96
Техника изготовления ювелирных изделий с эмалью
на металл нежные, изящно составленные
орнаменты, которые образуются
сочетанием изогнутой проволоки и
заключенных в ней цветовых пятен. Русские и
венгерские филигранные эмали со
стилизованными цветами, вьющимися
растениями служат тому ярким примером.
При эмалировании по сканному
рельефу необходимо учитывать некоторые
ограничения, обусловленные
технологическими особенностями.
1. Поскольку красота орнамента в
основном определяется изяществом скан-
ных контуров и, как следствие,
относительно небольшой высотой проволоки, то
слой эмали может быть только тонким.
2. В тонком эмалевом слое возникают
напряжения, так как изделие покрывают
эмалью только с одной стороны, что
позволяет применять определенные типы
эмалей. Вследствие этого цветовая
палитра эмалей ограничена.
9.3. Перегородчатая эмаль (клуазоне )
9.3. L Общие особенности
перегородчатой эмали
Эта техника обладает следующими
особенностями. В ячейки, ограниченные
плоскими металлическими
перегородками, наплавляют эмаль. Ячейки
наполняют эмалью до верхнего края
перегородок. Поверхность изделия шлифуют
таким образом, что перегородки и эмаль
лежат в одной плоскости. Только в
случае выполнения данных условий можно
говорить о перегородчатой эмали.
Сущность этой техники очень точно
охарактеризовал Марк Розенберг: «По
художественной выразительности
перегородчатая эмаль, вероятно, одна из самых
значительных техник. На блестящей
поверхности изображение составлено из
цветных плоскостей, а каждый контур —
четкая металлическая линия. Именно в
этом обрамлении участков эмали
металлом заключена вся ее сила. Построенная
на драгоценной основе, украшенная
семью бархатными цветами радуги,
которые преумножаются благодаря свету и
огню, пронизанная золотыми линиями,
как голубыми венами, сверкая и сияя тем
блеском, который высвечивает глубины,
От французского cloison (перегородка).
эмаль подобна драгоценному камню: в
ней соединяется кристаллический блеск
бриллианта с жаром рубина, ледяными
узорами смарагда и солнечными
облаками опала... Мы обладаем сегодня в
десять раз большим числом разновидностей
перегородчатых эмалей, чем дней в
году. .. Это искусство мы хотим изучать.
Оно изящнее, чем выемчатые эмали, и
серьезнее, чем живописная эмаль. Мы
знаем на собственном опыте, с каким
трудом оно возрождалось, и мы не
можем поверить, что что-нибудь подобное
могло исчезнуть. И все же: с XIV в.
перегородчатая эмаль мертва, с XVI в.—
забыта» [42]. То, что перегородчатая
эмаль после долгого забвения
возрождена вновь,— заслуга Розенберга.
Для объяснения техники
перегородчатой эмали необходимо вспомнить
традиционные приемы, поэтому обратимся
сначала к трудам Теофилуса.
9.3.2. Средневековая перегородчатая
эмаль
В начале XII в. монах Теофилус в
своем трактате «Schedula deversarum arti-
um» («Заметки о различных искусствах»)
описал приемы художественной
обработки металла. Известно лишь имя автора,
неизвестно, где он жил и был ли он сам
художником-ювелиром. Утверждение
некоторых исследователей, будто
Теофилус и Роджер фон Хельменсхаузен —
одно и то же лицо, не подтверждается.
Книга была задумана как практическое
руководство в работе ювелира.
Очевидно, автор описал основные приемы,
принятые в кустарном производстве того
времени, поскольку из характера
изложения следует, что упоминаемые им
инструменты, оборудование, типы печей,
виды изделий должны быть хорошо
знакомы читателю.
В соответствии с традициями того
времени книга написана на латинском языке,
из-за чего текст труден для понимания.
Несмотря на это она имеет для нас
неоценимое значение, потому что этот
старейший учебник прикладного
искусства дает не только единственный в
своем роде обзор приемов работ
средневековых ювелиров, но также содержит
подробное описание техники
перегородчатой эмали. Ниже будут приведены
некоторые наиболее важные части тек-
Перегородчатая эмаль (клуазоне)
Рис. 69. Пластинка с перегородчатой
эмалью в рамке из жемчуга. Византия.
XII в. (Позднее с филигранными
деталями переделана в браслет)
ста, а свободный перевод с
использованием современной технической
терминологии облегчит понимание латинского
текста.
В книге 3 в главе 53 Теофилус пишет
«Об эмали» («de electro»), а в главе 54 —
«О полировании эмали» («de poliendo
electro»). При этом он касается только
пользовавшихся спросом в те времена
декоративных пластинок с цветной
перегородчатой эмалью, которые часто
применялись для украшения церковной
утвари. Изображенная на рис. 69 пластина,
покрытая эмалью, может служить
наглядным примером рассмотренной Те-
офилусом технологии.
Он описывает способ на примере
изготовления конкретного изделия — чаши с
припаянными ручками. (Теофилус
очевидно предполагал, что такой предмет
знаком каждому ювелиру.) Стенка
сосуда отделана золотой полоской, на
которой располагаются, чередуясь, камень с
четырьмя жемчужинами и пластинка с
перегородчатой эмалью (рис. 70). На
золотую полоску для крепления камней и
пластинок с эмалью припаяны domunculi
(домики), т. е. так называемые кастовые
оправы.
Описание начинается с подготовки
эмалевой пластины: «Затем приготовь для
7 3* Бр?/*еуи>