Л Е К Ц И Я 15 В прошлый раз мы закончили описанием совершения таинства миропомазания. После этого таинства, как уже говорилось, со- вершается торжественный ход вокруг купели с пением "Елицы во Христа креститися, во Христа облекохтися", потом читается Апостол, затем Евангелия, затем следует сугубая ектения, а по- том следует отпуст. На отпусте принято поминать святого, в честь которого крещаемый получил свое имя. Далее по требнику следуют так называемые обряды восьмого дня. Это отирание св.мира и пострижение волос. Оба обряда име- ют свои трогательные молитвы, называются они обрядами восьмого дня потому, что совершались не сразу после крещения. Крещаемый в течение целой недели носил свою новую крещальную белую одеж- ду, ходил в храм, каждый день причащался Св. Христовых Таин, и св.миро оставалось на нем. И уже после этой праздничной седми- цы он снова приходил в храм, и здесь совершалось это новое чи- нопоследование - отирали св.миро с него, постригали волосы, и он вступал в обычный ход жизни. Сейчас я вам прочитаю описание крещения, которое соверша- лось на Пасху в Константинополе в древности. Описание взято из древних рукописей, из архива нашего великого литургиста Дмит- риевского. К сожалению, этот материал еще не опубликован, так что для вас он будет особенно интересен. Он готовился к публи- кации, и Дмитриевский читал по нему лекции, но революция поме- шала публикации. Документ из Константинопольской церкви дошел до нас в ма- нускрипте 8 века; этот манускрипт называется "Кодекс Бербери- ни". Еще есть рукопись 11 в. в ... библиотеке. Из этих двух документов можно составить описание того, как проходило креще- ние в Константинополе. "Патриарх приходит в храм Св.Софии при пении стихир на "Господи воззвах". Его встречают по обычаю с Евангелием, крестом, тремя ручными подсвечниками, но молитвы входа он не читает. Войдя в алтарь, он восходит на трон и садится со свя- щеннослужителями и архонтами на запрестолие при пении прокимна "Вся земля да поклонится Тебе". По прочтении первой паремии при начале второй "Светися, светися" патриарх, архонт, епископы и священнослужители встают со своих мест". Здесь нужно сказать, в какой момент и в какой день это происходит. На Пасху поются стихиры на "Господи воззвах". Ве- черняя Пасхалия совершается в Великую Субботу. Совершается она не вечером, а утром, как обычно. Вы помните, что в Великую Субботу рано утром совершают царские часы с чтением Страстных Евангелий, а потом начинается великая вечерня, в начале кото- рой бывают стихиры на "Господи воззвах". Вот в это время и приходил патриарх. По церковному времени, хотя это и Суббота Преблагословен- ная, но это уже и Воскресение, потому что церковный день начи- нается с вечерни. Эта вечерня относится к воскресному дню. Так что это уже действительно начинается Пасха. Так вот, по прочтении первой паремии (а паремии бывают, как вы помните, после входа и прокимна. Выходит чтец и читает паремии - их бывает 15 в Великую Субботу, и они довольно длин- ные. Если читать не торопясь, то это довольно долго, а если читать нараспев, то это потребует большого времени). - 2 - Итак: "По прочтении первой паремии, при начале второй "Светися, Светися" патриарх, архонт, епископы и священнослужи- тели встают со своих мест. Второй диакон, взяв с престола Евангелие, лежащее на правой стороне, подает его патриарху, который, поцеловав, кладет Евангелие на свою кафедру или трон со всеми духовными чинами удаляется через ... в великую кре- щальню". Это замечательная особенность: на свой трон патриарх по- ложил Евангелие, чтобы трон не остался пустым. Он уходит из Св.Софии и на троне оставляет Евангелие. "В храме остаются чтецы и певцы с народом, продолжающие чтение положенных паремий. По входе в крещальню патриарх в раздевальне или верхнем помещении переоблачается в белые свя- щенные одежды и даже надевает белую обувь. Затем кадит кругом обе купели или бассейны - правые для мужчин, а левые для жен- щин, благословляет их свечами и начинает тайно читать молитву: "Благоутробный и многомилостивый..." Архидиакон, одетый в белый стихарь и орарь, став близ патриарха, произносит великую ектению на освящение воды, в ко- торой испрашивается благодать иорданских вод. По окончании ек- тении патриарх громко читает: "Вели еси Господи..." и т.д. При словах "и страшное ... да заключается познание креста" спуска- ется в купель и по очереди в каждую трижды дует и пальцем трижды благословляет находящуюся в них воду". Вы видите, что многое из того, что здесь говорится, оста- лось в нашем требнике. "Затем во время чтения "Владыко Господи, Боже Отец на- ших..." диакон подносит сосуд с елеем. Патриарх трижды дует в него и троекратно благословляет. После молитвы священник берет стручец из сосуда с елеем и делает на воде три креста, причем диакон говорит: "..." трижды и псалом "Блажени, ихже остави- шася беззакония...". Патриарх произносит: "Благословен Бог, просвещая и освящая всякого человека", пресвитер помазывает елеем чело, грудь и спину оглашенных, говоря: "Помазуется раб Божий (имя рек) елеем радования..." Диакон, согласно обычаям древнейшего времени, елеем помазует в это время все тело гото- вящихся ко крещению мужчин, а диаконисса помазует женщин. Патриарх надевает на себя одежду крещения, т.е. ...., по- ручи и погружает крещаемого, произнося каждому формулу креще- ния: "Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь; и Сы- на, аминь; и Святаго Духа, аминь". И все поют до конца псалом "Блажени, ихже оставишася беззакония..." три раза. Крещенные надевают белые одежды, опоясываются поясом и получают свечи. В рукописи 14 века при этом говорится: "Прими лампаду и сохрани ее целу, негасиму". Архидиакон возглашает: "Господу помо- лимся". Патриарх трижды произносит молитву: "Благословен еси Господи Боже Вседержителю...", в которой молится о даровании крещенным печати Дара Святаго и Всесильнаго Всепокланяемаго Святаго Духа и причащения ... Честныя Крове Христа твоего. И тотчас при пении "Елицы во Христа крестистеся" со всеми новоп- росвещенными отправляется в соседний храм Св.Апостола Петра. Сюда второй священник и один из иереев Софийского храма приносят св.миро. Патриарх входит в алтарь, благословляет све- чами святую трапезу, т.е. престол, целует индиктию, т.е. пок- ров престола, и, облокотившись на ковер, положенный на алтар- ную преграду, начинает по очереди помазывать миром подходящих к нему новопросвещенных, говоря при этом: "Печать Дара Духа Святаго". Видите, здесь говорится: патриарх находится в алтаре, на - 3 - алтарную преграду кладется ковер, т.е. иконостасов там не бы- ло. То есть патриарх облокачивается на эту преграду и помазы- вает миром тех, кто подходит совне к этой преграде - новокре- щенных. Помазывается чело, глаза, ноздри и уста и оба уха. В рукописи Берберини мы находим при помазывании этих частей тела и соответствующую формулу: на глазах - "Благодать обоняния Святаго Духа", на ушах - "Благодать получения жизни вечной", на ладонях рук - "Благодать Святаго Христа Бога и печать", на сердце - "Полнота Дара Святаго Духа, сохранение веры и исти- ны". Во все время миропомазания певцы поют:"Елицы во Христа креститися". В Великую Субботу патриарх, окончив миропомазание, также в храме Св.Апостола Петра совершает чин воскресной вечерни. Во время пения прокимна патриаршии архонты, находящиеся в кре- щальне, переменяют свои обычные одежды на белые. Тропарь "..." вместо "Богородице Дево, радуйся" пели запечатанному гробу. Если патриарх ... заканчивал все вышеизложенное, подавалось известие в Софийский храм, и там чтецы после 8 паремии начина- ли чтение последней паремии пророка Даниила, а после нее певцы пели на амвоне песнь отроков в пещи халдейской. При окончании этой песни патриарх, архонты и его священ- нослужители, певцы из сировоспитательных домов во главе с пев- цом, одетым в ... фелонь с песнопением "Блажени, ихже остави- шася беззакония" вели из крещальни новопросвещенных, несших в руках зажженные свечи, в Софийский храм через царские врата". Тут нужно вспомнить, что царскими назывались не врата, ведущие с амвона в алтарь, находящиеся в иконостасе, а называ- лись врата, вводящие в храм. И назывались они царскими потому, что находились в центре и через них входил царь, а с боков бы- ли боковые, где шел народ. Новокрещенных вели царскими вратами. "Здесь патриарх, совершив на ковре троекратное поклоне- ние, совершал молитву литургийного входа (раньше, как мы с ва- ми слышали, молитвы входа не читались патриархом - о.Владимир) и через царские двери вместе с новопросвещенными патриарх вступал в храм. Новопросвещенные шли на солею, где они стояли потом всю литургию. Шедший впереди процессии, сняв фелонь, в одном ........ входил на амвон и, заменив певца, исполнявшего песнь отроков, пел "Елицы во Христа крестистеся", после чего следовало беспро- кимное чтение Апостола и Евангелия. Сопрестолие от патриарха в это время отделяет лишь 12 епископов-архонтов, остальные полу- чают приглашение к патриарху на прием прочтения Евангелия. Когда после Апостола поются стихи "Воскресни Боже...", экза- постиларий сменяют, на место ее полагая золотую (пропуск в ру- кописи). Во время пения "Воскресни Боже" все епископы стояли, а по прочтении Евангелия уже принимали участие в богослужении. Во время великого входа новопросвещенные с зажженными свечами, исполняя обязанности ..., идут впереди Св.Даров с солеи. На целовании мира по древнему обычаю присутствующие в храме лоб- зали новопросвещенных. В обычное время за той же литургией все они причащались Св.Таин. По окончании литургии из храма с пе- нием "Елицы во Христа крестистеся" они провождались домой. В течение восьми следующих дней они не снимали белых кре- щальных одежд, присутствовали ежедневно на богослужении и даже причащались. Подобный чин крещения совершался и в канун праздников Рождества Христова, Богоявления, Святой Троицы, Вербного Воск- ресения и Преображения. В восьмой день новопросвещенные явля- - 4 - лись в храм для омовения помазанных миром частей тела, на раз- решение пелен и пояса и на отпуст". В "... Виссариона" имеются все три молитвы, которые чита- ются в нашем современном требнике. Никаких обрядовых действий, слов для произнесения священником там не имеется. "В среду на Пасху император в самых парадных одеждах во дворце в золотой палате, в той ее части, которая носила назва- ние трипитона, после обычного приема придворных сановников принимал ... с шестью неофитами, или новокрещенными, и с шестью певцами из сирот, сопровождавшими новопросвещенных. Входил священник и вместе с ... вытирал на челе миром помазан- ное место. Император каждого потом целовал в лоб. Когда оканчивалась эта церемония омовения и целования, певчие пели приличествующий случаю гимн и, получив от импера- тора подарок, все вместе возвращались домой". Видите, чем было крещение для древних христиан. Мы теперь не можем даже себе этого представить, что новокрещенный креща- ется самим патриархом, потом таким торжественным ходом идет в Софийский собор на пасхальную литургию, там стоит на солее и когда выходит великий вход со святыми сосудами, то впереди идут норвокрещенные в белых одеждах с зажженными свечами. По- том они 8 дней ходят в храм, а на третий день они идут на при- ем к императору, и император каждого целует в лоб. Вот что та- кое было крещение раньше, какой исключительной важности собы- тие. Император считал для себя обязательным приветствовать тех, кто родился в новую жизнь, кто соединился со Христом. И принимал их вместе с самыми почетными сановниками. Действительно, это крещение было событием общецерковного значения, и каждый новокрещенный не мог забыть того, как со- вершалось крещение над ним. И, конечно, готовился к этому со- бытию совершенно особенно. Тогда, в древности, был обычай во время литургии при пе- нии Символа веры давать друг другу целование мира. Вы помните: священник говорит "Мир всем", и священники в алтаре целуют друг друга в плечо, говоря "Христос посреди нас, и есть и бу- дет". Старший говорит:"Христос посреди нас", а младший отвеча- ет:"И есть, и будет". И целуют друг друга в правое, левое пле- чо и в руку. Подобно этому и миряне тоже целовали друг друга: мужчины мужчин, женщины женщин. А на Пасху они целовали новокрещенных, и сам император тоже приходил и целовал троих из новокрещенных в знак своего приветствия. А когда они приводились потом во дворец, он как бы участвовал в омовении св.мира. Само участие патриарха и императора в крещении уже придавало этому событию государственное значение. Это действительно было великим праздником, и не удивительно поэтому, что из чина крещения очень многое вошло в нашу церковную жизнь. В частности, наш крестный ход на Пасху ночью, как считают исследователи, имеет своим началом шествие новокрещенных, когда они из храма Св.Апостола Петра шли в Софийский храм со свечами на литургию. Вечерня тогда совершалась вечером, это теперь она совершается утром. А тогда это было вечером, и паремии читались вечером, и все это переходило в литургию. Это был, конечно, очень торжественный ход. Новокрещенных было множество, их готовили год или два, и особенно готовили Великим постом. Было два больших бассейна, где их крестили, и все это было очень величественно и торжественно. На Пасху, если вы помните, у нас остался след в литургии от этого события. У нас поют на Пасху не "Святый Боже...", а - 5 - "Елицы во Христа крестистеся" во время литургии. И пение "Елицы во Христа крестистеся" сохранилось и в другие праздники - на Рождество, Крещение, праздник Св.Троицы. Именно в память о том, что в эти дни в древности совершалось крещение. Крещение воспринималось именно как величайшее событие в жизни Церкви. Церковь рождает новых чад Божиих - это действи- тельно общецерковный праздник и даже, если хотите, сама Пасха, само Воскресение Христово как бы здесь воспринималось именно как осуществление Воскресения. Не просто как воспоминание того факта, что Христос воскрес, а именно воскрес и жительствует, воскрес - и с ним вместе отныне воскресают люди. Крещение - это воскресение из мертвых для древних христиан, и на Пасху совершается общее восресение. Сила воскресения стала как бы жизнью Церкви, со Христом вместе воскресают люди от жизни греховной в жизнь вечную. Еще здесь нужно сказать, что после крещения, когда в те- чение 8 дней новокрещенные ходили в храм, совершалась третья часть особенных занятий с ними. Сначала проходило оглашение, которое состояло из двух частей - общие огласительные беседы, а перед самым крещением, на Страстной седмице, они изучали Евангелие и Символ веры. А после крещения, на Пасху, в течение Пасхальной седмицы епископ проводил с ними тайноводственные беседы, посвящая их теперь уже в тайны церковной жизни. Он на- учал их таинственной благодатной жизни Церкви, объяснял им та- инства церковные. В этом смысле наши с вами занятия тоже можно считать тайноводственными беседами, потому что мы тоже с вами изучаем таинства. И уже после того, как они прошли курс тайно- водственных бесед, им отирали миро, подстригали волосы и они начинали жить обычной жизнью христианина. Конечно, церковной жизнью, а не так, как теперь. Есть у нас теперь очень тяжелые традиции, по духу своему совершенно не церковные. Я служил в четырех разных приходах, и в трех из них бытовало мнение, что ни в коем случае нельзя причащать на Пасху, что это великий грех. Говорили, что Пасха для радости, а для причащения пост. Так считали настоятели, священники. Вероятно, они хотели сказать, что на Пасху нельзя исповедаться, каяться нельзя. Совершенно верно. Но поскольку у нас причащение с таинством покаяния неразделимы теперь стали, то они говорили, что причащаться нельзя. Если причащаться, то надо исповедоваться на Пасху, а исповедовать на Пасху нельзя. И в этом они были совершенно правы - для этого и есть Великий пост. Омрачать пасхальную службу совершением таинства покая- ния, покаянными молитвами, покаянными чинопоследованиями - это совершенно неправильно. Но как не причаститься на Пасху? Без причастия Св.Христо- вых Таин какая же это пасхальная радость? Но если уж каким-то чудом разрешат причастить людей в пасхальную ночь, то уж в следующие дни - никак. Это уже будет- восприниматься как кощунство: как же это - причащать в поне- дельник, во вторник? Люди же мясо ели. На Пасху ведь самое главное как-никак разговеться. А раз люди ели мясо, то как же они могут причащаться? К сожалению, такая странная традиция у нас очень сильно утвердилась. Сейчас она идет почему-то к нам с Украины, с За- падной в особенности, но раньше такое и в Москве было. Сейчас уже это не так - за несколько лет последних удалось добиться изменений. Пришли молодые священники и начали причащать, и сейчас уже причащают в монастырях и патриархия не запрещает, этого, как раньше. Но вот в будние дни Пасхи этого пока еще не - 6 - бывает. Так вот, древние рукописи свидетельствуют нам о том, что новокрещенные, и не только они - об этом говорят и древние ка- ноны - причащались каждый день на Пасху. Потому что вся пасхальная седмица по своему строю понимается Церковью как один день. Даже всю пасхальную седмицу чин литургии особенный, как в первый день. И каждый день полагается служить, полага- ется причащаться. И, конечно, мясо здесь не является пре- пятствием. Делол не в том, чтобы не есть мясо, а в том, чтобы не объедаться. Надо вести духовную жизнь, а не развлекаться и увеселяться, должна быть духовная радость прежде всего, а еда не должна быть на первом месте. Представьте себе, какая же это была Пасха. Вот они крестились, а потом в церкви с ними каждый день беседует епископ, учит их новой жизни, они каждый день причащаются на литургии. Ходят в белых одеждах. Вот что такое крещение. Нам это даже представить себе трудно. Мы профанируем это замеча- тельное таинство, когда где-то в углу, скороговоркой, так, что ничего нельзя понять, совершается эта треба. Причем соверша- ется не всей Церковью, как в древности, а именно как треба: тебе нужно, сейчас мы тебя покрестим в пустом храме, в уголке. А ведь раньше это было немыслимо. Раньше вся полнота цер- ковная участвовала в этом таинстве. Еще скажу вам, что у нас, конечно, невозможно даже поду- мать о том, чтобы 8 дней ходить в белых одеждах, 8 дней ходить на литургию - этого не позволит сегодняшняя жизнь. Но еще здесь сыграло роль одно очень существенное историческое обсто- ятельство. Дело в том, что со временем, и в частности у нас в России, крещение утратилось нами потому - не вполне, конечно, а в возвышенном смысле, как переживание великого праздника - потому, что перестали крестить взрослых, людей, которые пони- мали, что происходит. Стали крестить одних младенцев. Ну а им, конечно, неважно, кто их крестит - патриарх или священник, при всем храме или нет, в пасхальный или в будний день, в Со- фийском соборе или в каком-то уголке. С ними не проводились ни оглашение, ни тайноводственные беседы. То есть все потерялось именно когда стали крестить младенцев. И соответственно, ко- нечно, не было смысла откладывать отирание св.мира на 8 дней, потому что младенцы не могли ходить в белых одеждах 8 дней. И все свелось лишь к каким-то памятным знакам. Поэтому теперь все эти чины восьмого дня совершаются сразу после крещения - сразу священник отирает миро и постригает волосы. А в древности, как свидетельствуют рукописи, была очень- интересная подробность. Для того чтобы сохранить лоб, поBM# v ( Щ : X# $$$ ,,, 444 === LLL EEE XXX hhh xxx ИИИ ШШШ ооо при закрытых царских вратах. Открыть царские врата на этот возглас можно только на Пасху в первую седмицу или это является одной из самых высоких наград для священников очень заслуженных. А вот для тех, кто будет совер- шать крещальную литургию, это можно сделать, потому что кре- щальную литургию с закрытыми царскими вратами совершить не удастся. Поэтому при открытых царских вратах возглашается: "Благословенно царство...". Затем священник и диакон тут же исходят из алтаря в баптистерий, и уже перед купелью диакон говорит ектению: "Миром Господу помолимся...". Ектению обыч- ную, взятую из литургии, до прошения "Заступи и спаси и поми- луй...", а затем следует прошение мирной ектении из последова- ния Св.Крещения. Священник в это время глаголет тайно молитву первого ан- тифона литургии. Если в чине крещения совершается, как вы пом- ните, тайная молитва священника перед крещением, то здесь про- износится литургийная молитва. Затем возглас: "Яко подобает Тебе всякая слава...", и хор поет первый антифон. А священник в это время читает тайные молитвы крещения. После этого уже нет обычной ектении, как бывает в литургии, и не читаются мо- литвы антифонов, а сразу следует возглас: "Вели еси Господи, чудны дела Твоя" и священник читает молитвы крещения вслух пе- ред купелью. После молитвы "Молимся Тебе, Господи" (третья молитва на освящение воды) хор поет второй антифон:"Слава, и ныне... Еди- нородный Сыне...". И дальше опять нет ектении, а священник чи- тает молитву на освящение елея: "Владыко Господи Боже...". Диакон говорит: "Вонмем", священник с народом поет "Алли- луиа" и творит кресты елеем в воде. Затем возглас: "Благосло- вен Бог, просвещаяй и освящаяй всякого человека, идущего в мир", и священник совершает помазание крещаемых елеем. После этого он уходит в алтарь вместе с диаконом и совершает вход с Евангелием - малый вход. Хор поет "Во Царствии Твоем", тропари и кондаки, а свя- щенник в это время выходит из алтаря и после окончания тропа- рей и кондаков совершает крещение. Царские врата все время от- крыты. После крещения возлагает нательный крест, облачает в белую одежду; читается и поется псалом 31 "Блажени, иже оста- вишахся беззакония", хор трижды поет "Ризу мне подаждь свет- лу", и священник читает молитву на миропомазание: "Благословен еси Господи" и совершает миропомазание. Затем сразу следует литургийный возглас: "Яко свят еси Боже наш...". Диакон на амвоне говорит: "Господи, спаси благо- чествыя во веки веков", а священник стоит перед купелью вместе с крещаемыми. Диакон подходит к нему со свечой и кадилом, и все вместе с новокрещенными и с крестными совершают торжест- венный ход вокруг купели с пением "Елицы во Христа крестистеся" (вместо "Святый Боже", который поется на литур- гии). Получается очень красиво и торжественно - крестный ход со свечами, весь храм поет. Совершается такой ход (три раза обходится купель), новок- рещенные остаются перед купелью, а священник и диакон уходят в алтарь. Здесь совершается чтение Апостола и Евангелия, как на литургии. Но прокимен, Апостол и Евангелие берутся из последо- вания Св.Крещения. Можно, конечно, соединить и с дневным чте- нием, но можно взять крещальное чтение. Затем следует сугубая ектения из чина литургии до послед- него прошения, а вместо него произносится прошение из сугубой ектении крещального чина:"Еще молимся..." и дальше - о крест- ных, о воспреемниках и о новокрещенных. После сугубой ектении опускаются ектения заупокойная и ектения об оглашенных и начи- нается литургия по обычному чину с молитвой верных. Когда священники причастятся в алтаре, совершается воцер- ковление новокрещенных: мальчиков вносят в алтарь, девочек прикладывают к иконам на амвоне. После этого отверзаются царские врата, священник выходит с чашей и всех причащает. Литургия заканчивается обычным возгласом, а после отпуста совершаются обряды восьмого дня. Все это, надо сказать, происходит довольно быстро, литур- гия задерживается не намного. Такая торжественная служба поче- му-то напоминает пасхальную службу и оставляет удивительно ра- достное чувство. Конечно, было бы замечательно, если бы мы по- немногу стали возвращаться к такому совершению великого чудно- го таинства крещения. 16.02.94.