ERHARD BREPOHL





88
Рис. 63. Плакетка в стиле неоренессанса. Техника лиможской эмали. К. Попе- лин. Париж. 1868 г. ной цветной эмали, как это делали ли- можские мастера в своих ранних работах: одежда, основные детали переднего плана, изображение цветов и животных оттеняли цветной эмалью. Там, где это необходимо, например для изображения парчи, оружия или украшений, вместо белой эмали подкладывают золотую или серебряную фольгу. Именно благодаря использованию фольги лиможские работы раннего периода обладают ювелирным блеском. Кроме того, включение металла в живописное изображение оказало свое влияние на развитие ювелирного искусства.
8.2.3. Живопись в стиле гризайль
Для удовлетворения возрастающего спроса отдельные мастерские были реорганизованы в мануфактуры. При этом упростили технологию: отказались от использования фольги в качестве подложки, трудоемкое и сложное моделирование при помощи серой и белой эмалей заменили живописью в стиле гризайль, напоминающей гравюру на меди или дереве.
Живопись по эмали
Сначала белую эмаль наносят на черный грунт так, чтобы поверхность мотива была полностью покрыта тонко размолотым порошком. Затем белую эмаль процарапывают острым инструментом и на изделии остается черный штриховой рисунок на белом фоне, необходимый для моделирования изображения. Способ гризайль имеет некоторое сходство с описанной в п. 7.2 техникой граффити.
После этого пластину обжигают так, чтобы белые линии остались четкими и не растеклись.
Лиможская живопись несправедливо была вытеснена другими видами эмалирования. Причина заключается вероятно в том, что этот прием эмалирования очень трудоемок и требует высокого технического и художественного мастерства при реализации замыслов эмальера.
8.2.4. Пример осуществления
В прошлом столетии художники в поисках новых художественных форм, используя опыт и стили мастеров прошлого, создавали подобные работы в технике лиможской эмалевой живописи.
Французский эмальер Клаудиус Попелин создал художественный женский портрет в стиле неоренессанса и использовал для этого старую технику лиможской эмалевой живописи (рис. 63). В представленном примере использовались фольга, прозрачные и опаковые эмали и в некоторых местах золотые блестки. До нас дошел доклад, с которым он выступил 6 марта
1868 г. перед Центральным обществом изящных искусств в Париже, объяснив процесс изготовления этой эмалевой работы. Рассмотрим наиболее важные моменты, поскольку подробное изложение технологии интересно и сегодня. (Перевод Лютмера приводится без изменений.)
Доклад начинается с описания обработки слегка выпуклой медной пластины толщиной примерно 0,1 мм. К. Попелин подчеркивает необходимость нанесения контрэмали, описывает подготовку эмалевых красок к работе. Далее он рассматривает процесс из готовления изделия: «Растертую эмаль распределяют на тщательно протравленной металлической поверхности, примерно так, как намазывают бутерброд. Для этого используют железный или медный шпатель, размер которого зависит от выполняемой рабо-
Лиможская эмаль