ERHARD BREPOHL





86
8.1.4. Живопись по подложке из фольги
После нанесения серебряной фольги на загрунтованную подложку (см. п. 6.13) на наплавленную фольгу наносятся эмали, как на любую другую металлическую основу. Перегородки можно не наплавлять, их нужно прочно приклеить трагантом. Таким способом можно оформлять даже выпуклые поверхности (см. рис. 114). Может случиться, что эмаль при первом обжиге не полностью покроет поверхность. Чистое серебро подложки не окисляется и может быть покрыто при следующем нанесении эмали, что невозможно осуществить на медной подложке. Особенно красиво смотрятся поверхности, покрытые прозрачными эмалями, но для контраста можно ввести в композицию непрозрачные эмали (см. рис. 115, 205).
При работе с серебряной фольгой необходимо учитывать следующее. В то время как медь практически нечувствительна к высоким температурам, серебряная фольга при обжиге эмали может полностью расплавиться и соединиться с медью. Во избежание этого необходим строгий контроль температурного режима в муфеле. Если муфель снабжен терморегулятором, то при работе следует выдерживать температуру в пределах
700—750° С. При загрузке в печь больших изделий поглощение ими теплоты может быть настолько велико, что температура печи может понизиться приблизительно до 370° С.
Следует обратить внимание на тот факт, что некоторые эмали при высокой температуре поглощают серебро, которое может полностью раствориться в эмали. Особую осторожность следует соблюдать при работе с непрозрачной белой эмалью: иногда после ее обжига на те места, где в эмали находились серебряные перегородки, указывает только желтоватая окраска эмали. В таких слу- чаях серебряную подложку и серебряные перегородки следует изолировать промежуточным слоем фондона илн другой нейтральной эмалью.
Вместо того, чтобы полностью покрывать подложку фольгой, можно применять резаную фольгу, т. е. подкладывать фольгу под отдельные детали мотива (см. рис. 116, 117, 213). Таким образом, полу-
Живопись по эмали чают живой контраст плоскостей, покрытых и не покрытых фольгой.
Если для этой цели применяют обычную тонкую фольгу, то для резки рекомендуется положить ее между ватманом и калькой, на которую наносится рисунок. Таким образом можно при резке защитить тонкую фольгу от деформации.
Рисунок вырезается острым ножом или ножницами вместе с бумагой и фольгой.
Можно использовать также тонко прокатанный лист серебра (максимальная толщина 0,005—0,1 мм), который менее подвержен деформации при обработке.
Лист серебра удобнее резать и его не нужно защищать бумагой и калькой.
Благодаря жесткости листа серебряная подложка остается гладкой. Части, вырезанные из фольги или листа, наклеиваются на основу трагантом. Эмаль наплавляется так же, как было описано выше.
Следует обратить внимание на то, что детали большого размера, вырезанные из тонкого листа, из-за разницы в коэффициентах термического расширения серебра и металла основы могут отставать от подложки. Поэтому большой рисунок должен составляться, подобно мозаике, из небольших кусочков фольги. Например, при изображении фигур продуманно вырезают кусочки: отдельно части тела, складки и детали одежды и т. д.
Иллюстрацией может служить изображенная на рис. 119 пластина. Вокруг основной заготовки припаяна рама из толстой серебряной ленты. Пластине придали слегка выпуклую форму во избежание деформации при нагреве. Переднюю и заднюю стороны покрыли темно-синей эмалью. Листья, стебли и цветы вырезали отдельно из тонкого серебряного листа и прикрепили трагантом. Штихелем вырезали прожилки листьев — тем самым можно создать блестящие эффекты в серебряном листе. Серебряные пластиночки покрыли соответствующей прозрачной цветной эмалью и обожгли.
Затем всю пластину до края рамки покрыли бесцветным слоем фондона и вновь обожгли. При необходимости поверхность можно еще отшлифовать и отполировать, цвета эмалей при этом не изменяются, т. е. механической обработке подвергается только фондон, а не цветная эмаль.
Тонкий лист фольги можно использовать для изготовления маленьких звездо-
Лиможская эмаль чек, иначе называемых блестками (канителью), которые вплавляют в эмаль для создания декоративного эффекта (см. рис. 121). Фигурными пуансонами блестки вырезают на мягком основании (картоне или твердой резине). Затем на эмалевую поверхность наносят немного траганта, присыпают блестками и обжигают. Их не следует покрывать цветной эмалью, так как эффекты, создаваемые сверкающим серебром или золотом, облагораживают эмалевую поверхность.
Иногда в заключение блестки вместе с основной эмалью покрывают слоем фон- дона, чтобы защитить их от истирания.
Большое число изделий, украшенных блестками, упоминается в различных каталогах прошлого века. Из-за обилия ремесленных поделок данный способ обесценился. Однако выполненное со вкусом и необходимой сдержанностью изделие, украшенное блестками, очень красиво.
8.2. Лиможская эмаль
Это понятие обозначает способы эмалирования, которые применялись в XV— XVII вв. в Лиможе. Знаменитая лиможская выемчатая эмаль (XII—XIII вв.) не имеет к ним никакого отношения.
8.2.1. Моделирование белым по черному
В данной технике изготовляли не только плакетки с изображениями. В музеях хранятся сосуды, полностью декорированные лиможской эмалью (см. п. 4.9). В качестве мотивов использовали орнаменты, изображения животных и людей, даже целые сцены.
Следует подчеркнуть, что в отличие от живописных миниатюр по эмали для живописи использовали не красящие окислы, а только цветные эмали. Кроме того, обязательно применяли контрэмаль.
Характерная особенность лиможской эмали состоит в том, что изображаемые мотивы располагают на темном фоне, а рельеф наносят эмалью белого цвета.
Подложку (чаще всего медную) сначала полностью покрывают черной, темно- синей или темно-коричневой грунтовой эмалью, затем на эту основу наносят изображение белой эмалью и обжигают.
87
При нанесении тонкого слоя белой эмали темный фон просвечивает через него, в этом случае преобладают серые тона, а при достаточно толстом слое образуется чистый белый цвет. Варьируя толщину слоя, можно получать широкую гамму оттенков между белым и черным.
Таким образом, рисуя, «моделируют»: начинают с темного заднего плана, затем переходят к теневым частям рисунка и далее к самым светлым местам изображения. Технически это осуществляют следующим образом: на темной подложке сначала обжигают тонкий слой белой эмали, покрывающий темные теневые детали. Поверх этого слоя наносят и обжигают слой за слоем до тех пор, пока темное основание не будет полностью закрыто в местах, соответствующих самым светлым деталям.
8.2.2. Рельефное изображение эмалью
Данный способ позволяет наносить белые слои эмали друг на друга и обжигать их так, что не происходит усадки эмали и она не растекается. Если работа выполнена правильно, создается рельефное изображение. Для этого используют тугоплавкую эмаль с высоким поверхностным натяжением. В случае необходимости добавкой кварцевой муки можно еще больше повысить тугоплавкость эмали.
Разумеется, при такой технике рельефной живописи необходимо терпеливо наносить эмаль слой за слоем и обжигать (рис. 62). Одноразовым нанесением толстого слоя эмали данного эффекта достигнуть не удается.
Черно-белым изображениям можно придать цветовые оттенки путем покрытия белого слоя тонким слоем прозрач-
Рис. 62. Рабочий образец. Белая эмаль рельефно нанесена на черный грунт