Л Е К Ц И Я  8

     Мы приступаем  к  самой главной части Божественной литур-
гии. Эта часть называется анафора; это греческое слово перево-
дится как "возношение".
     Как я уже говорил,  анафора - это самая древняя часть ли-
тургии, которая  дошла  до нас в памятниках письменности древ-
нехристианской церкви. Хотя дошедшие до нас свидетельства от-
носятся в основном к 8 веку,  но есть разные научные основания
считать, что анафора восходит к самим авторам, которые нам из-
вестны. Нам известны несколько авторов, самые главные две ана-
форы - Василия Великого и  Иоанна  Златоустого  -  совершаются
обычно в православной церкви.
     Как вы помните по прошлой  лекции,  анафоре  предшествует
исповедание веры,  когда весь храм поет Символ веры, а священ-
ники в это время, поцеловав друг друга в плечо и в руку, гово-
рят:"Христос  посреди  нас,  и есть и будет".  Затем они берут
воздух,  то есть большой покровец,  который лежит на чаше и на
дискосе  (а другие маленькие покровцы уже сняты после великого
входа),  и этот  воздух  поднимают  и  веют  им  над  чашей  и
дискосом, в то время как весь храм поет Символ веры.
     После этого дьякон на амвоне провозглашает:"Станем добре,
станем со страхом,  вонмем,  Святое Возношение в мире приноси-
ти". Это есть возглас, который призывает нас к особенно внима-
тельной  молитве.  "Станем  добре" - то есть,  станем особенно
сосредоточенно и внимательно молиться,  и не только  молиться,
но и Святое Возношение,  то есть анафору, в мире приносить, то
есть совершать анафору.  И хор  отвечает  всем  вам  известным
песнопением: "Милость мира, Жертву хваления".
     Уже здесь вы видите, что хор продолжает слова дьякона. Он
говорит:"Станем... Святое Возношение в мире приносити", и сло-
ва хора - это продолжение:  "Милость мира,  Жертву хваления" -
вот что мы приносим.
     Затем следует возглас священника:"Благодать Господа наше-
го Иисуса Христа,  и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Ду-
ха, буди со всеми вами". Хор отвечает:"И со духом твоим". Свя-
щенник, воздевая  руки,  возглашает:"Горе  имеим  сердца" - то
есть, небу обратим свои сердца.  "Горе" буквально -  "кверху".
Хор отвечает:  "Имамы  ко  Господу",  то есть,  имеем уже наши
сердца обращенными ко Господу. И священник возглашает: "Благо-
дарим Господа".  На  что  хор  поет  всем нам хорошо известную
песню:"Достойно и праведно есть,  покланятися Отцу  и  Сыну  и
Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней".
     Здесь я прервусь,  не буду читать дальше текст анафоры, а
скажу, что все молитвы, которые читает священник во время ана-
форы, возгласы, которые он произносит вслух, те слова, которые
поет хор, - все это составляет одну непрерывную цельную молит-
ву. Все эти части молитвы,  которые,  как я сказал, произносят
то священник,  то  хор,  они продолжают друг друга непрерывно,
и поэтому нужно обязательно суметь воспринять всю эту  молитву
целиком.
     К сожалению,  как мы уже говорили, главная часть этой мо-
литвы произносится священником тайно,  то есть не секретно,  а
просто тихо,  про себя,  в алтаре, и люди, стоящие в храме, не
слышат этих  молитв.  Поэтому  им  кажется,  что анафора - это
только то, что поет хор. А хор поет очень мало. Довольно длин-
но, но очень мало.
     Для того чтобы понимать, что происходит в это время в ал-

                            - 2 -
таре, в  церкви,  как  совершается таинство Божественной евха-
ристии, нужно обязательно почувствовать всю анафору целиком, и
не только почувствовать, но воспринять сердцем, запомнить, как
следует понять ее. Есть традиция западного богословия - разде-
лять анафору  на  части для того,  чтобы лучше исследовать ее,
лучше осмыслить и запомнить. Это обычный научный подход, когда
дифференцируют, разделяют  на  маленькие части изучаемый пред-
мет. И мы тоже с вами проследим  эту  обычную  традицию,  этот
обычный подход.  Но прежде я прочитаю вам анафору целиком, всю
подряд, не останавливаясь,  не говоря, где поет хор, а где го-
ворит священник,  тем более что, я думаю, вы знаете достаточно
хорошо литургию и легко поймете, где голос священника, а где -
пение хора.
     "ИЕРЕЙ: Благодать Господа нашего Иисуса  Христа,  и  любы
Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами.
     ХОР: И со духом твоим.
     ИЕРЕЙ: Горе имеим сердца.
     ХОР: Имамы ко Господу.
     ИЕРЕЙ:Благодарим Господа".
     Это диалог. Дальше начинается молитва.
     "ХОР: Достойно  и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и
Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.
     ИЕРЕЙ: Достойно  и  праведно Тя пети,Тя благословити,  Тя
хвалити, Тя благодарити,Тебе покланятися на всяком месте  вла-
дычествия Твоего.  Ты бо еси Бог Неизреченен, Недоведом, Неви-
дим,  Непостижим,  присно Сый,  такожде Сый, Ты, и Единородный
Твой Сын,  И Дух Твой Святый. Ты от небытия в бытие нас привел
еси, и отпадшия возставил еси паки и не отступил еси, вся тво-
ря,  дондеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси
будущее.
     О сих всех благодарим Тя,  и Единороднаго Твоего Сына,  и
Духа Твоего Святого о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных
и неявленных  благодеяниих,  бывших на нас.  Благодарим Тя и о
службе сей,  юже от  рук  наших  прияти  изволил  еси,  аще  и
предстоят Тебе  тысящи  Архангелов  и тмы Ангелов,  Херувими и
Серафими, шестокрилатии многоочитии, возвышающиися пернатии.
     Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще:
     ХОР:Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля
славы Твоея;  осанна  в  вышних,  благословен  Грядый  во  Имя
Господне, осанна в вышних.
     ИЕРЕЙ:С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюб-
че, вопием и глаголем:  Свят еси и Пресвят,  Ты, и Единородный
Твой Сын,  и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят и великолепна
слава Твоя;  Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего
Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать
Живот Вечный.  Иже, пришед и все еже о нас смотрение исполнив,
в нощь,  в  нюже  предаяшеся,  паче  же  Сам  Себе предаяше за
мирский живот,  приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непо-
рочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде
святым Своим учеником и апостолом, рек:
     Приимите, ядите,  Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во
оставление грехов.
     ХОР: Аминь.
     ИЕРЕЙ: Подобне и Чашу по вечери, глаголя:
     Пийте от нея вси,  сия есть Кровь Моя Новаго Завета,  яже
за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.
     ХОР: Аминь.
     ИЕРЕЙ: Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся, яже
о нас бывшая:  Крест,  Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса

                            - 3 -
восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие.
     Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.
     ХОР: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Госпо-
ди, и молим Ти ся, Боже наш.
     ИЕРЕЙ: Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу,
и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Свята-
го на ны и на предлежащия Дары сия.  И сотвори  убо  Хлеб  сей
Честное Тело Христа Твоего.
     ДИАКОН:Аминь.
     ИЕРЕЙ:А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего.
     ДИАКОН: АМИНЬ.
     ИЕРЕЙ: Преложив Духом Твоим Святым.
     ДИАКОН: Аминь, аминь, аминь.
     ИЕРЕЙ: Якоже  быти причащающимся,  во трезвение души,  во
оставление грехов; в приобщение Святаго Твоего Духа, во испол-
нение Царствия Небеснаго,  в дерзновение еже к Тебе,  не в суд
или во осуждение.
     Еще приносим  Ти словесную сию службу о иже в вере почив-
ших праотцех,  отцех,  патриарсех, пророцех, апостолех, пропо-
ведницех, евангелистех,  мученицех, исповедницех, воздержницех
и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся.
     Изрядно о Пресвятей,  Пречистей, Преблагословенней, Слав-
ней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.
     ХОР:Достойно есть,  яко воистинну блажити Тя, Богородицу,
Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честней-
шую Херувим  и Славнейшую без сравнения Серафим,  без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
     ИЕРЕЙ: О святем Иоанне Пророце,  Предтечи и Крестители, о
святых славных и всехвальных Апостолех,  о святем (имя), егоже
и память  совершаем,  и  о  всех святых Твоих,  ихже молитвами
посети нас, Боже.
     И помяни  всех усопших о надежди воскресения Жизни Вечныя
(имена). И упокой их,  идеже присещает свет лица  Твоего.  Еще
молим Тя,  помяни,  Господи,  всякое епископство православных,
право правящих слово Твоея истины,  всякое  пресвитерство,  во
Христе диаконство и всякий священнический чин.
     Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней,  о Свя-
тей, Соборней и Апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем
жительстве пребывающих;  о Богохранимей стране нашей, властех
и воинстве ея.  Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в
тишине их тихое и безмолвное житие поживем  во  всяком  благо-
честии и чистоте.
     В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца наше-
го Алексия,  Святейшаго  Патриарха Московскаго и всея Руси,  и
егоже даруй святей Твоей Церкви в мире,  целых, честных, здра-
вых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины.
     ХОР: И всех и вся.
     ИЕРЕЙ: Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий
град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плаваю-
щих, путешествующих,   недугующих,  страждущих,  плененных,  и
спасение их.  Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во
святых Твоих  церквах  и поминающих убогия и на вся ны милости
Твоя низпосли (имена живых).
     И даждь  нам  единеми  усты  и  единем  сердцем славити и
воспевати Пречестное и Великолепное Имя Твое,  Отца и  Сына  и
Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
     ХОР: Аминь.
     ИЕРЕЙ: И  да  будут  милости Великаго Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа со всеми вами".

                            - 4 -
     Вот видите,  вот эта одна длинная молитва начинается сло-
вами:"Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возноше-
ние в мире приносити. Милость мира, Жертву хваления". А конча-
ается возгласом: "И да будут милости Великаго Бога и Спаса на-
шего Иисуса  Христа  со всеми вами".  Тут говорится о милости,
что будем приносить Святое Возношение,  Милость мира и  Жертву
хваления. А здесь, уже получив эту милость, священник говорит:
"Да будут милости Великаго Бога...  со всеми вами". Этот возг-
лас как  бы  начинает следующую часть литургии - ее окончание,
последнюю часть.
     Анафора Василия Великого гораздо длиннее - наверное, раза
в три длиннее,  чем анафора Иоанна Златоустого. Именно потому,
что наш  народ  не  умеет,  не готов воспринять эту молитву со
слуха и участвовать в ней так,  как должно, эта молитва ушла в
алтарь, стала произноситься только священником в алтаре. Неко-
торые из вас,  я предполагаю,  может быть,  испугались,  что я
тайные  молитвы  прочитал здесь вслух.  Некоторые даже думают,
что здесь какое-то есть кощунство. Это не так. Заранее предуп-
реждаю вас,  что никакого кощунства здесь нет, что молитвы эти
напечатаны не только в служебнике,  но и в богословских журна-
лах, которые не запрещается читать никому,  так что все вы,  и
мужчины, и женщины,  можете взять их и прочитать, скажем,в бо-
гословских трудах Московской патриархии,  в книгах,  о которых
мы с вами говорили. Потому что никогда церковь не делала ника-
кого секрета из своих молитв.  И в древности апостолы, а потом
великие святители, и Василий Великий, и Иоанн Златоуст, и дру-
гие читали  эти молитвы вслух всей церкви.  Так что тайные мо-
литвы - не значит секретные.  Причина их тайного произнесения,
то есть не вслух, а тихо в алтаре, только в том и состоит, что
оказалось это непосильно для народа  церковного,  для  народной
массы - непосильно участвовать в них.
     Молодые священники частенько,  все это  понимая,  пробуют
свои силы и пробуют читать эти молитвы вслух.  Но крайне редко
бывает этот опыт удачным.  Обычно  священник  через  некоторое
время начинает чувствовать, что вот он старается, читает гром-
ко, а народ его как бы не слышит,  не участвует с ним в молит-
ве. И  он  понимает,  что  так он совершать литургию не может.
Нельзя говорить о великом и святом,  чтобы тебя не слушали. Ты
к человеку взываешь: давай помолимся, "Станем добре, станем со
страхом", а никто не  становится  "добре,  со  страхом"  и  не
участвует в литургии, не молится. И эта причина, когда священ-
ник не может утащить этот воз на себе, не может включить в мо-
литву всю  паству,  - эта причина и является главной для того,
чтобы молитву не читать вслух. Когда священник как бы говорит:
ну раз вы не можете, то стойте, молитесь как можете, а я пойду
и в алтаре помолюсь сосредоточенно сам. Конечно, это потеря, и
потеря очень большая. Конечно, не так должно быть.
     Но что делать? Вот, например, когда у нас маленькие дети,
мы не  можем  их  заставить  все молитвы прочитать внятно и со
смыслом, они еще их не понимают. Но тем не менее мы с ними мо-
лимся. Мы  их  берем  за ручку или на ручки и поем "Отче наш".
Пока они не понимают,  что это. Но сердцем они что-то чувству-
ют. И  пение  их привлекает,  они как-то по-своему участвуют в
молитве. Конечно,  не в полную силу,  как  должен  участвовать
взрослый человек,  но в свою детскую силу. Они молятся, и при-
выкают к молитве,  и любят ее,  и даже хотят молиться, и пыта-
ются что-то  петь.  Вот наша народная масса и находится,  если
хотите, на таком детском уровне. Она не может вслед за священ-
ником все осмыслить,  все понять, все произнести и участвовать

                            - 5 -
в молитвах.  Поэтому церковь давно уже решила заменить  чтение
определенных молитв пением - очень умилительным,  очень возвы-
шенным, чистым, прекрасным пением.
     Действительно, надо  сказать,  что  нет ничего прекраснее
анафоры. Правда,  мы с вами очень часто теперь вынуждены  слы-
шать оперное пение,  которое, конечно, анафоре не только никак
не соответствует,  а даже как бы противоположно ей и  не  дает
людям почувствовать,  что  такое анафора,  что такое литургия.
Это пение крайне вредно.  Но пение  древнее,  настоящее  пение
церковное изумительно красиво и помогает молиться.
     И вот церковь решила говорить с  народом  этим  языком  -
языком образов, языком пения, языком церковного искусства. По-
тому что совместная молитва на самом деле оказалась недоходчи-
вой.
     Я уже говорил вам,  что найдутся, конечно, такие ревност-
ные священники и учителя церковные,  которые объявят меня ере-
тиком и скажут,  что ни в каком случае нельзя отказываться  от
совместной молитвы и неправильно я вас учу и что надо призывать
всех читать все молитвы все-таки вслух,  вернуться к прежнему.
Я согласен: надо. И там, где это возможно, надо это сделать.
     Вот, скажем,  во время гонений,  в катакомбах, когда свя-
щенники и епископы служили в каких-то маленьких закутках, ком-
натках, они могли произносить эти молитвы вслух, потому что мо-
лящихся было  немного и можно было включить всех предстоящих в
одну молитву.  А в больших храмах это не удается. Когда народу
мало, это легче, а когда много, это трудно.
     Но, конечно, чем лучше мы будем понимать, чем лучше, пол-
нее мы будем в этих молитвах участвовать,  тем торжественнее и
лучше будет совершаться Божественная литургия.
     Так вот,  как вы поняли,  во время пения "Достойно и пра-
ведно есть" священник читает молитву:  "Достойно и праведно Тя
пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе покла-
нятися на всяком месте владычествия Твоего".  Эта молитва бла-
годарственная (часть  анафоры) заключается возгласом священни-
ка: "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Ко-
нечно, в церкви этот возглас звучит довольно странно. "Достой-
но и праведно... покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Трои-
це Единосущней  и Нераздельней" - и вдруг:"...поюще,  вопиюще,
взывающе и глаголюще". Даже грамматической связи нет. Она есть
в той  тайной  молитве,  которую  прочитал священник:"...аще и
предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Се-
рафими, шестокрилатии   многоочитии,   возвышающиися  пернатии
(здесь запятая),  Победную песнь поюще,  вопиюще,  взывающе  и
глаголюще". Это деепричастный оборот, который раскрывает смысл
придаточного предложения.То есть, мы Тебя благодарим, благода-
рим Тя и о службе сей,  которую Ты от рук наших прияти изволил
еси, хотя и предстоят тебе архангелы и ангелы,  поющие, вопию-
щие, взывающие и глаголющие.  Вот какой здесь смысл. Но мы про
архангелов и ангелов ничего не слышим,  это  священник  читает
про себя,  а мы только этот возглас слышим.  И, конечно, такое
несоответствие, грамматическое даже, делает еще более непонят-
ной литургию.
     Эта молитва благодарственная, по имени которой называется
и вся наша служба - евхаристия. Это и значит - благодарение. И
все молитвы здесь носят характер благодарения.  Вот это начало
благодарения  в  латинской  традиции называется словом "префа-
цио".
     После возгласа священника "Победную песнь поюще, вопиюще,
взывающе и глаголюще" хор продолжает: какую песнь ангелы поют,

                            - 6 -
и вопиют, и взывают. "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь
Небо и земля славы Твоея,  осанна в вышних, благословен Грядый
во Имя Господне,  осанна в вышних". Это всегда поют очень тор-
жественно и длинно,  и во время этого пения  священник  читает
следующую часть анафоры:"С сими и мы блаженными Силами, Влады-
ко Человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и
Единородный Твой Сын,  и Дух Твой Святый. Свят еси и Пресвят и
великолепна слава Твоя;  Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже
Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погиб-
нет, но имать Живот Вечный".
     Подумайте, какое возвышенное, какое удивительное богосло-
вие заложено в этих словах. Здесь исповедание нашего упования.
С этими  блаженными силами и мы вопием и глаголем:  Свят еси и
Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят и
Пресвят и  великолепна слава Твоя.  Иже мир Твой тако возлюбил
еси, что и Сына Твоего Единородного дать изволил, и всякий ве-
рующий в Него не погибнет,  но будет иметь живот вечный. "Иже,
пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже пре-
даяшеся,  паче  же Сам Себе предаяше за мирский живот,  приемь
хлеб во святыя Твоя и пречистыя и непорочныя руки,  благодарив
и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и
апостолом, рек:...".  То есть,  давая Своим ученикам и апосто-
лам, сказал:  "Приимите,  ядите,  Сие есть Тело Мое, еже за вы
ломимое во оставление грехов".
     Во время  всей  этой молитвы хор поет "Свят,  Свят,  Свят
Господь Саваоф". Вы знаете, что у католиков есть название этой
части молитвы - санктус,  то есть "свят".  По имени этой песни
"Свят, Свят, Свят..." та часть анафоры, которую читает священ-
ник тайно, тоже называется "санктус".
     Здесь следует тоже остановиться на одном  весьма  сущест-
венном рассуждении.  Дело в том,  что священник,  говоря слова
"Приимите, ядите,  Сие есть Тело Мое,  еже за  вы  ломимое  во
оставление грехов",  указывает на Святой Агнец,  который лежит
на престоле,  на дискосе,  а в католической церкви  не  только
указывает, но и благословляет. Поскольку молитва не слышна, то
получается,  что священник возглашает слова Христа от  первого
лица:  "...Сие  есть  Тело Мое..." и указывает рукой на святой
хлеб. Получается изображение Тайной Вечери, когда Христос ска-
зал: "Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое..." и указал на хлеб.
И вот католики считают,  что эти слова и являются так называе-
мой  сакраментальной  формулой,  тайносовершительными словами,
что это главные слова, слова Христа. Более того, они учат, что
в этот момент рука священника - это рука Самого Христа. В этот
момент рука священника, благословляющая Агнец, как бы делается
рукой Христа. Священник в этот момент является как бы замести-
телем Христа здесь, на земле. Это католическое учение, которое
известно прежде всего в отношении папы римского,  считающегося
как бы наместником Христа на земле. Это учение в отношении па-
пы  у нас отвергаетсая,  мы не считаем,  что кто-либо на земле
может быть наместником Христа.  Но католики распространяют это
учение  и в отношении священника - правда,  только на литурги-
ческий момент.
     Я был довольно сильно поражен,  когда в этом году,  гото-
вясь к чтению курса  пасторского  богословия,  взял  конспекты
лекций из Московской Духовной академии по пасторскому богосло-
вию и там нашел конспект лекций очень известного, досточтимого
весьма ...  Тихона, замечательного духовника и подвижника, ко-
торый ушел в затвор,  уехал из Лавры,  но раньше он читал курс
пасторского богословия.  В  его  курсе,  в предисловии к нему,

                            - 7 -
прямо так и говорится:  папа - это наместник Христа на  земле.
Папа -  это  и есть тот самый человек,  рука которого делается
рукою Христа. То есть, иначе говоря, это есть католическое ут-
верждение.
     Это не удивительно,  поскольку наше русское богословие до
сих пор не освободилось от плена католицизма. Русское богосло-
вие имеет своей колыбелью Киево-Могилянскую академию,  которая
была, по существу, почти католической. Для того чтобы получить
необходимых профессоров, преподавателей, Петр Могила, митропо-
лит Киевский,  посылал  молодых  людей в католические школы на
Запад, а потом они там даже принимали католичество,  чтобы  их
приняли учиться, а потом, выучившись в католической школе, они
возвращались в Киев, снова переходили в православие и препода-
вали богословские дисциплины уже по-латыни. Конечно, они могли
преподавать только то,  что слышали в католической школе, но в
самых очевидных  местах  перефразируя  все это на православный
лад и кое-где разоблачая католицизм и утверждая православие  -
... в  Символе веры и несколько других таких мест они опровер-
гали. А в принципе метод их  мышления,  система  преподавания,
весь строй богословия - все это оказалось в плену у католициз-
ма, и на протяжении нескольких столетий с большей или  меньшей
силой все  это  жило в нашей православной духовной школе.  Дух
схоластики, который еще и до сих пор не покидает нашей семина-
рии, - это дух,  идущий с Запада. Так что удивительного ничего
нет в том,  что даже в конспекте ...  Тихона такие встречаются
утверждения. Это  нужно понимать,  а не осуждать.  Понадобится
еще некоторое время,  чтобы русское богословие наконец скинуло
с себя оковы католического мышления.  Но наш долг - быть очень
внимательными, освобождаться от католического влияния и  возв-
ращаться к древнему православному святоотеческому богословию -
чистому богословию, восточному богословию.
     Даже читая наши тайные молитвы,  мы легко можем убедиться
в том, что ничего такого, что говорят католики, здесь нет, по-
тому что слова "Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое..." священ-
ник произносит от лица Христа,  а не от  своего  собственного.
В тексте   молитвы  как  говорится:  "Иже,  пришед  (то  есть,
Христос, который,  пришедши) и все еже о нас смотрение  испол-
нив, в нощь,  в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяеше за
мирский живот,  приемь хлеб (то есть,  принял хлеб) во  святыя
Своя пречистыя  и  непорочныя руки,  благодарив и благословив,
освятив, преломив,  даде (дал) его  святым  Своим  учеником  и
апостолом и сказал:  "Приимите,  ядите, Сие есть Тело Мое, еже
за вы ломимое во оставление грехов".  То есть, здесь священник
просто говорит эти слова в качестве пересказа того, что сделал
Христос. Он не говорит это от своего лица,  а  говорит  ,  как
сделал Христос  на  Тайной Вечери,  поэтому нет оснований счи-
тать, что это говорится от первого лица.
     Дельше хор поет "Аминь", а священник читает тайно:"Подоб-
не и Чашу по вечери,  глаголя".  Опять-таки:  подобне и Чашу в
конце вечери, говоря (Христос благословил): "Пийте от нея вси,
сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи излива-
емая  во оставление грехов".  И хор опять отвечает:"Аминь".  И
опять продолжение,  и опять не от первого лица, а пересказыва-
ются слова Христа. Священник же указывает на Чашу.
     Здесь, однако,  нужно  оговориться.  Не  все  так  просто
все-таки, потому  что  хотя  священник и не говорит от первого
лица и не благословляет в этот момент Святые Дары,  но он ука-
зывает  -  все-таки что-то делает от первого лица.  А потом он
будет и благословлять Святые Дары.  Это значит,  что его  роль
здесь  -  не просто роль рассказчика,  и древняя традиция - не
католическая,  а православная - называет священника совершите-
лем  Божественной  литургии.  Но ведь мы одновременно говорим,
что Ты еси и приносимый, и приносящий - вы помните, это молит-
ва,  которая читается в начале литургии верных,  перед антифо-
ном.  Ты,  Господи, и приносимый, и приносящий Святые Дары. И,
конечно,  мы говорим,  что Святые Дары освящаются Богом, Духом
Святым освящаются.  И все молитвы об  освящении  Святых  Даров
возносятся к Богу-Отцу. Но, с другой стороны, священник совер-
шает Божественную литургию. И тут весьма важно понять, что же,
собственно,  утверждает  о литургии наше православное богосло-
вие.  Оно говорит здесь не то,  что священник делается в  этот
момент заместителем Христа или его рука делается рукою Христа.
Но оно говорит,  что священник в литургии в наибольшей степени
являет образ Христа.
     Скажу вам сразу,  что богословие - это  очень  трудная  и
тонкая область,  и  вобще истина всегда очень тонко отличается
от лжи,  редко бывает так, чтобы ложь была грубой,  совершенно
очевидной, с каким-то очевидным противопоставлением. Это быва-
ет очень редко,  потому что тогда никто этой лжи  не  поверит.
Если, скажем,  на белую доску сказать,  что она черная,  этому
никто не поверит.  А если сказать,  что она не белая, а в руб-
чик, такая серенькая...  Тут уже будет труднее спорить, может,
она и на самом деле серенькая,  а не беленькая?  Тут уже нужно
различать более осторожно все это.
     Так вот, поэтому ложь всегда почти в жизни является в ви-
де тонкого искажения,  и отыскивать истину поэтому бывает осо-
бенно трудно.  Именно в этих тонких  моментах,  где  требуется
особенно чистое сердце, особенно острая чувствительность - тут
нужно приложить все свои силы,  собрать все  свое  внимание  и
искать правильные формулировки.  Так было всегда в церкви.  Вы
помните, как на Первом вселенском Соборе  св.Афанасий  Великий
изменил всего одно слово: вместо "подобносущий" он сказал "еди-
носущный", и получилась правильная формулировка догмата,  хотя
изменился один слог одного слова.  И вот на этом уровне откры-
вается истина. Все формулировки догматические найдены с огром-
ным трудом,  потому  что истину познать,  сформулировать очень
трудно. Так и здесь:  нужно понимать разницу между тем,  чтобы
быть заместителем Христа на земле, наместником Христа на земле
или быть образом Христа на земле.  Мы говорим, что священник -
это живой образ,  живая икона, так и каждый человек есть образ
и подобие  Божие,  а  священник  -  это  в  особенности  образ
Христов. И этот образ более всего просветляется,  является нам
во время Божественной литургии.  Так что действия  священника,
когда он указывает на хлеб и вино, когда он потом благословля-
ет их,  его молитва - все это здесь прообразует Христа. Это не
значит, что рука священника стала рукою Христа.  Нет, но образ
здесь дается.
     Как это еще почувствовать?  Ну, если бы я вам сказал: вот
фотография какого-то вашего близкого,  родного или друга.  И я
вам говорю: видите, вот рука, на самом деле это живая рука, та
самая. Это будет искажение.  А если я скажу:  смотрите,  какая
хорошая фотография, она дает нам образ, это не тот самый чело-
век, но это очень хорошая фотография. Или хорошая очень икона.
Эта икона помогает нам, она помогает обратиться к первообразу,
она даже может нести в себе особенное благодатное присутствие,
таинственное благодатное  присутствие,  как чудотворные иконы.
Они несут в себе благодатный особенный дар,  конечно.  Но  как
только мы скажем, что чудотворная икона - это и есть Божия Ма-

                            - 9 -
терь, то мы сразу делаемся язычниками, сразу же преступаем за-
поведь: не  сотвори себе кумира и не поклоняйся никакому куми-
ру. Тут уже икона перестает быть иконой, а делается кумиром. И
надо сказать, что в русском народе это часто так и бывает. По-
тому что эти тонкие моменты народ часто упускает из виду и  не
умеет почувствовать  разницу.  И  для  него икона делается та-
лисманом, именно кумиром, а не образом.
     Так вот,  православное понимание иконы именно таково, что
это есть образ, возводящий к первообразу. Православное понима-
ние священства в том состоит,  что священник - это есть образ.
И во время литургии является нам образ Христа,  Христа-священ-
ника.
     Надо сказать,  что католическое заблуждение здесь отчасти
объясняется и  смягчается тем,  что у них нет литургии Василия
Великого и Иоанна Златоустого.  Они совершают  мессу,  которая
имеет совершенно иной текст.  Текст мессы очень древний, он не
имеет строгого авторства,  восходит он к первым  векам.  Автор
мессы неизвестен.  Но несмотря на свою древность,  текст мессы
не имеет тех достоинств,  которые имеет литургия Василия Вели-
кого и  Иоанна Златоустого.  В ней нет такого четкого и ясного
богословия, не выражена так ясно и так стройно, с такой удиви-
тельной духовной  красотой,  строгостью  и последовательностью
мысль. Молитва,  которая содержится в  мессе,  тоже,  конечно,
очень умилительная,  трогательная, но она не имеет такой ясной
четкости. А такая нечеткость, может быть, легче допускает неп-
равильное толкование. И можно в этом смысле несколько смягчить
наше негодование на католиков, потому что они исходят из того,
что у  них  есть,  а  у них есть текст мессы,  а не нашей пра-
вославной литургии.
     После того как священник сказал эти два возгласа - "Прии-
мите, ядите..." и "Пийте от нея вси..." - он читает молитву  в
алтаре, опять про себя:
     "Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас
бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхож-
дение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие".
     И дальше возглашает громко: "Твоя от Твоих Тебе приносяще
о всех и за вся". Опять деепричастный оборот. То есть, поминая
Твою спасительную заповедь и все,  что Ты совершил для нас:  и
Крест, и Гроб,  и тридневное Воскресение, и восхождение на Не-
бо, и седение одесную Отцы, и Второе и славное паки пришествие
- все это вспоминая,  мы, Твоя от Твоих Тебе приносящие о всех
и за вся,"Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Госпо-
ди, и молим Ти ся,  Боже наш". Это целая фраза, а вслух произ-
носится только деепричастный оборот между двумя запятыми.
     Но во время этого голоса,  который уже стал нам всем при-
вычен, и  мы  уже  не рассуждаем о том,  что это деепричастный
оборот, а слышим: "Твоя от Твоих Тебе приносяще..." - слышим и
воспринимаем это должным образом. Во время этого священник или
дьякон берет руками, сложенными крест-накрест, дискос и Чашу и
возносит над престолом. И вот это и есть возношение - анафора.
Именно со словами "Твоя от Твоих Тебе приносяще" он  поднимает
и возносит к Богу эти Дары.  Это есть возношение. А хор поет в
это время:"Тебе  поем,  Тебе  благословим,  Тебе   благодарим,
Господи, и молим Ти ся,  Боже наш". Это и есть кульминация ев-
харистического канона.  В это время многие в храме  встают  на
колени, и  хорошо делают.  Хор поет обычно медленно и довольно
протяжно, долго,  потому что во время этих слов  -  "Тебе  по-
ем..." - священник в алтаре произносит много молитв и происхо-
дят все главные действия анафоры. Священник говорит: "Еще при-

                            - 10 -
носим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим,
и мили ся деем (т.е.  умиляемся), низпосли Духа Твоего Святаго
на ны и на предлежащие Дары сия".  То есть, и просим, и молим,
и умоляем Тебя:  ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на пред-
лежащие Дары сия.
     К кому относятся эти слова, кого мы умоляем? "Приносим Ти
словесную сию...  службу" - Тебе приносим.  Кому - Тебе? Богу,
конечно, Богу Отцу. Вся анафора обращена к первому лицу Святой
Троицы - к Богу Отцу.
     Но вот эта особенная молитва,  она называется по-гречески
эпиклезис, в  просторечии  эпиклеза,  что значит "призывание".
Это молитва призывания Святаго Духа на Святые Дары. После этой
молитвы следует:  "Еще  приносим Ти словесную сию и безкровную
службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твое-
го Святаго на ны и на предлежащие Дары сия". И дальше: "И сот-
вори убо Хлеб сей Честное Тело Христа Твоего".
     Говоря последние  слова,  священник  благословляет Святой
Хлеб крестом.  Дьякон отвечает: "Аминь". И говорит: "Благосло-
ви, владыко,  Святую Чашу". А священник говорит: "А еже в Чаши
сей, Честную Кровь Христа Твоего".  И благословляет крестом же
- рукой  совершая крест - Святую Чашу.  Дьякон:  "Аминь.  Бла-
гослови, владыко, обоя" (то есть, и то, и другое). И священник
благословляет одновременно, одним большим крестным знамением и
дискос, и Чашу со словами:"Преложив Духом Твоим Святым". Дья-
кон отвечает: "Аминь, аминь, аминь". И оба они и все находящи-
еся в алтаре, а те, кто знает, и в храме делают земной поклон.
Это и есть кульминация анафоры. После этого момента перед нами
Тело и Кровь Христовы. То есть, хлеб и вино прелагаются в Тело
и  Кровь  Христовы.  Как видим,  священник здесь благословляет
Святые Дары.
     И здесь  тоже  возникает очень много разных трудных проб-
лем, связанных опять-таки с католическим учением о литургии и
вообще и таинствах.
     Как мы уже говорили, католики считают, что для совершения
таинства необходимо  правильное  произнесение сакраментальной,
или тайносовершительной, формулы. И наше русское богословие до
сих пор еще до конца не отрешилось от этого католического уче-
ния,  хотя именно в этом веке благодаря  усилиям  русских  бо-
гословов  в  эмиграции  началось освобождение от этого учения.
Сейчас уже не все так говорят,  но до сих пор  еще  многие  не
свободны от этого вполне.
     До недавнего времени так думали все богословы  русские  и
священники были воспитаны в том,  что есть тайносовершительная
формула. Встает вопрос: какая же это формула? Где эта формула?
Католики совершенно точно говорят:  тайносовершительной форму-
лой являются слова Господни:  "Приимите,  ядите, сие есть Тело
Мое, еже за Вы ломимое во оставление грехов. Пийти от нея вси,
сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи излива-
емая во оставление грехов". Слова евангельские, слова Христа -
они и являются тайноразрешительной формулой.
     Когда священник  произносит  эти слова,  он благословляет
Святые Дары,  и в этот момент  происходит,  как  они  говорят,
пресуществление Святых Даров.  Пресуществление,  то есть меня-
ется их сущность.  У них есть учение о субстанции и ... . Была
сущность хлеба  и вина,  а стала сущность Тела и Крови Христо-
вых, произошло пресуществление.
     Но на Востоке у святых отцов мы не находим такого термина
и такого грубого понимания  таинства. Ища  правильный  термин,
русское богословие  нашло другое слово - преложение Святых Да-
ров. Сказать, что хлеб и вино превращаются будет неправильно и
грубо, это не улавливает и даже искажает смысл того,  что про-
исходит. Превращение - это не то, что происходит здесь. Пресу-
ществление - тоже не так,  нельзя сказать,  что сущность хлеба
и вина здесь превратились в сущность Тела и  Крови  Христовых,
это будет  грубо,  философски недостаточно,  это не улавливает
смысла таинства.  И вот термин "преложение" оказывается  здесь
более  подходящим.  Что значит "преложение"?  Это значит,  что
здесь происходит некая тайна,  которая лучше всего этим словом
славянским  обозначается.  Прелагаются  хлеб  и  вино в Тело и
Кровь Христовы.
     Может быть,  это  объяснение покажется вам недостаточным,
неубедительным, но так и должно быть,  ведь здесь мы говорим о
тайне,  которая не может быть открыта человеческому разуму.  И
мудрость,  и красота православного  богословия  именно  в  том
состоит,  что  оно  умеет эту тайну почувствовать и не дерзать
объяснять ее до конца.  Потому что она необъяснима.  А католи-
ческое богословие хочет обязательно все разложить по полочкам,
все назвать своими человеческими  именами,  которые  здесь  не
подходят, не действует этот подход. Нельзя все подвергнуть та-
кому анализу и не нужно. Это не целомудренно, это дерзновенно.
Здесь  нужно именно дать обозначение тайны,  и слово "преложе-
ние" употребляется в этом смысле.  Обозначение тайны,  которую
мы не дерзаем объяснять в каких-то философских категориях, по-
тому что все это будет неточно, неподходяще, по-человечески.
     Вернемся тем не менее к учению о тайносовершительной фор-
муле.
     Католики говорят,  что эти слова и есть тайносовершитель-
ная формула.  Но говорят они это потому,  что в тексте  мессы
просто нет последующих молитв.  Там нет эпиклезы, нет призыва-
ния Святаго Духа. Нет и молитвы, которая называется анамнезис,
которая читается после слов "Пийти от нея вси..." - "Поминающе
убо спасительную  сию  заповедь...".  Эта  молитва  называется
"Воспоминание". Помните,  как Господь говорил:  "Сие творите в
Мое воспоминание".  Анамнезис и есть воспоминание.  Эпиклезы у
них просто нет.
     Православные богословы  (еще  преподаватели   Киево-Моги-
лянской академии)  не  могли это принять,  потому что в тексте
литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого следует  дальше
эпиклеза, призывание  Святаго  Духа,  в которой говорится:"Еще
приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и мо-
лим, и  мили ся деем,  низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на
предлежащие Дары сия". Какой же смысл просить придти Духа Свя-
того на предлежащие Дары сия,  если они уже освящены? Эпиклеза,
призывание уже не нужно,  если тайна уже совершилась.  Поэтому
нужно было дать отпор католическому учению:  нет, не там нахо-
дится тайносовершительная формула,  а совсем в  другом  месте.
Где? Нашей тайносовершительной формулой являются слова:  "Пре-
ложив Духом Твоим Святым".  Этот короткий деепричастный оборот
- это  и есть тайносовершительная формула,  после этих слов на
престоле находятся Тело и Кровь Христовы,  а до этих слов  это
были хлеб и вино.
     Такое юридическое объяснение в духе католицизма, конечно,
претит православному восприятию литургии.  Потому что католики
в каком-то смысле более правы,  когда говорят, что тайносовер-
шительной формулой  являются  слова Христа,  эти удивительные,
красивые слова,  которые возглашаются на весь храм.  А у  пра-
вославных этой формулой оказался деепричастный оборот, который
священник в алтаре тайно  произносит:  "Преложив  Духом  Твоим
Святым".
     И вот разгорается спор. Католики доказывают свою правоту,
православные сопротивляются  и чувствуют недостаточность своих
аргументов, их слабость.  А нужно все-таки католикам воспроти-
виться, отстоять  свою  литургию.  И  вот уже в глубокой древ-
ности, много столетий назад, неизвестно где и как, еще в руко-
писной традиции  появилась  так называемая интерполяция,  т.е.
вставка. Вставка тропаря третьего часа. После молитвы-эпиклезы
вставляется тропарь:  "Господи,  Иже  Пресвятаго Твоего Духа в
третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми
от нас, но обнови нас, молящих Ти ся".
     В течение многих последних веков православные  священники
и епископы  на этом месте читают трижды тропарь третьего часа,
который, по существу,  является тем же призыванием Святаго Ду-
ха, т.е. усилением эпиклезы. Для того чтобы ее отстоять, удер-
жать православную литургию,  сказать,  что вот здесь у нас бу-
дет тайносовершительная формула находиться,  - ради этого тро-
парь этот был кем-то вставлен,  а потом  прижился,  понравился
кому-то,  его  стали чаще употреблять.  Постепенно он вошел из
одной рукописи в другую,  а когда появилось книгопечатание, то
он уже повсюду остался.
     Эта интерполяция на самом деле есть явление довольно  пе-
чальное, хотя она и вошла в обиход, в традицию очень прочно. И
сейчас ни один священник,  ни один епископ не дерзает эту  мо-
литву опускать,  хотя в новом издании "Служебника" эта молитва
поставлена, наконец, в скобки. Раньше этих скобок не было.
     Почему появились  скобки?  Дело  в том,  что уже довольно
давно греки обнаружили,  что в древности этих молитв не  было,
что это  позднейшая  вставка,  которая  искажает древний текст
анафоры, и убрали молитву третьего часа. Греки ее не читают, и
не только  греки  -  в восточных церквах не произносят молитву
третьего часа. И правильно делают.
     Во-первых, в литургии ее не было в древности.  Во-вторых,
есть еще более веское основание ее не читать. Вся анафора, как
я уже говорил,  есть обращение к Богу-Отцу. Вся анафора непре-
рывна,  и эпиклеза непрерывно произносится вместе со  словами:
"И сотвори убо Хлеб сей Честное Тело Христа Твоего". "И сотво-
ри" - это опять-таки обращение к кому?  К Богу Отцу.  "...низ-
посли  Духа  Твоего Святаго на ны..." - к Богу Отцу и "Сотвори
убо Хлеб сей..." - к Богу Отцу.  Это непрерывная молитва.  А в
середине ее вставлена молитва третьего часа,  которая обращена
к Богу Сыну,  ко Второму Лицу Святой Троицы.  Здесь происходит
даже весьма сильное нарушение грамматическое. Молитва разрыва-
ется,  искусственно разрывается.  И вполне понятно, что греки,
обнаружив такую ошибку,  упразднили ее, не боясь католиков. На
Руси же у нас все всегда застревает,  и мы до сих пор не можем
от  этой  ошибки  освободиться.  У  нас  очень  страшно вообще
что-либо исправить, какую-то ошибку. После Никоновских исправ-
лений,  которые привели к расколу, мы теперь ничего никогда не
исправляем.  Это очень опасно:  какой-нибудь раскол  возникнет,
объявят тебя Антихристом, и пойдет...
     Так вот, все-таки, хотя я исправлять вас ничего не призы-
ваю, все-таки хочу объяснить, чтобы вы знали, как должно быть.
     Насколько это трагично для нас? Это не трагично, конечно.
Потому что священник все понимает,  все знает.  В конце концов
ему можно объяснить,  и тогда он все будет знать. Конечно, мо-
литва третьего часа не мешает литургии, все равно все понятно,
как и о чем идет речь.  Но нарушается некая стройность,  цель-
ность, красота  древней  анафоры.  Особенно грустно это бывает
тогда, когда русские вздумают служить вместе  с  греками.  Вот
тогда получается  случай  очень  нехороший.  Потому  что греки
очень быстро прочитали и освятили свои Дары. А русские начина-
ют читать  молитву третьего часа,  а Дары уже освящены.  И тут
получается несоответствие.
     Это все,  конечно,  не смертельно. Я думаю, что если мы с
вами будем все это изучать, будем в это вникать, то постепенно
и у  нас  в русском "Служебнике" тоже все будет исправлено.  И
чем скорее,  тем лучше.  Но торопить эти  исправления  слишком
сильно мы  не  можем  и не можем на себя брать такую смелость.
Эти исправления должны вноситься не каким-либо священником от-
дельным, а должны вноситься полнотой русской церкви,  т.е.  по
согласию соборному.  Скажем, на соборе русских архиереев нужно
принять решение: давайте покажем здесь сноску, что эту молитву
произносить не обязательно.  Если уж привык батюшка,  то пусть
произносит, а если не хочет,  то пусть не произносит.  И тогда
через некоторое время она уйдет.
     Литургию это  не меняет и не портит,  поэтому тревоги тут
не должно быть большой.  Но нужно понимать,  откуда и что про-
исходит. А происходит из борьбы католического понимания сакра-
ментальной формулы и православного понимания.  А  на  самом-то
деле никакой борьбы было не нужно,  она сама по себе надумана,
потому что нужно было просто сказать:  нет у нас никакой  тай-
носовершительной формулы,  не было, не будет и не нужна она. У
вас она есть,  а у нас ее нет.  Она нам просто не нужна. У нас
есть  текст  анафоры  древней Василия Великого и Иоанна Злато-
устого, а тайносовершительной формулы у нас нет. У нас анафора
- вся целиком совершительная.
     И вот сказать такие слова мы можем только  теперь,  в  ХХ
веке, когда мы,  наконец,  отделались от плена католического и
научились говорить и понимать, что таинство не нуждается в та-
ком юридическом офрмлении,  таинство есть тайна. Вот если тай-
ные молитвы - это не тайна и не секрет, то таинство - это тай-
на. В таинстве совершается чудо, и бесполезно и безнадежно бу-
дет говорить о том,  в какой момент, какими словами юридически
это можно  совершить.
     Это совершается верой и любовью церкви! Таинство соверша-
ется  Богом.  Наша  задача - с любовью и с верой совершить тот
чин,  который освятила наша церковь. И весь этот чин нужен. Но
если даже какое-то одно слово по ошибке, случайно заменится на
другое,  беды не произойдет.  Скажем, "аминь, аминь, аминь". А
если  вдруг не успел случайно,  забыл,  не произнес священник?
По-католически уже все - не произнеслась формула,  значит, ли-
тургия  не совершилась.  А в православном понимании это все не
имеет такого значения.  Дело не в формулах,  а  в  том,  каким
сердцем,  с какой верой, с какой любовью к Истине, с какой мо-
литвой к Богу мы совершаем эту службу.  Но в службе есть глав-
ная часть - кульминация.  Вот анафора вся и является кульмина-
цией.  И действительно,  произнося анафору,  мы знаем, что вот
здесь теперь у нас - Тело и Кровь Христовы.  И после того, как
мы делаем земной поклон,  дьякон говорит:  "Помяни мя,  святый
владыко, грешного", а священник благословляет его: "Да помянет
тя Господь Бог во Царствии Своем,  всегда,  ныне и присно и во
веки веков. Аминь".
     Дальше читаются  молитвы:  "Яко же (чтобы) быти причащаю-
щимся, во трезвение души,  во оставление грехов;  в приобщение
Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерз-
новение еже к Тебе, не в суд или во осуждение".
     После "Еще  приносим Ти словесную сию службу о иже в вере
почивших праотцех,  отцех,  патриарсех,  пророцех,  апостолех,
проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздерж-
ницех и о всяком дусе праведнем,  в вере скончавшемся" священ-
ник громко возглашает продолжение фразы через запятую:"Изрядно
о Пресвятей,  Пречистей,  Преблагословенней, Славней Владычице
нашей Богородице и Приснодеве Марии" (т.е. особенно же). В это
время он берет кадило, делает кадилом крест и кадит Святые Да-
ры. А хор поет "Достойно есть...".
     На экзамене у вас  будет  вопрос  в  билетах:  изменяемые
части литургии.  Вы должны будете знать, какие молитвы изменя-
ются на разные праздники.  Заранее скажу вам: меняются антифо-
ны, тропари,  евангельские и апостольские чтения.  И обычно на
этом студенты замолкают. Вот имейте в виду, что внутри анафоры
меняется задостойник.  Обычно поется "Достойно есть...",  а  в
праздники поется задостойник праздника на этом месте.
     Священник продолжает: "О святем Иоанне Пророце..., о свя-
тых славных и всехвальных Апостолех...",  о святых, память ко-
торых мы ныне совершаем, и "о всех святых Твоих, ихже молитва-
ми посети нас,  Боже.  И помяни всех усопших...".  И вот здесь
священник должен помянуть всех усопших, а потом живых.
      Именно здесь  поминаются  усопшие.  Мы с вами говорили о
поминовении на литургии уже несколько раз. Мы говорили о поми-
новении  на  проскомидии,  на  ектении  сугубой и заупокойной.
Обычно христиане знают только эти два  месте  поминовения.  Но
для того чтобы особо дорогую записку взять, в этом веке приду-
мали еще поминовение за упокой,  на вечную память. Тоже совер-
шили интерполяцию,  и она уже выводится из употребления,  но не
везде.  В некоторых храмах в конце тропарей поют  "Со  святыми
упокой..."  и возглашают "Вечную память...".  И за это требуют
дополнительную стоимость записки. Это неуставное поминование.
     Но вот поминование,  которое здесь должно быть,  во время
анафоры, после слов "И помяни всех усопших о надежди воскресе-
ния Жизни вечныя..." - это поминовение неотменяемое, оно явля-
ется самым главным.  Именно здесь, после того, как на престоле
возлежат Святый Тайны,  Тело и Кровь Христовы, после того, как
кульминация анафоры уже прошла,  теперь священник должен помо-
литься за умерших и живых,  за тех,  кто особенно требует этой
молитвы. И здесь можно помолиться поименно, это самая горячая,
самая сильная молитва - в это время.
     После того,  как  помянули  святых,  Божию Матерь и снова
святых поименно,  мы поминаем усопших,  а потом живых. Эта мо-
литва, где поминаются святые, а потом умершие и живые, называ-
ется ходатайством.  Это последняя  часть  анафоры.  Это  хода-
тайство неотменимо, оно обязательно нужно. И нужно, чтобы свя-
щенник здесь усердно молился,  эта молитва имеет особенную си-
лу. И  если  священник будет усердно молиться,  по молитве его
будут совершаться чудеса.  И помянув усопших,  он говорит:  "И
упокой их,  идеже присещает свет лица Твоего". А потом продол-
жает:  "Еще молим Тя, помяни, Господи, всякое епископство пра-
вославных,  право  правящих   слово   Твоея   истины,   всякое
епископство, во Христе диаконство и всякий священнический чин.
     Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней,  о Свя-
тей, Соборней и Апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем
жительстве пребывающих;  о Богохранимей стране нашей". И здесь
вполне уместно помянуть не только власти и воинство,  но и все
самое главное,  что  нам  нужно.  Можно  сказать:"О страждущей
стране нашей", можно сказать: "Помяни, Господи, людей, которые
нужны нашему  народу,  нашей стране и нашей церкви" - обо всем
можно просить Господа в этот момент.  И  кончается  это  хода-
тайство так:  "Даждь им,  Господи, мирное правление, да и мы в
тишине  их  тихое  и безмолвное житие поживем во всяком благо-
честии и чистоте".
     Может быть,  некоторые из вас знают, что в конце 20-х го-
дов, после смерти Патриарха Тихона, был раскол. Одним из пово-
дов к этому расколу была молитва о властях,  потому что наибо-
лее ревностные  епископы,  священники  и  миряне не хотели мо-
литься за властей советских, за власть, которая гонит церковь,
которая преследует ее.  А было постановление еще Патриарха Ти-
хона, а потом митрополита Сергия поминать власть на ектениях и
в  молитвах.  И вот такое поминовение властей Патриарху Тихону
простили, потому что чтили его как святого, а митрополита Сер-
гия не простили. И многие ушли в раскол из-за этого. Говорили,
что это есть измена - молиться во время литургии за  гонителей
церкви, за богохульников и богоборцев, это недозволенный комп-
ромисс, уступка,  которая совершается в целях выгоды и сохран-
ности своей жизни.
     Так вот, в ответ на это очень важно услышать, как молится
церковь за властей:
     "Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их
тихое и безмолвное  житие  поживем  во  всяком  благочестии  и
чистоте". Мы поминаем власти не так, как поминаем православных
христиан,  но молимся за них так,  как  повелел  нам  молиться
апостол. Вы помните, в послании ап.Павла есть слова, повелева-
ющие молиться о властях.  Вот мы так и молимся о них. И ничего
здесь плохого нет.  Так можно молиться за любого Ирода и Неро-
на,  за кого хотите.  Мы молимся,  чтобы Господь дал им мирное
правление, чтобы  мы могли при их правлении тихое и безмолвное
житие жить.
     После этого возглашается громко:"В первых помяни,  Госпо-
ди, Великаго Господина и Отца нашего Алексия,  Святейшаго Пат-
риарха Московскаго и всея Руси  ,  егоже  даруй  святей  Твоей
Церкви в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, пра-
во правящих слово Твоея истины".  И хор отвечает:  "И  всех  и
вся", а священник продолжает:  "Помяни,  Господи, град сей..."
     Завершается это возгласом: "И даждь нам единеми усты и
единем сердцем  славити  и воспевати Пречестное и Великолепное
Имя Твое,  Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки
веков".
     После этого возгласа в "Служебнике" написано:  "Священник
... ко дверем, благословляя, глаголет". А до этого еще написа-
но киноварью:"И поминает по именам иже хочет живых".  То есть,
здесь священник поминает и живых,  которые нуждаются в его мо-
литве: больных, тех, кто особенно нуждается в ходатайстве. Это
поминовение завершает анафору.
                                         10.11.93.