Л Е К Ц И Я  10

     В прошлый раз мы говорили о литургии Василия Великого,  и
я хочу сделать некоторые дополнительные замечания о ней.
     Несколько раз в году литургия Василия  Великого  соверша-
ется особым  чином.  Она совершается на вечерне,  и это вполне
естественно, потому что,  как вы помните,  впервые  евхаристия
совершилась именно как Тайная Вечеря. И апостолы в первое вре-
мя после Пятидесятницы совершали евхаристию  тоже  на  вечерях
любви, или на вечери просто, т.е. после вечернего ужина.
     И вот осталась традиция в некоторых случаях совершать ли-
тургию на  вечери,  на  вечерне:  в канун Рождества Христова и
Крещения, т.е.  в сочельники,  в Великий Четверток  и  Великую
Преблагословенную Субботу на Страстной неделе.
     Чин соединения вечерни с литургией довольно прост. Вечер-
ня начинается литургийным возгласом: "Благословено Церство", а
затем следует обычный чин вечерни со входом.  Читается предна-
чинательный псалом, мирная ектения, стихиры на "Господи, возз-
вах", затем вход. Могут быть прочитаны паремии, если они есть.
А затем вечерня переходит в литургию.  Присоединение к литукр-
гии совершается в момент пения Трисвятого.
     Таким образом, вместо обычного входа на вечерне с кадилом
совершается вход с Евангелием,  литургийный вход. Возглашается
прокимен дня, а после паремий, если они есть, начинается пение
"Святый Боже", а дальше продолжается литургия.
     По древней уже теперь традиции литургия совершается нато-
щак. И священники, конечно, и дьяконы совершают литургию нато-
щак, а  теперь  уже многие прихожане тоже приходят на литургию
натощак. И уж,  конечно,  те, кто причащается, обязательно со-
вершают это  натощак.  И  это  оказалось весьма существенным в
служении литургии вместе с вечерней.  Если бы мы совершали ли-
тургию вечером,  то  пришлось бы тогда целый день не есть и не
пить. И вот литургия вместе с вечерней совершается теперь  ут-
ром. Так что наш довольно странный обычай служить утреню с ве-
чера дополняется теперь еще в этих случаях  служением  вечерни
утром.
     Но это сделано для удобства не только в соблюдении  поста
перед причастием, но и, конечно, для того, чтобы такую большую
и важную службу  совершить  со  свежими  силами  утром,  чтобы
успеть уложить службы суточного круга в недолгое время дня.
     Когда литургия совершалась на вечери вечером, то, во-пер-
вых, она совершалась не натощак,  а после вечери,  вечером,  а
во-вторых, тогда не было такого развитого  суточного  богослу-
жебного круга.  Теперь наши службы Страстной седмицы,  которые
мы стараемся совершать наиболее полно,  требуют от  нас  очень
много сил  и  времени.  Службы последних дней занимают практи-
чески все время, а в Великую Субботу дополняются еще и необхо-
димостью освящать куличи и пасхи. Так что поневоле как бы при-
ходится литургию совершать с утра.
     В конце  концов  это не так существенно и не так страшно,
что утреня у нас вечером,  а вечерня утром. Церковная жизнь от
этого серьезно не страдает. Такое перемещение произошло по ду-
ху времени, а правильное расположение служб сохраняется теперь
в основном  в  монастырях,  где люди полностью могут посвятить
себя богослужению.  Даже на приходах, где иногда служат утреню
утром, а после нее служат литургию, это бывает довльно трудно.
Получается длинная и трудная служба: настоящая утреня занимает

                            - 2 -
часа полтора или два, затем часы, литургия, а еще и требы, так
что получается 5-6 часов службы.  Это довольно трудно.  И если
священник призван  это  выдерживать,  то прихожанам это совсем
плохо. Но это мелкие замечания,  а вот существенно  здесь  то,
что есть такое особенное сочетание служб, которое нам придется
встречать еще несколько раз. И вот мы сейчас перейдем к корот-
кому обсуждению литургии Преждеосвященных Даров,  которая тоже
всегда совершается на вечерне.
     Литургия Преждеосвященных Даров,  составленная, по преда-
нию, римским папой Григорием Двоесловом (пусть вас не  пугает,
то автором  является римский папа,  потому что это было еще до
разделения церквей).  Так вот римский папа, который может счи-
таться в  данном  случае  вполне православным,  составил прек-
расную службу ввиду  того,  что  по  древнему  обычаю  Великим
постом прекращалось  совершение  Божественной литургии.  Те из
вас, кто слышал или читал житие прп.Марии  Египетской,  должны
помнить, как в том монастыре, где подвизался прп.Зосима, автор
этого жития,  был обычай в Прощеное  воскресенье  всем  прича-
щаться, затем  прощаться друг с другом и уходить на весь Вели-
кий пост в пустыню.
     Тут тоже такая примечательная разница с нашим временем. Я
помню, как давно один уже  покойный  теперь  старичок  дьякон,
увидев, как  я  собираюсь причаститься в Прощеное воскресенье,
глядя мимо меня6 сказал: "Совсем нынче отатарились люди. Завт-
ра пост,  а  они  сегодня  причащаются".  Он  считал,  что это
настолько неправославно,  что выходит за все рамки.  Но  такой
обычай, как  видим,  был  в глубокой древности - перед началом
Великого поста причаститься и потом уже  удалиться  в  пустыню
для особенного  подвига  уединения,  богомыслия,  смирения.  И
возвращались монахи в монастырь  к  Вербному  воскресенью,  ко
Входу Господнему в Иерусалим, чтобы Страстную седмицу провести
в монастыре и вместе молиться и совершать Божественную службу.
     Такое требование  монастырского аскетизма было воспринято
и всей Церковью,  хотя и не в полной мере,  потому что не  все
православные удалялись в пустыню,  но считали,  что совершение
Божественной литургии Великим постом несколько не соответству-
ет духу Великого поста. Литургия - это всегда праздник, всегда
торжество, а Великий пост - время покаяния,  время,  когда  мы
должны себя ограничить во всем.  Ограничивается даже наша хра-
мовая богослужебная жизнь.
     Можно привести  еще  один довод в пользу такого ограниче-
ния. Вы помните,  что самой обычной  епитимией  за  какой-либо
грех всегда  было  и  сейчас является отлучение от причастия и
назначение сугубого покаяния. То есть покаяние всегда связыва-
лось Церковью с отлучением от Чаши, и если Великий пост назна-
чается Церковью именно как время покаяния, то она ограничивает
и совершение Божественной литургии.  Но не так, как это было в
том пустынном монастыре,  а несколько более символично, в дру-
гом ключе,  таким  образом,  что литургия совершается только в
субботу и воскресенье - в дни,  которые несколько выпадают как
бы из Великого поста,  особенно воскресенье. А в остальные дни
седмицы полная литургия не совершается.
     Но поскольку миряне в пустыню не уходят и наряду с обыча-
ем ограничивать посещения во время покаяния явился другой обы-
чай - именно Великим постом причащаться,  - то эти два встреч-
ных течения дали некий неожиданный новый  результат  -  прича-
щаться запасными  Великими  Дарами.  Отсюда развилась литургия
Преждеосвященных Даров.
     Почему возник  обычай  причащаться Великим постом?  Еще и

                            - 3 -
сейчас есть много бабушек,  которые говорят: "Я причащаюсь раз
в год, Великим постом". А в прошлом веке и даже еще до доволь-
но недавнего времени даже священники говорили, что причащаться
нужно раз в год - Великим постом. Почему так?
     Мы еще об этом будем  говорить  не  раз  в  нашем  курсе.
Частое причащение требует очень многих условий, и прежде всего
достаточной высоты церковной и духовной жизни человека.  Обыч-
ному же человеку,  который не желает жить в такой полноте цер-
ковной жизнью,  к причащению нужна сугубая  подготовка.  Нужно
говеть. Такое  говение  раньше  подразумевало  7-дневный пост,
ежедневное посещение богослужений,  особенную сугубую молитву,
исповедь подробную и потом только причащение.  То есть, по су-
ществу говоря,  это была особая покаянная дисциплина,  которая
должна применяться к грешникам. И вполне естественно, если че-
ловек не причащался целый год,  то его и нужно вот так очищать
прежде, чем он придет к Чаше.
     И вот народ не находит в себе силы готовиться таким обра-
зом к причащению,  так говеть довольно регулярно и часто. Осо-
бенно неприятно такое говение в дни мясоеда,  когда можно  все
есть, а  тут  надо поститься.  Естественным образом приурочили
такое говение к Великому посту,  когда все равно поститься на-
до. Таким образом можно как бы сэкономить эти постные ди.
     Вот по этому и по ряду других соображений,  и потому что,
конечно, и служба покаянная Великим постом,  и священник наби-
рается сил, чтобы Великим постом сугубый подвиг понести, испо-
ведуя и причащая до конца Светлой недели, а в другое время ему
тоже хочется немного расслабиться и отдохнуть, как это было на
Руси. По  всем  этим  причинам и возникла традиция причащаться
Великим постом. Даже и сейчас у нас Великим постом бывает мно-
жество причастников,  гораздо больше, чем в другие времена го-
да, хотя этатрадиция все-таки в новом поколении понемногу  из-
живается. Мы  теперь,  слава  Богу,  возвращаемся к евхаристи-
ческой жизни,  когда церковные люди поняли наконец, что прича-
щаться нужно  чаще,  тогда  все меняется, тогда не требуется и
такая покаянная дисциплина.  И все требует совершенно  другого
восприятия и отношения. Но об этом речь впереди.
     Возвратимся к литургии Преждеосвященных Даров. Она назна-
чилась на два будних дня - на среду и пятницу и те дни,  когда
большой какой-то праздник приходится на  будние  дни  Великого
поста. Например,   есть такой  день  памяти  40  мучеников  Се-
вастийских, когда принято,  если он приходится на будний день,
совершать литургию Преждеосвященных Даров.  Также и в день па-
мяти Марии Египетской. Обычно, если нет особенных дней, литур-
гия Преждеосвященных  Даров совершается дважды в неделю,  а на
Страстной седмице - три раза,  в понедельник, вторник и среду.
В эти дни к обычному чинопоследованию суточного круга, а имен-
но к вечерне, добавляется новый чин.
     Литургия Преждеосвященных  Даров,  так  же как и литургия
Василия Великого,  как бы продолжает вечерню.  Она  начинается
возгласом "Благословено Царство",  потом также предначинатель-
ный псалом,  мирная ектения,  стихиры на  "Господи,  воззвах",
вход с  Евангелием,  если литургия,  затем читаются паремии, и
как вы, вероятно, помните, между первой и второй паремиями от-
крываются царские врата и священник выходит с зажженной свечой
и возглашает:  "Свет Христов освещает  всех!".  Все  молящиеся
должны стать на колени и сделать земной поклон.
     После того,  как прочитана вторая ектения, начинается за-
мечательное пение,  бываемое только на литургии Преждеосвящен-
ных Даров,  - "Да исправится молитва моя". В это время священ-

                            - 4 -
ник кадит  престол,  а миряне должны стоять на коленях.  Но по
уставу бывает так, что сначала одна половина храма должна сто-
ять на  коленях,  а потом другая.  Практически это не выполня-
ется, но прилично всем в это время стать на колени.
     После того,  как спето это песнопение, бывает сугубая ак-
тения "Рцем вси",  затем - молитва о  оглашенных,  затем,  если
прошла уже  середина поста,  добавляется особенная ектения - о
готовящихся ко Святому просвещению.  Дальше мы поймем,  почему
это здесь  вставляется.  Здесь молятся о тех,  кто готовится к
Святому крещению на Пасху.
     Затем подходит  время,  которое  в обычной литургии соот-
ветствует Херувимской песни,  но ее быть не должно, потому что
литургия не  совершается.  Здесь поется особенное песнопение -
"Ныне силы небесные с нами невидимо служат".
     Теперь нам нужно вернуться немного назад и сказать о том,
как будет совершаться причащение Святыми Дарами.  Святые Дары,
как говорит само название литургии, освящаются заранее, обычно
в воскресенье, предшествующее литургии Преждеосвященных Даров.
Это бывает  или  на  литургии Василия Великого Великим постом,
или в Прощеное воскресенье на литургии Иоанна  Златоуста,  так
же, как на Вербное воскресенье. Священник поставляет на дискос
не один Агнец во время проскомидии,  а три или даже  четыре  -
смотря по тому, сколько будет освершаться Преждеосвященных ли-
тургий. Они поставляются вместе.  Все они приготавливаются  во
время проскомидии точно так же,  как и обычно приготавливается
Агнец, и освящаются во время полной литургии (или Василий  Ве-
ликого, или  Иоанна  Златоустого) все вместе,  как один Агнец,
одним благословением. Затем священник запасные Агнцы - те, ко-
торые не будут раздробляться для причащения в этой литургии, а
останутся на богослужение литургии Преждеосвященных  Даров,  -
священник специально  напояет  Святой Кровью.  Практически это
делается так: священник берет Агнец и погружает его не до кон-
ца в  Чашу  со Св.Кровью или,  что более соответствует уставу,
напояет АВгнец лжицей. Затем такой напоенный Агнец ставится на
дискос, на Престол,  немного в сторону, и покрывается каким-то
футляром, чтобы никто не мог прикоснуться к Агнцу  или  повре-
дить его.
     Этот Агнец священник достает во время чтения кафизмы (вы,
наверное, помните,  что  на вечерне полагается чтение кафизмы.
Обычно в нашей приходской службе чтение 18-й  кафизмы  опуска-
ется, а Великим постом кафизма читается).  Затем Агнец постав-
ляется на другой дискос,  переносят его торжественно на  Жерт-
венник, в  Чашу  наливают  вино с водой и во время пения "Ныне
силы небесные с нами невидимо служат" выносят Чашу и дискос на
солею так,  как  это  обычно  бывает  во время Великого входа.
Только во время Великого входа впереди  идет  дьякон  и  несет
дискос, а за ним идет священник и несет Чашу. Здесь только еще
предложенные Дары, не асвященные.
     Теперь все  по-другому.  Теперь вносится уже освященные и
напоенный Св.Кровью Агнец,  которые лежит на дискосе, а в Чаше
только вино. Поэтому дискос берет священник вместе с Чашей, но
дискос поставляет как бы на Чашу,  сверху.  Полагается даже на
голову, но это опасно, потому что можно уронить. Поэтому обыч-
но левой рукой берет Чашу  священник,  а  другой  рукой  берет
дискос и так выносит на солею, а дьякон предшествует ему и ка-
дит Святые Дары. Поэтому и поется такое торжественное песнопе-
ние "Ныне  силы  небесные с нами невидимо служат".  Потому что
Сам Господь  Иисус  Христос  в  Своем  Теле  и   Крови   здесь
присутствует. Совершается вход Господа.  И если во время пения

                            - 5 -
Херувимской песни вставать на колени вовсе  не  предписывается
уставом, то в момент пения "Ныне силы небесные с нами невидимо
служат" все должны не только стать на колени,  но и преклонить
главу до земли, потому что это есть величайший момент литургии
Преждеосвященных Даров.
     Затем закрываются  царские врата,  а завеса задергивается
только наполовину. В это время произносится ектения "Исполним
вечернюю молитву  нашу Господеви",  читается особенная молитва
(только в литургии Преждеосвященных Даров) и,  как  в  обычной
литургии, поется  "Отче  наш".  Затем  читается  снова молитва
обычная, и священник,  задернув предварительно  полностью  за-
весу, не  возносит  Агнец,  как на обычной литургии,  а только
лишь прикасается к Св.Агнцу рукой и произносит:"Преждеосвящен-
ная Святая Святым".
     Затем раздробляется Св.Агнец, священник и дьякон причаща-
ются (сразу Телом Христовым,  напоенным Св.Кровью). В Чаше нет
сейчас Св.Крови, от Чаши можно теперь только запить, там толь-
ко вино.  После  причащения  священник  раздробляет оставшуюся
часть Агнца и погружает в  Чашу  частицы  Св.Агнца,  напоенные
Св.Кровью. Чаша выносится и бывает причащение мирян.
     Наверное, вы знаете, что на литургии Преждеосвященных Да-
ров обычно младенцы не причащаются, потому что младенцы прича-
щаются только Св.Кровью.  Им опасно давать частицу,  они могут
не проглотить ее.  Им дается только немного Св.Крови. А на ли-
тургии Преждеосвященных Даров в Чаше Св.Крови  нет,  т.е.  она
там присутствует только в Теле Христовом, потому что Агнец был
уже напоен Св.Кровью,  но теперь уже высох.  И  хотя  естество
Св.Крови здесь присутствует,  но погружается этот Агнец просто
в вино. И вот дать просто на лжице этого вина вместо причастия
нельзя, поэтому младенцев не причащают.
     Хатем бывает обычная концовка литургии, только вместо за-
амвонной молитвы обычной читается молитва литургии Преждеосвя-
щенных Даров:
     "Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию содела-
вый и неизреченным Твоим Промыслом и многою  благостию  введый
нас в пречестные дни сия, ко очищению душам и телом, к воздер-
жанию страстей,  к  надежди  воскресения,  Иже  четыредесятьми
деньми скрижали  вручив,  благоначертанная письмена,  угоднику
Твоему Моисеови!  Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подви-
затися, течение  поста  совершити,  веру нераздельну соблюсти,
главы невидимых змиев сокрушити,  победителем же греха явитися
и неосужденно  достигнути  поклонитися  и Святому Воскресению.
Яко благословися и прославися пречестное  и  великолепное  имя
Твое, Отца,  и Сына,  и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки
веков. Аминь".
     Потом поется 33-й псалом и бывает отпуст.  Здесь остается
только сказать, что песнопения литургии Преждеосвященных Даров
для тех, кто вырос в церковной жизни или кто уже давно ходит в
церковь, живет церковной жизнью,  они как бы связаны с Великим
постом. Уже  невозможно себе представить Великий пост без этих
чудных особенных песнопений,  без длинных покаянных служб, без
этой особенно таинственной,  тихой, прекрасной атмосферы Вели-
кого поста.  Такие богослужения создают особенный дух постного
времени, постного блогослужения.
     Теперь, конечно, у нас все меняется, мы не можем уже про-
ходить пост  так,  как  это было прежде,  но все же эти службы
продолжают для нас сохранять эту особенную  прелесть  Великого
поста.
     Следует здесь сказать с горечью, что ввиду массового зак-

                            - 6 -
рытия церквей,  поголовного  уничтожения  духовенства  при со-
ветской власти получилось так,  что Великий пост стал временем
не просто трудным, а невероятно трудным для священства. Сейчас
немного все выравнивается,  потому что поколения тех,  кто ро-
дился после революции,  уже практически сошли, а новые поколе-
ния живут иначе. А вот еще лет десять назад и двадцать тем бо-
лее - я это прекрасно помню - Великим постом творилось в церк-
вах нечто невообразимое.  Храмы были наполнены старушками, ко-
торые приходили  причащаться раз в год.  Они приходили как раз
для того, чтобы, поговевши, принести как полагается исповедь и
сделать все как должно,  а получалось как раз наоборот. Потому
что при таком колоссальном стечении народа, когда причастников
бывают многие  сотни,  невозможно  провести  полную нормальную
исповедь. И получалось так,  что люди,  которые целый  год  не
причащались и  не исповедовались,  а все ждали Великого поста,
приходят и получают только одну разрешительную молитву,  общую
исповедь и  в  такой  страшной давке еле-еле могут пробиться к
Чаше. И бывали даже увечья,  и часто выносили этих бабушек  их
страшной духоты.  Я сам служил в таких условиях,  когда каждое
воскресенье Великого поста или даже часто на литургии  Прежде-
освященных Даров бывала просто невозможная давка.
     Сейчас все меняется,  храмов  стало  больше,  священников
больше, народу  меньше,  так  что постепенно мы возвращаемся к
какой-то норме.  И надо надеяться,  что лучше эти нормы  будут
воплощаться в нашу жизнь.
     На этом я заканчиваю свой рассказ  о  литургии.  Конечно,
эти лекции не могут претендовать на полноту,  помните, что наш
курс называется "Введение в литургическое предание",  это даже
не литургика.  Так  что я не претендую дать вам обстоятельно и
подробно объяснение чина богослужебного. Конечно, очень многое
упущено по недостатку времени,  да вы и не готовы, наверное, к
изучению подобного устава и не всем из вас это в равной степе-
ни нужно.  Моя  цель  - дать вам достаточно глубокое понимание
сути дела.  Вы должны понимать, что это за службы, как они со-
вершаются, как они вошли в нашу церковную жизнь.
                                                08.12.93.