31
Обработка драгоценных металлов
получила в позднеантичной Византии
высокое развитие. Появились технические
предпосылки объединения стекла и
металла. Расцвела невиданная до сих пор
роскошь. Церкви и дворцы
византийского государства, особенно в столице —
Константинополе (теперь Стамбул),
выкладывались золотой мозаикой. Такими
же роскошными были священные
сосуды, предметы интерьера и знаки отличия
господствующих классов.
Таким образом, византийская эмаль
развивалась в совершенно новом
качестве— как изобразительное средство (см.
п. 9.5). Строгие и торжественные иконы
в динамичной последовательности и в
великолепии золотого заднего плана
совершенно удалены от земной
действительности.
Уже во времена царствования
Юстиниана (VI в.) существовали значительные
работы в этой технике, но многие из них
были уничтожены во время
«иконоборчества» (с 726 по 843 гг.). Временем
расцвета следует считать период до XII в. С
переходом к схематичным изображениям
в XIII в. начался общий упадок
византийских эмалей. Художественное и
техническое совершенство демонстрируют
изделия, показанные на рис. 13 и 14.
Опыт Византии оказал решающее
влияние на развитие техники эмалей в
Европе в средние века. Однако мнение, что
Рис. 14. Корона Мономахов. Золото,
перегородчатая эмаль. Византия.
Середина XT в.