74
вынимают из печи. В случае
необходимости фондон наносят еще раз и еще раз
обжигают, но никогда нельзя оставлять
изделие в печи дольше, чем указано
выше. Защитное покрытие при
длительном нагреве не только становится
мутным, но также смешивается с грунтовым
покрытием, погружаясь в него. Иногда
не следует обжигать фондон до
глянцевого блеска, а лучше отшлифовать и
отполировать эмалевую поверхность
изделия.
6.13. Использование фольги в качестве
подложки для эмали
При эмалировании чаще всего
применяется фольга толщиной 3—5 мкм из
чистого серебра или чистого золота. В
дальнейшем речь пойдет о серебряной
фольге, так как золотая фольга
применяется очень редко из-за своей
дороговизны. Кроме того, золотая фольга
значительно тоньше серебряной, и при
температурах обжига эмали она может
оплавиться.
Фольгу из благородных металлов
используют в качестве подложки для
прозрачных эмалей в тех случаях, когда на
основном металле они теряют яркость и
меняют цвет. При этом преслед уется
цель повышения отражательной
способности металла-основы, а не устранения
химического воздействия металла на
эмаль, так как такая фольга обладает
более высокой отражательной
способностью. Например, прозрачная зеленая
эмаль на меди приобретает невзрачный
грязноватый цвет, на серебре же эта
эмаль имеет яркую и сочную окраску.
Использование фольги выгодно, так
как позволяет добиться высокого
качества эмалевого покрытия, не
отказываясь от применения в качестве основы
доступного и недорогого материала —
меди. Подложки из фольги применялись
уже с давних времен, чтобы подчеркнуть
отдельные цветовые эффекты в
живописной эмали (см. п. 8.2.4), покрытие всей
площади подложкой из серебра пришло
позднее. Практически это выполняется
следующим образом.
На металл основы наплавляется тонкий
гладкий слой эмали (для этого часто
используют фондон). При втором обжиге
фольга прочно наплавляется на этот слой
эмали, так как непосредственное соеди-
Технологический процесс эмалирования
нение фольги с металлической основой
невозможно. Тонкая непрочная фольга
должна быть полностью покрыта
эмалью.
Для того чтобы сделать фольгу
воздухопроницаемой, можно всю пачку
листиков фольги, переложенных листами
шелковой бумаги, проткнуть иглой через
каждые 5 мм. При этом фольга слегка
сминается, но потом ее опять можно
разгладить. Этим способом устраняют
возможность появления напряжений при
обжиге.
При наплавлении фольги возникают
некоторые технические проблемы.
Серебряную фольгу обычно выпускают
размера 120x120 мм. Если необходимы
более мелкие кусочки, их можно
вырезать ножницами. Рекомендуется
вырезать кусочек фольги несколько большей
площади, чем площадь металлической
основы, и окончательно обрезать его
после вплавления.
Если покрываются пластины больше
указанного размера, составные части
подложки из фольги ровно обрезают
острым лезвием толщиной 0,1 мм,
закрепленным в жестком держателе, по
стальной линейке по прямым линиям и
под прямым углом.
Фольгу укладывают на эмалевую
пластину, смазанную тонким слоем раствора
траганта. Если накладывается несколько
листов, то их, как это видно из рис. 57, а,
укладывают так, чтобы не оставалось ни
щели, ни выступа. Необрезанные края
могут немного выступать.
Затем накладывают сложенную в
несколько слоев газету и легкими
движениями по спирали от центра к периферии
разглаживают фольгу, прижимая ее к
основе и одновременно удаляя лишний
трагант (рис. 57,г). Если обратная
сторона остается невидимой, то фольгу по
углам отрезают под углом 45°,
переворачивают пластину, слегка смазывают края
грунтовой эмали трагантом и отгибают
выступающую фольгу так, чтобы она
прилипла по краям в виде фальца к
контрэмали (рис. 57,в).
Очень важно, чтобы пластина хорошо
просохла (по возможности в течение
дня). Если покрытую фольгой пластину
слишком быстро поместить в печь,
фольга вздуется из-за испарения влаги. Если
в процессе сушки покажутся пузырьки,
их прокалывают и снова выравнивают,
Использование фольги в качестве подложки «
прижимая фольгу небольшой асбестовой
плиткой (рис. 57,6).
Печь предварительно нагревают до
700 °С. Полностью высохшая пластина
помещается в печь. В процессе обжига
фольга ровно погружается в
размягченную эмаль. Когда фольга нагреется до
красного каления, пластину вынимают и
охлаждают. В случае необходимости ее
еще и правят.
Если обратная сторона должна
оставаться видимой, то выступающую
фольгу, конечно, нельзя загибать. В этом
случае площадь подложки должна быть
несколько меньше площади грунтовой
эмали. Грунтовую эмаль при обжиге по
наружному краю слегка закругляют.
Раскаленную пластину быстро вынимают
из печи, ставят на огнеупорную
подставку и небольшим усилием вжимают в
нужных ме стах фолы у в еще мяг к ую
эмаль. Эту операцию нужно производить
очень быстро, потому что только на
размягченной эмали может быть
достигнута необходимая прочность соединения.
В качестве вспомогательного средства
можно использовать мягкую латунную
щетку, заранее подогретый асбестовый
пуансон или шпатель. Для полной
уверенности в том, что фольга прочно
соединилась с эмалью, рекомендуется
поместить пластину еще раз в печь и
разогреть ее до красного каления. Теперь
серебряная фольга представляет собой
металлическую подложку и ее
используют так же, как и массивную серебряную
основу.
эмали
Рис. 57. Покрытие подложки серебряной
фольгой:
а — укладка вырезанных листочков фольги на
большой площади; б—прижатие фольги
асбестовым пуансоном; в—отбортовка фольги на
обратной стороне основания;
г—разглаживание фольги под газетным листом
7. Способы нанесения эмали
7.1. Нанесение эмали напылением
Напыление является простейшим
способом покрытия металлического
предмета эмалью. В п. 6.3.2 была изложена эта
технология. Напылением можно быстро
и равномерно нанести эмаль. Особенно
рекомендуется этот способ для
непрозрачных эмалей. Напыление прозрачных
эмалей может привести к помутнению
эмали, так как эмаль наносится сухой и
неотмученной. Даже в тех случаях, если
она была предварительно промыта и
отмучена, обязательная сушка порошка
приводит к разложению компонентов
эмали, что вызывает помутнение.
Производя пробные обжиги прозрачных
эмалей, следует убедиться, что они
пригодны для нанесения напылением.
В большинстве случаев недостаточно
покрыть предмет только одной эмалью,
так как цветовое решение и композиция
составляют ценность .художественного
изделия с эмалью в отличие от
предметов широкого потребления, где эмаль
играет роль защитного покрытия.
7.2. Граффити
Этим термином обозначают один из
способов оформления стен зданий.
Основание черного цвета, состоящее из
известняка, песка и угольной пыли,
покрывают тонким слоем гипса, в котором затем
процарапывают рисунок до появления
черного основания. Изображение
напоминает большую медную гравюру.
Подобного эффекта можно добиться, если
путем процарапывания создать орнамент
в напыленном эмалевом слое.
На металлическую подложку наносят
тонкий слой траганта, равномерно
насеивают тонкий слой эмали и тщательно
сушат. Подходящим инструментом
процарапывают рисунок так, чтобы
обнажилось металлическое основание. Эмаль на
этих местах удаляют. Для тонких линий
подойдет чертилка, для более широких
линий используют инструмент, рабочую
поверхность которого выковывают в
виде отвертки; можно также использовать
заостренные деревянные штифты
нужной формы.
Если рисунок процарапывают сразу же
по нанесенной эмали, т. е. когда трагаш
еще влажный, но не мокрый, то контур
процарапанного рисунка выкрашивается,
что создает художественный эффект.
Более широкие линии и плоскости при
необходимости следует дополнительно
промыть кисточкой, чтобы удалить
оставшиеся частицы эмали. После
процарапывания рисунок обжигают. У медных
подложек металлическая поверхность
окисляется, поэтому в заключение
работу протравливают, стараясь не испортить
эмали.
При обжиге эмаль растекается по
краям рисунка. Благодаря этому
процарапанные линии становятся немного уже,
но зато живее. После травления на всю
поверхность насеивается слой
прозрачной эмали и обжигается. Благодаря
этому обнаженные части металла защищены
от окисления. Кроме того, композиция
приобретает определенную целостность,
так как покровный слой
распространяется на всю пластину, причем покровная
эмаль частично расплавлена
непосредственно на медном основании, т. е. на
процарапанных местах, а частично на
грунтовой эмали, так что рисунок
просматривается достаточно четко (см. рис.
101, а).
Травление всегда связано с
определенным риском. Однако нельзя покрывать
эмалью окисленную медь, так как связь
эмали с основой в этом случае будет
недостаточно прочной, поэтому в
некоторых случаях сразу же после нанесения
16
Нанесение эмали по шаблону
рисунка всю пластину с еще не
обожженной грунтовой эмалью посыпают
прозрачной эмалью и только потом
обжигают. Благодаря этому открытая медь
будет защищена при обжиге от окисления
покровной эмалью.
Эффекта граффити можно добиться
еще и следующим образом. На
металлическую пластину сначала наносится
насеиванием грунт из прозрачной или
непрозрачной эмали и обжигается. Затем
поверх этого покрытия наносят трагант и
насеивают слой непрозрачной эмали, в
котором процарапывают рисунок так,
что обнажается грунтовая эмаль, а не
блестящий металл. Благодаря этому не
может быть никаких осложнений из-за
реакции с металлом основы (см. рис. 101,
6).
У эмалей граффити контуры
процарапанного рисунка в зависимости от
зернистости и влажности эмалевого порошка
могут быть четкими или расплывчатыми.
Следует испытать и опробовать все
возможности. Разумеется, можно обжигать
несколько цветных слоев, если насеивать
каждый последующий слой и снова
процарапывать рисунок.
7.3. Нанесение эмали по шаблону
На тонкий сплошной слой насеянной и
обожженной эмали насеивают второй
слой, частично закрывая основу
шаблоном так, чтобы грунтовая эмаль местами
оставалась свободной (рис. 58, а7 6).
В принципе, в качестве шаблона можно
использовать все, что может создать
силуэт. Это могут быть листья и травы,
предметы. Обычно шаблоны
изготавливаются самостоятельно в соответствии с
художественными замыслами.
Если хотят использовать шаблоны для
большого числа однотипных изделий, то
их изготавливают из долговечных
материалов, таких как листовой металл или
картон. При помощи копировальной
бумаги рисунок переносят на шаблон.
Металлические шаблоны выпиливаются;
бумажные шаблоны вырезают ножницами
или острым ножом на картонной
подставке. Различают шаблоны позитивные
(рис. 58, а) и негативные (рис. 58, 6).
Чтобы получились плоскости с четким
контуром, шаблон должен плотно
прилегать к основе, а для выпуклых изделий