ERHARD BREPOHL





33
Рис. 16. Пластина с эмалью. Часть алтаря, изготовленного Николаусом Вер- денским. Позолоченная медь, выемчатая эмаль. Клостернойбург под Веной.
1181 г. решающим. Использование импортируемых пластинок с эмалью для украшения сосудов и утвари и обретение собственного опыта работы в новой технике дало толчок развитию эмалирования, которое начало приобретать самостоятельное значение как вид искусства. Появилась собственная выразательная форма эмали как ювелирного оформления.
В IX—X вв. (время Оттонов) мастерские монастырей на Рейне и в
Лотарингии образовали центры эмалирования по золоту, где выполнялись перегородчатые— по типу византийских — эмали.
Предпочтение отдавалось маленьким украшенным орнаментом многоцветным пластинкам с перегородчатой эмалью, которые закреплялись, как драгоценные камни, на священной утвари (см. рис. 70).
Лишь в исключительных случаях использовались образные мотивы, как например в пластине основания креста Матильды.
В трактате монаха Теофилуса «Schedula diversarium artium» подробно и наглядно описан способ изготовления пластинок с перегородчатой эмалью (см. п. 9.3.2).
Столетиями господствующая техника закрепления вставок альмандина обеспечила необходимые для перегородчатой эмали навыки обработки металла.
Качество стекла совершенствуется в течение меровингско-каролингского времени настолько, что освоено изгоювление нескольких наиболее употребляемых цветных эмалей. Традиции кельтских и провинциально-римских выемчатых эмалей все еще оказывают влияние. Известны факты, подтверждающие, что выемчатая эмаль на бронзе или меди сохранилась в
Галлии по меньшей мере до средневековья, хотя и в грубой вульгарной форме в несложных изделиях массового производства.
Значительное развитие получило эмалирование в XII в. в Лиможе и в области
Рейн — Маас. На искусство эмалирования
Европы раннего средневековья большое влияние оказали восточные (сирийские) и особенно византийские эмали. Благодаря высокому качеству технического и художественного исполнения (особенно священных сосудов — основного предмета работы средневекового ювелира) влияние византийских эмалей по золоту было
Рис. 17. Фрагменты оклада.
Позолоченная медь, перегородчатая и выемчатая эмали. XII в.
3 Э. Бреполь h