ERHARD BREPOHL





92
Живопись по эмали
Рис. 66. Плакетка. Трафаретная печать на эмали для стали большой добавкой красок и чистым тонко растертым фондоном.
Медная подложка создает основной фон картины, который может быть окрашен в различные оттенки коричневого цвета. При работе в данной технике большой эффект дает применение серебряной фольги: обладающая высокой отражательной способностью подложка придает эмали яркость и блеск, более четким кажется контур изображения.
Подложку или слой фольги покрывают слоем фондона с добавлением красящих окислов и чистого фондона. Наиболее интенсивные цветовые эффекты получаются посредством заключительного нанесения на эмаль чистой краски для фарфора.
Способ можно изменить, например, посредством нанесения грунтовой эмали: на тугоплавкой белой эмали краски получаются чистыми и яркими, на легкоплавкой— образуются интересные эффекты прожогов за счет того, что окрашенный фондон погружается в грунтовую эмаль и смешивается с ней.
8.3.4. Использование красящих окислов металлов в промышленном эмалировании
Красящие окислы металлов все чаще используют для декорирования и нанесения надписей при промышленном эмалировании.
Декалькомания. Этим термином обозначают способ получения рисунка путем перевода печатных картинок с бумаги на изделие с последующим обжигом. На бумагу нанесен слой декстрина. Когда переводную картинку замачивают, слой декстрина растворяется. Затем картинку кладут на эмалированный предмет и удаляют бумагу. Цветной рисунок прочно удерживается на основе. После просушки изделие обжигается. Краски на переводных картинках должны быть устойчивы к обжигу, иметь хорошее сцепление с эмалью и одинаковый интервал обжига.
Печатание штемпелем. Рисунок наносят при помощи резиновых штампов. В качестве красителей можно использовать, например, водный раствор сульфата кобальта (синий цвет) или масляный раствор окиси олова (белый цвет), В принципе можно применять все используемые в керамической промышленности штемпельные краски.
Нанесение рисунка по шаблону. Краскн наносят кисточкой, шпателем или распылителем по наложенным сквозным шаблонам, изготовленным из медной, оловянной, свинцовой или пластмассовой фольги.
Трафаретная печать. М елкоячеистое сито местами делают непроницаемым, так чтобы краситель мог выдавливаться только через свободные ячейки.
Трафаретная печать — это дальнейшее развитие техники нанесения рисунка по шаблону.
Эмалированные изделия, выпускаемые промышленностью, декорируют машинами для трафаретной печати. Изделия, имеющие плоскую или выпуклую поверхность, прочно зажимают с помощью факсатора в машине. Затем пасту для трафаретной печати, замешанную на масле, выдавливают на изделие через металлическое или пластмассовое сито. Этим способом можно наносить даже многоцветный декор. В новейших моделях таких машин применяют термопластичные краски, замешанные не на масле, а на воске. Они размягчаются при температуре 70—80°С и в таком состоянии пригодны для печати. После нанесения на холодное изделие они тотчас же затвердевают. Благодаря этому можно сразу же — без сушки — наносить краску другого цвета. Работы, показанные на рис. 66 и 137, служат пр"мерами того, как трафаретную печать применяют для художественного оформления изделий.
9. Технические приемы изготовления *_* ювелирных изделии с эмалью
9.1. Основные понятия
Выше нами были рассмотрены технические приемы создания изделий, художественная ценность которых определяется в основном красотой эмалевого покрытия. Металл в них играет вспомогательную роль — служит подложкой для хрупкого эмалевого покрытия.
Перейдем к рассмотрению традиционных приемов эмалирования — технике ювелирной эмали. Характерной особенностью ювелирных эмалей является наличие металлических перегородок, препятствующих смешиванию эмалей при обжиге.
Применение перегородок первоначально было обусловлено низким качеством эмалевого сырья. В настоящее время, как это видно из предыдущих глав, разработаны составы эмалей, позволяющие создавать четко разграниченные цветовые плоскости без разделительных перегородок. Но не следует пренебрегать и традиционной техникой нанесения эмали в ячейки и выемки.
Прежде чем перейти к описанию технических приемов, дадим определения основных понятий, которые будут применяться далее.
Проволока— пруткообразный полуфабрикат с диаметром поперечного сечения (круглой или другой формы) до
40 мм. В эмалировании это пруток круглого или квадратного поперечного сечения.
Филигранная проволока—это свитый из двух круглых проволок шнурок.
Филигранная проволока может быть про- вальцованной.
Перегородка— плоская проволока с прямоугольным поперечным сечением или тонкая узкая листовая полоса.
Перегородки устанавливаются на подложке на ребро.
Ячейка—пространство на подложке, окруженное перегородкой, которое заполняют эмалью.
Выемка—углубление на подложке, которое заполняют эмалью, заподлицо с краями выемки.
На рис. 67, 123 представлены различные виды ювелирных эмалей.
9.2. Эмаль по сканному орнаменту
В качестве подложки используют металлический лист, а в простейшем случае плоскую пластину (см. рис. 217). Однако для этой цели можно использовать и пластичную листовую деталь или сложное изделие, изготовленное из материала , выдерживающего температуру обжига эмали. Таким способом была изготовлена стопка, показанная на рис. 124.
Можно использовать готовую проволоку или изготовить ее из отлитого прутка.
Пруток проковывают, отжигают и затем прокатывают в вальцах. После того, как проволока достигнет нужной длины, ее протягивают через фильеры для того, чтобы она получила определенный профиль (обычно круглый или четырехугольный). В процессе протягивания проволоку подвергают промежуточным отжигам, а в заключение ее еще раз отжигают для придания ей большей пластичности, отбеливают и крацуют. По поводу размером сечения проволоки нельзя дать каких-либо однозначных рекомендаций: они зависят от размеров и пропорций всего изделия. Слишком тонкой проволока не должна быть: она может заплавить- ся эмалью.
Особый вид представляет эмаль по филиграни. Кордовую проволоку свивают из двух тонких круглых проволок по одному из следующих способов.
Концы коротких отрезков проволоки сводят вместе и зажимают в тисках.