточки. Затем кастрюлю поворачивают так, чтобы эмаль равномерно распределилась по всей поверхности. Сушку и обжиг производят так же, как и при нанесении грунтовой эмали.
Если эмали, предназначенные для покрытия внутренней и наружной поверхностей, имеют различные температуры обжига, то сначала покрывают шликером и обжигают внутреннюю поверхность, и только затем — наружную.
Когда наружная эмаль высохла, кастрюлю устанавливают на вращающийся круг и руками удаляют с отбортованного края прилипшую покровную эмаль.
Затем пальцем, смоченным в эмалевом шликере, наносят на борт специальную рантовую эмаль. После просушки следует заключительный обжиг.
10.3. Художественная эмаль на стали
В основу этого параграфа легли практические данные, которыми поделился с автором Фритц Ройтер (Ратсберг, ФРГ).
На рис. 138—141, 143—146 показаны работы Ф. Ройтера и его дочери Барбары
Ройтер, выполненные в технике художественной эмали на стали.
10.3.1. Стальная основа
Для малоформатных работ подходят холоднокатаные стальные листы толщиной от 0,5 до 1 мм, для крупноформатных— до 2 мм. Содержание углерода в стали должно быть менее 0,1%. Для высокохудожественных работ большого формата используются безуглеродистые стальные листы с содержанием углерода примерно 0,005%. Эти листы термостой-
Эмилцрование стали ки и гарантируют прочное беспористое эмалевое покрытие. Кроме того, листы после многократных обжигов не деформируются. Листам большего размера, например для архитектурных деталей, придается прочность тем, что их по бокам отбортовывают" и по углам разрезают.
Радиус скругления окантовки должен составлять примерно 4 — 5 мм, чтобы эмаль в этих местах не скалывалась.
10.3.2. Предварительная обработка металла
Стальной лист проще всего обезжирить слабым нагревом в печи. Нагрев производят до тех пор, пока поверхность не приобретет желтоватый цвет побежалости. Возможно также и химическое обезжиривание в горячем 5-процентном растворе каустической соды, едкого кали или гидроокиси аммония. При этом стальная поверхность может стать слегка шероховатой, что безусловно улучшает сцепление эмали с металлом. Если воздействие щелочи слишком интенсивно, то рекомендутся обезжиривать поверхность в разбавленном содовом растворе.
Благодаря реакциям окисления во время отжига стальной лист становится шероховатым. Этот эффект можно усилить еще больше посредством предварительного травления или механической обработки (шлифования, пескоструйной обработки).
В каждом случае после химической обработки лист следует обязательно промыть в воде (температура воды должна составлять примерно 60 °С).
Нельзя касаться поверхности голыми руками!
Чтобы удалить слои окалины и ржавчины, лист протравливают в разбавленной соляной кислоте: 1 часть 30- процентной соляной кислоты на 1 часть воды. В зависимости от толщины слоя ржавчины процесс травления продолжается от 10 до 20 мин. Затем изделие промывают. После травления рекомендуется нейтрализовать его в 5-процентном растворе соды или буры.
10.3.3. Нанесение эмали
Для нанесения эмалевого покрытия на стальную подложку применяются следующие способы: напыление распылителем; погружение или поливка эмале-
Художественная *маль на стали вым шликером; нанесение кисточкой; насеивание. Нанесение пистолетом- распылителем применяется для изделий большого формата. Наиболее распространенным методом является нанесение шликера окунанием или обливанием.
Перед использованием шликер процеживается, чтобы удалить остатки гранул.
Подложку окунают в шликер, который имеет густоту сметаны, и держат лист под таким наклоном, чтобы избыток шликера стекал с одного угла. Окунание применяют чаще всего для нанесения грунтовой эмали, причем надо следить за тем, чтобы металлические части покрывались со всех сторон.
Покровные эмали чаще всего наносятся обливанием. Этот метод предоставляет своеобразные художественные возможности, которые недоступны при использовании ювелирных эмалей. Лист устанавливается под наклоном и из черпака обливается шликером. При этом достигается равномерное распределение эмали, избыточная эмаль стекает.
Мелкие детали обливают из ложки. Избыток шликера с краев листа удаляют руками.
Разнообразных эффектов в этой технике добиваются, регулируя текучесть шликера разными способами: можно варьировать зернистость эмали, добавлять в шликер воды, кроме того, можно влиять на процесс стекания посредством встряхивания листа. Если желаемое качество покрытия достигнуто, лист ставят на просушку. Большие окантованные листы устанавливают на трехгранные полосы, гладкие пластины—на подставки для обжига, описанные в п. 5.3.
Нанесение грунтовой эмали.
Металлическая подложка всегда с двух сторон покрывается черно-коричневой или исси- ня-черной грунтовой эмалью. Эта грунтовка всегда является началом работы по эмалированию стали.
Нанесение покровной эмали. На грунтовую эмаль наиболее часто наносят белую эмаль. Особенно хорошо зарекомендовали себя для художественного эмалирования стали белые эмали, заглушённые сурьмой. Чтобы получить высокую кроющую способность, можно глушить эмаль окисью олова. Сурьмяные эмали отличаются хорошей совместимостью с другими эмалевыми фриттами, кроме того, они при относительно высокой для стального эмалирования толщине слоя