Л Е К Ц И Я 4 Сразу после Пятидесятницы, когда апостолы получили благо- дать Св. Духа, начинается евхаристическая жизнь Церкви. Хотя апостолы продолжают обычную храмовую жизнь, в их жизни появи- лось новое - день Господень, т.е. воскресенье, когда они со- вершают таинство Церкви - Евхаристию. Как совершалось это таинство поначалу, мы не знаем. Но вся жизнь первых христиан была благодатной. Апостолы получили дары чудотворений, они сердцем ощущали эту благодать. Жизнь их стала служением миру. И борьбой, так как они вызывали у иудеев ненависть. Апостолы обращались ко Христу с молитвой, говоря все, что было на сердце, никакого особого чина тогда не было, кроме то- го, что осталось от Тайной Вечери. Вероятно, детали этой мо- литвы были разными, но таинство совершалось часто, и каждый апостол, уходя в ту или иную страну, приносил его с собой. Та- ким образом, оно делалось все более значительным для жизни Христовой Церкви. Вскоре в Иерусалиме появляется апостол Иаков.(Братья Христа - Иаков и Иуда - в свое время не верили в мессианство Христа, ибо знали его с детства. Иаков и Иуда были не прямыми братьями Иисуса, они сыновья Иосифа Обручника. Иаков почита- ется одним из главных, старших апостолов.) До нас дошел чин литургии ап. Иакова, который впоследствии был развит и допол- нен. Настало время, когда христиане, рассеянные по миру, ощу- тили необходимость введения литургического чина. Жизнь Церкви до поры до времени была харизматичной, и не было нужды в кано- низированном чинопоследовании. Молились как Бог на душу поло- жит. Но когда христиан стало больше, когда апостолы стали ухо- дить от них, возникла опасность появления людей, которые про- извольно внесут изменения в таинство Евхаристии. Христианам хочется сохранить устное предание, дошедшее от апостолов. Василий Великий, сочтя литургию Иакова слишком длинной и непонятной для простого народа, сократил ее. Св.Иоанн Злато- уст, найдя, что и этот вариант слишком длинен и сложен, тоже сокращает его, заменяя молитвы новыми, более короткими, но тождественными по смыслу. И вот из множества литургий (а их было несколько десят- ков) до нас дошло три: апостола Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоуста. В Уставе же Церкви - две полных литургии: Василия Великого и Иоанна Златоуста. Они относятся к так назы- ваемому византийскому типу. Литургическое предание - обширная наука, которую можно изучать долго и глубоко. Сотни книг написаны о нем на разных языках. В частности, книга Л.Успенского, где дается отличие наших литургий от католической мессы. Современный чин литургии состоит из нескольких частей. Проскомидия (приношение), затем - литургия оглашенных, литур- гия верных, которая включает в себя анафору (возношение). До нас не дошли тексты литургий 4-го, 5-го веков, есть лишь рукописи 8-го века, но в них - только анафора. Василию Великому и Иоанну Златоусту принадлежит именно анафора, и нет оснований считать, что весь чин современной литургии имеет их авторами. Литургия жила в истории своей жизнью: она была то крат- кой, как у апостолов, то длинной, а в 8-м веке мы видим уже - 2 - определенную работу по оформлению современного чина литур- гии.Она постепенно узаконивается, складывается ее современное каноническое последование. Но на этом литургическое творчество не заканчивается, части литургии постоянно испытывают добавле- ния и изъятия, и эти изменения не всегда происходят по бла- гословению высшей церковной власти. Пока жива Церковь, не иссякнет и литургическое творчество, и это хорошо. Плохо, ког- да вносятся в литургию плохие изменения. Проскомидия в 8-м веке обретает примерно теперешние чер- ты, хотя еще и не канонизируется окончательно. Зачем нужна проскомидия? Что это такое? Вот апостолы собираются на вечерний ужин. Берут хлеб, во- ду и вино, совершают преложение. Но с течением времени ап.Па- вел замечает, что среди новых христиан появляется некоторое пренебрежение к Св.Тайнам, они приходят на Вечерю любви (Ага- пу) и начинают есть, и Тело и Кровь Христовы воспринимаются ими просто как еда. Ап.Павел грозно предупреждает их: те из вас, что причащается без благоговения, болеют и умирают. Так возникает необходимость отделить в сознании новых христиан таинство Евхаристии от еды. Только тогда Евхаристия делается полноценным центром их литургической жизни. Но даже при том, что на Агапах происходит некоторая профанация Евха- ристии, они все-таки остаются очень ценными. Но с первых веков христианства мы обнаруживаем следы со- вершенствования Евхаристии. Литургии начинают совершаться на гробах мучеников, по утрам, и готовятся к ней, совершая пост, чтобы Евхаристия не могла быть ни с чем совмещена и перепутана. Первые памятники о Евхаристии мало говорят об Агапах, они до- носят до нас прежде всего описания Евхаристии. Апостолы преломляли хлеб и благословляли чашу с вином. Их последователи тоже не видели необходимости в особой проскоми- дии. Все члены евхаристической общины знали друг друга по име- нам, им были известны все скорби и радости друг друга и легко было молиться вместе. При Константине Великом христианство возводится в ранг государственной религии. Первые христиане знали, что они могут поплатиться жизнью за свою веру, теперь же креститься и стать христианином стало легко, это даже обеспечивало покровительство властей. Первые христиане были постоянно готовы пожертвовать жизнью во имя Христа, и это очи- щало их сердца. После реформы Константина Великого становится очень трудно отделить подлинных христиан от тех, кто крестился из чисто конъюнктурных соображений. Тем не менее строятся гро- мадные базилики, которые вмещают тысячи людей, уже не знающих друг друга. Это уже не та христианская община, которая жила не поиском внешнего благолепия, но желанием сохранить верность вере, Христу. Теперь же никто за это не преследует, и христи- анская жизнь изменяется. Вместе с радостью победы приходит со- жаление о том, что та цельность, та жертвенность и горение, которые были у первых христиан, утрачены. И многие бегут - уже от тех, кто мешает молиться по-настоящему. Однако история идет своим ходом, жизнь в миру продолжа- ется. Меняются богослужебные чины, и это продиктовано необхо- димостью: старые чины не годятся для теплохладных христиан, к тому же теперь очень многочисленных. Как помянуть всех, стоя- щих в храме на литургии? Священник уже не знает их по именам. Но сохранить молитву за верных необходимо, и такая форма постепенно складывается. Отсюда и возникает необходимость проскомидии. Раньше она совершалась в жертвеннике, куда христиане при- - 3 - носили свои приношения, как и на Агапы. Кое-что использовалось на вечери, остальное раздавалось бедным и больным (Церковь сохранила этот принцип).Существовала специальная комната, где складывали все приношения, а также держали хлеб, воду и вино. Начинается литургия с того, что священник и дьякон выхо- дят на амвон и читают разрешительные молитвы.Целуют образ Спасителя справа от Царских врат, затем опять молятся, затем целуют образ Божией Матери. И так далее... На литургии полагается полное облачение: на священнике подризник (стихарь - на дьяконе) - тонкий стихарь, епитрахиль, пояс, поручи, награды, если они есть (набедренник и палица), фелонь. На каждую часть облачения читается своя молитва. По- том, умыв руки, священник и дьякон подходят к жертвеннику, ко- торый теперь имеет вид стола, облаченного в особое одеяние. Вся левая часть алтаря называется жертвенником. Здесь же Гол- гофа. На этом столе священник приготавливает сосуды - потир и дискос, а также звездицу, лжицу и копие. Здесь же покровцы (воздухи). Священник молится. На клиросе в это время начинают читать часы. Просфора - приношение, символизирующее хлеб, который в древние времена христиане приносили для жертвы. На просфоре всегда имеется печатка... (Далее - рассказ, сопровождаемый рисунками на доске, о совершении проскомидии. Приведенные сведения содержатся в За- коне Божием).