Л Е К Ц И Я  20

     Я не успел вам сказать довольно важную вещь:  в современ-
ном виде таинство покаяния, как вы знаете, имеет форму католи-
ческую - в том смысле,  что имеет в себе ярко выраженную  тай-
носовершительную молитву:  "Господь  и  Бог наш Иисус Христос,
благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти ча-
до (имя) вся согрешения твоя,  и аз недостойный иерей, властию
Его мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов  твоих,  во
имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь". Эта молитва читается
одновременно с возложением епитрахили на  голову  кающегося  и
совершением крестного знамения на голове его.
     Как я вам уже говорил в прошлый раз,  этой молитве  пред-
шествует другая молитва,  перед которой есть киноварное приме-
чание: "Тогда преклоняет главу исповедуемый:  духовный же гла-
голет молитву  сию:  Господу помолимся.  Господи Боже спасения
рабов Твоих, многомилостиве и щедре и долготерпеливе, каяйся о
наших злобах не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и жи-
ву быти ему:  Сам и ныне умилостивися о рабе Твоем  (или  рабе
твоей) ...,  и  подаждь ему образ покаяния,  прощение грехов и
отпущение, прощая ему всякое согрешение,  вольное же и неволь-
ное: примири,  и  соедини  его  святей Твоей церкви,  о Христе
Иисусе Господе нашем,  с Нимже тебе подобает держава и велико-
леепие, ныне и присно, и во веки веков, аминь".
     Это древняя православная молитва, и раньше именно она на-
зывалась молитвой разрешительной, или кульминационной. Не тай-
носовершительной, здесь не было магического элемента; этой мо-
литвой священник  просит о том,  чтобы кающийся был примирен и
соединен со святою Христовой Церковью.  Это есть молитва  свя-
щенника над кающимся,  тут нет и слова,  и мысли о том, что "я
прощаю и разрешаю тебе".  Такое весьма юридическое звучание  в
разрешительной молитве последней появляется, конечно, под вли-
янием католическим.  Сама формула этой тайносовершительной мо-
литвы поражает нас:  пожалуй, ни в одном другом таинстве, ни в
одном другом  чине  мы  не  найдем  такой  юридической  формы:
"Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Свое-
го человеколюбия,  да простит ти чадо ... вся согрешения твоя,
и аз недостойный иерей властию Его мне данною, прощаю и разре-
шаю тя от всех грехов твоих..." То  есть  тут  все  юридически
оговорено: Господь тебя простит,  и я тебя прощаю властию, ко-
торая мне дана - все  объяснено,  все  формально  соблюдено  и
обусловлено. Но этот формализм и этот юридизм как раз и оказы-
ваются самыми вредными и самыми как  бы  противоречащими  сути
этого таинства.  И до сих пор богословы не находят возможности
объяснить, каким образом древний смысл таинства покаяния вдруг
начинает  пониматься совсем другим образом,  когда власть про-
щать и разрешать,  данная апостолам,  здесь вдруг кладется как
бы в основу:"и я прощаю и разрешаю тебя".
     Тем не менее все-таки мы  подвергаем  некоторому  истори-
ческому анализу разные исторические наслоения в этом чине, как
и в других  чинах,  выделяя  здесь  католическое  влияние.  Но
все-таки мы  должны  помнить,  что  здесь  есть  влияние еван-
гельского слова.  Господь в Евангелии говорит:  кому простите,
тому простятся,  кому оставите, тому оставятся. Видно, что ка-
толическое понимание таинства восходит именно к той  установи-
тельной форме,  которая  дается  в Евангелии,  а оттуда как бы
продолжает силу этого таинства.
     Конечно, сейчас  мы ничего не можем тут менять,  не можем
ничего подвергать сомнению,  но должны помнить, что православ-
ное понимание  таинства  состоит  не в магическом употреблении
власти, а в молитве и любви, в вере. Не так важно нам помнить,
что "я  властью Его мне данною,  прощаю и разрешаю";  тут упор
делается на преемство апостольской власти.
     Гораздо ближе нам православное понимание таинства,  когда
священник читал молитву,  но в основном он именно молился; ему
была дана  эта власть и он ее использовал,  молясь.  Но в наше
время это таинство подвергается вновь очень  сильной  деформа-
ции, и понимание его очень сильно меняется под влиянием разных
труджностей времени. Мы часто оказываемся лицом к лицу с тяже-
лой проблемой:  что  же будет дальше,  если так пойдет,  и что
можно исправить.  И надо сказать, что исправить что-либо очень
трудно, потому что время такое сейчас скорбное,  духовно труд-
ное, когда покаяние как бы теряется  человечеством.  Люди  пе-
рестают понимать, что значит каяться. Соответственно этому как
бы уходит постепенно и таинство покаяния из жизни христианской.
     Сегодня мы  переходим  к  следующему  таинству - таинству
елеосвящения. Вы помните,  что таинство созидает жизнь челове-
ка: крещение, в котором человек рождается для новой жизни; ми-
ропомазание, таинство брака,  в котором созидается семья;  та-
инство покаяния,  где отпавший от Церкви человек вновь возвра-
щается в нее.
     И вот  -  таинство елеосвящения.  Оно имеет некий сходный
смысл 4c таинством покаяния.  Об этом лучше всего  говорится  в
4Послании ап.Иакова,  где  апостол заповедует нам совершать это
4таинство: "Болен ли кто  из  вас,  путь  призовет  пресвитеров
4Церкви, и  пусть  помолятся над ним,  помазав его елеем во имя
4Господне. И молитва веры исцелит  болящего,  и  восставит  Его
4Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь
4друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга,  чтобы
4исцелиться: много  может  усиленная молитва праведного".
     Этот 4текст лучше всего  указывает  нам  на  происхождение
4этого таинства. Оно заповедано Самим Господом Иисусом Христом.
4Вы помните,  что  Господь  во   множестве   исцелял   болящих,
4одержимых и  очень часто,  исцеляя,  говорил:  "Прощаются тебе
4грехи твои".  Сам помазывал болящих,  иногда  брением,  иногда
4как-то еще;  погружал в воду.  И когда апостолы были посылаемы
4Христом на проповедь, они тоже исцеляли болящих и часто мазали
4больных елеем,  и они исцелялись.  Значит ли это,  что они уже
4совершали таинство  елеосвящения  в   полном   смысле   слова?
4По-видимому, нет,  потому  что  силу  таинства вс приобретает
4после Пятидесятницы.  Но как крестили они крещением  Иоанновым
4еще до  Пятидесятницы,  а  потом  это крещение стало таинством
4рождения духовного,  так же точно и здесь  было,  по-видимому,
4некое приготовление формы этого таинства.
     4И вот уже в Новом Завете после Пятидесятницы Церковь  это
4таинство как бы из рук ап.Иакова,  брата Господня,  принимает,
4чтобы совершать  всегда.  Здесь  говорится  уже  о  том,   что
4таинство это  совершается  над  болящим  и  нужно  призвать не
4одного священника,  а нескольких,  чтобы они молились над  ним
4вместе,  потому  что  тяжелая  болезнь  требует  общецерковной
4молитвы.
     4Есть еще второе очень важное основание этого таинства: не
4только медицинское исцеление здесь происходит и требуется,  но
4и прощение грехов.  Так же, как Господь, ап.Иаков видит прямую
4связь между болезнями  и  грехами  человека.  Здесь  требуется
4прощение грехов. Очень часто, может быть, наши болезни связаны
4с нашими нераскаянными грехами.  Очень часто мы  не  можем  их
4исповедовать, потому  что  мы  их  забыли.  Есть  таинство,  в
4котором мы можем получить очищение  от  таких  грехов,  -  это
4таинство елеосвящения, или таинство соборования.
     4Очевидно, что свое название соборование  получает  именно
4от того,  что  здесь  требуется  собор  священников,  соборная
4молитва Церкви.  Чинопоследование этого таинства находится  во
4второй части   нового   требника   и   называется   оно   так:
4"Последование святаго елея,  певаемое  от  седми  священников,
4собравшихся в  церкви,  или  в дому".  И дальше написано,  как
4следует готовиться к нему:  поставляется столец, на нем бывает
4какой-то сосуд,  куда насыпается пшеница, затем сосуд с елеем;
4приготавливается вино  обычное.   Каждому   священнику   нужен
4стручец -  помазок,  чтобы мазать елеем.  Обычно заготавливают
4таких семь помазков.  Зажигаются свечи  и  говорится  возглас:
4"Благословен Бог наш".  Далее - обычное начало; потом читается
4142 Псалом,  малая  ектения,  поется  "Аллилуиа"  со  стихами:
4"Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим
4накажеши мене.  Помилуй мя Господи,  яко немощен есмь".  Затем
4покаянные тропари:  "Помилуй нас Господи,  помилуй нас",  50-й
4Псалом и  канон  покаянный  "Моря  чермную  пучину",   которым
4испрашивается исцеление болящих.
     4После пения канона и экзапостилария  повторяется  обычное
4начало. Это немного странно, но потом причина этого повторения
4станет ясной.  Затем поется тропарь "Скорый в заступлении един
4сый Христе"  -  тропарь  о  болящих и,  наконец,  произносится
4мирная ектения,  в которой имеются  особые  прошения:  "О  еже
4благословитися елею  сему  силою  и действом и наитием Святаго
4Духа, помолимся. О рабе Божии (или: о рабе Божией) ... и о еже
4в бозе  посещении его,  и еже приити на него благодати Святаго
4Духа, Господу помолимся.  О еже избавитися ему и нам от всякия
4скорби, гнева и нужды".
     4После этого священник вливает в кандило (лампаду) елей  и
4вино и  читает  молитву  на  освящение  этого  елея  с  вином:
4"Господи, милостию   и   щедротами   Твоими...".    Сослужащие
4ему священники читают эту молитву как бы вместе с ним.
     4Затем поются  тропари  на  разные  гласы  и  возглашается
4прокимен; читается Апостол,  потом Евангелие,  затем говорится
4краткая ектения,  читается молитва об  исцелении  и,  наконец,
4молитва "Отче  святый".  Во время чтения этой молитвы (которая
4здесь считается тайносовершительной,  если мы будем обращаться
4к   семинарскому   обычному   пониманию   таинств,   то   есть
4кульминационной молитвой)  или  после  чтения   ее   священник
4помазывает болящего елеем:  лоб,  ланиты, ноздри, уста, грудь,
4руки с двух сторон.  Конечно,  не  возбраняется  вам  помазать
4какое-то другое больное место, например, глаза или уши.
     4Такой цикл повторяется семь раз - по  числу  священников,
4которые должны   участвовать   в  таинстве.  Но  собрать  семь
4священников не  так-то  просто.  Так  было  и   раньше:   один
4священник в  одном  селе,  другой  - в другом.  Есть оговорка:
4таинство может быть совершено и меньшим числом священников,  и
4даже одним священником.
     4Все чинопоследование,  если читать довольно быстро,  идет
4примерно полтора  часа.  Это полтора часа непрерывного чтения.
4Конечно, это  весьма  утомительно  и  для  болящего,   и   для
4священника. Иногда  священник  просто изнемогает,  и в трудных
4случаях, особенно  когда  болящему  угрожает  быстрая  смерть,
4разрешается прочитать  только начало первой молитвы и помазать
4елеем. Конечно,  Апостол,  Евангелие,  ектения, начало молитвы
4"Отче святый".  И  помазывается елеем.  И тогда считается, что
4таинство совершилось,  даже если помазан болящий будет  только
4один раз.
     4Такие нормы,  которые предусматриваются для экстремальных
4случаев, особенно  трудных,  очень  часто  переворачиваются  в
4жизни и делаются нормами общепринятыми:  раз  достаточно  один
4раз помазать,  то  и хорошо,  будем мазать один раз.  И многие
4священники, когда ходят по домам помазывать,  мажут один  раз.
4Если можно ограничиться только началом молитвы,  значит, так и
4сделаем.
     4Конечно, это  неправильно.  И  если  позволяет  состояние
4болящего, то нужно читать чин  полностью,  тем  более  что  он
4удивительно красив   и  удивительно  благодатен.  Представьте:
4читается семь  апостольских  посланий,  семь  Евангелий,  семь
4молитв замечательных. Так что эта полнота выражает соборность.
4Имеется в виду,  что каждый священник читает этот цикл сам,  а
4потом помазывает.   То   есть   сам  этот  чин  выражает  идею
4соборности. Даже  когда  один  священник  совершает  его,   то
4все-таки эта  идея  выражается  чином,  как  бы  в  этом  чине
4сохраняется идея  соборности,  что,  конечно,   очень   важно.
4Поэтому и называется: "соборование".
     4После семикратного повторения  чина  священник  открывает
4Евангелие, возлагает  его  на голову больного,  и читается еще
4одна молитва:  "Царю  святый" - очень  трогательная,   имеющая
4покаянный характер. В ней есть такие слова: не я возлагаю руку
4на главу болящего,  но Ты  Сам,  Господи,  в  этом  Евангелии,
4которое держит  сослужитель  мой,  Ты  в нем возлагаешь руку и
4исцеляешь этого   больного.   Смысл   этой    молитвы    прямо
4противоположен смыслу  той  молитвы,  которая читается в конце
4исповеди ("И  аз  недостойный  иерей...").   Здесь   как   раз
4наоборот: не  я,  а  Ты,  Господи,  возлагаешь  руку через это
4Евангелие, которое  мы  держим  над  головой   болящего.   Это
4смиренное, очень   православное   и   умилительное   понимание
4таинства.
     4Потом болящий должен поцеловать Евангелие и поблагодарить
4священников, что обычно никто не делает,  конечно.  В  отпусте
4поминается ап.Иаков, брат Господень.
     4Таков чин этого таинства.  Но рассказав о нем,  мы далеко
4еще не  продвинулись,  потому  что  совершение  этого таинства
4являет нам немалую проблему. Какую?
     4Совсем недавно многие священники (да и сейчас есть такие)
4категорически  отказывались  совершать  это   таинство   таким
4образом, как  оно совершается постоянно теперь.  Они говорили:
4это таинство должно совершаться  только  у  одра  больного  на
4дому, а  вовсе  не  в  храме.  Сейчас,  как мы знаем,  Великим
4постом, а  в  некоторых  местах  постоянно,  совершается   это
4таинство над множеством людей,  которые приходят без разбора -
4и больные,  и здоровые, и взрослые, и дети. Бывает, собирается
4700-900 человек,  полный храм. Людей ставят рядами, настоятель
4обычно начинает быстро читать  чинопоследование,  а  остальные
4священники ходят  по  рядам и мажут всех,  не останавливаясь и
4нисколько не  согласовывая  свои  действия  с   чтением   чина
4таинства. Очень    часто   из-за   большого   числа   желающих
4собороваться священники  не  успевают  помазать   всех,   пока
4читается чин,  и  ограничиваются  двумя-тремя помазаниями.  Во
4время такого чинопоследования  очень  много  всяких  нарушений
4из-за большой  спешки;  все  как бы формализуется.  Священник,
4который помазывает,  уже почти и не молится,  ему надо  быстро
4все сделать,  и  он  сердится,  когда кто-то не так подает ему
4руки и т.п. или "поджигает" его свечкой.
     4Такое совершение таинства иногда, к сожалению, производит
4довольно тяжелое впечатление.  И многие  благоговейные  старцы
4отказываются совершать  таинство  таким  образом.  Должен быть
4один больной и семь священников,  а  не  700  больных  и  один
4священник. Нужно,   чтобы  таинство  совершалось  в  тишине  и
4благоговении, в сосредоточенной  молитве  над  болящим,  когда
4действительно просят  об исцелении этого болящего,  потому что
4он тяжко страдает.  А не так,  что приходят все кто  попало  и
4неизвестно зачем,    просто    потому,   что   сказали:   надо
4пособороваться.
     4Здесь есть  некий  экономический  момент:  если  соберешь
4несколько сот человек и каждого попросишь  заплатить,  то  это
4уже было  неплохо  для  храма или для кармана батюшки.  И этот
4экономический стимул  немалую   роль   сыграл   в   том,   что
4утвердилось такое совершение таинства,  когда привлекается как
4можно больше народа и соборование  проходит  не  один  раз,  а
4дважды за пост.
     4В пастырских   руководствах   обычно    говорится,    что
4собороваться в  одной  и  той  же  болезни два раза нельзя.  А
4вообще соборование совершается раз в год. То есть это не такое
4таинство, которое  можно  совершать часто:  сегодня в Донском,
4завтра в Даниловом,  а потом к себе в храм приду  пособоруюсь.
4Такая беготня    если   и   приветствуется,   то   только   из
4экономических соображений, и больше не из каких.
     4Тут мы видим одну важную проблему. Удивительно серьезное,
4таинственное совершение соборования на дому над болящим  часто
4дает чудесное   исцеление   болящему,  когда  соберется  много
4священников и они усердно молятся.  Вс это может потеряться в
4погоне за деньгами и за "охватом", и часто так получается.
     4Решить эту  проблему  не  так  просто:  нельзя  взять   и
4сказать, что  так  соборовать  нельзя.  Такое  массовое,  всем
4храмом, соборование  Великим  постом,  и  не  только   Великим
4постом, обязано    своим    появлением   настойчивым   советам
4современных старцев.  Не  знаю,  почему  они   так   на   этом
4настаивают -  потому  ли,  что они в курсе разных исторических
4колебаний, по  духовному  ли  наитию?   На   самом   деле   их
4настойчивость оправдана,  потому что оказывается, что таинство
4это в истории,  как и все  другие  таинства,  в  разные  эпохи
4понималось по-разному.  Если  ап.Иаков говорит,  чтобы болящий
4призвал к себе домой пресвитеров церковных,  это было еще в то
4время, когда  храмов  не  было  много,  это  были самые первые
4времена. На дому  совершалась  и  Евхаристия.  Немного  позже,
4когда Литургия и Евхаристия начинают развиваться и совершаться
4во всем   христианском   мире,   становятся   центром    жизни
4христианской, все    таинства    укореняются   в   Евхаристии,
4соединяются с нею,  тяготеют к храму и к престолу  Евхаристии.
4Тогда таинство  елеосвящения  тоже присоединяется к Евхаристии
4или к какой-то другой службе церковной, например, вечерней.
     4Следы этого мы находим в древних списках чинопоследования
4этого таинства.  И вот оказывается,  что канон, который теперь
4читается в   начале   чинопоследования,   в   древних  списках
4отсутствует. Поэтому после канона и сохранилось второе обычное
4начало: возглас   (если   есть   священник;  а  если  нет,  то
4молитва...), затем "Царю Небесный",  "Святый Боже", "Пресвятая
4Троице, помилуй нас",  "Господи,  помилуй" (трижды),  Слава, и
4ныне, "Отче наш",  "Господи,  помилуй" (12  раз).  Этот  цикл,
4которым начинается любое чинопоследование,  называется обычным
4началом. В  чинопоследовании  елеосвящения   оно   встречается
4дважды: в   самом   начале  и  после  канона.  Оказывается,  в
4древности канона не было,  а  совершалась  какая-то  церковная
4служба -   литургия,  но  скорее  всего  вечерняя  служба  или
4утренняя - а потом совершалось елеосвящение.  Есть  списки,  в
4которых елеосвящение   помещается  в  начале  литургии,  после
4"Благословено Царство",  еще  до   пения   антифонов.   Мирная
4ектения, елеосвящение,  а  потом  уже те,  кто пособоровались,
4причащаются за литургией.
     4Когда это таинство присоединяется к литругии,  включается
4в храмовый молитвенный круг,  то, естественно, оно совершается
4уже не  только  над  тяжелобольными.  И  понимается  оно уже в
4смысле таинства очищения - духовного  исцеления.  Поэтому  оно
4совершается Великим  Постом,  в те периоды,  когда особенно мы
4заботимся о покаянии.
     4Так, в  древних  чинах есть сведения о том,  что таинство
4совершалось в  Страстную  седмицу  -  в  Великую  Пятницу  или
4Великую Субботу. Те, кто прошел пост, приходили и здесь как бы
4заканчивали, дополняли   свой   постный    подвиг    таинством
4соборования. Полностью очистившись от всех ведомых и неведомых
4грехов, приступали к Пасхальному торжеству.
     4Конечно, когда    понимание    таинства   расширяется   и
4получается, что оно нужно не только  телесно  больным,  в  нем
4начинают участвовать  многие  и  таинство начинает совершаться
4над многими людьми в храме.  То есть вовсе не  только  в  наше
4время выдуман этот способ совершения таинства. Он был известен
4в глубокой древности,  но потом наступает эпоха  секуляризации
4таинства, т.е.   отделения,   выделения  его.  Это  слово  вам
4необходимо знать и понимать его смысл,  потому что  оно  очень
4употребительно в богословской литературе. Говорится, например,
4об отделении Церкви и от Церкви,  выделении из Церкви, скажем,
4искусства. Раньше   искусство   было   церковным,   потом  оно
4выделяется из Церкви, становится независимым. Школа отделяется
4от Церкви.   И  не  только  от  Церкви.  Скажем,  жизнь,  даже
4церковная, очень часто в какой-то мере отделяется от литургии.
4Вот такой  процесс  секуляризации,  т.е.  выделения таинств из
4состава литургии (мы уже  говорили  об  этом  в  применении  к
4таинствам крещения    и    брака)   затрагивает   и   таинство
4елеосвящения. И  тогда  снова  как  бы  елеосвящение  начинает
4совершаться вне  храмовой молитвы,  вне суточного или годового
4круга, независимо от него.
     4Для того  чтобы  восполнить  пробел,  который образовался
4здесь, к таинству и присоединяется канон.  Он как бы  заменяет
4собой те службы,  которые предшествовали таинству елеосвящения
4- вечерние или утренние. Такое чинопоследование составилось на
4Руси примерно в 15 веке. Конечно, здесь сыграло роль и то, что
4примерно с 13 века исчезает обычай строить церковные  больницы
4при храмах,  и  чин  елеосвящения теперь совершается не в этих
4церковных больницах,  а на дому  и  все  дальше  и  дальше  от
4литургии, от  храма  уходит снова в домашнюю жизнь,  что очень
4сильно затрудняет   совершение   таинства.   В   России,   где
4священников всегда  не  хватало,  всегда  большие пространства
4русской земли приводили к некоторому  качественному  изменению
4жизни. Есть такой диалектический принцип: количество переходит
4в качество и в ту,  и  в  другую  сторону.  Когда  священников
4много, то  другое качество жизнь церковная приобретает.  Когда
4их мало,  то  это  качество  теряется.  Так   вот,   плотность
4священников "на один квадратный километр" в России всегда была
4катастрофически мала - слишком много квадратных километров,  и
4у нас  появляются  многие страшные явления.  Например,  многие
4крестьяне до  революции  вообще  никогда  в  жизни  не  видели
4епископа. Потому что наши русские епархии по территории бывали
4с целую Европу.  Якутская епархия,  например,  больше  Европы,
4поэтому естественно,   что   большинство  православных  якутов
4никогда не видели епископа -  объехать  епархию  на  санях  не
4представляется возможным.  Даже  сейчас,  в наше время,  самая
4большая по  территории  русская  Церковь  имеет  весьма  малое
4количество епископов.  В Греции, которая очень мала, епископов
4гораздо больше, чем у нас. Тем более священников.
     4И вот такое малое количество священников (до революции их
4было 300 тысяч,  и это очень мало,  не говоря уже о теперешних
410 тысячах)производило  свои тяжелые следствия:  священники не
4могли сделать многого  из  того,  что  делалось,  например,  в
4Греции,  где  на  каждого священника было небольшое количество
4прихожан. И,  конечно,  ходить по деревням по домам  совершать
4соборование -   это   очень  трудно.  Возникает  такая  норма:
4собороваться нужно только в крайнем случае,  когда человек уже
4умирает. А  раз  так,  то  и  понимание таинства соборования в
4народе делается  противоположным.  Если   из   Евангелия,   из
4Послания ап.Иакова  оно  доходит  до нас со смыслом исцеления,
4прощения грехов для дальнейшей жизни,  то  теперь,  раз  нужно
4только перед   смертью   собороваться,  то  значит,  это  есть
4приготовление к   смерти.   Само   слово   соборование   легко
4перепутать со  словом  "собирание" - "собираться на тот свет".
4Поэтому очень  часто  у  нас  интеллигентные  люди  не   хотят
4собороваться, они считают, что еще надо пожить.
     В наше время происходит новый возврат к древней традиции,
когда соборование возвращается в жизнь Церкви, в жизнь громад-
ных масс наших церковных людей.  Это знамение времени. Оно вы-
ражается в  старческих  благословениях больше всего,  и старцы
это тоже ощущают как некую необходимость  и  потребность.  Чем
диктуется эта потребность, почему старцы так настаивают на со-
боровании? Потому что это таинство,  как вы знаете, восполняет
таинство покаяния. Оно совершается во исцеление и прощение за-
бытых, неисповеданных грехов. Это вполне естественно, что в то
время, когда исповедь теряется,  уходит,  когда осуществляется
общая исповедь и никто уже не кается, по существу говоря, зна-
чение таинства соборования очень возрастает.  И вот старцы как
бы хотят восполнить отсутствие настоящей исповеди  совершением
таинства соборования.
     Мы должны очень радоваться,  что соборование возвращается
в нашу церковную жизнь,  делается доступным для всех,  но ни в
коем случае нельзя допускать профанации этого  таинства.  Хоть
это и весьма трудно,  но нужно совершать его очень благоговей-
но, не торопясь.  Надо стараться,  чтобы в храмах, где собира-
ется много  народа,  были  семь священников или хотя бы сколь-
ко-нибудь, и чтобы все эти священники по очереди читали молит-
вы, Евангелия,  помазывали  бы всех по очереди,  а не так, что
одни мажут, другие читают или одни не читают, другие не мажут.
Все это нарушает благоговение этого чина.
     Теперь я кратко еще хочу сказать вам о том, как прекрасен
этот чин. Первый священник читает послание ап.Иакова, где сами
слова, заповедающие совершать это таинство, настраивают нас на
молитву, чтобы  священники  собрались  и молитву сотворили над
болящим, и эта вера спасет болящего. Видите, с какой верой сам
апостол об этом пишет:  он уверен,  что когда священники собе-
рутся и помолятся над болящим, то он исцелеет и грехи,если со-
вершил он,  простятся ему.  Вот какая сила молитвы предполага-
ется здесь.  Поистине это послание мы должны  были  бы  хорошо
знать, и  помнить,  и  перечитывать,  чтобы  не совершать наши
службы механически и формально, как мы часто это делаем.
     Апостол говорит  еще о том,  что мы должны принять в свое
сердце образ страданий и долготерпения,  должны  помнить,  как
сказали пророки,  должны вспомнить кончину Господню (это вс в
том же послании говорится),  о том, что Господь пришел постра-
дать и потерпеть, поэтому мы к своим скорбям должны относиться
не как к беде или несчастью,  а как к  кресту,  который  нужно
нести для  того,  чтобы  быть со Христом.  Если мы имеем такое
устроение, то мы можем просим Христа о  помощи,  и  мы  просим
Господа быть с нами, просим нам помочь быть с Ним. Если мы бу-
дем так относиться к своим скорбям,  тогда мы будем с Богом  и
молитва наша  будет  иметь  совершенно  другой смысл - высокий
христианский смысл.
     Есть особенная  проблема христианского отношения к болез-
ни. Ко всякому злу, и в частности к болезни, и к исцелению. Не
всякое исцеление  хорошо,  и  это очень важно для современного
человека, потому что люди сейчас готовы любыми средствами  по-
лучить исцеление  от  болезни.  Они готовы получить его откуда
угодно, даже из рук сатаны.  Церковь же говорит,  что  это  не
так, что  исцеление хорошо только в том случае,  если оно про-
исходит по воле Божией.  Не от Бога исцеление не нужно, потому
что оно  не по воле Божией и не принесет пользы.  У Господа же
не требуют, а просят.
     После этого  апостольского  чтения  читается Евангелие от
Луки о человеке, впадшем в разбойники. Там тоже есть назидание
Господне о том, кто такой есть ближний твой: ближний - это то,
кого мы любим.  И мы будем ближними тому человеку, которого мы
любим. Для  того  чтобы быть ближним,  нужно быть милостивым и
любящим, тогда мы сами будем ближними и любимых людей  сделаем
ближними себе.
     Потом читается эта замечательная  молитва  первая:"Безна-
чальне, вечне,  свете  святых,  Единороднаго  Твоего Сына низ-
пославый, исцеляющего всякий недуг...". Она удивительно глубо-
ка и трогательна, как и другие молитвы - их всего 7.
     Второе чтение начинается с  Послания  ап.Павла  к  Римля-
нам:"Братие, должни есмы мы сильнии немощи немощных носити,  и
не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое
к созданию".  Здесь  опять говорится,  что мы должны искать не
своего, не своей воли,  а должны  стараться  угодить  ближнему
своему.
     Все чтения апостольские и евангельские удивительно поучи-
тельны и трогательны. И здесь подчеркивается, что таинство со-
борования есть таинство особенное,  где любовь побеждает беду,
побеждает болезнь, страдание.
     Дальше читается второе Евангелие - от Луки о  Закхее.  Вы
помните, что  Закхей  кается  пред  Господом  и  говорит:  "Се
пол-имения моего дам нищим,  и аще кого чим  обидех,  возвращу
четверицею". И  Господь  отвечает:  "Днесь  спасение дому сему
бысть", потому что Господь пришел взыскать и спасти погибшего.
     Третье послание - Послание ап.Павла к Коринфянам, извест-
ное нам под названием "Гимна любви" (1 Кор,  13). Наверное, вы
все знаете этот текст.  И надо перечитывать его часто,  потому
что мало что написано лучше о любви.  Здесь  тоже  подчеркива-
ется, что любовью и верой мы можем помочь страждущему. И стра-
дающий тоже не должен ожесточаться от своих страданий,  а дол-
жен претерпевать их с любовью.
     Замечательно, что здесь говорится в евангельском чтении о
прокаженных, где  Господь  призывает  Своих апостолов исцелять
болящих,  очищать прокаженных,  воскрешать  мертвых,  изгонять
бесов. Здесь есть слова Христа:  "Туне приясте,  туне дадите".
Эти слова всегда должны быть напоминанием,  и священнику тоже,
что мы вс от Господа приняли даром,  не по заслугам своим. Мы
ничего не приобрели своими подвигами,  а вс  получили  даром.
Как даром  воспринимаем  благодать Божию,  так даром должны ее
давать. То есть если священник думает о деньгах,  когда он со-
вершает какое-нибудь таинство, то это страшно - для него преж-
де всего и вообще страшно. Из такого места хочется бежать.
     Четвертое послание начинается словами:  "Братие,  вы есте
Церкви Бога жива, якоже рече Бог, яко вселюся в них и похожду,
и буду им Бог, и тии будут мне людие". Мы - это Церковь Божия,
и Господь хочет вселиться в нас и в нас пребывать.  Если бы мы
умели это помнить и принять в свое сердце, тогда бы мы не ста-
ли унывать.  Вот такое удивительное увещание читается болящим:
"Вы есте Церкви Бога жива".  Ты лежишь больной,  ты страдаешь,
ты унываешь и мучаешься, ты забыл, что ты остался в Церкви Бо-
га живого и Господь хочет пребывать в твоем сердце. Подумайте,
если бы эти слова дошли до  нашего  сердца,  то  действительно
можно исцелиться от одних этих слов.
     Евангелие, которое читается четвертым священником,  гово-
рит о том,  как Господь исцелил Петрову тещу,  "лежащу и огнем
жегому". И она тут же встала служила Ему.
     Пятое послание  содержит  рассказ ап.Павла о том,  как он
впал в тяжкую скорбь в своем путешествии по Асии, "яко попрем-
ногу и  паче силы отяготихомся,  яко не надеятися нам и жити".
Но дальше он говорит: "Но сами в себе осуждение смерти имехом"
(т.е. имея  в  себе  осуждение смерти - о.В.В.),  он спасся от
смерти, когда уже невозможно было уповать на собственные силы.
Его спасло  упование на Бога,  и Господь не оставил его.  Этим
сволим упованием он делится с нами, чтобы мы тоже надеялись на
Господа, и это увещевание говорится болящему.
     Пятое Евангелие - притча о десяти девах (Мф),  о мудрых и
юродивых. Болящему  напоминается  о  том,  чтобы он уподобился
мудрым девам,  чтобы он готовился встретить грядущего  Жениха:
"Се, Жених грядет в полунощи". Ты болеешь, но ты должен бдить,
а не унывать,  не расслабляться, не отчаиваться, не терять ве-
ру, не роптать. Ты находишься в подвиге, так соверши этот под-
виг до конца, чтобы тебе встретить Господа.
     Шестое чтение  - Послание к Галатам - содержит удивитель-
ные слова, которые мы все должны были бы знать наизусть: "Бра-
тие, плод духовный есть...". Дальше апостол говорит о том, ка-
кие духовные плоды должны все мы знать.  Я прочитаю вам сейчас
это послание полностью:
     "Братие, плод духовный есть:  любы,  радость, мир, долго-
терпение, благость,  милосердие,  вера, кротость, воздержание:
на таковых несть закона. А иже Христовы суть, плоть распаша со
страстьми и похотьми.  Аще живем духом,  духом и да ходим.  Не
бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще.
Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение,  вы духовнии
исправляйте таковаго духом кротости:  блюдый себе,  да не и ты
искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните за-
кон Христов". Эти дивные слова также обращены к болящему.
     Шестое Евангелие рассказывает об исцелении дочери ханане-
янки, которая со смирением  просила  об  исцелении.  Последнее
послание - к Солунянам содержит наставление:"Братие, молим вы,
вразумляйте безчинныя,  утешайте малодушныя, заступайте немощ-
ныя, долготерпите ко всем... Всегда радуйтесь, непрестанно по-
литеся. О всем благодарите". Эти слова тоже обращены к боляще-
му.
     Все это дает нам целую картину,  целое учение о болях,  о
скорбях, о том,  как нужно претерпевать скорби в жизни. И если
мы этого не знаем, то мы не имеем права называть себя христиа-
нами. Христианин  должен  уметь  принимать скорби именно таким
образом и претерпевать их с радостью и упованием.
     Последнее Евангелие рассказывает о том, как мытарь Матфей
был призван Господом. Заканчивается оно такими словами: "Иисус
же слышав рече им: не требуют здравии врача, но болящии. Шедше
же научитеся,  что есть: милости хощу, а не жертвы; не приидох
бо призвати праведники, но грешники на покаяние".
     Все это должно вас утвердить в  ощущении  этого  таинства
как великого таинства. Скажу вам в завершение, что каждый свя-
щенник,  который совершает таинство соборования,  знает  много
случаев реальных  исцелений,  много случаев самых удивительных
чудес, когда самые тяжело или безнадежно болящие люди или  по-
лучают решительное облегчение,  или исцеляются.  Я помню,  как
совершалось таинство над тяжелым раковым больным, которого му-
чают страшные боли. После таинства соборования боли проходят и
больше к нему не возвращаются. Он не исцелился, он так и скон-
чался от рака, но больше не страдал болями. И много таких уди-
вительных случаев. Это таинство имеет великую силу. И не менее
великую силу оно имеет для нашего душевного,  духовного строя,
поэтому все мы должны приходить к этому таинству с  надлежащим
благоговением и с покаянием.
     Есть обычай:  сначала поисповедоваться,  потом  пособоро-
ваться, потом причаститься, потому что никакое таинство не бы-
вает полным без причащения Св.Христовых Таин.  Однако когда мы
соборуем 500  человек,  то,  конечно,  поисповедовать их перед
этим, а потом пособоровать - это просто  нереально.  И  мы  не
требуем этого,  а требуем другого:  нужно, чтобы в соборовании
принимали участие те люди,  которые часто исповедуются,  часто
причащаются,  живут церковной жизнью. Если ты давно не испове-
дался,  то перед соборованием должен исповедаться за несколько
дней.  Конечно,  когда собрались 500 человек, то тут исповедо-
вать начинать невозможно.  Значит, исповедаться нужно заранее,
незадолго  перед  соборованием.  Также и причаститься в тот же
день нереально,  но можно на другой день или  через  несколько
дней, чтобы все было связано в нашей духовной жизни.
                                            04.05.94.