Л Е К Ц И Я  2

     Искушение - это в конечном счете вопрос о том,  как усто-
ять в  истине.  Нужно ли истину искать,  жертвовать во имя нее
чем-то? На пути таких исканий и встает искушение.
     Одно из  них  -  возможность  подменить истину каким-либо
ложным ее изображением. Отсюда - язычество, вера более доступ-
ная и понятная.
     Можно быть верным внешней традиции,  какому-либо  кодексу,
принимать Св.Писание,  но быть неверным в духе.  Человек часто
ищет легких путей в жизни,  и это приводит нас к  заблуждению.
Сейчас это очень актуально.
     Иногда православие смешивают с церковной политикой,  есть
и другие возможности для подмены истины. Например, оставаясь в
лоне церкви, участвуя в ее жизни, можно оставаться чуждым духу
православия. Можно не знать,  что такое Литургия, чему ты при-
чащаешься. Это страшное и печальное  явление.  Между  тем  ко-
лоссальное большинство так называемых православных таковыми на
самом деле не являются. Люди как будто записываются в пионеры,
а  ведь  они  должны принять в свое сердце истину о Боге,  что
требует большого труда.  Иметь примитивную веру  -  этого  не-
достаточно. Надо полюбить Бога и чувством, и разумом. Мы долж-
ны понимать то, что Господь даровал нам для понимания. Истина,
за которую люди отдавали жизнь, достойна того, чтобы ее изуча-
ли.
     Где Дух Божий,  там свобода.  Поэтому формализм чужд вере
христианской. Нужна свободная любовь,  свободная вера.  Но это
не значит, что можно размывать границы православия.
     В древности православное богослужение было  харизматично.
Харизм - благодатный Божий дар,  жизнь по благодатному вдохно-
вению. Первыми христианами были евреи. У них была строгая тра-
диция, очень развитое богослужение.  Например, традиция, зало-
женная в Законе Моисеевом:  помни день субботний.  Правоверные
иудеи и сейчас боятся ее нарушить.  Суббота должна быть посвя-
щена Богу - это было общей нормой еврейской жизни.
     Иисус в  течение  всей жизни постоянно ходил в Иерусалим,
хотя жил в Назарете.Зачем?  По земной  принадлежности  Он  был
правоверным иудеем,  а у иудеев был только один храм - Иеруса-
лимский. (Синагога - это не храм,  это  молитвенный  дом,  там
нельзя принести  жертву).  Христос  восполнял закон,  пополнял
его. Само Его распятие было перед Пасхой,  когда Он  пришел  в
Иерусалим, чтобы  принести  жертву.  Христос не мог не пойти в
храм и не принести жертву даже тогда,  когда это  грозило  Ему
смертью. Апостолы следовали за ним. Они каждый день уходили из
Иерусалима в пригород,  в Вифанию,  чтобы их нельзя было схва-
тить, но каждый день возвращались в Иерусалим.
     Евхаристию нельзя было совершить  в  иудейском  храме.  В
первые дни Пятидесятницы апостолы совершали ее по домам. Потом
начались гонения,  храм был разрушен,  приносить жертву  стало
негде. Но всюду, куда идут апостолы, они совершают евхаристию.
В основе ее - Тайная Вечеря. Она имеет две составляющих - вет-
хозаветная традиция  и  то,  что привнес Христос (новозаветное
православное богослужение).
     Ветхозаветное богослужение  имело  целью восхвалить Бога,
вспомнить особые моменты ветхозаветной истории.  Большое место
в ветхозаветном  богослужении  занимало  мессианское  ожидание
Христа. Ветхозаветное богослужение совмещается со словами:"Бо-

                            - 2 -
га никто  не  видел нигде.  Познать его близко невозможно".  И
когда приходит Христос, чтобы вернуть человека к Богу, вернуть
его достоинство и богосыновство, все ветхозаветные богослужеб-
ные формы наполняются новым смыслом.
     Что нового  в  православной церковной жизни?  Сама задача
этой жизни,  ее смысл. Древние евреи хотели оставаться верными
Богу, просить у Него прощения;  целью жизни христианской явля-
ется стяжание Духа Святого,  приобщение к Богу.  Ветхозаветная
жизнь отличается от новозаветной,  как небо от земли.  Ветхий
завет: на Земле помнить Небо;  Новый завет:  взойти  на  Небо,
соединиться с Богом.  Или пусть Небо придет на Землю. Соедине-
ние с Богом - этой задаче посвящена вся  богослужебная  жизнь.
Божественная реальность должна присутствовать на Земле. Земное
- это пространство и время, Божественное живет по другим зако-
нам, в другом измерении.  Все православное богослужение прони-
зано этим, направлено на это. Оно воспринимается в зависимости
от того, чего мы от него ждем.
     Все духовное вечно, живет вне времени и пространства. Наш
земной мир устроен так, что не вмещает эту вечность.
     Духовное бытие может воплощаться. Христианство и есть ре-
лигия воплощения.   Поэтому  христианское  богослужение  имеет
целью воплотить события вечные.  Например, Рождество - это со-
бытие, принадлежащее вечности, А если так, то оно может вопло-
титься. Эту цель и имеет  богослужение.  Значит  ли  это,  что
Христос снова  рождается?  Нет.  Но  духовная реальность этого
факта может быть воплощена в богослужении,  а мы можем  к  ней
приобщиться. Духовное  тождество -  явление во времени и прост-
ранстве того,  что не имеет ни времени,  ни пространства.  Бо-
гослужение - это приобщение наше к Небу,  к Богу,  к тому, что
Он пришел совершить в этом мире.  Без  богослужения  не  может
быть полноценной христианской жизни.
     Церковь использует здесь язык символов.  В Ветхом  завете
эти символы имели несколько иной смысл.
     Под словом "символ" математики понимают  знаки  сложения,
умножения, деления и др.  Наша жизнь полна знаков, посредством
которых мы обозначаем те или иные действия.
     Символ в  богослужебном понимании - это способ воплощения
одной реальности в другой, присутствие одной реальности в дру-
гой. Сам Господь дал нам этот язык символов: хлеб - плоть Моя,
вино - кровь Моя.  Господь нам указывает:  чтобы приобщиться к
Божественной духовной  реальности,  мы  должны воспользоваться
языком символов.  Господь творит чудеса,  и такое воплощение -
это всегда чудо. Только примитивные люди думают, что язык сим-
волов используется по неграмотности.  Икона,  говорят они,  не
имеет перспективы и объема, изображение на ней плоско. Но ико-
на - это не реалистическое искусство,  это символ.Никакая реа-
листическая живопись не обладает силой языка символов.  Так же
символичны церковная музыка,  одежда, архитектура. Язык симво-
лов помогает  преодолеть пространство и время.  Часто на одной
иконе изображены события разных времен.  Это не примитивизм, а
преодоление пространства и времени.
     Жития святых часто внушают нам  сомнения:  достаточно  ли
они достоверны? Но житие - это словесная икона, она и не стре-
мится к буквальному  историческому  совпадению,  ее  задача  -
дать духовный образ.  Средства этого - каноны.  В натуралисти-
ческой живописи задача - изобразить все как есть,  "как в жиз-
ни". В символическом искусстве вступает в действие закон кано-
на.  Есть,  например, каноны: как изображать святителя, воина,
мученика. Так же и в житиях - для мученика один канон, для во-
ина - другой.
     В богослужении действуют такие же каноны. Но складываются
они не сразу,  и богооткровенное  знание  стяжать  не  просто.
Здесь нужен  подвиг духовный - та стихия,  в которой живет лю-
бовь. Тогда и получаешь благодатные дары. В духовной жизни все
надо выстрадать.
     Богослужения первых веков были благодатными  (хоризматич-
ными). В древности апостол приходил в тот или иной город и всю
ночь беседовал с христианами, объяснял им истины веры, расска-
зывал о благовестии христианском.  Потом они вместе молились и
совершали евхаристию.
     Сначала апостолы и епископы молились по вдохновению, т.е.
как и сколько могли и хотели. Апостолы слышали голос Божий, их
молитвы были  разговором с Богом.  Они не стремились повторять
друг друга.  Богослужение было экстатичным,  т.е.  динамичным,
все было в становлении.  В это время богослужение только скла-
дывалось - не только в молитвах.
     Когда христиан   стало  больше  (а  также  пресвитеров  и
епископов), возникли опасения о возникновении разброса, много-
образия. Так  было с Евангелием:  сначала - изустная передача,
потом появились разные списки. Из них-то и было выделено четы-
ре канонических Евангелия,  а остальные объявлены не подлинны-
ми. Так же и богослужение:  оно довольно  скоро  встало  перед
проблемой - как сохраниться в своей подлинности? Так появились
каноны.
     Есть люди,  которые думают:  как установлено все в первый
момент после Вознесения Господа,  так все и остается.  Но  это
неправильное представление. Неизменными остаются не формы жиз-
ни христианской,  а духовная ее сущность.  Форма ведь может  и
помогать, и мешать. Существует диалектика формы и содержания -
содержание требует формы.  Но форма принадлежит пространству и
времени, а содержание вечно.  Поэтому форма меняется, развива-
ется, она не догматизируется,  иначе она начнет отторгаться от
содержания, тормозить  духовную  жизнь.В  истории богослужения
христианства диалектика содержания и формы имеет особый смысл.
     Богослужение имеет разные части:  чтение Св. Писания, мо-
литвы, таинства.  Таинство - само слово дает ответ о том,  что
это такое: некое таинственное действие.
     В духовной жизни все таинственно, там ничего нельзя дока-
зать, нельзя  поставить  эксперимент,  по своей воле воспроиз-
вести то или иное духовное событие. Мы узнам столько, сколько
нам открыто.  И  это знание - благодатнейший дар.  Но мы можем
только просить о нем.  Мы никогда не узнаем всей  Божественной
Истины вполне.  Господь взывает к сердцу человека, постичь ра-
зумом мы можем не все, ибо это - тайна Божественного Промысла.
Все богослужение  пронизано  тайной воплощения в этом мире ду-
ховных Божественных энергий.
     Учение о 7 таинствах: крещении, миропомазании, браке, по-
каянии, елеосвящении  (соборовании),  священстве,   евхаристии
(таинстве таинств).  Они  выделены из других таинств Церкви по
определенному признаку. Ведь освящение воды или дома - это то-
же таинства,  но в число семи они не входят.  В семи таинствах
благодать Божия дает  нам  какое-то  новое  качество,  человек
восходит на новую ступень.
     Жизнь Церкви состоит из  постоянного  действия  благодати
Божией, которая соединяет людей с Богом.  Как эти таинства жи-
вут в истории Церкви?
     И евхаристия,  и  все  другие таинства имеют Божественную
природу, т.е.  получены от Иисуса Христа,  или получены  через

                            - 4 -
Св. Писание, или дошли до нас в Св. Предании.
      Есть определенная схема в изучении  таинств,  исходя  из
того,  когда  и как оно было установлено.  Но схема - это схо-
ластика.
 Богослужение пришло на Русь с Запада,  от католиков, а вера -
от греков. Вскоре после этого нас завоевали татары, и нам было
уже не до веры. А потом греки попали в неволю, и им было не до
того, чтобы учить нас вере.  Сейчас наше богословие в упадке -
70 с лишним лет коммунистической оккупации.
     Избегая католической схоластики и  следуя  нашим  русским
богословам на Западе,  нам придется полемизировать с католика-
ми. Например,  у католиков есть каноническая норма: для совер-
шения таинства необходимо и достаточно,  чтобы оно совершалось
правильно поставленным священником, правильным способом и пра-
вильными словами.  Если  хотя  бы одно условие не соблюдается,
таинство не совершится.
     Здесь отчетливо  проявляется  дух юридизма:  ради единов-
ластия, контроля,  полного послушания, гарантии от какого-либо
волюнтаризма папство  организует  церковную  жизнь юридическим
способом. Это имеет свои корни в глубокой древности.  Дух юри-
дизма противоположен  духу  Евангелия:  каноны нужны,  но сов-
местить духовную жизнь и юридические формы нельзя.
     Столь всепоглощающий  юридизм  всегда  был характерен для
католиков. Это почва для искушения магизмом.  Ведь  что  такое
юридизм? Если все сделано правильно, то таинство совершится, а
если неправильно, то таинства не будет. А облик самого священ-
ника, чистота его сердца?  Это,  конечно,  подразумевается, но
необходимым не считается.  А если священник потерял  веру,  но
сделает все  правильно - значит,  таинство совершится?  Но это
абсурд. Христос приносит на землю благодать, а не закон. Закон
нужен там,  где нет благодати. Если мы вс начнм втискивать
в рамки юридические,  это нанесет ущерб духовной жизни.  И на-
носит.
     Форма богослужения не должна быть догматизирована, и она
постоянно меняется.  Надо видеть эти изменения,  понимать, где
они хороши и где плохи.  Иначе мы не сможем ни  объяснить,  ни
защитить нашу православную веру.