ERHARD BREPOHL





70
Технологический процесс эмалирования темный контур эмалевого утолщения, контрастируя с блестящим металлом, создает дополнительный художественный эффект.
Шлифование эмалированных пластин. У классических выемчатых и перегородчатых эмалей поверхность эмали должна быть выравнена так, чтобы она с перегородками и краями выемок образовала единую плоскость, причем эмаль может даже выступать слегка над металлическими частями. Для этого необходимо полностью заполнять ячейки или выемки. Если эмаль после обжига лежит очень низко, ее необходимо сошлифовы- вать до самого глубокого места. Эта операция трудоемка и требует много времени. Кроме того, глубокое опиливание приводит к ослаблению перегородок, которые — особенно по краям пластины— могут быть даже оторваны от подложки.
Предварительное шлифование можно выполнять на вращающемся карборундовом круге шлифовальной машинки, а для более тонких работ используется борма- шинка с гибким рукавом. Но всегда процесс шлифования должен проходить с достаточной подачей воды. При механизированной обработке эмаль снимается быстро, иногда даже слишком быстро, но поверхность остается неровной. После того как проявятся перегородки, поверхность шлифуют вручную карборундовым бруском.
Шлифовальные бруски и изделие время от времени промывают водой. Прежде чем перейти к шлифованию следующим, более мелкозернистым бруском, пластину следует хорошо промыть.
Тонкое шлифование поверхности эмали осуществляется шлифовальной шкуркой.
В зависимости от ее зернистости можно получить различный эффект: от глухого матового до шелкового нежного блеска поверхности. Краски непрозрачных эмалей смотрятся мягче и насыщеннее.
Объемные предметы кажутся более объемными, если им придать матовость, т. е. производить шлифование до матовой поверхности. Блестящая поверхность, полученная при обжиге, выглядит иногда малохудожественно. В частности, на сосудах она напоминает техническую эмаль.
Старые мастера для тонкого шлифования применяли вращающийся липовый круг, рабочую часть которого делали слегка шероховатой, при шлифовании использовали пемзовый порошок или тонкое стекло (водный трепел). Современной шлифовальной бумагой можно добиться того же результата, но без загрязнения поверхности абразивными частицами.
Промывание. Эта операция настолько важна, что на ней следует остановиться особо. Остатки абразива необходимо удалить с поверхности. Серые поры, забитые частицами абразива, делают некрасивой матовую поверхность, они отчетливо видны на отполированной поверхности.
Прн обжиге частицы сплавляются с эмалью, погружаются в нее и удалить их становится невозможно. Поэтому между шлифованием брусками и шкурками различной зернистости и особенно после окончания необходимо тщательно промыть изделие в теплой мыльной воде стеклянной щеткой, удалить иглой частицы абразива из мелких пор, а затем высушить салфеткой. Чистоту поверхности проверить с помощью лупы.
Полирование. Многие мастера отказываются от трудоемкого механического шлифования, заменяя его блестящим обжигом. Однако эмали, подвергнутые механическому шлифованию,— например китайские эмали (клуазоне)— приобретают более благородный блеск.
Огненное полирование же придает эмали «стеклянный» блеск. Кроме того, после механического полирования образуется абсолютно ровная поверхность. После огненного полирования поверхность всегда слегка опускается, поэтому предпочтение следует отдать механическому шлифованию. Используя мелкозернистую шлифовальную бумагу? можно добиться высокого качества поверхности.
Заключительная обработка осуществляется на полировальной машине мягким фетровым или кожаным кругом. Затем изделие еще раз тщательно промывают.
В относительно крупные поры втирают немного воска, тончайший слой воска растирают по всей поверхности.
Блестящий обжиг. Иногда для получения блестящей поверхности эмали отшлифованные, чисто вымытые изделия подвергают заключительному обжигу.
При температуре около 900 °С подготовленное изделие обжигается до тех пор, пока эмаль не начинает блестеть. Даже при небольшой продолжительности об-
Смешивание эмалей разных цветов жига перегородки и другие металлические части легко окисляются, а поскольку применение химических средств нежелательно, то удалить окисный слой можно только полированием фетровым кругом.
6.11. Смешивание эмалей разных цветов
Как бы ни была велика предлагаемая цветовая гамма эмалей, ее всегда не хватает. Палитру эмалей хотелось бы увеличить смешиванием эмалей разных цветов, подобно тому как смешивают по хроматическому кругу пигментные краски и получают всевозможные оттенки нескольких основных цветов. С эмалями это сделать невозможно.
Сначала смешивают эмалевые порошки различных цветовых оттенков, а затем обжигают и чаще всего не один, а несколько раз. Размягченные эмалевые частицы сплавляются, однако результат трудно предугадать, в итоге образуется новая эмаль с новыми свойствами и новой окраской. Свойства полученной эмали ни в коем случае не определяются свойствами составляющих компонентов.
Желая получить эмаль с заданными химическими и физическими свойствами, не следует руководствоваться свойствами исходных эмалей. Но иногда можно попытаться получить промежуточные тона или осветлить цветовой тон добавкой бесцветной эмали. С помощью пробных пластин можно оценить результаты экспериментов, а терпеливый труд поможет сделать правильный выбор исходных компонентов.
Для полного соединения расколотые куски эмалей помещают в ступку и растирают вместе для того, чтобы по возможности максимально их перемешать и гомогенизировать. При смешивании прозрачных эмалей после обжига образуется обычно однородно окрашенная эмаль, оттенок которой, правда, не всегда соответствует ожидаемому. При смешивании непрозрачных или прозрачных эмалей с непрозрачными часто получают «эффект перца и соли», т. е. различные красящие компоненты сплавляются друг с другом не растворяясь.
Другой способ получения нового цвета эмали состоит в том, что насеивают один на другой эмалевые порошки различных цветов, а затем вместе обжигают. Раз-