АСТА Р15 вентиль по материалам http://www.pasador.ru.
92
Живопись по эмали
Рис. 66. Плакетка. Трафаретная печать
на эмали для стали
большой добавкой красок и чистым
тонко растертым фондоном.
Медная подложка создает основной
фон картины, который может быть
окрашен в различные оттенки коричневого
цвета. При работе в данной технике
большой эффект дает применение
серебряной фольги: обладающая высокой
отражательной способностью подложка
придает эмали яркость и блеск, более
четким кажется контур изображения.
Подложку или слой фольги покрывают
слоем фондона с добавлением красящих
окислов и чистого фондона. Наиболее
интенсивные цветовые эффекты
получаются посредством заключительного
нанесения на эмаль чистой краски для
фарфора.
Способ можно изменить, например,
посредством нанесения грунтовой эмали:
на тугоплавкой белой эмали краски
получаются чистыми и яркими, на
легкоплавкой— образуются интересные эффекты
прожогов за счет того, что окрашенный
фондон погружается в грунтовую эмаль
и смешивается с ней.
8.3.4. Использование красящих
окислов металлов в промышленном
эмалировании
Красящие окислы металлов все чаще
используют для декорирования и
нанесения надписей при промышленном
эмалировании.
Декалькомания. Этим термином
обозначают способ получения рисунка путем
перевода печатных картинок с бумаги на
изделие с последующим обжигом. На
бумагу нанесен слой декстрина. Когда
переводную картинку замачивают, слой
декстрина растворяется. Затем картинку
кладут на эмалированный предмет и
удаляют бумагу. Цветной рисунок прочно
удерживается на основе. После
просушки изделие обжигается. Краски на
переводных картинках должны быть
устойчивы к обжигу, иметь хорошее сцепление с
эмалью и одинаковый интервал обжига.
Печатание штемпелем. Рисунок наносят
при помощи резиновых штампов. В
качестве красителей можно использовать,
например, водный раствор сульфата
кобальта (синий цвет) или масляный
раствор окиси олова (белый цвет), В
принципе можно применять все используемые
в керамической промышленности
штемпельные краски.
Нанесение рисунка по шаблону. Краскн
наносят кисточкой, шпателем или
распылителем по наложенным сквозным
шаблонам, изготовленным из медной,
оловянной, свинцовой или пластмассовой
фольги.
Трафаретная печать. М елкоячеистое
сито местами делают непроницаемым,
так чтобы краситель мог выдавливаться
только через свободные ячейки.
Трафаретная печать — это дальнейшее развитие
техники нанесения рисунка по шаблону.
Эмалированные изделия, выпускаемые
промышленностью, декорируют
машинами для трафаретной печати. Изделия,
имеющие плоскую или выпуклую
поверхность, прочно зажимают с помощью
факсатора в машине. Затем пасту для
трафаретной печати, замешанную на
масле, выдавливают на изделие через
металлическое или пластмассовое сито. Этим
способом можно наносить даже
многоцветный декор. В новейших моделях
таких машин применяют
термопластичные краски, замешанные не на масле, а
на воске. Они размягчаются при
температуре 70—80°С и в таком состоянии
пригодны для печати. После нанесения на
холодное изделие они тотчас же
затвердевают. Благодаря этому можно сразу
же — без сушки — наносить краску
другого цвета. Работы, показанные на рис. 66
и 137, служат пр"мерами того, как
трафаретную печать применяют для
художественного оформления изделий.
9. Технические приемы изготовления
*_*
ювелирных изделии с эмалью
9.1. Основные понятия
Выше нами были рассмотрены
технические приемы создания изделий,
художественная ценность которых
определяется в основном красотой эмалевого
покрытия. Металл в них играет
вспомогательную роль — служит подложкой для
хрупкого эмалевого покрытия.
Перейдем к рассмотрению
традиционных приемов эмалирования — технике
ювелирной эмали. Характерной
особенностью ювелирных эмалей является
наличие металлических перегородок,
препятствующих смешиванию эмалей при
обжиге.
Применение перегородок
первоначально было обусловлено низким качеством
эмалевого сырья. В настоящее время,
как это видно из предыдущих глав,
разработаны составы эмалей, позволяющие
создавать четко разграниченные
цветовые плоскости без разделительных
перегородок. Но не следует пренебрегать и
традиционной техникой нанесения эмали
в ячейки и выемки.
Прежде чем перейти к описанию
технических приемов, дадим определения
основных понятий, которые будут
применяться далее.
Проволока— пруткообразный
полуфабрикат с диаметром поперечного
сечения (круглой или другой формы) до
40 мм. В эмалировании это пруток
круглого или квадратного поперечного
сечения.
Филигранная проволока—это свитый
из двух круглых проволок шнурок.
Филигранная проволока может быть про-
вальцованной.
Перегородка— плоская проволока с
прямоугольным поперечным сечением
или тонкая узкая листовая полоса.
Перегородки устанавливаются на подложке на
ребро.
Ячейка—пространство на подложке,
окруженное перегородкой, которое
заполняют эмалью.
Выемка—углубление на подложке,
которое заполняют эмалью, заподлицо с
краями выемки.
На рис. 67, 123 представлены
различные виды ювелирных эмалей.
9.2. Эмаль по сканному орнаменту
В качестве подложки используют
металлический лист, а в простейшем случае
плоскую пластину (см. рис. 217). Однако
для этой цели можно использовать и
пластичную листовую деталь или
сложное изделие, изготовленное из
материала , выдерживающего температуру
обжига эмали. Таким способом была
изготовлена стопка, показанная на рис. 124.
Можно использовать готовую
проволоку или изготовить ее из отлитого прутка.
Пруток проковывают, отжигают и затем
прокатывают в вальцах. После того, как
проволока достигнет нужной длины, ее
протягивают через фильеры для того,
чтобы она получила определенный
профиль (обычно круглый или
четырехугольный). В процессе протягивания
проволоку подвергают промежуточным
отжигам, а в заключение ее еще раз
отжигают для придания ей большей
пластичности, отбеливают и крацуют. По поводу
размером сечения проволоки нельзя дать
каких-либо однозначных рекомендаций:
они зависят от размеров и пропорций
всего изделия. Слишком тонкой
проволока не должна быть: она может заплавить-
ся эмалью.
Особый вид представляет эмаль по
филиграни. Кордовую проволоку
свивают из двух тонких круглых проволок по
одному из следующих способов.
Концы коротких отрезков проволоки
сводят вместе и зажимают в тисках.