98
Техника изготовления ювелирных ичдслий с эмалью
фиксируй их мокрой мукой (клейстером)
над угольным пламенем. Когда одна
деталь выполнена, припаяй ее с большой
осторожностью, чтобы изящная тонкая
работа не была повреждена или тонкое
золото не расплавилось бы. Так проделай
от двух до трех раз, пока все детали не
припаяются».
Затем Теофилус переходит к
подготовке шихты и опробованию эмалей путем
обжига. «После того как таким способом
пластины подготовлены к эмалированию,
возьми все эмали, которые ты хочешь
использовать, и отколи от отдельных
кусков по пробе, положи все куски на
лист меди, отнеси их в огонь, положи
угли вокруг и сверху, раздувай прилежно
и наблюдай, чтобы они равномерно
плавились. Если это удалось, тогда
используй все. Если один кусок будет тверже,
отложи его в сторону. Возьми куски
опробованной эмали, внеси их по
отдельности в огонь и, как только они
раскалятся, брось их в наполненный водой
медный сосуд. Они тотчас же
расколются на мелкие кусочки, которые ты
разотри тонко пестиком, промой, положи в
чистую фарфоровую чашку и накрой
салфеткой. Таким образом ты должен
поступать с каждой эмалью. Теперь
размолотой эмалью можно заполнять
ячейки. Если все сделано, возьми
подготовленную золотую пластинку, закрепи ее
на ровной доске в двух местах воском,
возьми гусиное перо, срезанное остро,
как для письма, только с более длинным
концом и без щели. Им возьми любую
размолотую эмалевую краску, которая
должна быть влажной, и длинной тонкой
медной палочкой с заостренным концом
осторожно сними эмаль с кончика пера и
заполняй орнаменты, какие хочешь, и
столько, сколько сможешь».
Далее Теофилус приводит описание
обжига: по сути дела обжиг производился
на открытом огне. Железный защитный
колокол должен был задерживать
частицы угля и пепла (позднее появилась
муфельная печь, которую было легче
обслуживать: не нужно было сгребать
горящие угли и опять отодвигать их).
Именно приспособления для пайки и
обжига претерпели наибольшие изменения
со времен Теофилуса. «Лишнюю эмаль
положи назад в сосуд и закрой его. Так
делай со всеми эмалями, пока одна
деталь не будет заполнена. Удали воск,
которым она была закреплена, поставь
рабочий образец на тонкий желе зный
лист с короткой ручкой и покрой другим
листом железа, который сделан в форме
колокола. Повсюду он должен иметь
маленькие конусообразные отверстия,
чтобы удерживался пепел, если он
случайно упадет. Колокол пусть имеет
наверху в середине маленькое кольцо, за
которое его можно поднимать и
опускать. Если это сделано, сгреби большие
длинные угли, которые посади в пламя.
Между ними освободи площадь и вырав-
няй ее деревянным молотком. С
помощью щипцов туда помещается
железная решетка. Если ты осторожно
установил ее, вокруг, сверху и со всех сторон
положил углей, то возьми кузнечные
мехи обеими руками и обдувай со всех
сторон, чтобы угли равномерно горели.
Используй также перо гуся или другой
крупной птицы, которое крепится на
палке; обмахивай и обдувай угли со всех
сторон, пока не увидишь, что все
отверстия железного колокола, начиная с
середины, изнутри дошли до белого
каления. Тогда прекрати дуть. Подождав
примерно полчаса, открывай понемногу,
пока все угли не сгорят- Подожди еще
немного, пока отверстия колокола не
станут внутри черными. Теперь за ручку
подними железную решетку, которой
покрыт колокол, и отнеси в угол за
печку, тде она остынет. Когда откроешь,
вынь эмалевую пластину, вымой ее,
заполни ячейки снова и плавь, как прежде.
Так поступай до тех пор, пока ячейки
всюду не будут равномерно заполнены.
Таким же способом выполняй остальные
части».
Эмалевую пластинку шлифовали на
песчанике с добавлением воды, уложив в
слой воска толщиной с большой палец
(так легче удерживать ее в руке), пока не
становились полностью видимыми
перегородки. Затем керамический черепок,
увлажненный слюной, размалывали на
оселке, и эта кашица служила
мелкозернистым шлифовальным средством.
Эмалевую пластину полировали с
добавлением этого самодельного шлифовального
средства на ровной свинцовой пластине,
потом на козлиной коже.
Отполированная поверхность должна была быть
такого качества, «что если одна часть
пластины была бы мокрой, а другая сухой, то
никто не мог бы отличить это».
Перегородчатая эмаль (клуазоне)