Л Е К Ц И Я 2 Искушение - это в конечном счете вопрос о том, как усто- ять в истине. Нужно ли истину искать, жертвовать во имя нее чем-то? На пути таких исканий и встает искушение. Одно из них - возможность подменить истину каким-либо ложным ее изображением. Отсюда - язычество, вера более доступ- ная и понятная. Можно быть верным внешней традиции, какому-либо кодексу, принимать Св.Писание, но быть неверным в духе. Человек часто ищет легких путей в жизни, и это приводит нас к заблуждению. Сейчас это очень актуально. Иногда православие смешивают с церковной политикой, есть и другие возможности для подмены истины. Например, оставаясь в лоне церкви, участвуя в ее жизни, можно оставаться чуждым духу православия. Можно не знать, что такое Литургия, чему ты при- чащаешься. Это страшное и печальное явление. Между тем ко- лоссальное большинство так называемых православных таковыми на самом деле не являются. Люди как будто записываются в пионеры, а ведь они должны принять в свое сердце истину о Боге, что требует большого труда. Иметь примитивную веру - этого не- достаточно. Надо полюбить Бога и чувством, и разумом. Мы долж- ны понимать то, что Господь даровал нам для понимания. Истина, за которую люди отдавали жизнь, достойна того, чтобы ее изуча- ли. Где Дух Божий, там свобода. Поэтому формализм чужд вере христианской. Нужна свободная любовь, свободная вера. Но это не значит, что можно размывать границы православия. В древности православное богослужение было харизматично. Харизм - благодатный Божий дар, жизнь по благодатному вдохно- вению. Первыми христианами были евреи. У них была строгая тра- диция, очень развитое богослужение. Например, традиция, зало- женная в Законе Моисеевом: помни день субботний. Правоверные иудеи и сейчас боятся ее нарушить. Суббота должна быть посвя- щена Богу - это было общей нормой еврейской жизни. Иисус в течение всей жизни постоянно ходил в Иерусалим, хотя жил в Назарете.Зачем? По земной принадлежности Он был правоверным иудеем, а у иудеев был только один храм - Иеруса- лимский. (Синагога - это не храм, это молитвенный дом, там нельзя принести жертву). Христос восполнял закон, пополнял его. Само Его распятие было перед Пасхой, когда Он пришел в Иерусалим, чтобы принести жертву. Христос не мог не пойти в храм и не принести жертву даже тогда, когда это грозило Ему смертью. Апостолы следовали за ним. Они каждый день уходили из Иерусалима в пригород, в Вифанию, чтобы их нельзя было схва- тить, но каждый день возвращались в Иерусалим. Евхаристию нельзя было совершить в иудейском храме. В первые дни Пятидесятницы апостолы совершали ее по домам. Потом начались гонения, храм был разрушен, приносить жертву стало негде. Но всюду, куда идут апостолы, они совершают евхаристию. В основе ее - Тайная Вечеря. Она имеет две составляющих - вет- хозаветная традиция и то, что привнес Христос (новозаветное православное богослужение). Ветхозаветное богослужение имело целью восхвалить Бога, вспомнить особые моменты ветхозаветной истории. Большое место в ветхозаветном богослужении занимало мессианское ожидание Христа. Ветхозаветное богослужение совмещается со словами:"Бо- - 2 - га никто не видел нигде. Познать его близко невозможно". И когда приходит Христос, чтобы вернуть человека к Богу, вернуть его достоинство и богосыновство, все ветхозаветные богослужеб- ные формы наполняются новым смыслом. Что нового в православной церковной жизни? Сама задача этой жизни, ее смысл. Древние евреи хотели оставаться верными Богу, просить у Него прощения; целью жизни христианской явля- ется стяжание Духа Святого, приобщение к Богу. Ветхозаветная жизнь отличается от новозаветной, как небо от земли. Ветхий завет: на Земле помнить Небо; Новый завет: взойти на Небо, соединиться с Богом. Или пусть Небо придет на Землю. Соедине- ние с Богом - этой задаче посвящена вся богослужебная жизнь. Божественная реальность должна присутствовать на Земле. Земное - это пространство и время, Божественное живет по другим зако- нам, в другом измерении. Все православное богослужение прони- зано этим, направлено на это. Оно воспринимается в зависимости от того, чего мы от него ждем. Все духовное вечно, живет вне времени и пространства. Наш земной мир устроен так, что не вмещает эту вечность. Духовное бытие может воплощаться. Христианство и есть ре- лигия воплощения. Поэтому христианское богослужение имеет целью воплотить события вечные. Например, Рождество - это со- бытие, принадлежащее вечности, А если так, то оно может вопло- титься. Эту цель и имеет богослужение. Значит ли это, что Христос снова рождается? Нет. Но духовная реальность этого факта может быть воплощена в богослужении, а мы можем к ней приобщиться. Духовное тождество - явление во времени и прост- ранстве того, что не имеет ни времени, ни пространства. Бо- гослужение - это приобщение наше к Небу, к Богу, к тому, что Он пришел совершить в этом мире. Без богослужения не может быть полноценной христианской жизни. Церковь использует здесь язык символов. В Ветхом завете эти символы имели несколько иной смысл. Под словом "символ" математики понимают знаки сложения, умножения, деления и др. Наша жизнь полна знаков, посредством которых мы обозначаем те или иные действия. Символ в богослужебном понимании - это способ воплощения одной реальности в другой, присутствие одной реальности в дру- гой. Сам Господь дал нам этот язык символов: хлеб - плоть Моя, вино - кровь Моя. Господь нам указывает: чтобы приобщиться к Божественной духовной реальности, мы должны воспользоваться языком символов. Господь творит чудеса, и такое воплощение - это всегда чудо. Только примитивные люди думают, что язык сим- волов используется по неграмотности. Икона, говорят они, не имеет перспективы и объема, изображение на ней плоско. Но ико- на - это не реалистическое искусство, это символ.Никакая реа- листическая живопись не обладает силой языка символов. Так же символичны церковная музыка, одежда, архитектура. Язык симво- лов помогает преодолеть пространство и время. Часто на одной иконе изображены события разных времен. Это не примитивизм, а преодоление пространства и времени. Жития святых часто внушают нам сомнения: достаточно ли они достоверны? Но житие - это словесная икона, она и не стре- мится к буквальному историческому совпадению, ее задача - дать духовный образ. Средства этого - каноны. В натуралисти- ческой живописи задача - изобразить все как есть, "как в жиз- ни". В символическом искусстве вступает в действие закон кано- на. Есть, например, каноны: как изображать святителя, воина, мученика. Так же и в житиях - для мученика один канон, для во- ина - другой. В богослужении действуют такие же каноны. Но складываются они не сразу, и богооткровенное знание стяжать не просто. Здесь нужен подвиг духовный - та стихия, в которой живет лю- бовь. Тогда и получаешь благодатные дары. В духовной жизни все надо выстрадать. Богослужения первых веков были благодатными (хоризматич- ными). В древности апостол приходил в тот или иной город и всю ночь беседовал с христианами, объяснял им истины веры, расска- зывал о благовестии христианском. Потом они вместе молились и совершали евхаристию. Сначала апостолы и епископы молились по вдохновению, т.е. как и сколько могли и хотели. Апостолы слышали голос Божий, их молитвы были разговором с Богом. Они не стремились повторять друг друга. Богослужение было экстатичным, т.е. динамичным, все было в становлении. В это время богослужение только скла- дывалось - не только в молитвах. Когда христиан стало больше (а также пресвитеров и епископов), возникли опасения о возникновении разброса, много- образия. Так было с Евангелием: сначала - изустная передача, потом появились разные списки. Из них-то и было выделено четы- ре канонических Евангелия, а остальные объявлены не подлинны- ми. Так же и богослужение: оно довольно скоро встало перед проблемой - как сохраниться в своей подлинности? Так появились каноны. Есть люди, которые думают: как установлено все в первый момент после Вознесения Господа, так все и остается. Но это неправильное представление. Неизменными остаются не формы жиз- ни христианской, а духовная ее сущность. Форма ведь может и помогать, и мешать. Существует диалектика формы и содержания - содержание требует формы. Но форма принадлежит пространству и времени, а содержание вечно. Поэтому форма меняется, развива- ется, она не догматизируется, иначе она начнет отторгаться от содержания, тормозить духовную жизнь.В истории богослужения христианства диалектика содержания и формы имеет особый смысл. Богослужение имеет разные части: чтение Св. Писания, мо- литвы, таинства. Таинство - само слово дает ответ о том, что это такое: некое таинственное действие. В духовной жизни все таинственно, там ничего нельзя дока- зать, нельзя поставить эксперимент, по своей воле воспроиз- вести то или иное духовное событие. Мы узнам столько, сколько нам открыто. И это знание - благодатнейший дар. Но мы можем только просить о нем. Мы никогда не узнаем всей Божественной Истины вполне. Господь взывает к сердцу человека, постичь ра- зумом мы можем не все, ибо это - тайна Божественного Промысла. Все богослужение пронизано тайной воплощения в этом мире ду- ховных Божественных энергий. Учение о 7 таинствах: крещении, миропомазании, браке, по- каянии, елеосвящении (соборовании), священстве, евхаристии (таинстве таинств). Они выделены из других таинств Церкви по определенному признаку. Ведь освящение воды или дома - это то- же таинства, но в число семи они не входят. В семи таинствах благодать Божия дает нам какое-то новое качество, человек восходит на новую ступень. Жизнь Церкви состоит из постоянного действия благодати Божией, которая соединяет людей с Богом. Как эти таинства жи- вут в истории Церкви? И евхаристия, и все другие таинства имеют Божественную природу, т.е. получены от Иисуса Христа, или получены через - 4 - Св. Писание, или дошли до нас в Св. Предании. Есть определенная схема в изучении таинств, исходя из того, когда и как оно было установлено. Но схема - это схо- ластика. Богослужение пришло на Русь с Запада, от католиков, а вера - от греков. Вскоре после этого нас завоевали татары, и нам было уже не до веры. А потом греки попали в неволю, и им было не до того, чтобы учить нас вере. Сейчас наше богословие в упадке - 70 с лишним лет коммунистической оккупации. Избегая католической схоластики и следуя нашим русским богословам на Западе, нам придется полемизировать с католика- ми. Например, у католиков есть каноническая норма: для совер- шения таинства необходимо и достаточно, чтобы оно совершалось правильно поставленным священником, правильным способом и пра- вильными словами. Если хотя бы одно условие не соблюдается, таинство не совершится. Здесь отчетливо проявляется дух юридизма: ради единов- ластия, контроля, полного послушания, гарантии от какого-либо волюнтаризма папство организует церковную жизнь юридическим способом. Это имеет свои корни в глубокой древности. Дух юри- дизма противоположен духу Евангелия: каноны нужны, но сов- местить духовную жизнь и юридические формы нельзя. Столь всепоглощающий юридизм всегда был характерен для католиков. Это почва для искушения магизмом. Ведь что такое юридизм? Если все сделано правильно, то таинство совершится, а если неправильно, то таинства не будет. А облик самого священ- ника, чистота его сердца? Это, конечно, подразумевается, но необходимым не считается. А если священник потерял веру, но сделает все правильно - значит, таинство совершится? Но это абсурд. Христос приносит на землю благодать, а не закон. Закон нужен там, где нет благодати. Если мы вс начнм втискивать в рамки юридические, это нанесет ущерб духовной жизни. И на- носит. Форма богослужения не должна быть догматизирована, и она постоянно меняется. Надо видеть эти изменения, понимать, где они хороши и где плохи. Иначе мы не сможем ни объяснить, ни защитить нашу православную веру.