42
Историческое развитие техники эмалирования
Рис. 30. Плакетка «Рой бабочек».
Живописная эмаль. Д. Вибираль и Д. Зелиг-
мюллер. Веймар. 1917—1918 гг.
Рис. 31. Бокал. Медь с живописной
эмалью. Варнеке и Хаберман. Пфор-
цхайм. 1925 г. Чашка. Медь с
перегородчатой эмалью. К. X. Розенберг. Берлин.
Около 1927 г.
4.12. Эмаль в стиле модерн
Стиль модерн возродил использование
эмали при оформлении украшений и
ювелирных изделий. Многоцветная и яркая
эмаль стала необходимой для
художественного обогащения изделий с
растительными и анималистическими
мотивами. Натуральные и искусственные
материалы (все виды металлов, драгоценных
камней, перламутр, черепаха, слоновая
кость, эмаль) включались в композиции
из-за их художественных достоинств без
учета материальной ценности (см.
рис. 94).
По примеру технической
промышленной змали и восточно-азиатских образцов
декоративные сосуды полностью
покрывали змалью (см. рис. 95). В поисках
новых выразительных форм с
художественной и технической точки зрения
эмалирование вышло за рамки
классических способов. Из этих экспериментов
родидрсь художественное оформление
декоративной посуды. Второе рождение
получила витражная эмаль в результате
следования восточно-азиатским образцам
(см. рис. 79). Путем экспериментов были
найдены новые возможности
совершенствования способов эмалирования (сюда
относится большинство способов,
описанных в гл. 7).
В XX в. под влиянием произведений
мастеров стиля модерн эмаль стала
одним из полюбившихся способов художе-
.¦.-fflft.v.tfo.v..-"^ ..."-\..
^V^ul^b*
<*^ «""-ОД*
Эмаль в стиле модерн