Л Е К Ц И Я  9
     На прошлой  лекции  мы завершили разговор об анафоре.  Вы
помните, что после кульминации анафоры,  когда  хлеб  и  вино,
предложенные для литургии,  прелагаются в Тело и Кровь Христо-
вы, совершается молитва-ходатайство,  во время которой  поется
задостойник.  Он относится к литургии верных,  к анафоре, но в
праздники меняется, об этом я говорил на прошлой лекции.
     Во время пения задостойника  священник  молится,  как  вы
помните, сначала поминая святых,  Иоанна Предтечу, апостолов и
святых дня, затем поминает усопших, а потом в особенной молит-
ве все епископство православное, Богохранимую страну; здесь же
вставляется молитва о властях и воинстве ее. Звучит она так:
     "Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о Свя-
тей, Соборней и Апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем
жительстве пребывающих;  о Богохранимей стране нашей,  властех
и воинстве ея.  Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в
тишине их  тихое  и  безмолвное житие поживем во всяком благо-
честии и чистоте".
     Раньше, до революции,  в этом месте всегда поминалась им-
ператорская семья,  и было развернутое заздравное  прошение  о
власть предержащих.  Здесь  очень  важна расшифровка,  в каком
смысле мы поминаем власти и воинство страны нашей. Когда рань-
ше молились  о властях,  это было привычно,  потому что власти
были православными,  и поминались они так:  "Благочестивейшего
Государя нашего, благочестивейшую Государыню" и т.д.
     И вот когда  после  революции  было  введено  поминовение
властей, то очень многие пришли в смущение:  можно ли молиться
во время литургии верных за неверных,  за богоборцев, можно ли
поминать там,  где не поминаются даже оглашенные, коммунистов,
гонителей церкви?
     На эту  тему  было очень много споров в конце 20-х годов,
были даже расколы.  Предлагались и иные формулировки поминове-
ния, например,  формула, которая предлагалась на Соборе в 1917
году:"Еще  молимся  о Богохранимей стране нашей Российской и о
спасении ея".  Митрополит Кирилл предлагал формулу,  заимство-
ванную  из практики Константинопольской церкви в период турец-
кого ига:  "Еще молимся о еже избавитися стране нашей от горь-
кого  мучительства безбожныя власти".  Примерно такая формули-
ровка принята зарубежной церковью при поминовении России. Но у
нас в церкви была принята та, что более всего совпадает с ука-
занием апостола Павла молиться о властех.
     Нужно помнить,  что время, когда было написано это посла-
ние,  было далеко не безоблачно,  это тоже было время, когда у
власти  стояли языческие императоры,  в частности императоры -
гонители церкви и христиан.  Поэтому  это  место  из  послания
ап.Павла  очень важно для нас.  Именно здесь,  в этой молитве,
наиболее подробно как бы цитируется это послание, где сказано:
"Еще  молимся о Богохранимей стране нашей,  властех и воинстве
ея.  Даждь им,  Господи, мирное правление, да и мы в тишине их
тихое  и  безмолвное  житие  поживем  во  всяком благочестии и
чистоте".  То есть здесь подробно объясняется,  в каком смысле
мы  молимся  о властях.  Мы не поминаем их на проскомидии так,
как поминаются православные люди.  Мы  молимся  о  них  в  том
смысле, чтобы Господь даровал им мирное правление и дал бы нам
жить в тишине этих властей, чтобы была тишина, несмотря на их,
может быть,  и богоборчество,  и атеизм, чтобы мы могли в этой
тишине пожить тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и
чистоте.  С  таким  прибавлением  очень ясным рассеиваются все
сомнения:  никакого   кощунства,   никакого   отступления   от
апостольского  слова или от смысла древнехристианского помино-
вения здесь нет.
     К сожалению,  такое  разъяснение  содержится только в той
молитве, которая читается тайно.  В сугубой ектении оно сокра-
щено, там  сказано  просто  "да тихое и безмолвное житие пожи-
вем", а в мирной ектении просто говорится о Богохранимей стра-
не нашей,  властех и воинстве ея.  Но мы должны знать, в каком
смысле поминается здесь власть,  не являющаяся церковной, без-
божная власть.
     После пролога этой молитвы,  прочитанного в алтаре  тихо,
делается громкий возглас:
     "В первых помяни,  Господи, Великаго господина и Отца на-
шего Алексия,  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и
Господина  нашего  Преосвященнейшего  митрополита   ...   (или
епископа),  ихже  даруй  святым  Твоим Церквам в мире честных,
Здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины".
     Это очень важное поминовение, где говорится, что мы преж-
де всего поминаем Патриарха и епископа той епархии, в  которой
находится данная церковь.  Это место указывает на нашу церков-
ную принадлежность, нашу церковную юрисдикцию.
     Если бы  мы с вами пришли в приход зарубежной церкви,  то
по всей службе мы бы не отличили  ее  службу  от  православной
службы. Все совершается так же, как и у нас. Но на этом месте,
так же,  как и на великом входе и в ектениях, будет поминаться
другой епископ.  По  этому  поминовению  можно  всегда  понять
юрисдикционную принадлежность церкви и прихода.  Это дается не
только для  информации - это есть исповедание своей принадлеж-
ности канонической православной церковью.
     После этого  поминовения  певцы  поют:"И всех и вся".  То
есть, это вс продолжается одна молитва. А священник продолжа-
ет про себя:
     "Помяни, Господи,  град сей, в немже живем, и всякий град
и страну,  и верою живущих в них.  Помяни, Господи, плавающих,
путешествующих,  недугующих, страждущих, плененных, и спасение
их.  Помяни,  Господи,  плодоносящих и добротворящих во святых
Твоих церквах и поминающих убогия и на  вся  ны  милости  Твоя
низпосли".
     И дальше возглас:  "И даждь нам  единеми  усты  и  единем
сердцем славити  и  воспевати  Пречестное  и  Великолепное Имя
Твое, Отца и Сына и Святаго Духа,  ныне и присно и во веки ве-
ков. Аминь". И опять возглас: "И да будут милости Великаго Бо-
га и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами".  Здесь священ-
ник поворачивается к народу и благословляет его. А хор отвеча-
ет: "И со Духом твоим".
     И хотя конец анафоры в разных трудах не одинаков (сущест-
вует несколько разных толкований о том,  где кончается  анафо-
ра),  мы  можем  сказать,  что анафора кончается именно здесь.
Главная  часть  литургии  начинается  после  возгласа   дьяко-
на:"Встанем добре, встанем со страхом, вонмем, Святое Возноше-
ние в мире приносити" словами "Милость мира,  Жертву хваления"
и заканчивается возгласом священника:"И да будут милости Вели-
каго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами".
     Как видим,  там  милость - и здесь милость Христова,  ми-
лость Божья призывается на нас.  После этого дьякон исходит на
амвон и возглашает особенную ектению,  которую мы больше нигде
в богослужении не встретим, она присутствует только в чине ли-
тургии.

                            - 3 -
     Начинается эта ектения тоже особым образом:  "Вся  святыя
помянувше, паки  и  паки миром Господу помолимся".  Затем:  "О
принесенных и освященных Честных Дарех Господу помолимся".
     И тут  можно  спросить:  что  же это значит?  Принесены и
освящены Святые  Дары,  то  есть  на  престоле  у  нас  теперь
присутствуют  Тело и Кровь Христовы,  какой же смысл о них мо-
литься? Пока это были хлеб и вино,  мы молились о  том,  чтобы
Господь преложил их в Тело и Кровь Христовы.  А теперь,  когда
это преложение уже совершилось,  какой смысл молиться о Святых
Дарах? В  следующем прошении этот смысл объясняется очень важ-
ными, драгоценными словами:
     "Яко да  Человеколюбец Бог наш,  приемь я (то есть их) во
святый, и пренебесный,  и мысленный Свой  Жертвенник,  в  воню
благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать
и дар Святаго Духа,  помолимся". То есть мы молимся не в обыч-
ном русском  смысле  ("молимся  о Святых Дарах" или "молимся о
ком-то"),тут по-русски понимается всегда,  что  мы  молимся  о
чем-то, что  должно совершиться с предметом нашего моления.  А
по-славянски предлог "о" имеет более широкий смысл, и когда мы
говорим "молимся о Святых Дарах",  то здесь вполне может поме-
щаться смысл совсем другой: молимся о том, чтобы Господь, при-
няв Святые Дары, возниспослал нам Божественную благодать и дар
Святаго Духа.
     После этого  следует продолжение обычной просительной ек-
тении:"О избавитися нам от всякия скорби...,  Заступи,  спаси,
помилуй..., Дне сего совершенна,  свята,  мирна и безгрешна, у
Господа просим" и так далее.  Священник в это время читает мо-
литву:
     "Тебе предлагаем живот наш весь и надежду,  Владыко Чело-
веколюбче, и просим, и молим, и мили ся деем: сподоби нас при-
частитися Небесных Твоих и Страшных Таин,  сия священныя и ду-
ховныя Трапезы,  с  чистою совестию,  во оставление грехов,  в
прощение согрешений,  во  общение  Духа  Святаго,  в  наследие
Царствия Небеснаго,  в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во
осуждение".
     Это уже  молитва  перед причащением,  и последний возглас
ектении, последнее прошение тоже здесь  совершенно  особенные:
"Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами се-
бе, и друг друга,  и весь живот наш Христу Богу предадим". За-
тем священник  делает  тоже  особенный возглас:"И сподоби нас,
Владыко, со дерзновением,  неосужденно смети  призывати  Тебе,
Небеснаго Бога  Отца  и глаголати:...".  И людие - весь храм -
поют политву "Отче наш" - молитву Господню.
     Здесь вполне уместно сказать, что молитва Господня в этом
месте поется не случайно.  Вполне естественно, что самая глав-
ная молитва должна входить в чин литургии, самой главной служ-
бы нашей. Но можно сказать и больше. Вы помните, что в молитве
Господней  есть  слова:  "Хлеб  наш насущный даждь нам днесь".
Обычно мы понимаем это прошение о хлебе насущном в том смысле,
чтобы Господь дал нам пропитание. Но многие Святые Отцы толку-
ют это прошение и в смысле литургийном:  чтобы дал Господь нам
тот хлеб, который есть Плоть Его.
     Вы помните, как в 6 главе Евангелия от Иоанна Господь го-
ворит об этом хлебе,  сшедшем с небес:  кто не будет есть этот
хлеб, тот не может наследовать жизнь вечную. Это есть истинная
брашна. Многие  отцы  так  и толкуют эту молитву как молитву о
литургии. Поэтому вполне естественно,  что здесь помещена  эта
молитва о том, чтобы Господь не лишил нас этого небесного хле-
ба.

                            - 4 -
     Затем возглас священника:"Яко Твое есть Царство,  и сила,
и слава,  Отца и Сына и Святаго Духа,  ныне и присно и во веки
веков". Потом  священник  говорит снова:"Мир всем.  Главы ваша
Господеви приклоните". И следует еще одна молитва:
     "Благодарим Тя,  Царю Невидимый, Иже неисчетною Твоею си-
лою вся содетельствовал еси и множеством милости Твоея от  не-
бытия в бытие вся привел еси. Сам, Владыко, с небесе призри на
подклоньшия Тебе главы своя;  не бо подклониша плоти и  крови,
но Тебе, Страшному Богу.
     Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй,
по коегождо своей потребе:  плавающим сплавай,  путешествующим
спутешествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес".
     И возглас:  "Благодатию,  и  щедротами,  и человеколюбием
Единороднаго Сына Твоего,  с Нимже благословен еси, со Пресвя-
тым и  Благим  и Животворящим Твоим Духом,  ныне и присно и во
веки веков. Аминь".
     Это снова молитва особенная, она объединяет в себе как бы
сразу все.  Она начинается словами:  "Благодарим Тя" -  значит
это молитва благодарственная,  и вся литургия - это благодаре-
ние, евхаристия. В то же время в этой молитве говорится о том,
чтобы Господь сподобил нас своей особенной милости,  что выра-
жается словами "призри на ны" - "призри  на  подклоньшия  Тебе
главы своя",  то есть на тех,  кто здесь присутствует, призри,
участников литургии сподоби Своей милости особенной.
     А дальше содержится в этой молитве еще ходатайство о всех
плавающих, путешествующих, недугующих, об их исцелении. И, на-
конец, читается  последняя молитва перед заключительным литур-
гийным моментом:
     "Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от святаго жили-
ща Твоего и от Престола славы Царствия Твоего и прииде во  еже
освятити нас, Иже Горе со Отцем седяй и зде нам невидимо спре-
бываяй. И сподоби державною Твоею  рукою  преподати  нам  Пре-
чистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами - всем людем".
     Как видите,  это уже молитва о причастии:"И сподоби  дер-
жавною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную
Кровь, и нами - всем  людем".  И  после  этого  священник  мо-
лится:"Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя" трижды, а дья-
кон на амвоне провозглашает:"Вонмем".
     Здесь заключительный момент литургии.  Священник,  трижды
помолившись и поклонившись,  подходит вновь к престолу,  берет
обеими руками Святой Агнец и вновь возносит его, уже отдельно,
поднимает над дискосом, громко возглашая: "Святая Святым!".
     Такое возношение  было еще в середине анафоры, когда дья-
кон или священник поднимал дискос и Чашу,  а в это время возг-
лашалось:  "Твоя  от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся".  А
вот теперь уже освященный Агнец снова  возносится  со  словами
"Святая Святым!".  И хор поет:  "Един Свят, Един Господь Иисус
Христос,  во славу Бога Отца. Аминь". А дьякон, войдя в алтарь
и приблизясь к престолу,  говорит:  "Раздроби, владыко, Святый
Хлеб".
     Священник говорит:"Раздробляется  и разделяется Агнец Бо-
жий, раздробляемый и неразделяемый,  всегда ядомый и никогдаже
иждиваемый, но причащающияся освящаяй".  Говоря эти слова,  он
разламывает Агнец на четыре части.  Вы помните, как на проско-
мидии Агнец  надрезался  крестообразно.  Вот  по этим разрезам
священник разделяет Агнец на четыре части  и  помещает  их  на
дискосе таким  образом:  сверху  частицу  "ИС",  снизу частицу
"ХС", частицу "НИ" - с северной стороны дискоса,  частицу "КА"
- с южной стороны.

                            - 5 -
     Затем дьякон говорит:"Исполни,  владыко,  Святый  Потир".
Священник берет  частицу  "ИС" и погружает его во Святую Кровь
в Св.Потир со словами:"Исполнение Духа Святаго".  Тогда дьякон
подносит теплоту, т.е. горячую воду в специальном сосуде или в
ковшике, и говорит:"Благослови,  владыко,  теплоту".
     Священник благословляет теплоту рукой крестообразным зна-
мением и говорит:"Благословенна теплота святых Твоих,  всегда,
ныне  и присно и во веки веков.  Аминь".  И дьякон вливает эту
теплоту в Святую Кровь в Потир.  Это древний  обычай,  ставший
многовековой традицией.  Этому вливанию теплоты придается осо-
бенное значение - это "теплота святых Твоих", полагается, что-
бы  Чаша  слегка согрелась от этой теплоты.  В "Учительном из-
вестии" даже есть прельщение на священника, который будет при-
чащать  холодной  Кровью  Господней.  Чаша должна быть хотя бы
слегка теплой.  Это особенно можно понять,  если мы  вспомним,
что  в наших северных странах прежде храмы бывали очень холод-
ными зимой, потому что не было центрального отопления, обогре-
вались храмы печками.  И бывало иногда очень холодно в алтаре,
поэтому вполне могло получиться так, что Чаша со Святою Кровью
во время литургии остывает настолько,  что делается как бы ле-
дяной.  Причащать такой холодной Кровью воспрещает "Учительное
известие".  Теплота здесь символизирует теплоту святости, теп-
лоту веры,  теплоту любви,  теплоту жизни и благодати  Божией.
Так что эта традиция имеет под собой естественное основание.
     После этого священник берет частицу "ХС" и разделяет ее -
если служит с дьяконом, то на две части, если сослужащих боль-
ше, то по количеству сослужащих ему  священников  и  дьяконов,
как бы  много  их  ни  было.  Если служит Патриарх,  бывает 50
сослужащих епископов,  священников и  дьяконов.  И  все  равно
частица разделяется  по  числу  служивших (в этом случае Агнец
берется большой).
     Затем священник говорит: "Диаконе, приступи". Священник и
дьякон (или епископ) совершают земной поклон и даже читают ко-
ленопреклоненную молитву  перед  престолом,  особенно усердную
молитву. Обычно говорят молитву  "Ослаби,  остави,  прости..."
или молитву своими словами.  Некоторые говорят:  "Се,  присту-
паю...". Дьякон говорит,  целуя и поклоняясь  престолу:"Препо-
даждь ми,  владыка,  Честное  и  Святое  Тело Господа и Бога и
Спаса нашего Иисуса  Христа".  Священник  берет  частицу  Тела
Христова и говорит, скажем, так: "Александру, священнодиакону,
преподается Честное и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в Жизнь
Вечную". И вкладывает в  руки  дьякона  частицу  Святого  Тела
Христова. Дьякон  целует руку священника и благоговейно стано-
вится сбоку от престола.
     После этого  священник  берет другую частицу и читает мо-
литву:"Верую, Господи, и исповедую...", которую мы обычно слы-
шим перед причастием.  Потом "Вечери Твоея Тайныя". Затем про-
износит: "Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса  на-
шего Иисуса  Христа  преподается  мне  (имя),  священнику,  во
оставление грехов моих и в Жизнь Вечную".  И вместе с дьяконом
и с сослужащими причащается Тела Христова.
     Если служит епископ, то он причащается первым сначала Те-
ла Христова, потом от Чаши, потом причащает священников и дья-
конов. Если служат несколько священников,  то сначала причаща-
ются все священники, а потом уже все дьяконы.
     Важно здесь то, что после того, как все причастились Тела
Христова, священник  берет  в  руки Чашу со словами:"Честныя и
Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа  при-

                            - 6 -
чащаюся аз,  раб Божий,  священник (имя), во оставление грехов
моих и в Жизнь Вечную.  Аминь".  Обычно священник отпивает  от
Чаши трижды со словами:  "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Аминь". Потом целует Чашу со словами:"Се прикоснуся устнам мо-
им, и  отымет беззакония моя,  и грехи моя очистит".  И дальше
говорит:"Диаконе, приступи".
     Подходит дьякон  со  словами:"Се  прихожду к Безсмертному
Царю и Богу моему.  Преподаждь ми,  владыко,  Честное и Святое
Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". И священник
из своих рук дает ему причаститься от Чаши трижды  -  так  же,
как причащался сам.  Если служит епископ,  то он причащает так
священника и дьякона.
     Для чего  я  так подробно рассказываю вам о том,  чего вы
никогда не можете видеть,  кроме как на Пасху,  на  Пасхальную
седмицу? Для  того, чтобы сказать,  что именно так в древности
причащались все христиане. Каждый христианин, и мужчина и жен-
щина,  подходили  к  престолу и получали из рук священника или
епископа частицу Тела Христова и причащались ей.  Затем подхо-
дили во второй раз, и священник причащал их от Чаши.
     Это, конечно,  очень величественный  и  прекрасный  образ
причастия, и нам приходится сожалеть, что сейчас миряне так не
причащаются. Но причина этого ясна:  после  эпохи  гонений  на
христиан, когда множество недавних язычников после ............
эдикта начали принимать  Святое  Крещение  и  стали  строиться
большие базилики, которые наполнялись тысячами людей, в церкви
наступила новая эпоха.  В храмах появилось очень  много  людей
теплохладных - таких,  которые приняли христианство,  вовсе не
предполагая отдать Господу всю свою жизнь,  не имея той любви,
того благоговения,  которые имели мученики-первохристиане, го-
товые умереть  в  страшных  страданиях  за  свою  веру.
     Соответственно этому во время причастия Св.Христовых Таин
стали возникать тяжелые злоупотребления.  Получив в свои  руки
Тело Христово,  многие обращались с Ним неблагоговейно: роняли
крошки на пол,  выходили из храма, имея в руках Тело Христово,
или уносили Его с собой. И тогда священноначалие приняло меры.
Мирян стали причащать другим образом.  После того  как  прича-
щатся священнослужители в алтаре, священник берет частицы "НИ"
и "КА" и раздробляет их на много-много частей,  но теперь  уже
не дает их в руки причащающимся,  а погружает в Св.Чашу. Потом
Чаша выносится на амвон,  и все причастники причащаются лжицей
сразу двумя видами - Телом и Кровью Христовыми,  что позволяет
избежать всяких  злоупотреблений,   неблагоговейного   и   ко-
щунственного обращения со святыней.
     Образ нашего причастия сильно отличается от причастия ка-
толического, потому  что  католики  опять  несколько упростили
способ причащения.  Прежде вего они стали приготавливать хлеб,
который должен стать Телом Христовым, иначе, чем православные.
Они готовят его из опресноков,  т.е.  это хлеб не  квасной,  а
пресный.  Мы наши просфоры, и агничные в том числе, готовим из
обычного дрожжевого теста,  а католики усвоили практику ветхо-
заветную  и  готовят этот хлеб из пресного теста.  Кроме того,
если у нас Агнец вырезается из большой просфоры, то у них при-
готавливаются  так  называемые  облатки.  Пластинки с печатью,
разделенные на множество частичек,  очень твердые,  освящаются
во время мессы и очень легко разламываются на частички.  Это и
есть облатки.
     Самое серьезное искажение православной практики состоит в
том, что эти облатки не погружаются в  Чашу,  миряне  причаща-
ются, как говорят, под одним видом - только Тела Христова. Как

                            - 7 -
мы уже говорили, месса католическая признается нами как литур-
гия и  как благодатное Таинство.  Мы считаем, что они причаща-
ются Тела и Крови Христовых,  у них есть это Таинство.  Но  на
самом деле они причащаются только Тела Христова. Под двумя ви-
дами причащаются только священнослужители. Только они отпивают
от Чаши,  а  мирянам  -  вероятно,  тоже  из соображений безо-
пасности, чтобы не было злоупотреблений - даются только облат-
ки.
     Это повлекло за собой еще одно очень  тяжелое  искажение.
Поскольку был  догматизирован такой способ причастия - под од-
ним видом,  - стало понятно,  что  детей  маленьких  причащать
нельзя, т.к. ребенок проглотить облатку не может. Мы маленьких
детей тоже причащаем под одним видом - Святой Кровью.  Но счи-
таем это достаточным потому, что в эту Святую Кровь уже погру-
жено Тело Христово,  в Св.Чаше есть полнота - и Тела,  и Крови
Христовых. Мы  берем на лжицу Св.Крови и даем младенцу,  чтобы
он мог причаститься. Но поскольку у католиков миряне не прича-
щаются  Кровью  Христовой,  то они младенца таким образом при-
частить не могут.  Отсюда это новое серьезное искажение:  мла-
денцы у католиков не причащаются вообще.
     Сейчас, в ХХ веке, а может быть раньше, практика причаще-
ния у католиков сильно меняется, как и многое другое, под вли-
янием православия.  Потому что православное богословие, вышед-
шее из-под влияния католиков, нашло такие аргументы против ка-
толической практики, что католики стали наконец прислушиваться
к православным. До сих пор они нас называли только схизматика-
ми, т.е. раскольниками, и не желали внимать нашему голосу, хо-
тя о  существенных  искажениях  в  католической литургии писал
Патриарх Фотий. Но тогда это не принималось. В ХХ веке католи-
ки стали  прислушиваться к православным. Сейчас они стали при-
чащать детей, но только таких, которым уже можно дать облатку.
Причащать мирян под двумя видами они пока не могут.
     Это тоже вызывает некоторое удивление,  потому что у  них
нет таинства миропомазания. Следовательно, они причащают детей
до миропомазания. Но об этом мы еще будем говорить.
     В православной церкви сохранилась древняя практика прича-
щения мирян под двумя видами.  У нас причащаются все в полноте
так же,  как и священники, хотя и несколько другим образом. Но
все получают Тело и Кровь Христову.
     Причастившись, священник в алтаре читает благодарственную
молитву, и когда все причастники причастились,  он уносит Чашу
в алтарь.  Дьякон произносит молитву:"Воскресение Христово ви-
девше,  поклонимся Святому Господу Иисусу,  Единому Безгрешно-
му...", а  потом Пасхальные тропари:"Светися,  светися,  Новый
Иерусалиме!" и "О Пасха велия и Священнейшая, Христе!".
     Потом, поставив Чашу на престол,  священник берет дискос,
на котором, как вы помните, осталось множество частиц, вынутых
из просфор,  и  погружает  эти  частицы  в  Чашу,  ссыпая их с
дискоса, со словами:"Отмый, Господи, грехи поминавших зде Кро-
вию Твоею Честною, молитвами святых Твоих".
     Здесь нужно понять существенную последовательность  собы-
тий. В  "Учительном  известии" в конце "Служебника" есть очень
строгое прельщение на священника,  который вдруг перепутал  бы
частицу Тела Христова с частицей,  вынутой из просфоры, и при-
частил бы кого-нибудь случайно не Телом Христовым, а вот такой
неосвященной частицей,  вынутой  из  просфоры.  Это  считается
смертным грехом для священника.
     Чтобы этого  не  случилось,  сначала раздробляется Агнец,
частица Агнца большая, крупная снимается с дискоса, если к ней

                            - 8 -
пристали маленькие частички,  вынутые из просфор, то они отде-
ляются.  Затем на специальной тарелочке раздробляется Агнец  и
погружается  в Чашу.  В Чаше таким образом только Тело и Кровь
Христовы, а частицы поминальные остаются на дискосе и погружа-
ются в Чашу только после того,  как все причастятся Св.Христо-
вых Таин.  Погружаются с многозначительными, особенными слова-
ми:"Отмый, Господи, грехи поминавших зде Кровию Твоею Честною,
молитвами святых Твоих".
     Таким образом  поминовению на просфорах присваивается не-
кое особое сакраментальное значение.  Это поминовение символи-
зируется особым образом, погружая в Кровь Христову эти частицы
и призывая в молитве Господа, чтобы он Кровью Честною отмыл бы
грехи, как мы обычно просим в молитве.........................
..............................................................
..............................................................
так мы говорим очень часто в наших молитвах, особенно в песно-
пениях Страстной седмицы.  Здесь совершается в этот момент Та-
инство. Конечно,  довольно поздний,  потому что поминовение на
просфорах возникло довольно поздно,  может быть,  в 8 веке, но
все же вошло в нашу богослужебную традицию очень  прочно.  Это
усложнение литургийного   чина,  но  очень  многозначительное,
красивое и для нас дорогое.
     После этого  священник накрывает Чашу и дискос покровцами
и отдает дискос дьякону,  а сам поднимает Чашу над антиминсом,
делает ею  крест  над  антиминсом  со словами "Благословен Бог
наш". Затем поворачивается к народу,  вносит Чашу на амвон че-
рез царские  врата  и,  Чашей благословляя весь народ,  громко
возглашает:"Всегда, ныне и присно и во веки веков".
     Этот возглас вы,  вероятно, понимаете так: пусть Чаша эта
будет всегда, ныне и присно и во веки веков, пусть во веки ве-
ков совершается литургия.  Это, конечно, очень красивый смысл,
но на самом деле он иной. Здесь говорится: благословен Бог наш
ныне и  присно  и  во  веки  веков.  Происходит некое удвоение
смысла, которое, конечно, ничему не противоречит.
     Потом, как вы помните,  хор поет "Да исполнятся уста наша
хваления Твоего,  Господи" - хвалебную песнь благодарственную,
а дьякон  выходит и говорит ектению:"Прости приимше Божествен-
ных, Святых,  Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих,
Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа".
     Вы можете спросить:  что значит "Прости приимше"? Напомню
вам, что  это слово употребляется в службе не однажды.  Всегда
перед чтением Евангелия вы слышите:"Премудрость прости.  Услы-
шим Святаго Евангелия...".  Что значит "прости"?  Это значит -
внимательно, благоговейно.  С особым благоговением приимше Бо-
жественных, Святых,  Пречистых, Безсмертных, Небесных и Живот-
ворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа.
     После возгласа  "Яко Ты еси Освящение наше,  и Тебе славу
возсылаем..." священник говорит:"С миром изыдем",  исходит  из
алтаря и спускается с амвона к народу.  Поворачивается лицом к
престолу и читает так называемую заамвонную молитву. Есть обы-
чай,  по  которому эту молитву читает младший священник,  если
много сослужащих:
     "Благословляя благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя
уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, испол-
нение Церкви  Твоея  сохрани,  освяти  любящия благолепие дому
Твоего; Ты тех возпрослави  Божественною  Твоею  силою,  и  не
остави нас,  уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам
Твоим, священником,  воинству и всем людем Твоим.  Яко  всякое
даяние благо,  и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе,

                            - 9 -
Отца Светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсы-
лаем, Отцу и Сыну и Святому Духу,  ныне и присно и во веки ве-
ков".
     Вы все  эту молитву знаете и помните,  некоторые слова ее
знают не только верующие,  например,  "всякое даяние благо". К
сожалению, очень часто эти слова употребляются в смысле,  про-
тивоположном тому,  который  имеет  молитва.  Для  того  чтобы
что-то получить,  взять,  принять у кого-то,  люди, оправдывая
себя,  говорят:"Всякое даяние благо".  Но в молитве это  гово-
рится в ином смысле:  потому что (яко) всякое даяние есть бла-
го,  и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Све-
тов.  То есть мы благодарим Тебя,  Господи,  потому что всякое
благое даяние и всякий совершенный дар свыше исходят от  Тебя,
Отца Светов. Не может благое даяние и дар совершенства, совер-
шенный дар,  исходить снизу - не от Бога,  а от нечистой силы.
Только от  Тебя может придти к нам благое даяние.  Мы говорим:
"Всякое даяние благо",  желая оправдать любое даяние - что  бы
ни получить,  все благо.  А здесь наоборот:  все благое всегда
исходит от Отца Светов.
     После этого  поется  "Буди  имя Господне" трижды,  и есть
древний обычай петь 33-й псалом "Благословлю Господа на всякое
время", который  теперь уже не поется в литургии,  хотя в слу-
жебнике и упоминается.  Такое сокращение  литургии  стало  уже
традиционным, и никто не возмущается,  хотя в некоторых местах
благочестивые батюшки 33-й псалом читают  или  поют  все-таки.
Этот псалом всегда поется в этом месте на литургии Преждеосвя-
щенных Даров, о которой мы будем говорить позже.
     После этого священник,  если он служит один, уходит в ал-
тарь и читает молитву себе ,  а если есть  дьякон,  то  дьякон
приходит в алтарь,  наклоняет к престолу главу, и священник чи-
тает молитву ему:
     "Исполнение законов  и пророков,  Сам сый,  Христе,  Боже
наш, исполнивый все Отеческое  смотрение,  исполни  радости  и
веселия сердца наша, всегда, ныне и присно и во веки веков". И
благословляет голову дьякона.  Эта молитва называется молитвой
на потребление Св.Даров,  или "Молитва, глаголемая внегда пот-
ребити Святая". Что это значит? Это значит, что все оставшееся
в Чаше  священник  или дьякон должен после литургии потребить,
вкусить, принять. Чашу должен омыть, чтобы Св.Дары не остались
в Чаше.
     Сейчас обычно потребляют Св.Дары дьяконы, если они есть в
храме, и священник служащий. Конечно, это может сделать только
тот, кто причащался.  А в древности было не так.  Очень  часто
Св.Дары потребляли отроки. Они подходили к престолу, и священ-
ник им давал потребить оставшиеся Св.Дары.
     Замечательно, что  в  практике отца Иоанна Кронштадтского
этот обычай был возрожден, потому что, как вы помните, о.Иоанн
Кронштадтский  причащал  всех,  и очень многих ежедневно.  И в
конце его жизни ему приходилось служить в огромных Чашах, что-
бы Св.Даров хватило на тысячи людей - а причастников бывало до
12 тысяч,  причем многие стояли даже на площади вокруг  Андре-
евского  собора.  Конечно,  чтобы всех причастить,  нужно было
приготовить очень много Св.Даров. Современники вспоминают, что
Чаша  для Св.Даров была похожа по размеру на суповую кастрюлю.
И для того,  чтобы всех причастить,  с о.Иоанном бывало  очень
много сослужащих священников. В последние годы он один практи-
чески не служил. К нему приезжало много духовенства, желавшего
вместе  с ним служить и причаститься,  они помогали ему прича-
щать народ.  Так же, как и теперь:когда служит не один священ-
ник,  а  несколько,  то все священники могут причащать.  Тогда
Святая Кровь  разливается  после  преложения,  после  возгласа
"Святая  Святым!",  в несколько Чаш,  и частицы для причащения
мирян тоже всыпаются во все Чаши.  Служба совершается всегда с
одной Чашей,  она символична, нельзя служить на нескольких Ча-
шах.  Но когда служба уже окончена, можно Св.Дары разделить на
несколько  Чаш.  У  о.Иоанна Кронштадтского бывало до 12 таких
Чаш.  Выходили 12 священников и причащали народ из 12 Чаш. Ко-
нечно, потребить потом оставшиеся Св.Дары одному человеку было
невозможно.  И вот о.Иоанн призывал мальчиков в алтарь и давал
им потреблять Св.Дары.
     После этого  священник  возглашает молитву:"Благословение
Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ны-
не и  присно  и  во веки веков".  Затем говорится:"Слава Тебе,
Христе Боже,  Упование наше,  слава Тебе"  и  отпуст:"Христос,
истинный Бог  наш,  молитвами Пречистыя Своея Матере",  дальше
поминаются святые храма,  святые дня,  затем говорится:"иже во
святых отца  нашего  Иоанна,  архиепископа  Константиня града,
Златоустаго (т.е. поминается святой - автор литургии, которая
совершалась),и всех святых,  помилует и спасет нас, яко Благ и
Человеколюбец".
     Замечательно то,  что в этом возгласе отсутствует помино-
вение Иоакима и Анны. Это, конечно, мелкое замечание, для вас,
может быть,  малоинтересное.  Но вы,  вероятно,  помните,  что
обычно в отпусте говорится:"Святых и праведных Богоотец Иоаки-
ма и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Че-
ловеколюбец". А на литургии поминовения Иоакима и Анны нет.
     Надо сказать,  что  большинство  епископов  и священников
этого не замечают и поминают Иоакима и Анну, хотя в служебнике
этого нет. В этом состоит отличие литургийного отпуста.
     По древнему обычаю,  как мы уже говорили,  проповедь свя-
щенника является  необходимой  составной  частью  литургии,  и
раньше она произносилась после Евангелия,  во  время  литургии
Слова. Сейчас укоренился другой обычай. По образу больших собо-
ров, где служат епископы в сослужении большого количества свя-
щенников, когда  бывает  много духовенства,  возникают большие
сложности. Дело в том,  что причащение духовенства, скажем, на
патриаршей службе, занимает весьма длительное время, когда бы-
вает несколько десятков священников и дьяконов.  Чтобы сэконо-
мить время  и облегчить  народу выстаивание литургии,  вошел в
жизнь такой обычай:  после запричастного стиха и пения  запри-
частных песнопений  (в  это время исполняются обычно концерты)
выходит проповедник и говорит проповедь,  а в алтаре  причаща-
ется духовенство и приготавливается Чаша для причащения мирян.
     Надо сказать, что это довольно несвоевременно, потому что
проповедь перед причастием часто не очень уместна. Но это эко-
номит время.  И вот по образу храмов,  больших соборов  архие-
рейских этот обычай все больше распространяется.  А если выхо-
дит какой-нибудь вития-проповедник с намерением сказать пропо-
ведь минут  на 40,  то здесь происходит нечто ужасное,  потому
что обычно к этому  моменту  приходят  родители  с  маленькими
детьми, чтобы  их  причастить.  Они  боятся пропустить момент,
когда будет вынесена Чаша,  а проповедник  знай  себе  разгла-
гольствует. Дети,  естественно,  начинают  кричать,  возникает
давка, потому что все причастники стараются пробраться вперед,
но это  не  влияет на увлекшегося проповедника и он продолжает
говорить. Если голос у него сильный,  он может перекричать лю-
дей...
     Но трудность не только в этом. Это вообще место не подхо-
дящее для  проповеди.  Проповедь  бывает  или по евангельскому

                            - 11 -
чтению, или на тему праздника, она имеет как бы расширительное
значение. А  здесь  требуется особая сосредоточенность,  нужно
собрать все  свое  внимание  и  молиться   перед   причащением
Св.Христовых Таин.  Здесь  нужно уже не обсуждать богословские
истины, или учение церкви о каком-то предмете,  или толкование
какой-то притчи - в этот момент нужно готовиться к причащению.
Но проповедь-то бывает посвящена не этой подготовке, а чему-то
еще. Потому и неудачное это место для проповеди.
     Проповедь после Евангелия говорить очень хорошо, но толь-
ко в том случае,  если священник имеет благодатный дар,  умеет
возвестить Слово Божие,  если он имеет чувство меры,  если  он
действительно может свою проповедь  сделать  достойной  частью
литургии Слова.
     Если же  он проповедует не очень хорошо,  не очень благо-
датно, его проповедь будет мешать,  разбивать литургию.  Полу-
чится, что идет литургия оглашенных, потом проповедь и длинный
перерыв, и только потом начинается литургия  верных.  Вот  это
разделение литургии  на  две  части тоже очень тягостно,  если
проповедь говорится неудачно, неумело.
     Есть и другая практика, очень хорошая: говорить проповедь
в конце литургии, когда все уже причастились, младенцы унесены
из храма,  остаются  лишь  те,  кого проповедь интересует.  Но
поскольку проповедь должна быть частью литургии, то, например,
замечательный проповедник  нашего  времени протоиерей Всеволод
Шпиллер проповедовал после "Буди имя Господне"  (вместо  пения
псалма 33-го),  а потом заканчивал ее возгласом:"Благословение
Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ны-
не и  присно и во веки веков".  Его проповедь входила в состав
литургии. Он придавал этому значение. Для меня это всегда было
очень дорого и трогательно.  Он хотел, чтобы проповедь была не
после отпуста,  а внутри литургии. Мне кажется, что для совре-
менных священников и современных условий  это  практика  очень
хорошая.
     Отпуст произносится  с крестом в руках,  и священник бла-
гословляет народ.  После этого дается целовать крест,  а  чтец
читает в это время благодарственные молитвы.
     Осталось сказать немного о двух литургиях, которые совер-
шаются в православной церкви - литургии Василия Великого и ли-
тургии Преждеосвященных Даров.  Вы уже помните,  наверное, что
литургия Василия Великого совершается только 9 раз в году.  На
экзамене вы точно должны  знать,  в  какие  дни:  в  навечерие
праздника Рождества  Христова  и праздника Крещения,  если это
навечерие не совпадает с воскресным днем (в навечерие -  нака-
нуне, в сочельник).  Тогда порядок меняется: накануне соверша-
ется литургия Иоанна Златоустого,  а на  праздник  -  литургия
Василия Великого.  Затем литургия Василия Великого совершается
на старый Новый год:  14 января по новому стилю,  1 января  по
старому - на день Василия Великого.  Затем - в пять воскресных
дней Великого Поста (в 1,2,3,4 и 5 недели) и дважды на Страст-
ной седмице  -  в Великий Четверток и Великую Субботу.  Больше
литургия Василия Великого никогда не совершается.
     В этой литургии есть ряд характерных особенностей. Они не
столь значительны в своих отличиях, кроме анафоры. Отличия та-
кие: на  проскомидии  поминается не Иоанн Златоуст,  а Василий
Великий - вынимается частица за Василия Великого.  Затем отли-
чается молитва о оглашенных.  ...........молитвы отличаются от
литургии Иоанна Златоустого,  но особенно отличается  анафора.
Она намного  длиннее  анафоры Иоанна Златоустого.  Вы помните,
что литургия Иоанна Златоустого была составлена как сокращение

                            - 12 -
литургии Василия Великого.  И молитвы Василия Великого намного
длиннее. Поэтому песнопения - те же самые, что поются и на ли-
тургии Иоанна Златоустого, - поются очень протяженно, и выбра-
ны специальные напевы,  которые позволяют священнику прочитать
тайные молитвы, которые намного длиннее.
     Анафора Василия Великого  обладает  неподражаемым  совер-
шенством. Это  как  бы  венец всего литургического творчества.
Нет в нашей литургической сокровищнице ничего более прекрасно-
го, чем  анафора  Василия Великого.  В ней соединяется поэтич-
ность, удивительная литературная  красота  с  совершенным  бо-
гословием, с его полнотой,  потому что в анафоре Василия Вели-
кого очень кратко, очень четко, а с другой стороны, чрезвычай-
но литературно,  художественно  исповедуется  вероучение  пра-
вославной церкви,  православная догматика.  И очень жаль,  что
эти молитвы  практически  никогда  не  читаются вслух.  Но они
достаточно трудны для усвоения,  особенно по-славянски,  а  на
русский язык,  я думаю, их никогда никто не решится перевести,
потому что при этом будет очень многое утрачено, именно в сла-
вянском тексте  они  обладают особенной красотой.  Эти молитвы
довольно трудны,  поэтому читать их вслух для народа еще труд-
нее, чем  молитвы Иоанна Златоустого,  поэтому они практически
никогда не читаются. Но познакомиться с ними можно по "Служеб-
нику" или прочитать в 14-м номере "Богословских трудов".
     Скажу об одной очень важной особенности.  Возглас священ-
ника, который  произносится в анафоре литургии Василия Велико-
го, отличается от возгласа литургии Иоанна  Златоустого.  Если
там священник возглашает:"Приимите,  ядите: Сие есть Тело Мое,
еже за вы ломимое во оставление грехов",  то  здесь  священник
говорит:"Даде Святым Своим учеником и апостолом,  рек: Приими-
те, ядите:  сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление
грехов". Так  же и следующий возглас:"Даде Святым Своим учени-
ком и апостолом, рек: Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Но-
ваго Завета,  яже  за  вы и за многия изливаемая во оставление
грехов".
     Эта как  бы вводная часть фразы "Даде Святым Своим учени-
ком и апостолом,  рек" очень важна.  В литургии Иоанна  Злато-
устого священник  возглашает:"Приимите,  ядите:  Сие есть Тело
Мое", и это производит впечатление возгласа от  первого  лица,
т.е. мирянам кажется,  что священник говорит это как бы от се-
бя, что дает некоторым возможность толковать это в том смысле,
что священник  здесь  как  бы  в особенной степени прообразует
Христа. А у католиков есть даже учение о том, что десница свя-
щенника в это время уже есть десница Самого Христа.
     В литургии Василия Великого всему этому полагается закон-
ный предел,  потому что здесь совершенно ясный смысл:  Господь
дал Своим ученикам и апостолам и сказал. И дальше прямая речь:
"Приимите и ядите...". То есть никаких недоразумений здесь уже
быть не может.
     Далее следует  обратить внимание на то,  что здесь совер-
шенно другой текст молитвы-эпиклезы. Она звучит так:
     "Сие творите в Мое воспоминание:  елижды бо аще ясте Хлеб
сей и Чашу сию пиете,  Мою смерть возвещаете,  Мое Воскресение
исповедаете.
     Поминающе убо,  Владыко, и мы спасительная Его страдания,
животворящий крест,  тридневное  погребение,  еже  из  мертвых
Воскресение, еже на небеса восшествие,  еже одесную Тебе, Бога
и Отца,  седение и славное и страшное Его  второе  пришествие.
Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся."
     И дальше эпиклеза:

                            - 13 -
     "Сего ради,  Владыко Пресвятый, и мы, грешнии и недостой-
нии раби  Твои,  сподобльшиися служити Святому Твоему Жертвен-
нику, не ради правд наших - не бо сотворихом что благо на зем-
ли, - но ради милости Твоея и щедрот Твоих, яже излиял еси бо-
гатно на ны, дерзающе приближаемся Святому Твоему Жертвеннику.
И, предложше  вместообразная Святаго Тела и Крове Христа Твое-
го, Тебе молимся и Тебе призываем, Свете святых, благоволением
Твоея благости,  приити Духу Твоему Святому на ны и на предле-
жащия Дары сия, и благословити я, и освятити, и показати".
     И дальше  священник говорит:"Хлеб убо сей - самое честное
Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.  Чашу же сию
- самую  честную  Кровь  Господа  и Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа, излиянную за живот мира".
     Иначе говоря,  эпиклеза и слова, которыми благословляется
Хлеб и Чаша, здесь совершенно иные, чем в литургии Иоанна Зла-
тоустого. И  это  тоже  является концом споров о тайносоверши-
тельной молитве - должно было бы являться, потому что оказыва-
ется, что в литургии могут быть разные тайносовершительные мо-
литвы, если они вообще нужны. У Иоанна Златоустого одна, здесь
- другая.  Тайносовершительная формула здесь, по понятию като-
ликов, отсутствует.
     В тех бесплодных и досадных спорах,  которые православные
вели в течение долгого времени с католиками,  была сделана ро-
ковая ошибка. Уличаемые католиками в том, что у нас отсутству-
ет  тайносовершительная формула,  потому что в литургии Иоанна
Златоустого силу тайносовершительной формулы ... словам "Духом
Твоим Святым", как вы помните, а здесь этих слов нет, и поэто-
му православные богословы того времени решили исправить  Васи-
лия Великого и эти слова внесли сюда из литургии Иоанна Злато-
устого. Поэтому после слов "излиянную за живот мира" священник
говорит:"Преложив Духом Твоим Святым".  И это получается очень
бессмысленно.
     Читаю еще раз.  "И, предложше вместообразная Святаго Тела
и Крове Христа Твоего,  Тебе молимся и Тебе  призываем,  Святе
святых, благоволением Твоея благости,  приити Духу Твоему Свя-
тому на ны и на предлежащия Дары  сия,  и  благословити  я,  и
освятити, и показати. Хлеб убо сей - самое честное Тело Госпо-
да и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.  Чашу же сию  -  самую
честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, из-
лиянную за живот мира" - и вдруг:"Преложив  Духом  Твоим  Свя-
тым".  Нет согласования, даже грамматического. До таких ошибок
доводит схоластический формализм,  и надо сказать, что грамма-
тическая ошибка, которая здесь возникла, очень досадна, потому
что ничего более совершенного,  чем  текст  Василия  Великого,
никто  никогда не создал,  и исправлять Василия Великого - это
более чем неуместно. И портить его литургию не следовало бы.
     Конечно, эта  порча  давно исправлена везде,  кроме нашей
русской церкви.  У нас этот текст остался. Опять-таки не нужно
думать, что наша литургия от этого что-то теряет. Теряет толь-
ко лишь чистоту и строгость молитвы,  но по существу, конечно,
литургия остается  той  же самой.  Однако нужно сознавать, что
такие вещи нежелательны, и хотелось бы, чтобы наше священнона-
чалие  наконец  собралось с духом и внесло бы необходимые исп-
равления и все эти лишние интерполяции  были  наконец  изъяты,
как это сделано во всех православных церквах.
     Здесь еще нужно сказать, что сюда вставлен тропарь треть-
его часа  -  причем в середину фразы,  как и в литургии Иоанна
Златоустого. Здесь это получилось даже еще более грубо.
     После того  как  освящены Святые Дары, идет молитва-хода-
тайство, которая в литургии Василия Великого  особенно  прост-

                            - 14 -
ранна и  прекрасна.  Во  время этой молитвы хор поет обычно "О
Тебе радуется",  если это Великий пост. А на праздник Рождест-
ва, Крещения, Василия Великого, в день Святого Четверга и Суб-
боты поются другие задостойники.
     В молитве-ходатайстве особенно умилительно, особенно пол-
но содержится молитва о всем мире, о церкви святой, о всех лю-
дях, которые  присутствуют,  и об отшедших,  о заключенных,  о
тех,  кто страдает в каких-то болезнях - эта молитва  действи-
тельно  дает  удивительную полноту церковного ходатайства.  Ее
хотелось бы читать вслух,  но она  слишком  длинна  и  никогда
из-за этого не читается.Это самое главное прошение литургии.
     Ну а концовка литургии такая же,  как и у  Иоанна  Злато-
устого, но на отпусте поминается Василий Великий.
                                                  01.12.93.