ERHARD BREPOHL





84
Живопись эмалевыми красками тоньше цветные линии, тем труднее их исполнение. После ряда таких упражнений можно переходить к несложным мотивам (см. рис. 109, г — е).
Начинающему художнику рабочие образцы, полученные в результате упражнений на ровность сопрягаемых слоев непрозрачной эмали, могут показаться малохудожественными из-за резких переходов цветов. Создается впечатление, что они противоречат тому, что подразумевается под понятием «живописная эмаль», однако эти упражнения необходимы.
При использовании прозрачных эмалей переходы мягче и расплывчатее. Правда, непосредственно на медную основу можно наносить прозрачные эмали только нескольких тонов. Цветовые переходы можно сделать мягкими и плавными, увлажняя эмаль по границам раздела соприкасающихся плоскостей.
Прозрачные и непрозрачные эмали можно накладывать параллельно, благодаря чему тона непрозрачных эмалей кажутся более насыщенными и четкими рядом с нежными и размытыми тонами прозрачных эмалей. Наиболее полно в художественном отношении свойства эмалей проявляются в сочетаниях глухих и прозрачных эмалей, когда прозрачные эмали наносятся на глухие (см. п. 6.12). Непрозрачные эмали, перекрытые прозрачными, становятся более мягкими и живыми.
Прозрачные эмали приобретают особенную яркость и живость на светлой непрозрачной основе, на частично или полностью покрытой фольгой подложке они сверкают особенно ярко. У эмальера есть еще одно средство, с помощью которого он может эффективно воздействовать на эмалевую поверхность — это режим обжига.
Конечно, не так-то просто овладеть техникой живописной эмали, но не стоит падать духом из-за неудач. Настойчивый поиск собственных приемов, интуиция и художественное чутье помогут вам создать оригинальные и высокохудожественные изделия. На рис. 96, 113 показаны работы, выполненные в технике живописной эмали на меди.
8.1.3. Живопись по фондону
Медную пластину сначала покрывают слоем фондона, сквозь который после