ERHARD BREPOHL



безлимитные интернет тарифы\AP7551

62
Рис. 49. Нанесение кисточкой
Рис. 50. Нанесение шпателем
Рис. 51. Нанесение трубкообразным шпателем кую пластику, сосуды сложной формы, для заполнения ячеек и выемок. Чему отдать предпочтение — кисточке или шпателю, зависит от привычек и наклонностей эмальера и, конечно, от подложки.
Работу необходимо начинать с подготовки рабочего места. Надо расстелить
Технологический процесс эмалирования на столе чистую льняную салфетку и положить на нее рабочий образец. Рядом поставить стакан с водой для промывания рабочих инструментов. Отмученный эмалевый порошок должен быть мелкозернистым, увлажненным, но без избытка воды. Им заполняют ячейки рабочей палитры.
Кисточка должна быть жесткой и с заостренным концом. Ее размер зависит от количества наносимой эмали. Ее окунают в стакан с водой, удаляют избыток воды о льняную салфетку, заостряя при этом конец, проводят ею по увлажненной эмали так, чтобы на кончике кисточки остался комочек эмали величиной с рисовое зерно (рис. 49).
Подобным образом действуют и шпателем. Его рабочая поверхность должна быть гладкой, полированной, края должны быть слегка скруглены, чтобы не поцарапать металл и не «срезать» эмаль при ее сглаживании. Избыток эмали также удаляется шпателем, благодаря чему можно довольно точно дозировать ее количество. Шпателем выравнивают нанесенную эмаль и вдавливают ее в выемки и ячейки (рис. 50).
Для особо тонких работ подходит способ, описанный Теофилусом, а именно подхватывание эмали заостренным концом трубочки соответствующей формы и нанесение ее на подложку (рис. 51).
Требуется некоторый навык, чтобы соблюдать правильную степень увлажненности эмали во время нанесения.
Если эмаль слишком влажная, то частицы эмали перемещаются относительно
Друг Друга, граничащие цветовые области сливаются, и при этом почти невозможно получить четкий контур. Для удаления излишка воды кисточку промывают, высушивают льняной салфеткой, прижимая при этом кончик ее так, чтобы он стал плоским, прикладывая его осторожно к эмали, собирают воду. При этом одновременно выглаживают поверхность.
Избыток воды можно удалить также фильтровальной или гигроскопичной бумагой. Эмаль должна иметь такую влажность, чтобы ее можно было перемещать кисточкой или шпателем на подложке.
Покрытая эмалью поверхность должна точно соответствовать контуру рисунка.
При работе с прямолинейными цветовыми плоскостями удалять излишки воды можно кусочками фильтровальной бума-
Контрэмаль ги, прикладывая их к металлической поверхности с- нанесенным слоем эмали, одновременно высушивая и поправляя ее.
С другой стороны, эмаль нельзя слишком пересушивать, так как при соприкосновении ее с вновь нанесенным соседним слоем вода и эмаль втягиваются в осушенный слой. Контур рисунка при этом расплывается; кроме того, образуются дефекты в виде размытых краев и обла- кообразных участков, которые после обжига становятся еще более заметны.
Степень влажности эмали должна регулироваться так, чтобы соседние участки всегда имели примерно одинаковую влажность.
Начинающим рекомендуется проделать несложные упражнения — изготовить образцы, подобные изображенным на рис. 100. При нанесении полос различной ширины приобретается «чувство эмали» как материала, со временем приходят навыки работы с инструментами. При работе с черно-красной палитрой эмаль наносят более увлажненной, чем обычно, для того чтобы краски сливались в пограничной области. Такие приемы расширяют технические возможности эмалирования.
В перерывах незаконченную работу следует защитить не только от попадания пыли, но и от испарения влаги. Поэтому ее помещают под стеклянный колпак, а в жаркую погоду кладут на влажную фильтровальную бумагу или мокрую салфетку, которой застилают основание стеклянного колпака и прикрывают сверху, чтобы препятствовать испарению воды. Если же несмотря на это эмаль стала слишком сухой, то на нее кладут мокрую фильтровальную бумагу или осторожно прикладывают мокрую кисточку.
Большие плоскости можно обрызгать водой или сильно разведенным раствором траганта. Когда эмаль полностью высохла и подготовлена к обжигу, несмотря на все предосторожности может случиться так, что небольшое количество эмалевого порошка обсыплется. Если нет возможности исправить дефект добавлением сухой эмали, то следует вновь увлажнить всю пластину. При внесении мокрой эмали в сухой порошок влага, проникающая к металлу, может вызвать упомянутые выше дефекты в виде помутнения эмали. В этом случае лучше снять всю эмаль и наложить снова.
63
6.4. Коитрэмаль
Для наилучшего сцепления эмали с металлом необходимо использовать материалы, имеющие близкие по значению температурные коэффициенты линейного расширения (см. п. 2.6.4). Однако следует помнить и о возникающих в системе эмаль — металл напряжениях сжатия и растяжения.
Толстые металлические листы, какие обычно употребляются для выемчатых эмалей, имеют такую высокую прочность, что возникающие при эмалировании напряжения не могут привести к изменениям формы изделия. Тонкие листы, покрытые с одной стороны эмалью, прогибаются и коробятся в силу различия напряжений, возникающих в эмали и металле. Поэтому тонкие листы следует эмалировать с обеих сторон для того, чтобы они испытывали одинаковые напряжения растяжения с обеих сторон и оставались бы устойчивыми к деформациям.
Исходя из вышесказанного, необходимо придерживаться правила: толстый лист металла — тонкий слой эмали с одной стороны; тонкий лист — толстый слой эмали с обеих сторон.
Чем тоньше лист и чем толще оба эмалевых слоя, тем меньше опасность перегиба. Однако надо учитывать, что пластины, эмалируемые с обеих сторон, увеличиваются в размерах* после каждого обжига и в итоге не соответствуют подготовленным для них оправам. Это явление объясняется тем, что металлической пластине в процессе охлаждения препятствуют принять первоначальный размер оба нанесенных слоя эмали. При последующем обжиге все повторяется и пластина становится еще больше, чем после предыдущего обжига.
Это явление невозможно устранить и в практической работе его необходимо учитывать. Поэтому оправу следует выгибать по уже готовой эмалированной пластине. Чтобы достичь полного равенства напряжений, в идеальном случае пластина должна быть покрыта с обеих сторон одинаковой эмалью, выполненной в одной технике и одинаковой толщины.
Однако это почти не выполнимо и в большинстве случаев с художественной точки зрения вряд ли оправдано.