Л Е К Ц И Я 10 В прошлый раз мы говорили о литургии Василия Великого, и я хочу сделать некоторые дополнительные замечания о ней. Несколько раз в году литургия Василия Великого соверша- ется особым чином. Она совершается на вечерне, и это вполне естественно, потому что, как вы помните, впервые евхаристия совершилась именно как Тайная Вечеря. И апостолы в первое вре- мя после Пятидесятницы совершали евхаристию тоже на вечерях любви, или на вечери просто, т.е. после вечернего ужина. И вот осталась традиция в некоторых случаях совершать ли- тургию на вечери, на вечерне: в канун Рождества Христова и Крещения, т.е. в сочельники, в Великий Четверток и Великую Преблагословенную Субботу на Страстной неделе. Чин соединения вечерни с литургией довольно прост. Вечер- ня начинается литургийным возгласом: "Благословено Церство", а затем следует обычный чин вечерни со входом. Читается предна- чинательный псалом, мирная ектения, стихиры на "Господи, возз- вах", затем вход. Могут быть прочитаны паремии, если они есть. А затем вечерня переходит в литургию. Присоединение к литукр- гии совершается в момент пения Трисвятого. Таким образом, вместо обычного входа на вечерне с кадилом совершается вход с Евангелием, литургийный вход. Возглашается прокимен дня, а после паремий, если они есть, начинается пение "Святый Боже", а дальше продолжается литургия. По древней уже теперь традиции литургия совершается нато- щак. И священники, конечно, и дьяконы совершают литургию нато- щак, а теперь уже многие прихожане тоже приходят на литургию натощак. И уж, конечно, те, кто причащается, обязательно со- вершают это натощак. И это оказалось весьма существенным в служении литургии вместе с вечерней. Если бы мы совершали ли- тургию вечером, то пришлось бы тогда целый день не есть и не пить. И вот литургия вместе с вечерней совершается теперь ут- ром. Так что наш довольно странный обычай служить утреню с ве- чера дополняется теперь еще в этих случаях служением вечерни утром. Но это сделано для удобства не только в соблюдении поста перед причастием, но и, конечно, для того, чтобы такую большую и важную службу совершить со свежими силами утром, чтобы успеть уложить службы суточного круга в недолгое время дня. Когда литургия совершалась на вечери вечером, то, во-пер- вых, она совершалась не натощак, а после вечери, вечером, а во-вторых, тогда не было такого развитого суточного богослу- жебного круга. Теперь наши службы Страстной седмицы, которые мы стараемся совершать наиболее полно, требуют от нас очень много сил и времени. Службы последних дней занимают практи- чески все время, а в Великую Субботу дополняются еще и необхо- димостью освящать куличи и пасхи. Так что поневоле как бы при- ходится литургию совершать с утра. В конце концов это не так существенно и не так страшно, что утреня у нас вечером, а вечерня утром. Церковная жизнь от этого серьезно не страдает. Такое перемещение произошло по ду- ху времени, а правильное расположение служб сохраняется теперь в основном в монастырях, где люди полностью могут посвятить себя богослужению. Даже на приходах, где иногда служат утреню утром, а после нее служат литургию, это бывает довльно трудно. Получается длинная и трудная служба: настоящая утреня занимает - 2 - часа полтора или два, затем часы, литургия, а еще и требы, так что получается 5-6 часов службы. Это довольно трудно. И если священник призван это выдерживать, то прихожанам это совсем плохо. Но это мелкие замечания, а вот существенно здесь то, что есть такое особенное сочетание служб, которое нам придется встречать еще несколько раз. И вот мы сейчас перейдем к корот- кому обсуждению литургии Преждеосвященных Даров, которая тоже всегда совершается на вечерне. Литургия Преждеосвященных Даров, составленная, по преда- нию, римским папой Григорием Двоесловом (пусть вас не пугает, то автором является римский папа, потому что это было еще до разделения церквей). Так вот римский папа, который может счи- таться в данном случае вполне православным, составил прек- расную службу ввиду того, что по древнему обычаю Великим постом прекращалось совершение Божественной литургии. Те из вас, кто слышал или читал житие прп.Марии Египетской, должны помнить, как в том монастыре, где подвизался прп.Зосима, автор этого жития, был обычай в Прощеное воскресенье всем прича- щаться, затем прощаться друг с другом и уходить на весь Вели- кий пост в пустыню. Тут тоже такая примечательная разница с нашим временем. Я помню, как давно один уже покойный теперь старичок дьякон, увидев, как я собираюсь причаститься в Прощеное воскресенье, глядя мимо меня6 сказал: "Совсем нынче отатарились люди. Завт- ра пост, а они сегодня причащаются". Он считал, что это настолько неправославно, что выходит за все рамки. Но такой обычай, как видим, был в глубокой древности - перед началом Великого поста причаститься и потом уже удалиться в пустыню для особенного подвига уединения, богомыслия, смирения. И возвращались монахи в монастырь к Вербному воскресенью, ко Входу Господнему в Иерусалим, чтобы Страстную седмицу провести в монастыре и вместе молиться и совершать Божественную службу. Такое требование монастырского аскетизма было воспринято и всей Церковью, хотя и не в полной мере, потому что не все православные удалялись в пустыню, но считали, что совершение Божественной литургии Великим постом несколько не соответству- ет духу Великого поста. Литургия - это всегда праздник, всегда торжество, а Великий пост - время покаяния, время, когда мы должны себя ограничить во всем. Ограничивается даже наша хра- мовая богослужебная жизнь. Можно привести еще один довод в пользу такого ограниче- ния. Вы помните, что самой обычной епитимией за какой-либо грех всегда было и сейчас является отлучение от причастия и назначение сугубого покаяния. То есть покаяние всегда связыва- лось Церковью с отлучением от Чаши, и если Великий пост назна- чается Церковью именно как время покаяния, то она ограничивает и совершение Божественной литургии. Но не так, как это было в том пустынном монастыре, а несколько более символично, в дру- гом ключе, таким образом, что литургия совершается только в субботу и воскресенье - в дни, которые несколько выпадают как бы из Великого поста, особенно воскресенье. А в остальные дни седмицы полная литургия не совершается. Но поскольку миряне в пустыню не уходят и наряду с обыча- ем ограничивать посещения во время покаяния явился другой обы- чай - именно Великим постом причащаться, - то эти два встреч- ных течения дали некий неожиданный новый результат - прича- щаться запасными Великими Дарами. Отсюда развилась литургия Преждеосвященных Даров. Почему возник обычай причащаться Великим постом? Еще и - 3 - сейчас есть много бабушек, которые говорят: "Я причащаюсь раз в год, Великим постом". А в прошлом веке и даже еще до доволь- но недавнего времени даже священники говорили, что причащаться нужно раз в год - Великим постом. Почему так? Мы еще об этом будем говорить не раз в нашем курсе. Частое причащение требует очень многих условий, и прежде всего достаточной высоты церковной и духовной жизни человека. Обыч- ному же человеку, который не желает жить в такой полноте цер- ковной жизнью, к причащению нужна сугубая подготовка. Нужно говеть. Такое говение раньше подразумевало 7-дневный пост, ежедневное посещение богослужений, особенную сугубую молитву, исповедь подробную и потом только причащение. То есть, по су- ществу говоря, это была особая покаянная дисциплина, которая должна применяться к грешникам. И вполне естественно, если че- ловек не причащался целый год, то его и нужно вот так очищать прежде, чем он придет к Чаше. И вот народ не находит в себе силы готовиться таким обра- зом к причащению, так говеть довольно регулярно и часто. Осо- бенно неприятно такое говение в дни мясоеда, когда можно все есть, а тут надо поститься. Естественным образом приурочили такое говение к Великому посту, когда все равно поститься на- до. Таким образом можно как бы сэкономить эти постные ди. Вот по этому и по ряду других соображений, и потому что, конечно, и служба покаянная Великим постом, и священник наби- рается сил, чтобы Великим постом сугубый подвиг понести, испо- ведуя и причащая до конца Светлой недели, а в другое время ему тоже хочется немного расслабиться и отдохнуть, как это было на Руси. По всем этим причинам и возникла традиция причащаться Великим постом. Даже и сейчас у нас Великим постом бывает мно- жество причастников, гораздо больше, чем в другие времена го- да, хотя этатрадиция все-таки в новом поколении понемногу из- живается. Мы теперь, слава Богу, возвращаемся к евхаристи- ческой жизни, когда церковные люди поняли наконец, что прича- щаться нужно чаще, тогда все меняется, тогда не требуется и такая покаянная дисциплина. И все требует совершенно другого восприятия и отношения. Но об этом речь впереди. Возвратимся к литургии Преждеосвященных Даров. Она назна- чилась на два будних дня - на среду и пятницу и те дни, когда большой какой-то праздник приходится на будние дни Великого поста. Например, есть такой день памяти 40 мучеников Се- вастийских, когда принято, если он приходится на будний день, совершать литургию Преждеосвященных Даров. Также и в день па- мяти Марии Египетской. Обычно, если нет особенных дней, литур- гия Преждеосвященных Даров совершается дважды в неделю, а на Страстной седмице - три раза, в понедельник, вторник и среду. В эти дни к обычному чинопоследованию суточного круга, а имен- но к вечерне, добавляется новый чин. Литургия Преждеосвященных Даров, так же как и литургия Василия Великого, как бы продолжает вечерню. Она начинается возгласом "Благословено Царство", потом также предначинатель- ный псалом, мирная ектения, стихиры на "Господи, воззвах", вход с Евангелием, если литургия, затем читаются паремии, и как вы, вероятно, помните, между первой и второй паремиями от- крываются царские врата и священник выходит с зажженной свечой и возглашает: "Свет Христов освещает всех!". Все молящиеся должны стать на колени и сделать земной поклон. После того, как прочитана вторая ектения, начинается за- мечательное пение, бываемое только на литургии Преждеосвящен- ных Даров, - "Да исправится молитва моя". В это время священ- - 4 - ник кадит престол, а миряне должны стоять на коленях. Но по уставу бывает так, что сначала одна половина храма должна сто- ять на коленях, а потом другая. Практически это не выполня- ется, но прилично всем в это время стать на колени. После того, как спето это песнопение, бывает сугубая ак- тения "Рцем вси", затем - молитва о оглашенных, затем, если прошла уже середина поста, добавляется особенная ектения - о готовящихся ко Святому просвещению. Дальше мы поймем, почему это здесь вставляется. Здесь молятся о тех, кто готовится к Святому крещению на Пасху. Затем подходит время, которое в обычной литургии соот- ветствует Херувимской песни, но ее быть не должно, потому что литургия не совершается. Здесь поется особенное песнопение - "Ныне силы небесные с нами невидимо служат". Теперь нам нужно вернуться немного назад и сказать о том, как будет совершаться причащение Святыми Дарами. Святые Дары, как говорит само название литургии, освящаются заранее, обычно в воскресенье, предшествующее литургии Преждеосвященных Даров. Это бывает или на литургии Василия Великого Великим постом, или в Прощеное воскресенье на литургии Иоанна Златоуста, так же, как на Вербное воскресенье. Священник поставляет на дискос не один Агнец во время проскомидии, а три или даже четыре - смотря по тому, сколько будет освершаться Преждеосвященных ли- тургий. Они поставляются вместе. Все они приготавливаются во время проскомидии точно так же, как и обычно приготавливается Агнец, и освящаются во время полной литургии (или Василий Ве- ликого, или Иоанна Златоустого) все вместе, как один Агнец, одним благословением. Затем священник запасные Агнцы - те, ко- торые не будут раздробляться для причащения в этой литургии, а останутся на богослужение литургии Преждеосвященных Даров, - священник специально напояет Святой Кровью. Практически это делается так: священник берет Агнец и погружает его не до кон- ца в Чашу со Св.Кровью или, что более соответствует уставу, напояет АВгнец лжицей. Затем такой напоенный Агнец ставится на дискос, на Престол, немного в сторону, и покрывается каким-то футляром, чтобы никто не мог прикоснуться к Агнцу или повре- дить его. Этот Агнец священник достает во время чтения кафизмы (вы, наверное, помните, что на вечерне полагается чтение кафизмы. Обычно в нашей приходской службе чтение 18-й кафизмы опуска- ется, а Великим постом кафизма читается). Затем Агнец постав- ляется на другой дискос, переносят его торжественно на Жерт- венник, в Чашу наливают вино с водой и во время пения "Ныне силы небесные с нами невидимо служат" выносят Чашу и дискос на солею так, как это обычно бывает во время Великого входа. Только во время Великого входа впереди идет дьякон и несет дискос, а за ним идет священник и несет Чашу. Здесь только еще предложенные Дары, не асвященные. Теперь все по-другому. Теперь вносится уже освященные и напоенный Св.Кровью Агнец, которые лежит на дискосе, а в Чаше только вино. Поэтому дискос берет священник вместе с Чашей, но дискос поставляет как бы на Чашу, сверху. Полагается даже на голову, но это опасно, потому что можно уронить. Поэтому обыч- но левой рукой берет Чашу священник, а другой рукой берет дискос и так выносит на солею, а дьякон предшествует ему и ка- дит Святые Дары. Поэтому и поется такое торжественное песнопе- ние "Ныне силы небесные с нами невидимо служат". Потому что Сам Господь Иисус Христос в Своем Теле и Крови здесь присутствует. Совершается вход Господа. И если во время пения - 5 - Херувимской песни вставать на колени вовсе не предписывается уставом, то в момент пения "Ныне силы небесные с нами невидимо служат" все должны не только стать на колени, но и преклонить главу до земли, потому что это есть величайший момент литургии Преждеосвященных Даров. Затем закрываются царские врата, а завеса задергивается только наполовину. В это время произносится ектения "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви", читается особенная молитва (только в литургии Преждеосвященных Даров) и, как в обычной литургии, поется "Отче наш". Затем читается снова молитва обычная, и священник, задернув предварительно полностью за- весу, не возносит Агнец, как на обычной литургии, а только лишь прикасается к Св.Агнцу рукой и произносит:"Преждеосвящен- ная Святая Святым". Затем раздробляется Св.Агнец, священник и дьякон причаща- ются (сразу Телом Христовым, напоенным Св.Кровью). В Чаше нет сейчас Св.Крови, от Чаши можно теперь только запить, там толь- ко вино. После причащения священник раздробляет оставшуюся часть Агнца и погружает в Чашу частицы Св.Агнца, напоенные Св.Кровью. Чаша выносится и бывает причащение мирян. Наверное, вы знаете, что на литургии Преждеосвященных Да- ров обычно младенцы не причащаются, потому что младенцы прича- щаются только Св.Кровью. Им опасно давать частицу, они могут не проглотить ее. Им дается только немного Св.Крови. А на ли- тургии Преждеосвященных Даров в Чаше Св.Крови нет, т.е. она там присутствует только в Теле Христовом, потому что Агнец был уже напоен Св.Кровью, но теперь уже высох. И хотя естество Св.Крови здесь присутствует, но погружается этот Агнец просто в вино. И вот дать просто на лжице этого вина вместо причастия нельзя, поэтому младенцев не причащают. Хатем бывает обычная концовка литургии, только вместо за- амвонной молитвы обычной читается молитва литургии Преждеосвя- щенных Даров: "Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию содела- вый и неизреченным Твоим Промыслом и многою благостию введый нас в пречестные дни сия, ко очищению душам и телом, к воздер- жанию страстей, к надежди воскресения, Иже четыредесятьми деньми скрижали вручив, благоначертанная письмена, угоднику Твоему Моисеови! Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подви- затися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению. Яко благословися и прославися пречестное и великолепное имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь". Потом поется 33-й псалом и бывает отпуст. Здесь остается только сказать, что песнопения литургии Преждеосвященных Даров для тех, кто вырос в церковной жизни или кто уже давно ходит в церковь, живет церковной жизнью, они как бы связаны с Великим постом. Уже невозможно себе представить Великий пост без этих чудных особенных песнопений, без длинных покаянных служб, без этой особенно таинственной, тихой, прекрасной атмосферы Вели- кого поста. Такие богослужения создают особенный дух постного времени, постного блогослужения. Теперь, конечно, у нас все меняется, мы не можем уже про- ходить пост так, как это было прежде, но все же эти службы продолжают для нас сохранять эту особенную прелесть Великого поста. Следует здесь сказать с горечью, что ввиду массового зак- - 6 - рытия церквей, поголовного уничтожения духовенства при со- ветской власти получилось так, что Великий пост стал временем не просто трудным, а невероятно трудным для священства. Сейчас немного все выравнивается, потому что поколения тех, кто ро- дился после революции, уже практически сошли, а новые поколе- ния живут иначе. А вот еще лет десять назад и двадцать тем бо- лее - я это прекрасно помню - Великим постом творилось в церк- вах нечто невообразимое. Храмы были наполнены старушками, ко- торые приходили причащаться раз в год. Они приходили как раз для того, чтобы, поговевши, принести как полагается исповедь и сделать все как должно, а получалось как раз наоборот. Потому что при таком колоссальном стечении народа, когда причастников бывают многие сотни, невозможно провести полную нормальную исповедь. И получалось так, что люди, которые целый год не причащались и не исповедовались, а все ждали Великого поста, приходят и получают только одну разрешительную молитву, общую исповедь и в такой страшной давке еле-еле могут пробиться к Чаше. И бывали даже увечья, и часто выносили этих бабушек их страшной духоты. Я сам служил в таких условиях, когда каждое воскресенье Великого поста или даже часто на литургии Прежде- освященных Даров бывала просто невозможная давка. Сейчас все меняется, храмов стало больше, священников больше, народу меньше, так что постепенно мы возвращаемся к какой-то норме. И надо надеяться, что лучше эти нормы будут воплощаться в нашу жизнь. На этом я заканчиваю свой рассказ о литургии. Конечно, эти лекции не могут претендовать на полноту, помните, что наш курс называется "Введение в литургическое предание", это даже не литургика. Так что я не претендую дать вам обстоятельно и подробно объяснение чина богослужебного. Конечно, очень многое упущено по недостатку времени, да вы и не готовы, наверное, к изучению подобного устава и не всем из вас это в равной степе- ни нужно. Моя цель - дать вам достаточно глубокое понимание сути дела. Вы должны понимать, что это за службы, как они со- вершаются, как они вошли в нашу церковную жизнь. 08.12.93.