29
зу. Краски застывают и становятся
твердыми, как камень, и сохраняют все, что
ими было нарисовано».
Римляне обучились технике
эмалирования в провинциях (Галлии, а позднее и в
Британии, причем эти работы в
техническом отношении полностью
соответствуют работам кельтов: непрозрачные эмали
окрашивались в большинстве случаев
окислами железа и меди, а на изделиях
из бронзы использовалась выемчатая
эмаль (рис. 10). Распространенными
цветами были кирпично-красный, темно-
красный, оранжевый, светло-синий
(голубой). Отличие существовало лишь в
художественном оформлении. Драгоценные
металлы эмалью не покрывали.
Перегородчатая эмаль не встречалась ни у
кельтов, ни у римлян. За исключением
этих созданных в римских провинциях
работ, в Риме во времена императоров,
несмотря на высокоразвитое стекольное
производство, нанесение эмали на металл
не получило развития.
4.4. Немецкие вставки пластинок
альмандина
С целью цветового обогащения
дорогостоящих ювелирных изделий немецкие
ЙЁК.4:
¦ "^ ..
Рис. 11. Пряжка. Золото со вставками
альмандина и зеленого стекла.
VI в. н. э.
ювелиры (с IV по VII в.) применяли в
качестве вставок цветные камни и
цветное стекло, причем предпочтение
отдавалось красному альмандину. Это была
очень трудоемкая работа — получать из
камня, более твердого, чем стекло или
кварц, тонкие пластинки и точно
подгонять их по размеру гнезд, образованных
перегородками, расположенными в соот-
Рис. 12. Пластина
пряж ки. Золото со
вставкой альмандина
и зеленого
расплавленного стекла,
перегородки без основания.
Франция. Середина
VI в. н. э.:
а— вид спереди; б—- вид
сзади
Ф
^tifl&MBk^i^^
J