ERHARD BREPOHL





122
Виды брака и причины его появления
Продолжение табл. 8
Виды дефектов
Причины появления и способы устранения
Черные пятна на поверхности эмали
Цветные пятна в эмали
Серые пятна или линии после огненного полирования
Волосяные линии на эмали
Трещины при расплавлении слоев эмали, граничащих друг с другом, либо нанесенных одна на другую (кракеле)
Скол
Деформация эмалевой пластины после обжига
Пустоты в нанесенном эмалевом слое
Кусочки окалины со стальной решетки для обжига попали в эмаль и вплавились
Попадание в эмаль различных чужеродных частиц до или после обжига. Необходимо чище работать!
Остатки абразива вплавились в поры и трещины, так как изделие неудовлетворительно промыто. Заново отшлифовать, промыть и подвергнуть огненному полированию
Растрескивание эмали под действием напряжений.
Различие коэффициентов теплового расширения эмали и металлической подложки. Неудовлетворительное нанесение контрэмали
Пробами определить заранее совместимость эмалей.
Напряжения устранить использованием контрэмали.
Соблюдать правильное соотношение высоты и ширины выемки!
Те же причины, что и при появлении волосяных линий, чаще всего — от больших напряжений
Металл перед нанесением эмали недостаточно отожжен и рекристаллизован. Подставка для обжига не дает надежной опоры. Возникают напряжения из-за неудовлетворительного нанесения контрэмалн
Слой нанесен слишком тонко. Неравномерно насеян.
Неудовлетворительно обезжирен металл /:
Заключение
Искусство эмалирования подразумевает тесную диалектическую связь между ремеслом, техникой и творчеством.
Предпосылкой для творчества является надежное овладение основами ремесла, в этом призвана помочь данная книга. Но ни в коем случае нельзя делать технику самоцелью. Виртуозность исполнения еще не гарантирует создания художественного произведения. С другой стороны, невозможно техническое бессилие компенсировать оригинальностью художественного замысла. Всегда мастерство служит основой для творчества.
Овладение техникой дает толчок творческой фантазии, в то же время творческий поиск может породить оригинальные технические приемы.
Приводимые далее в книге многочисленные иллюстрации (рис. 81 — 218) — будь то работы известных художников или студентов, которыми руководили опытные педагоги — демонстрируют возможности применения различных способов. Иллюстрации выбирались с таким расчетом, чтобы, по возможности, показать различные «почерки» мастеров. Эти работы можно рассматривать как образцовые, но не стоит слепо следовать образцам!
По-прежнему справедливы слова, сказанные пятьдесят лет тому назад профессором Ю. Шнайдером: «Не копируй никогда современников, ибо это означает воровство. Вживайся в современность, тогда ты встретишь настоящее. Не хватайся за все, что смотрится по-новому, только для того, чтобы быть при этом. Но пробуй обнаружить и стимулировать рост. Не противься хорошему новому лишь только потому, что оно чуждо тебе. Принимайся за дело и создавай в честь нашей профессии соответствующее времени и его требованиям, что принесет радость тем, кто придет после нас! Отдай всего себя своей благородной профессии, ибо история культуры всех времен показывает вершины славы ювелирного искусства, и это обязывает!».
Для ювелира эмаль в большинстве случаев— средство обогащения цветовой палитры, иногда ее также используют в качестве заменителя драгоценных камней и только в исключительных случаях как средство художественного выражения. И это не может быть по-другому, так как художественная форма ювелирного изделия всегда определяется эстетической функцией быть украшением личности его обладателя.
В нашем столетии значительно расширено применение эмалей для украшения посуды и столовых приборов. Однако безвкусная пестрота эмалевого декора,, нанесенного на чаши, вазы, подставки и другую посуду, представленную в магазинах художественных промыслов, не только не придает художественной ценности этим изделиям, но и отталкивает от этого направления художественного эмалирования взыскательного мастера.
Остается надеяться, что богатые традиции старых мастеров, украшавших эмалью церковную утварь, не будут утрачены и современные художники откроют новые интересные возможности.
Особенно интересные перспективы сулит применение художественного эмалирования архитектурных деталей.
Хорошие эксплуатационные качества декоративной эмали по стали и простота обработки плоских поверхностей привлекают все больше современных мастеров. Даже большие размеры настенных пластин, деталей облицовки не являются помехой, поскольку большие плоскости можно составлять из отдельных пластин. Кроме того, художник-эмальер может выбирать наиболее подходящую для воплощения замысла технику исполнения: эмалевую живопись в свободной манере, технику граффити, нанесение рисунка через шаблон, эмаль с эффектом потеков и т. д.