ERHARD BREPOHL





96
Техника изготовления ювелирных изделий с эмалью на металл нежные, изящно составленные орнаменты, которые образуются сочетанием изогнутой проволоки и заключенных в ней цветовых пятен. Русские и венгерские филигранные эмали со стилизованными цветами, вьющимися растениями служат тому ярким примером.
При эмалировании по сканному рельефу необходимо учитывать некоторые ограничения, обусловленные технологическими особенностями.
1. Поскольку красота орнамента в основном определяется изяществом скан- ных контуров и, как следствие, относительно небольшой высотой проволоки, то слой эмали может быть только тонким.
2. В тонком эмалевом слое возникают напряжения, так как изделие покрывают эмалью только с одной стороны, что позволяет применять определенные типы эмалей. Вследствие этого цветовая палитра эмалей ограничена.
9.3. Перегородчатая эмаль (клуазоне )
9.3. L Общие особенности перегородчатой эмали
Эта техника обладает следующими особенностями. В ячейки, ограниченные плоскими металлическими перегородками, наплавляют эмаль. Ячейки наполняют эмалью до верхнего края перегородок. Поверхность изделия шлифуют таким образом, что перегородки и эмаль лежат в одной плоскости. Только в случае выполнения данных условий можно говорить о перегородчатой эмали.
Сущность этой техники очень точно охарактеризовал Марк Розенберг: «По художественной выразительности перегородчатая эмаль, вероятно, одна из самых значительных техник. На блестящей поверхности изображение составлено из цветных плоскостей, а каждый контур — четкая металлическая линия. Именно в этом обрамлении участков эмали металлом заключена вся ее сила. Построенная на драгоценной основе, украшенная семью бархатными цветами радуги, которые преумножаются благодаря свету и огню, пронизанная золотыми линиями, как голубыми венами, сверкая и сияя тем блеском, который высвечивает глубины,
От французского cloison (перегородка). эмаль подобна драгоценному камню: в ней соединяется кристаллический блеск бриллианта с жаром рубина, ледяными узорами смарагда и солнечными облаками опала... Мы обладаем сегодня в десять раз большим числом разновидностей перегородчатых эмалей, чем дней в году. .. Это искусство мы хотим изучать.
Оно изящнее, чем выемчатые эмали, и серьезнее, чем живописная эмаль. Мы знаем на собственном опыте, с каким трудом оно возрождалось, и мы не можем поверить, что что-нибудь подобное могло исчезнуть. И все же: с XIV в. перегородчатая эмаль мертва, с XVI в.— забыта» [42]. То, что перегородчатая эмаль после долгого забвения возрождена вновь,— заслуга Розенберга.
Для объяснения техники перегородчатой эмали необходимо вспомнить традиционные приемы, поэтому обратимся сначала к трудам Теофилуса.
9.3.2. Средневековая перегородчатая эмаль
В начале XII в. монах Теофилус в своем трактате «Schedula deversarum arti- um» («Заметки о различных искусствах») описал приемы художественной обработки металла. Известно лишь имя автора, неизвестно, где он жил и был ли он сам художником-ювелиром. Утверждение некоторых исследователей, будто
Теофилус и Роджер фон Хельменсхаузен — одно и то же лицо, не подтверждается.
Книга была задумана как практическое руководство в работе ювелира.
Очевидно, автор описал основные приемы, принятые в кустарном производстве того времени, поскольку из характера изложения следует, что упоминаемые им инструменты, оборудование, типы печей, виды изделий должны быть хорошо знакомы читателю.
В соответствии с традициями того времени книга написана на латинском языке, из-за чего текст труден для понимания.
Несмотря на это она имеет для нас неоценимое значение, потому что этот старейший учебник прикладного искусства дает не только единственный в своем роде обзор приемов работ средневековых ювелиров, но также содержит подробное описание техники перегородчатой эмали. Ниже будут приведены некоторые наиболее важные части тек-
Перегородчатая эмаль (клуазоне)
Рис. 69. Пластинка с перегородчатой эмалью в рамке из жемчуга. Византия. XII в. (Позднее с филигранными деталями переделана в браслет) ста, а свободный перевод с использованием современной технической терминологии облегчит понимание латинского текста.
В книге 3 в главе 53 Теофилус пишет «Об эмали» («de electro»), а в главе 54 — «О полировании эмали» («de poliendo electro»). При этом он касается только пользовавшихся спросом в те времена декоративных пластинок с цветной перегородчатой эмалью, которые часто применялись для украшения церковной утвари. Изображенная на рис. 69 пластина, покрытая эмалью, может служить наглядным примером рассмотренной Те- офилусом технологии.
Он описывает способ на примере изготовления конкретного изделия — чаши с припаянными ручками. (Теофилус очевидно предполагал, что такой предмет знаком каждому ювелиру.) Стенка сосуда отделана золотой полоской, на которой располагаются, чередуясь, камень с четырьмя жемчужинами и пластинка с перегородчатой эмалью (рис. 70). На золотую полоску для крепления камней и пластинок с эмалью припаяны domunculi (домики), т. е. так называемые кастовые оправы.
Описание начинается с подготовки эмалевой пластины: «Затем приготовь для
7 3* Бр?/*еуи>