34
Рис. 18. Подсвечник. Позолоченная медь,
выемчатая эмаль, порфитка из горного
хрусталя. Нижняя Саксония. XII в.
Примером использования
перегородчатой эмали в украшении может быть
пряжка, исполненная в виде орла, так
называемое «украшение Гизелы» (см.
рис. 81). Это украшение изготовлено
приблизительно в конце X в. Голова,
крылья и хвост орла выполнены в
технике перегородчатой эмали. Венок
декорирован драгоценными камнями.
С XII в. выемчатая эмаль получила
признание как художественный метод
украшения церковной утвари цветовыми
образными и орнаментальными
мотивами. Наиболее значительные мастерские
находились на Рейне и Мозеле и во
французском городе Лиможе.
Возрастающая потребность в красивой и
недорогой церковной утвари побуждала к
использованию этой новой формы
художественного оформления. В качестве
подложки применялась обычно
позолоченная медь. Вероятно, соображения эконо-
Историческое развитие техники эмалирования
мической выгоды привели к переходу от
оттоновской перегородчатой эмали на
золоте к романской выемчатой эмали на
меди.
Традиция кельтской выемчатой эмали
на бронзе под влиянием византийской
перегородчатой эмали вылилась в новую
форму эмалирования. Примером этой
техники служит алтарь, который,
согласно надписи, изготовлен Николаусом Вер-
денским и освящен в 1181 г. На рис. 16
показана одна из 49 пластинок алтаря.
Вокруг фигур основной фон углублен и
заполнен эмалью. Рисунок внутри фигур
выгравирован и покрыт эмалью.
Основные цвета — синий, зеленый и красный.
Выполненный целиком из меди, алтарь
был подвергнут золочению.
Византийского влияния здесь не наблюдается.
На фрагментах оклада, показанных на
рис. 17, использована комбинация
выемчатой и перегородчатой эмали.
Изображенный на рис. 18 светильник служит
примером применения выемчатой эмали в
Рис. 19. Распятие. Позолоченная медь,
выемчатая эмаль
V^.1. ^. :^.:"i;i:4--^'^'^W>^". ^ f. . ...\]fei^№i
i
Готическая эмаль по чеканному рельефу