ERHARD BREPOHL





30
Историческое развитие техники эмалирования ветствии с орнаментом. При этом тонкие пластины альмандинов отполировывали настолько хорошо, что и сейчас отчетливо видна гофрировка подложенной золотой фольги (рис. II).
Очевидно, камни в виде готовых, уже отполированных пластин привозили из
Персии, так как трудно предположить, что в распоряжении немцев были подходящие абразивы для полирования твердых камней. Скорее всего они дорабатывали лишь контур, чтобы подогнать его к действительно сложным формам ячеек.
Особенно достойна внимания показанная на рис. 12, а уникальная в своем роде прямоугольная плоская пряжка.
Альмандины закреплены с зелеными пластинками стекла в сетке из золотых перегородок, но без основания! На оборотной стороне (рис. 12, б) отчетливо
Рис. 13. Пластины с изображениями святых. Золото, перегородчатая эмаль.
Части иконы из монастыря Дж\мати (Грузия). XI^XII вв. Слева: изображение Христа во храме; в центре; св.
Димитрий; справа: св. Василий видно, что стеклянные пластинки впаяны в рамки. Итак, здесь можно говорить уже о витражной эмали. Но идет ли речь об отечественной или завезенной работе, с большой уверенностью сказать трудно.
Впрочем, настоящая эмаль встречается в форме простых небольшого размера пластинок с перегородчатой эмалью, применявшихся для отделки ювелирных украшений.
Так как известны лишь несколько примеров такого рода в очень богатом фонде находок времени великого переселения народов, то можно предполагать, что речь идет не о типичных работах. Желая проследить дальнейшую историю развития эмали, следует подробнее рассмотреть развитие искусства восточного
Средиземноморья.
4.5. Византийская перегородчатая эмаль
Классическая история искусств рассматривает развитие эмали в связи с развитием культуры и искусства центрально-европейских стран. При этом принимается во внимание Средиземно- -*1Ъ №--- * V
Л* Ah -,<¦ -.:$<"
И & V ^ ^= "# f «i ;!.;.: L^' ?<$& \./№г- <**т ''¦j
Г& з& ¦Ш(Ш
Л* ^3 ^ --(•- V- м
У *' т "Г? ^. S: :>"?¦-. *& к- ¦.¦*- \ц
Византийская перегородчатая эмаль морье, но только потому, что оттуда исходят корни развития европейского искусства. Однако полную картину истории развития эмали можно получить лишь с учетом развития искусства стран Азии и особенно Востока, так как с уверенностью можно сказать, что искусство
Ирана (Персии), Индии и Китая, где до настоящего времени добиваются значительных успехов в области эмалирования, внесло определенный вклад в развитие этой технологии и оказало влияние на культуру Средиземноморья. Правда, прямых доказательств этого пока нет.
Развитие науки и техники обусловило появление в VIII в. очень быстро достигшей высочайшего совершенства византийской перегородчатой эмали, которую впервые использовали не как средство имитации камней, а как самостоятельный художественный прием вне связи с прошлым.
Классическими образцами эмалей считаются именно византийские, а не совершенно отличные по исполнению кельт- ско-римские выемчатые эмали, появившиеся на 500 лет раньше, и не египетские вставки камней по принципу перегородчатых эмалей, которые на тысячелетие старше. Определенная и наиболее тесная связь просматривается со вставками пластин из альмандина, которые изготовлялись на Ближнем Востоке (см. п. 4.4).
Установлено, что Сирия в это время была важнейшим центром изготовления и обработки стекла. Там изготавливались бусы из жемчуга и маленькие сосуды (флакончики), расписанные эмалью.