ERHARD BREPOHL





80 ся, образуя гладкое покрытие. Затем по верхнему краю наносят зернистую легкоплавкую жидкотекучую эмаль.
Крупные и мелкае зерна эмалиодного или разных цветов смешивают с трагантом для того, чтобы они до обжига прочно удерживались на стенках изделия.
При высокой температуре обжига нанесенная на край легкоплавкая жидкоте- кучая эмаль стекает по стенке сосуда вниз или у чаш к центру. Части грунтовой эмали будут захвачены легкоплавкой эмалью, но несмотря на это тугоплавкая грунтовая эмаль благодаря своей высокой вязкости покрывает всю подложку.
Так образуется узорчатая структура.
Эффект может быть усилен с помощью инструмента для перемешивания эмалей по методу, описанному выше.
7.7. Кракле
Выполненная в этой технике поверхность выглядит так, как будто она покрыта тонкой сеткой окрашенных линий (см. рис. 107).
Два слоя эмали различной окраски с разными коэффицентами термического расширения наплавляют друг на друга.
При этом кроющий слой сжимается сильнее, чем грунтовая эмаль, благодаря чему он разрывается, образуя микротрещины в виде волосяных линий, через которые виден слой грунтовой эмали. Если, например, хотят декорировать этим способом плоскость белого цвета, то сначала подложку покрывают тугоплавкой белой эмалью, сверху накладывают тонкий слой слегка желтоватой эмали, которая сильно сжимается при охлаждении и при этом разрывается. При быстром охлаждении в кипящем масле трещины значительно увеличиваются и поверхность приобретает коричневатый оттенок. При необходимости в заключение изделие следует подвергнуть непродолжительному обжигу для того, чтобы закрепить трещиноватый слой. Нужно обладать некоторым навыком, чтобы добиться равномерного образования тонкой сетки трещин.
7.8. Эмали с эффектом опалисцирования
Опаловые (опалисцирующие) эмали носят такое название потому, что после обжига они приобретают полупрозрач-
Способы нанесения эмали ную нежную пастельную окраску и легкое опаловое мерцание. При нанесении на подложку фондона эффект опалисцирования проявляется особенно ярко (см. рис. 106). Кроме того, на серебро необходимо наносить фондон с тем, чтобы не изменился цвет опаловой эмали. На подложку сначала наплавляется фондон, затем наносится и обжигается до блеска опаловая эмаль. Сначала она кажется совсем прозрачной. На последнем этапе работы эмалируемый предмет снова помещают в печь и наблюдают через открытую дверцу за разогревом. Как только поверхность начнет «тускнеть», изделие сразу же вынимают из печи. Совсем не просто правильно уловить этот момент, потому что опалисцирующий эффект появляется при умеренных температурах, прежде чем наступит разжижение эмали. Если упустить момент, то в зависимости от температуры обжига эмаль станет либо мутно-молочной, либо совершенно прозрачной, но без опалисцирования. В таких случаях процесс повторяют: обжигают эмаль при высокой температуре до прозрачности, охлаждают и повторяют обработку до получения опалисци- рующего эффекта.
7.9. Нанесение эмали в виде нитей
Размягченную эмаль, находящуюся в вязком состоянии, можно вытягивать в нити, которые затем наплавляют на подготовленную эмалевую поверхность (см. рис. 108).
Для этого необходимы следующие инструменты и вспомогательные средства: тигельные щипцы для захвата и удерживания тиглей; тигли из огнеупорной глины (какие обычно используют для плавки благородных металллов, размер зависит от количества расплавляемой эмали, наиболее часто применяют тигли диаметром около 10 см); асбестовые рукавицы; стальной стержень толщиной от 5 до
10 мм, длиной 50 см, с помощью которого вытягивают нити; молоток и плоскогубцы для отбивания и отгибания застывшей эмали.
Тигель заполняют эмалью в кусках или в порошке и на подставке для обжига устанавливают в холодную печь.
Разогревают до температуры плавления эмали, чтобы она в тигле размягчилась и стала вязкотекучей. Если загрузить холодный
Нанесение эмали в виде нитей тигель в горячую печь, он может треснуть.
Когда эмаль расплавилась, горячий тигель вынимают из печи и устанавливают на огнеупорную подставку. Лучше всего работать вдвоем: один надежно удерживает щипцами тигель, причем в целях безопасности он должен пользоваться асбестовыми перчатками, а другой вытягивает нити (рис. 60).
Конец стального стержня нагревают в газовом пламени до красного каления и затем погружают в расплавленную эмаль. Когда стержень вынимают, вязко- текучая эмаль прилипает к стержню, как сироп к ложке. Сначала нить тянут вверх, затем в сторону, пока длина нити не достигнет 1,5—2 м.
На воздухе тонкие нити быстро охлаждаются, затвердевают и становятся хрупкими. Затвердевшие нити отламывают щипцами сначала от стержня, а потом от горячего тигля. Таким способом можно вытянуть 3—4 нити. Затем эмаль в тигле застывает. Если требуется больше нитей, тигель наполняют вновь, ставят в печь и этот процесс повторяют. Работу рекомендуется построить так, чтобы в печи находилось одновременно несколько тиглей, и после охлаждения одного можно было бы сразу же продолжать работу.
При переходе к вытягиванию нитей из эмали другого цвета комочки эмали, прилипшие к концу стержня^ необходимо тщательно удалить. Для этого раскаленный конец стержня погружают в холодную воду и откалывают эмаль молотком.
Эти остатки можно опять расплавить.
При наличии некоторого опыта толщину нитей можно варьировать, изменяя скорость вытягивания эмали: чем быстрее вытягивается эмаль из тигля, тем тоньше получаются нити.
Необходимо всегда иметь небольшой запас нитей. Обычно образуются прямые нити. После охлаждения (уже в хрупком состоянии) их можно легко разломить на кусочки необходимой длины. Из-за большой хрупкости нитей их следует хранить в жестких сосудах. Нить можно «смотать в клубок», если сгибать ее в вязком состоянии на огнеупорной подставке.
Для изготовления нитей подходит любая эмаль, но предпочтение отдается непрозрачным эмалям, так как они при последующем расплавлении лучше снимаются с подложки. В тигле можно
6 Э. Брсполь