ERHARD BREPOHL





12
Эмаль как материал
Таблица 4. Пигменты и красители
Цвет
Цветовая добавка
Свойства
Желтый
Коричневый
Красный
Синий
Зеленый
Черный
Кадмиевый желтый (сульфид кадмия CdS)
Неаполитанский желтый (соединение сурьмы и свинца Pb 2Sb 40 7 с добавлением ZnO и А12Оз)
Смесь окислов железа, цинка и хрома
Кадмиевый красный (смесь сульфида кадмия CdS и селенида кадмия CdSe)
Хромовый красный (основной хромат свинца Pb[Cr04]-Pb[OH]2)
Коллоидно-дисперсное золото.
Наибольшая концентрация — 0,03% А и (разложение хлорида золота AuCl 3 на элементарное золото)
Кобальтовый синий (окись кобальта
СоО темно-синяя; для получения оттенков добавляются: окись марганца, двуокись олова, окись алюминия, окись хрома)
Окись хрома Сг2Оз, добавки окиси алюминия, кобальта, железа смягчают оттенки
Смесь окиси хрома, кобальта, меди с добавками окиси никеля, железа, марганца
Очень хорошая кроющая способность
Возможность получения различных оттенков. Ограниченная кроющая способность
Простота применения, хорошая кроющая способность
При изготовлении эмали должна строго поддерживаться высокая температура обжига
Используется только в свинцовосо- держащих эмалях
Необходимы специальные калиево- свинцовые составы стекла.
Окрашивание зависит от величины частиц золота
Темно-синий, осветляемый добавками. При избытке кобальта получаются зеленоватые тона
Хорошая кроющая способность; оттенки от светло- до темно-зеленого; добавки желтых красителей дают оттенки от цвета листьев липы до цвета листьев молодой березы. Добавки черных красителей дают в итоге оливковый цвет
В большинстве случаев не получается чистого глубокого черного цвета, а, как правило, с коричневым или голубоватым оттенком
Образовавшаяся из рассмотренных компонентов фритта прозрачна и служит основой для прозрачных эмалей. При добавлении в стекловидный расплав глушителей (табл. 3) понижается его прозрачность и таким образом получают исходный материал для непрозрачных эмалей. Введенные в прозрачную фритту глушащие добавки обладают показателями преломления иными, чем у основы стекла. Свет при прохождении через эмалевую массу отклоняется неравномерно, рассеивается и отражается. Чем больше разница показателей преломления основного стекла и глушителя, тем больше глушащий эффект. С увеличением толщины слоя эмали увеличивается и эффект глушения, но одновременно уменьшается ударная прочность покрытия . Глушители не растворяются или частично растворяются в эмали. Если они растворяются в жидкой эмалевой массе, то при охлаждении выделяются в виде твердых частиц или газов. Мелкие газовые пузырьки отражают свет.
Окрашивается эмалевая масса добавками нескольких процентов различных окислов металлов — пигментов (табл. 4).
Прозрачные эмали состоят из фритты и красящей добавки (красителя), непрозрачные цветные эмали — из фритты, глушителя и красящей добавки.
Непрозрачная белая эмаль состоит только из фритты и белого глушителя. Черная эмаль относится к цветным эмалям, так как ее получают при добавке красителей.
При смешивании красящих окислов добиваются многочисленных цветовых оттенков, используемых в ювелирных эмалях.
При введении красителей в эмаль возможны следующие варианты взаимодействия: 1) краситель, как и белый глушитель, не растворяется в эмали; 2) краси-
Плавление шихты тель растворяется частично; 3) краситель растворяется в эмали полностью.
До сих пор эмали составляют на основе экспериментальных данных. Многие факторы невозможно заранее предусмотреть, так как взаимодействие компонентов в процессе плавления приводит к различным отклонениям. Состав эмали зависит от заданных технологических параметров.
Исходная рецептура ювелирных эмалей (по данным народного предприятия в г. Радеберг, ГДР) предусматривает следующее соотношение основных компонентов, %:
Кварц 34—55
Бура (борная кислота) О—12,5
Сода 3 — 8
Поташ 1,5— 11
Свинцовый сурик 25—40
Плавиковый шпат 0—2,5
Криолит 1—4
Калиевая селитра 0—2
Мышьяк 0—4
Красящие окислы (окись меди, железа, кобальта, хрома, марганца) 0,1—5,0
2.5. Плавление шихты
Предпосылкой для полного растворения и равномерного распределения всех компонентов в расплаве является тща- тел ьная под готовка ис ход ных материалов. Точно взвешенное количество шихтовых материалов тщательно измельчают и смешивают так, чтобы в результате получилась однородная смесь твердых, мелких гранул компонентов. Эмалевую шихту расплавляют в печи до получения стеклообразной массы, которая представляет собой основу будущей эмали.
В отличие от технических эмалей ювелирные эмали изготавливаются в небольших количествах, но в широкой цветовой гамме. В связи с этим большие плавильные печи для варки технических эмалей непригодны для получения художественных эмалей, поэтому для этой цели используются тигельные печи.
Температура плавления для различных эмалей находится в пределах От 1000 до 1400 °С. *j Минимальная температура плавления азихты определяется температурой плавления компонентов. Отсюда следует, что ход сложных реакций в шихте требует
Определенного времени и не может быть