ERHARD BREPOHL



патч панель 24

72 трехслойным, так как цветовые слои здесь значительно толще. В техническом отношении этот способ несложен: металлическую пластину посыпают грунтовой эмалью и обжигают. На этот первый слой эмали насеивается верхний кроющий слой и опять обжигается. При этом довольно сложно предугадать цветовой эффект. Поэтому, прежде чем покрывать все изделие, необходимо изготовить пробный образец. И все-таки это не дает абсолютной уверенности в том, что результат, полученный при обжиге пробного образца, повторится при обжиге изделия, так как конкретные условия обжига играют решающую роль.
Повторным обжигом можно углубить светлый тон, но наоборот — никогда!
Поэтому эмали светлых тонов следует наносить в качестве нижних слоев. Следует учитывать тот факт, что общий цветовой тон обожженных эмалей не может быть таким, как при наложении друг на друга двух тонких пластинок цветного стекла, так как эмали при обжиге оказывают обоюдное влияние друг на друга в процессе диффузии и химического взаимодействия.
6.12. Нанесение фондона
Эмалирование, как и каждая техника, имеет свои специфические возможности, обусловленные особенностями материала. Если наносить эмаль, как плакатную краску, накладывать один за другим гладкие монохромные слои, то возможности эмалирования в этом случае не исчерпаны. Применение в различных сочетаниях прозрачных и непрозрачных эмалей широкой цветовой гаммы, блестящих и матовых, на различных металличе-" ских подложках предоставляет эмальеру широкие возможности. Сложные реакции, протекающие при обжиге между компонентами эмалей, дают дополнительные возможности.
Однако невозможно заранее определить все результаты проводимого эксперимента. Случайности и неожиданности встречают эмальера в его творчестве.
При этом даже опытный мастер не застрахован от неудач. Но, чем дольше и настойчивее он будет овладевать той или иной техникой, тем больше будет его уверенность в успешном осуществлении замысла.
Технологический процесс эмалирования
Особенно интересные эффекты получаются при последовательном нанесении различных слоев эмали. Это позволяет:
1) смешивать эмали различных цветов, как это описано в п. 6.11; 2) дифференцировать цветные эмали по степени яркости; 3) добиться тончайших переходов и цветовых оттенков эмали; 4) оживить цветовой фон включениями эмали другого цвета, например в виде пятен, облаков; 5) устранить нежелательные влияния металлической основы.
Нанесение промежуточного слоя. При температуре обжига происходит взаимодействие металла с эмалью, которое может оказывать вредное воздействие на цвет эмали. При этом эмаль может стать непрозрачной, мутной, с черными краями или может произойти полное изменение цвета эмали.
Это особенно часто наблюдается при эмалировании серебра. При обжиге эмали образуются соединения серебра, окрашенные в желтый цвет, которые меняют цвет эмали. Например, красные прозрачные эмали приобретают коричневый оттенок, непрозрачная белая эмаль желтеет. Для того, чтобы исключить прямое соприкосновение эмали с металлом, на металл перед нанесением цветной эмали наплавляют промежуточный слой эмали, называемой фондоном. Фондон — бесцветная эмаль, слегка окрашенная в голубой цвет окисью кобальта. Она служит изоляционным слоем между металлом и покровной эмалью, фоном для нанесения цветной эмали (рис. 56,в).
На золоте прозрачная красная эмаль благодаря реакции с металлом приобретает более яркий, насыщенный цвет; коричневая и зеленая также приобретаю! яркость. Эмали других цветов не реагируют с подложкой; лишь иногда цвет эмалей приобретает желтый оттенок.
Нанесением голубого фондона можно предотвратить это влияние золота.
Медь и эмалировочный томпак реагируют с эмалью, что особенно влияет на тон зеленых и голубых эмалей. Кроме того, непрозрачная красная эмаль покрывается черными пятнами, белая эмаль по краям становится зеленой. Иногда эти эффекты могут оживлять изделие. Но если необходимо устранить действие окиси меди на непрозрачные эмали, то на первый слой эмали наносят второй такого же цвета, при этом влияние металли-
Нанесение фондона
1Ъ ческой основы на поверхность эмалевого слоя устраняется.
Прозрачные эмали подвергаются не только химическому воздействию металла. Темная металлическая основа влияет на яркость и прозрачность. Пробные образцы показывают, что некоторые эмали, яркие на серебре, на меди выглядят тусклыми и темными. И в этих случаях некоторый эффект дает нанесение на подложку слоя фондона. При этом химическое влияние меди на цветную эмаль исключается, однако красно- коричневая металлическая основа может все-таки оказывать влияние на цвет эмали. Для устранения дефектов металл полностью покрывают грунтовой эмалью (фондоном). Однако при этом пропадает особая прелесть цветного стекла на рефлектирующем металле! Этот недостаток полностью устраняется наложением на медь промежуточного слоя из серебряной фольги, на которой прозрачные эмали смотрятся так же, как и на массивной серебряной подложке (см. п. 6.13).
Совместный обжиг слоев цветной эмали.
Нанесение промежуточного слоя фондона может использоваться не только для защиты прозрачной эмали от химического воздействия металла подложки, но и для получения декоративного эффекта.
При необходимости можно обжигать два слоя эмали без взаимного проникновения эмалей друг в друга (рис. 56,а, 6 и 99,а).
Поверхностную прозрачную эмаль следует тонко растереть, нанести равномерным слоем и слабо обжечь. Можно нанести эмаль крупного помола и обжечь при более низкой температуре. Слой эмали сплавится в однородную глазурь, но поверхность будет неровной и волнистой, что само по себе уже может быть интересным художественным решением. Во всех случаях необходимо проводить пробные обжиги, рез ультаты которых заносят в каталожные карточки. При этом отмечаются не только эффекты структуры и цвета, но и контролируется совместимость эмалей в термическом и химическом отношении.
Прожигание. Обычно наносят два (в исключительных случаях три) слоя эмали друг на друга, при этом каждый слой обжигается отдельно. Эмаль нижнего слоя должна быть наиболее легкоплавкой, а каждый последующий слой более тугоплавким, чем предыдущий. В отличие от описанного ранее способа совместного плавления в данном случае могут использоваться также и непрозрачные эмали, но эмаль, наносимая последней, всегда должна быть прозрачной. Затем следует заключительный обжиг при максимально высоких температурах (до
1000 °С). Кроме того, обжиг продолжают дольше, чем обычно, с тем чтобы эмали не только расплавились, но и продиф- фундировали одна в другую. При этом нижние слои эмали поднимаются на поверхность, вступают во взаимодействие с верхним слоем и изменяют его цвет.
Могут образовываться пятна и облачка различной окраски, что создает весьма интересные цветовые эффекты на эмалевых покрытиях (см. рис. 56,г, д; 99,6, в;
169, 174).
Нанесение защитного слоя эмали. В процессе работы могут возникнуть различные причины, заставляющие эмальера в заключение работы покрывать изделие бесцветным эмалевым слоем.
1. В ячейки и выемки, заполненные прозрачными эмалями, которые имеют необходимую интенсивность окраски, уже после первого или второго обжига с целью сохранения цвета добавляют до полной высоты фондон. Это не требует больших затрат времени, так как ячейки покрывают независимо от цвета по всей плоскости слоем фондона одинаковой толщины.
2. Непрозрачные эмали, которые в травильном растворе становятся матовыми, можно защитить фондоном.
3. Эмалевую живопись тщательно покрывают фондоном, чтобы защитить рисунок от механического и химического воздействий и одновременно повысить блеск эмалевой поверхности.
Нанесение защитного эмалевого слоя — это сложный процесс. Защитный фондон при определенных условиях обжига может помутнеть или пожелтеть, и почти готовая работа будет испорчена.
Фондон для защитного слоя должен быть всегда свежим и не слишком тонко растертым (тонина помола должна быть, как у мелкозернистого сахара). Его следует обработать азотной кислотой (см. п. 6.2.5). Эмалевый порошок наносится тонким слоем и обжигается при более низких температурах, чем основная эмалевая поверхность. Как только поверхность фондона станет гладкой, изделие