32
Историческое развитие техники эмалирования
vV.jf-a:". *
¦ Wft
sy^
*$М^
SI»
if'
lilllllp:
Ш
;<-.
Ж: "Ш^\ЭД11Ш№
¦ "I1 "^.jft Г.
'¦:¦'•
'"¦; ¦
..•."-'..•
Рис. 15. Блюдо. Медь, с обеих сторон
покрыто перегородчатой эмалью.
Диаметр 22,6 см. Времени Артокидов,
ПЗО г.
Византия была единственным и ведущим
центром, откуда искусство эмалирования
распространилось на периферии
византийского мира, т. е. Грузию, Армению,
Сербию, Киевскую Русь, давно устарело.
В настоящее время, например в Тбилиси,
находят богатые собрания грузинских
работ с перегородчатыми эмалями, в
которых просматривается влияние
Византии, но которые являются
национальными творениями. В начале X в. в Киевской
Руси получила развитие оригинальная
техника перегородчатой эмали.
Образцом восточной техники
эмалирования является небольшое, покрытое с
обеих сторон перегородчатой эмалью
блюдо (рис. 15). Согласно надписи, оно
принадлежало эмиру Давуду (1119—
1144 гг.), который имел резиденцию в
верховьях Тигра. Здесь смешались
элементы персидского, византийского
стилей и стиля поздней античности. В
середине блюда изображено вознесение
Александра Великого, в маленьких
медальонах— орлы и борющиеся
животные, а в промежутках между ними —
мотивы с орнаментами и фигурами.
Только благодаря случаю сохранилось это
уникальное блюдо, представляющее
собой пример совершенства восточного
искусства эмалирования, которое во всех
отношениях не уступает византийскому.
4.6. Средневековые перегородчатая и
выемчатая эмали
При изучении истории развития
среднеевропейских, в частности немецких,
художественных работ с эмалью времен
средневековья следует учитывать
местные традиции, степень развития
страны, внешнеторговые связи.
Средневековые перегородчатая и выемчатая эмали