Л Е К Ц И Я  1


     Что означает слово "богослужение"?  Является ли церковная
служба служением Богу? Наши просьбы, благодарности Богу - раз-
ве это то служение, которое нужно Богу?
     Верующие часто говорят: я верю, но Церковь принять не мо-
гу. Зачем она Богу?
     Да, церковная служба нужна не Ему - нам. Она является бо-
гослужением. Почему?
     Представьте себе, что вам нужно идти к большому начальни-
ку с какой-нибудь просьбой.  Вы думаете о том, как себя вести,
как высказать  то,  что  вас  волнует,  наконец,  о  том,  как
одеться. Скорее всего,  вы начнете разговор с того, что побла-
годарите начальника за что-то предшествующее,  тем самым выка-
жете ему доверие и, может быть, любовь. Или принесете подарок,
цветы.
     Так строятся отношения между людьми.  А как мы обращаемся
к Богу?
     Естественно, что мы просим прощения за то,  что  огорчаем
Его своими грехами,  благодарим Его,  воспеваем Ему хвалу. Все
это - наша естественная потребность,  именно наша,  это  нужно
нам. И это есть служение Богу,  так как, устрояя свою духовную
жизнь правильно,  имея с Богом правильные отношения, мы являем
миру факт  правильного устроения жизни,  т.е.  проповедуем это
устроение, а это - богоугодное дело, следовательно, мы Ему тем
самым служим.
     Наше православное богослужение очень развито,  оно, пожа-
луй, самое развитое в мире. Путь его имеет свою историю, древ-
нюю, как само христианство.
     Существует точка зрения: богослужение устарело, в нем нет
динамики, его никак нельзя изменить,  и это неразумно, ибо от-
гораживает Церковь  от мира,  препятствует простым людям овла-
деть богослужением.
     Но это  ошибочная  точка  зрения.  На самом деле наше бо-
гослужением как раз динамично,  оно  меняется  во  времени,  и
остановить это историческое развитие невозможно, иначе прекра-
тилась бы сама жизнь Церкви.
     Знание истории богослужения необходимо для того,  чтобы в
нем участвовать.  Церковные традиции,  которые трансформирова-
лись в истории до нас, - все это составляет церковное предание.
     У Церкви два источника - Священное  Писание  и  Священное
Предание. Священное Писание - это Библия, Ветхий и Новый завет.
Священное Предание - это устное предание, в котором обособлен-
но существует  литургическое предание,  т.е.  история литурги-
ческой жизни.
     Литургия (обедня) шире,  буквально - "богослужение", "об-
щее дело". Литургическая жизнь - богослужебная жизнь.
     Слово "религия" значит "связь", то, что связывает челове-
ка с Богом,  что открывает ему духовную жизнь.  Главная  часть
религии - богослужение.
     Самые древние археологические находки говорят о том,  что
религия всегда занимала главное место в жизни общества.
     Как возникает, откуда идет религиозность?
     Мы знаем,  что  земная жизнь началась с того,  что Адам и
Ева были изгнаны из рая.  Есть гипотеза о том,  что рай -  это
вполне конкретное место на Земле:  Междуречье, устье Евфрата и
Тигра.
     Есть служба в начале Великого поста, посвященная изгнанию
Адама и Евы из рая: "Сидел Адам напротив рая и плакал". Он ка-
ялся, молился, просил прощения у Бога.
     Человек есть дух и  плоть  (воплощенный  дух).  Человеку
свойственно воплощать свои мысли,  чувства, творческие возмож-
ности.  Он воплощает и свою молитву.  Как? По-разному. Мы поем
молитву,  облекаем ее в стихи,  кладем поклоны,  т.е. помогаем
своей душе, воплощая свои чувства в телесные движения.
     Адам и его потомки создали первое богослужение. Оно носи-
ло характер жертвы.  Что это такое? Это отъятие у себя чего-то
дорогого и отдание тому,  кого любишь. Настоящая любовь всегда
жертвенна. Самый  высокий  образ  любви  -  жертвование  своей
жизнью.
     Отдать себя можно по-разному: чувства, мысли, волю.
     На самом высоком месте строится храм,  в красном углу по-
мещают иконы,  красивые вещи несут в храм.  В древности пастух
жертвовал Богу лучшего ягненка,  земледелец - часть жатвы. На-
учные атеисты пытаются на этом  основании  представить  древних
людей этакими дурачками: зачем, мол, Богу жареное мясо?
     Этот образ жертвоприношений был употребляем с  древности.
Существовали жертвы очистительные, благодарительные, умилости-
вительные. В Законе Моисея было все предусмотрено  -  когда  и
какую жертву приносить (птенцы, ягнята). В наше время это све-
ча, деньги, которые мы жертвуем храму. Мы и сейчас нуждаемся в
жертвоприношении.
     Религиозный культ развивался естественно.  Но не беспроб-
лемно.
     В Библии  описывается принесение Авраамом в жертву своего
сына Исаака.  Мальчику 14 лет,  он сам несет дрова, на которых
должен быть сожжен.  Отец уже заносит над ним нож, но руку его
останавливает Ангел...
     Что чувствовал Авраам?  Какая нужна была вера, чтобы при-
нести эту жертву - единственного и позднего сына?..
     Авраам не усомнился,  в то время когда любой из нас усом-
нился бы:  "Зачем Богу такая жертва?  Не может быть, чтобы она
была Ему угодна!". Это был образ той особенной великой жертвы,
которую Бог-Отец совершил, отдав Сына Своего на распятие.
     Но есть иное понимание жертвы.
     Возникает язычество,  тоже естественно.  Жена царя  Ахава
Иезавель насаждала его культ. Языческий бог - медный бык с ог-
ненной пастью, в которую израильские женщины бросали детей.
     С одной стороны,  жертвоприношение Авраама,  а с другой -
бесовские жертвоприношения Ваалу.  Это совсем другое отношение
к божеству:  вместо  любви - страх,  стремление заслужить себе
что-то в жизни, "договорные отношения": ты мне - я тебе, выра-
жение недоверия. Божественное заменяется бесовским, вместо ве-
ры - магия.  Все языческие верования - магизм по  своей  сути.
Истинное же отношение к Богу - это отношение любви.