Л Е К Ц И Я  15

     В прошлый раз мы закончили описанием совершения  таинства
миропомазания. После этого таинства,  как уже говорилось,  со-
вершается торжественный ход вокруг купели с пением  "Елицы  во
Христа  креститися,  во  Христа  облекохтися",  потом читается
Апостол, затем Евангелия, затем следует сугубая ектения, а по-
том  следует  отпуст.  На отпусте принято поминать святого,  в
честь которого крещаемый получил свое имя.
     Далее по  требнику следуют так называемые обряды восьмого
дня. Это отирание св.мира и пострижение волос. Оба обряда име-
ют свои трогательные молитвы, называются они обрядами восьмого
дня потому, что совершались не сразу после крещения. Крещаемый
в течение целой недели носил свою новую крещальную белую одеж-
ду, ходил в храм, каждый день причащался Св. Христовых Таин, и
св.миро оставалось на нем. И уже после этой праздничной седми-
цы он снова приходил в храм, и здесь совершалось это новое чи-
нопоследование - отирали св.миро с него,  постригали волосы, и
он вступал в обычный ход жизни.
     Сейчас я вам прочитаю описание крещения, которое соверша-
лось на Пасху в Константинополе в древности. Описание взято из
древних рукописей,  из архива нашего великого литургиста Дмит-
риевского. К сожалению,  этот материал еще не опубликован, так
что для вас он будет особенно интересен. Он готовился к публи-
кации, и Дмитриевский читал по нему лекции, но революция поме-
шала публикации.
     Документ из Константинопольской церкви дошел до нас в ма-
нускрипте 8 века;  этот манускрипт называется "Кодекс Бербери-
ни". Еще есть рукопись 11 в.  в ...  библиотеке.  Из этих двух
документов можно составить описание того, как проходило креще-
ние в Константинополе.
     "Патриарх приходит  в  храм  Св.Софии при пении стихир на
"Господи воззвах".  Его  встречают  по  обычаю  с  Евангелием,
крестом, тремя  ручными подсвечниками,  но молитвы входа он не
читает. Войдя в алтарь,  он восходит на трон и садится со свя-
щеннослужителями и архонтами на запрестолие при пении прокимна
"Вся земля да поклонится Тебе".
     По прочтении  первой  паремии при начале второй "Светися,
светися" патриарх, архонт, епископы и священнослужители встают
со своих мест".
     Здесь нужно сказать,  в какой момент и в какой  день  это
происходит.  На Пасху поются стихиры на "Господи воззвах". Ве-
черняя Пасхалия совершается в Великую Субботу. Совершается она
не вечером,  а утром,  как обычно.  Вы помните,  что в Великую
Субботу рано утром совершают царские часы с чтением  Страстных
Евангелий,  а потом начинается великая вечерня, в начале кото-
рой бывают стихиры на "Господи воззвах".  Вот в  это  время  и
приходил патриарх.
     По церковному времени, хотя это и Суббота Преблагословен-
ная, но это уже и Воскресение, потому что церковный день начи-
нается с вечерни. Эта вечерня относится к воскресному дню. Так
что это уже действительно начинается Пасха.
     Так вот,  по прочтении первой паремии (а паремии  бывают,
как вы помните,  после входа и прокимна. Выходит чтец и читает
паремии - их бывает 15 в Великую Субботу, и они довольно длин-
ные. Если  читать не торопясь,  то это довольно долго,  а если
читать нараспев, то это потребует большого времени).

                            - 2 -
     Итак: "По  прочтении  первой  паремии,  при начале второй
"Светися, Светися" патриарх, архонт, епископы и священнослужи-
тели  встают  со  своих мест.  Второй диакон,  взяв с престола
Евангелие,  лежащее на правой стороне,  подает его  патриарху,
который,  поцеловав, кладет Евангелие на свою кафедру или трон
со всеми духовными чинами удаляется через ...  в великую  кре-
щальню".
     Это замечательная особенность:  на свой трон патриарх по-
ложил Евангелие,  чтобы  трон не остался пустым.  Он уходит из
Св.Софии и на троне оставляет Евангелие.
     "В храме  остаются чтецы и певцы с народом,  продолжающие
чтение положенных паремий.  По входе в  крещальню  патриарх  в
раздевальне или  верхнем помещении переоблачается в белые свя-
щенные одежды и даже надевает белую обувь.  Затем кадит кругом
обе купели или бассейны - правые для мужчин,  а левые для жен-
щин, благословляет их свечами и начинает тайно читать молитву:
"Благоутробный и многомилостивый..."
     Архидиакон, одетый в белый стихарь  и  орарь,  став  близ
патриарха, произносит великую ектению на освящение воды, в ко-
торой испрашивается благодать иорданских вод. По окончании ек-
тении патриарх громко читает: "Вели еси Господи..." и т.д. При
словах "и страшное ... да заключается познание креста" спуска-
ется в  купель  и  по  очереди  в каждую трижды дует и пальцем
трижды благословляет находящуюся в них воду".
     Вы видите, что многое из того, что здесь говорится, оста-
лось в нашем требнике.
     "Затем во  время  чтения "Владыко Господи,  Боже Отец на-
ших..." диакон подносит сосуд с елеем.  Патриарх трижды дует в
него и троекратно благословляет. После молитвы священник берет
стручец из сосуда с елеем и делает на воде три креста,  причем
диакон говорит:  "..." трижды и псалом "Блажени,  ихже остави-
шася беззакония...".  Патриарх произносит:  "Благословен  Бог,
просвещая  и  освящая всякого человека",  пресвитер помазывает
елеем чело,  грудь и спину оглашенных, говоря: "Помазуется раб
Божий  (имя рек) елеем радования..." Диакон,  согласно обычаям
древнейшего времени, елеем помазует в это время все тело гото-
вящихся ко крещению мужчин, а диаконисса помазует женщин.
     Патриарх надевает на себя одежду крещения, т.е. ...., по-
ручи и погружает крещаемого,  произнося каждому формулу креще-
ния: "Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца,  аминь; и Сы-
на, аминь;  и Святаго Духа, аминь". И все поют до конца псалом
"Блажени, ихже оставишася беззакония..." три  раза.  Крещенные
надевают белые одежды, опоясываются поясом и получают свечи. В
рукописи 14 века при этом говорится:  "Прими лампаду и сохрани
ее целу,  негасиму".  Архидиакон  возглашает:  "Господу  помо-
лимся". Патриарх трижды произносит  молитву: "Благословен  еси
Господи Боже  Вседержителю...",  в которой молится о даровании
крещенным печати Дара Святаго  и  Всесильнаго  Всепокланяемаго
Святаго Духа и причащения ...  Честныя Крове Христа твоего.  И
тотчас при пении "Елицы во Христа крестистеся" со всеми  новоп-
росвещенными отправляется в соседний храм Св.Апостола Петра.
     Сюда второй священник и один из иереев  Софийского  храма
приносят св.миро. Патриарх входит в алтарь, благословляет све-
чами святую трапезу,  т.е. престол, целует индиктию, т.е. пок-
ров престола,  и, облокотившись на ковер, положенный на алтар-
ную преграду,  начинает по очереди помазывать миром подходящих
к  нему новопросвещенных,  говоря при этом:  "Печать Дара Духа
Святаго".
     Видите, здесь говорится:  патриарх находится в алтаре, на

                            - 3 -
алтарную преграду кладется ковер,  т.е. иконостасов там не бы-
ло. То  есть патриарх облокачивается на эту преграду и помазы-
вает миром тех,  кто подходит совне к этой преграде - новокре-
щенных. Помазывается чело,  глаза,  ноздри и уста и оба уха. В
рукописи Берберини мы находим при помазывании этих частей тела
и соответствующую  формулу:  на  глазах  - "Благодать обоняния
Святаго Духа",  на ушах - "Благодать получения жизни  вечной",
на ладонях рук - "Благодать Святаго Христа Бога и печать",  на
сердце - "Полнота Дара Святаго Духа,  сохранение веры и  исти-
ны". Во  все  время  миропомазания певцы поют:"Елицы во Христа
креститися".
     В Великую Субботу патриарх,  окончив миропомазание, также
в храме Св.Апостола Петра совершает чин воскресной вечерни. Во
время пения  прокимна  патриаршии архонты,  находящиеся в кре-
щальне, переменяют свои обычные одежды на белые. Тропарь "..."
вместо "Богородице  Дево,  радуйся"  пели запечатанному гробу.
Если патриарх ...  заканчивал все  вышеизложенное,  подавалось
известие в Софийский храм, и там чтецы после 8 паремии начина-
ли чтение последней паремии пророка Даниила, а после нее певцы
пели на амвоне песнь отроков в пещи халдейской.
     При окончании этой песни патриарх,  архонты и его священ-
нослужители, певцы из сировоспитательных домов во главе с пев-
цом, одетым в ...  фелонь с песнопением "Блажени, ихже остави-
шася беззакония" вели из крещальни новопросвещенных,  несших в
руках зажженные свечи, в Софийский храм через царские врата".
     Тут нужно  вспомнить,  что  царскими назывались не врата,
ведущие с амвона в алтарь, находящиеся в иконостасе, а называ-
лись врата, вводящие в храм. И назывались они царскими потому,
что находились в центре и через них входил царь, а с боков бы-
ли боковые, где шел народ. Новокрещенных вели царскими вратами.
     "Здесь патриарх,  совершив на ковре троекратное  поклоне-
ние, совершал молитву литургийного входа (раньше, как мы с ва-
ми слышали, молитвы входа не читались патриархом - о.Владимир)
и через  царские  двери  вместе  с  новопросвещенными патриарх
вступал в храм.  Новопросвещенные шли на солею, где они стояли
потом всю литургию.
     Шедший впереди процессии,  сняв фелонь,  в одном ........
входил на амвон и,  заменив певца, исполнявшего песнь отроков,
пел "Елицы во Христа крестистеся", после чего следовало беспро-
кимное чтение Апостола и Евангелия. Сопрестолие от патриарха в
это время отделяет лишь 12 епископов-архонтов, остальные полу-
чают приглашение  к  патриарху  на  прием прочтения Евангелия.
Когда после Апостола поются стихи  "Воскресни  Боже...", экза-
постиларий сменяют, на место ее полагая золотую (пропуск в ру-
кописи).
     Во время пения "Воскресни Боже" все епископы стояли, а по
прочтении Евангелия уже принимали участие в  богослужении.  Во
время великого  входа  новопросвещенные  с зажженными свечами,
исполняя обязанности ...,  идут впереди Св.Даров с  солеи.  На
целовании мира  по древнему обычаю присутствующие в храме лоб-
зали новопросвещенных. В обычное время за той же литургией все
они причащались Св.Таин.  По окончании литургии из храма с пе-
нием "Елицы во Христа крестистеся" они провождались домой.
     В течение восьми следующих дней они не снимали белых кре-
щальных одежд, присутствовали ежедневно на богослужении и даже
причащались.
     Подобный чин крещения совершался  и  в  канун  праздников
Рождества Христова, Богоявления, Святой Троицы, Вербного Воск-
ресения и Преображения.  В восьмой день новопросвещенные явля-

                            - 4 -
лись в храм для омовения помазанных миром частей тела, на раз-
решение пелен и пояса и на отпуст".
     В "... Виссариона" имеются все три молитвы, которые чита-
ются в нашем современном требнике. Никаких обрядовых действий,
слов для произнесения священником там не имеется.
     "В среду на Пасху император в самых парадных  одеждах  во
дворце в золотой палате, в той ее части, которая носила назва-
ние трипитона,  после обычного  приема  придворных  сановников
принимал ...  с  шестью  неофитами,  или  новокрещенными,  и с
шестью певцами  из  сирот,  сопровождавшими  новопросвещенных.
Входил священник и вместе с ... вытирал на челе миром помазан-
ное место. Император каждого потом целовал в лоб.
     Когда оканчивалась  эта  церемония  омовения и целования,
певчие пели приличествующий случаю гимн и,  получив от импера-
тора подарок, все вместе возвращались домой".
     Видите, чем было крещение для древних христиан. Мы теперь
не можем даже себе этого представить, что новокрещенный креща-
ется самим патриархом,  потом таким торжественным ходом идет в
Софийский собор  на пасхальную литургию,  там стоит на солее и
когда выходит великий вход со  святыми  сосудами,  то  впереди
идут норвокрещенные в белых одеждах с зажженными свечами.  По-
том они 8 дней ходят в храм, а на третий день они идут на при-
ем к императору, и император каждого целует в лоб. Вот что та-
кое было крещение раньше,  какой исключительной важности собы-
тие. Император  считал  для  себя  обязательным приветствовать
тех, кто родился в новую жизнь,  кто соединился со Христом.  И
принимал их вместе с самыми почетными сановниками.
     Действительно, это крещение было событием  общецерковного
значения, и  каждый новокрещенный не мог забыть того,  как со-
вершалось крещение над ним.  И, конечно, готовился к этому со-
бытию совершенно особенно.
     Тогда, в древности,  был обычай во время литургии при пе-
нии Символа веры давать друг другу целование мира. Вы помните:
священник говорит "Мир всем",  и священники  в  алтаре  целуют
друг друга в плечо,  говоря "Христос посреди нас, и есть и бу-
дет". Старший говорит:"Христос посреди нас", а младший отвеча-
ет:"И есть, и будет". И целуют друг друга в правое, левое пле-
чо и в руку.
     Подобно этому и миряне тоже целовали друг друга:  мужчины
мужчин, женщины женщин. А на Пасху они целовали новокрещенных,
и сам император тоже приходил и целовал троих из новокрещенных
в знак своего приветствия.  А когда они приводились  потом  во
дворец, он как бы участвовал в омовении св.мира.  Само участие
патриарха и императора в крещении уже придавало этому  событию
государственное значение.   Это   действительно  было  великим
праздником, и не удивительно поэтому,  что  из  чина  крещения
очень многое  вошло в нашу церковную жизнь.  В частности,  наш
крестный ход на Пасху ночью,  как считают исследователи, имеет
своим началом   шествие  новокрещенных,  когда  они  из  храма
Св.Апостола Петра шли в Софийский храм со свечами на литургию.
Вечерня тогда совершалась вечером,  это теперь она совершается
утром. А тогда это было вечером, и паремии читались вечером, и
все это переходило в литургию.
     Это был,  конечно, очень торжественный ход. Новокрещенных
было множество,  их готовили год или два,  и особенно готовили
Великим постом.  Было два больших бассейна, где их крестили, и
все это было очень величественно и торжественно.
     На Пасху,  если вы помните, у нас остался след в литургии
от этого события.  У нас поют на Пасху не "Святый Боже...",  а

                            - 5 -
"Елицы во Христа крестистеся" во время литургии. И пение "Елицы
во Христа  крестистеся"  сохранилось  и в другие праздники - на
Рождество, Крещение,  праздник Св.Троицы.  Именно в  память  о
том, что в эти дни в древности совершалось крещение.
     Крещение воспринималось именно как величайшее  событие  в
жизни Церкви.  Церковь рождает новых чад Божиих - это действи-
тельно общецерковный праздник и даже, если хотите, сама Пасха,
само Воскресение  Христово  как бы здесь воспринималось именно
как осуществление Воскресения. Не просто как воспоминание того
факта,  что Христос воскрес,  а именно воскрес и жительствует,
воскрес - и с ним вместе отныне воскресают  люди.  Крещение  -
это  воскресение  из мертвых для древних христиан,  и на Пасху
совершается общее восресение.
     Сила воскресения  стала как бы жизнью Церкви,  со Христом
вместе воскресают люди от жизни греховной в жизнь вечную.
     Еще здесь нужно сказать, что после крещения,  когда в те-
чение 8 дней новокрещенные ходили в храм,  совершалась  третья
часть особенных  занятий с ними.  Сначала проходило оглашение,
которое состояло из двух частей - общие огласительные  беседы,
а перед  самым  крещением,  на Страстной седмице,  они изучали
Евангелие и Символ веры. А после крещения, на Пасху, в течение
Пасхальной седмицы  епископ  проводил  с ними тайноводственные
беседы, посвящая их теперь уже в тайны церковной жизни. Он на-
учал их таинственной благодатной жизни Церкви, объяснял им та-
инства церковные. В этом смысле наши с вами занятия тоже можно
считать тайноводственными беседами,  потому что мы тоже с вами
изучаем таинства. И уже после того, как они прошли курс тайно-
водственных бесед,  им отирали миро,  подстригали волосы и они
начинали жить обычной жизнью христианина.  Конечно,  церковной
жизнью, а не так, как теперь.
     Есть у нас теперь очень тяжелые традиции,  по духу своему
совершенно не церковные. Я служил в четырех разных приходах, и
в трех из них бытовало мнение,  что ни в  коем  случае  нельзя
причащать на Пасху,  что это великий грех. Говорили, что Пасха
для радости,  а для причащения пост.  Так считали  настоятели,
священники. Вероятно,  они хотели сказать, что на Пасху нельзя
исповедаться, каяться нельзя. Совершенно верно. Но поскольку у
нас причащение  с таинством покаяния неразделимы теперь стали,
то они говорили,  что причащаться нельзя. Если причащаться, то
надо исповедоваться на Пасху,  а исповедовать на Пасху нельзя.
И в этом они были совершенно правы - для этого и есть  Великий
пост. Омрачать  пасхальную  службу совершением таинства покая-
ния, покаянными молитвами, покаянными чинопоследованиями - это
совершенно неправильно.
     Но как не причаститься на Пасху? Без причастия Св.Христо-
вых Таин какая же это пасхальная радость?
     Но если уж каким-то чудом  разрешат  причастить  людей  в
пасхальную ночь, то уж в следующие дни - никак. Это уже будет-
восприниматься как кощунство:  как же это - причащать в  поне-
дельник, во  вторник?  Люди  же мясо ели.  На Пасху ведь самое
главное как-никак разговеться.  А раз люди ели мясо, то как же
они могут причащаться?
     К сожалению,  такая странная традиция у нас очень  сильно
утвердилась. Сейчас она идет почему-то к нам с Украины,  с За-
падной в особенности,  но раньше такое и в Москве было. Сейчас
уже это  не  так - за несколько лет последних удалось добиться
изменений. Пришли молодые священники  и  начали  причащать,  и
сейчас уже  причащают  в монастырях и патриархия не запрещает,
этого, как раньше. Но вот в будние дни Пасхи этого пока еще не

                            - 6 -
бывает.
     Так вот,  древние рукописи свидетельствуют нам о том, что
новокрещенные, и не только они - об этом говорят и древние ка-
ноны - причащались  каждый  день  на  Пасху.  Потому  что  вся
пасхальная седмица  по  своему  строю  понимается Церковью как
один день. Даже всю пасхальную седмицу чин литургии особенный,
как в первый день.  И каждый день полагается служить,  полага-
ется причащаться.  И,  конечно,  мясо здесь не  является  пре-
пятствием. Делол не в том,  чтобы не есть мясо, а в том, чтобы
не объедаться.  Надо вести духовную жизнь, а не развлекаться и
увеселяться, должна быть духовная радость прежде всего,  а еда
не должна быть на первом месте.
     Представьте себе,  какая  же  это  была  Пасха.  Вот  они
крестились, а потом в  церкви  с  ними  каждый  день  беседует
епископ, учит  их новой жизни,  они каждый день причащаются на
литургии. Ходят в белых одеждах.  Вот что такое крещение.  Нам
это даже  представить себе трудно.  Мы профанируем это замеча-
тельное таинство, когда где-то в углу, скороговоркой, так, что
ничего нельзя понять,  совершается эта треба.  Причем соверша-
ется не всей Церковью,  как в древности,  а именно как  треба:
тебе нужно, сейчас мы тебя покрестим в пустом храме, в уголке.
     А ведь раньше это было немыслимо. Раньше вся полнота цер-
ковная участвовала в этом таинстве.
     Еще скажу вам,  что у нас, конечно, невозможно даже поду-
мать о том, чтобы 8 дней ходить в белых одеждах, 8 дней ходить
на литургию - этого не  позволит  сегодняшняя  жизнь.  Но  еще
здесь сыграло роль одно очень существенное историческое обсто-
ятельство. Дело в том,  что со временем, и в частности у нас в
России, крещение утратилось нами потому - не вполне,  конечно,
а в возвышенном смысле,  как переживание великого праздника  -
потому, что перестали крестить взрослых,  людей, которые пони-
мали, что происходит. Стали крестить одних младенцев. Ну а им,
конечно, неважно, кто их крестит - патриарх или священник, при
всем храме или нет,  в пасхальный или в  будний  день,  в  Со-
фийском соборе или в каком-то уголке. С ними не проводились ни
оглашение,  ни тайноводственные беседы. То есть все потерялось
именно когда стали крестить младенцев.  И соответственно,  ко-
нечно,  не было смысла откладывать отирание св.мира на 8 дней,
потому что младенцы не могли ходить в белых одеждах 8 дней.  И
все свелось лишь к каким-то памятным  знакам.  Поэтому  теперь
все эти  чины  восьмого дня совершаются сразу после крещения -
сразу священник отирает миро и постригает волосы.
     А в древности,  как свидетельствуют рукописи, была очень-
интересная подробность. Для того чтобы сохранить лоб, поBM#v(Щ:X#$$$,,,444===LLLEEEXXXhhhxxxИИИШШШооо	
	

	




			



	
	






	

			




	
		
	



		



			



	


	
		






	



	

	
	


			


			







	




	



	

				





	
		


	





	


			


										


	












		
		






	


		

		







		



		



		





		
	
		











			

	
		










			




	
	









	
		





	

	


		
	
	


	


			


	

	
	

	
	



			
	



		




			


		






	



			



		



	
	



	
	





		

	

		
		






	
	
	
	





	
		
	
						







		



			

	
	

			
		
				



	




			


			
				





			
		







	
	

	


	

	



		

	

	

				
				
		

		




			



	



		

			



		



	


			
	
			

	




	



					

	

				




	
			
			


					
	
	
						








	

		









			
										



	

	
		




		
		

					







		

						

			





	



	
	


		
	




	

					


		




	







							


















			


			 при  закрытых  царских  вратах.  Открыть
царские врата  на  этот возглас можно только на Пасху в первую
седмицу или это является одной из  самых  высоких  наград  для
священников очень заслуженных. А вот для тех, кто будет совер-
шать крещальную литургию,  это можно сделать,  потому что кре-
щальную литургию  с  закрытыми  царскими  вратами совершить не
удастся. Поэтому при  открытых  царских  вратах  возглашается:
"Благословенно царство...".  Затем  священник  и диакон тут же
исходят из алтаря в баптистерий,  и уже перед  купелью  диакон
говорит ектению:  "Миром Господу помолимся...".  Ектению обыч-
ную, взятую из литургии,  до прошения "Заступи и спаси и поми-
луй...", а затем следует прошение мирной ектении из последова-
ния Св.Крещения.
     Священник в  это время глаголет тайно молитву первого ан-
тифона литургии. Если в чине крещения совершается, как вы пом-
ните, тайная молитва священника перед крещением, то здесь про-
износится литургийная молитва.  Затем возглас:  "Яко  подобает
Тебе всякая слава...",  и хор поет первый антифон. А священник
в это время читает тайные молитвы крещения.  После  этого  уже
нет обычной ектении,  как бывает в литургии, и не читаются мо-
литвы антифонов,  а сразу следует возглас:  "Вели еси Господи,
чудны дела Твоя" и священник читает молитвы крещения вслух пе-
ред купелью.
     После молитвы "Молимся Тебе,  Господи" (третья молитва на
освящение воды) хор поет второй антифон:"Слава, и ныне... Еди-
нородный Сыне...". И дальше опять нет ектении, а священник чи-
тает молитву на освящение елея: "Владыко Господи Боже...".
     Диакон говорит: "Вонмем", священник с народом поет "Алли-
луиа" и творит кресты елеем в воде.  Затем возглас: "Благосло-
вен Бог,  просвещаяй  и  освящаяй всякого человека,  идущего в
мир", и священник совершает помазание крещаемых  елеем.  После
этого он  уходит в алтарь вместе с диаконом и совершает вход с
Евангелием - малый вход.
     Хор поет "Во Царствии Твоем",  тропари и кондаки,  а свя-
щенник в это время выходит из алтаря и после окончания  тропа-
рей и кондаков совершает крещение. Царские врата все время от-
крыты. После крещения возлагает нательный  крест,  облачает  в
белую одежду;  читается и поется псалом 31 "Блажени, иже оста-
вишахся беззакония",  хор трижды поет "Ризу мне подаждь  свет-
лу", и священник читает молитву на миропомазание: "Благословен
еси Господи" и совершает миропомазание.
     Затем сразу  следует  литургийный возглас:  "Яко свят еси
Боже наш...". Диакон на амвоне говорит: "Господи, спаси благо-
чествыя во веки веков", а священник стоит перед купелью вместе
с крещаемыми.  Диакон подходит к нему со свечой и  кадилом,  и
все вместе  с  новокрещенными и с крестными совершают торжест-
венный ход  вокруг  купели   с   пением   "Елицы   во   Христа
крестистеся" (вместо  "Святый Боже",  который поется на литур-
гии). Получается очень красиво и торжественно -  крестный  ход
со свечами, весь храм поет.
     Совершается такой ход (три раза обходится купель), новок-
рещенные остаются перед купелью, а священник и диакон уходят в
алтарь. Здесь совершается чтение Апостола и Евангелия,  как на
литургии. Но прокимен, Апостол и Евангелие берутся из последо-
вания Св.Крещения.  Можно, конечно, соединить и с дневным чте-
нием, но можно взять крещальное чтение.
     Затем следует сугубая ектения из чина литургии до послед-
него прошения,  а вместо него произносится прошение из сугубой
ектении крещального чина:"Еще молимся..." и дальше - о  крест-
ных, о воспреемниках и о новокрещенных.  После сугубой ектении
опускаются ектения заупокойная и ектения об оглашенных и начи-
нается литургия по обычному чину с молитвой верных.
     Когда священники причастятся в алтаре, совершается воцер-
ковление новокрещенных:  мальчиков  вносят  в алтарь,  девочек
прикладывают к  иконам  на  амвоне.  После  этого  отверзаются
царские врата, священник выходит с чашей и всех причащает.
     Литургия заканчивается обычным возгласом, а после отпуста
совершаются обряды восьмого дня.
     Все это, надо сказать, происходит довольно быстро, литур-
гия задерживается не намного. Такая торжественная служба поче-
му-то напоминает пасхальную службу и оставляет удивительно ра-
достное чувство. Конечно, было бы замечательно, если бы мы по-
немногу стали возвращаться к такому совершению великого чудно-
го таинства крещения.
                                      16.02.94.