28.09.1992 г.
Лекция N 1.
     Человеческий элемент, человеческая сторона в Церкви имеет
свое  положительное значение и свою предназначенность.  Однако
человек <197> существо свободное. Человек не только служит Бо-
гу всей душой,  иногда он восстает против Бога,  подобно нашим
прародите ям. Человек иногда заблуждается. Думая служить Богу,
он уклоняется от путей Божиих и становится,  фактически,  про-
тивником Божиим.  Поэтому человеческий элемент в Церкви иногда
играет и негативную роль.  Церковь свята, потому что свят Бог.
И Церковь имее все для того, чтобы освящать каждого из людей,
кто хочет истинно служить Богу.  Но этой святости Церкви, ко-
торую мы утверждаем как верующие христиане, по видимости про-
тиворечит то, что в жизни христиан открывается много несовер-
шенств, много грехов,  много слабостей, много лжи и т.д. И мы
не можем выбрасывать из круга нашего рассмотрения также и раз-
личные уклонения верующих людей от путей Божиих, иначе история
Церкви была бы не полна.
  В своих лекциях я,  естественно,  не могу исчерпать всего
необозри ого предмета,  поэтому с вас никоим образом не снима-
ется обязанность самостоятельно заниматься церковной историей.
Если вы истинные студенты, то вы должны много читать. Студенты
должны быть самой читающей частью населения.  Я буду,  естест-
венно, вам гов рить о различных книгах, но сейчас назову толь-
ко самые распространенные пособия к изучению  церковной  исто-
рии.
     1. Тальберг.  История Христианской Церкви.  Это  довольно
элементарная переработка дореволюционных учебников семинарско-
го,  соответственно, гимназического уровня.
     2. Поснов.  История Христианской Церкви.  Поснов был про-
фессором богословского факультета  в  Софийском  Университете,
Книга его была издана посмертно и весьма несовершенно. Она из-
давалась по рукописи людьми,  которые не владели в полной мере
историческим  атериалом,  и там много всяких недочетов.  Кроме
того, этой книге свойственна определенная католическая тенден-
ция, особенно в ее заключительной части, почему она и была из-
дана брюссельским католическим издательством <169>Жизнь с  Бо-
гом<170>. Однако, в ц лом, это вполне добросовестное и доволь-
но пространное описание первого тысячелетия церковной истории,
к тому же снабженное богатой библиографией, в том числе и биб-
лиографией на иностранных языках.
     3. Протопресвитер  Александр  Шмеман.  Исторический  путь
православия. Автор <197> профессор Православного богословского
института в Нью-Йорке,  преимущественно литургист.  Его книга,
которую я назвал,  составлена им в ранние  годы  его  деятель-
ности,  когда  он был еще преподавателем в Парижском институте
Преподобного Сергия. Это как бы запись его лекций по церковной
истории.  Книга  отличается живым изложением.  Он не вдается в
подробное описание фактов, пытается схватить смысл самых глав-
ных событий церковной истории.
     4. И,  наконец, я назову книгу корифея русской науки. Это
по смертно изданные <169>Лекции по истории древней Церкви<170>
Василия Васильевича Болотова.  Болотов, умерший в 1900 г., был
профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии. Дореволюци-
онные студ нты отличались большим прилежанием. Они обычно сго-
варивались и записывали лекции так,  что потом можно было, об-
работав эти записи, издать их. Обычно все профессора на правах
рукописи издавали свои лекции в записи студентов. Болотов это-

                            - 2 -
го не делал по с оей скромности,  но зато когда он  умер,  его
ученики  собрали все,  что могли,  и получилось четыре больших
тома,  которые издавались вплоть до революции. Последний, чет-
вертый том был издан даже в 1918 г. Если вам доступна эта кни-
га, обязательно загляните нее.  Вообще  говоря,  очень  трудно
указывать какие-то пособия, потому что у нас до сих пор плохо
с библиотеками и приходится довольствоваться тем,  что  есть,
вместо  того,  чтобы иметь под рукой все.  Так что если у вас
есть какие-то другие возможности, н зывайте те книги, которые
ам доступны,  и мы вместе будем обсуждать их  достоинства.  Я
буду преподавать историю  Вселенской  Церкви,  за  исключением
Русской Церкви.
     У Карташова есть  замечательная  книга  по  истории  Все-
ленских  Соборов.  Если  она  вам доступна,  можете ею пользо-
ваться.  Это фундаментальная книга,  которая вышла в Париже  в
50-х  г  дах.  Кроме того,  у Карташова есть и другие труды по
истории древней Церкви.  Изучая церковную историю,  мы  должны
обращаться не только к тому,  что называется вторичной литера-
турой,  т..  не только к трудам современных ученых или  ученых
недавнего прошлого,  но также,  по возможности, обращаться и к
первоисточникам.
     Какие у  нас  ес  ь  первоисточники по церковной истории?
Прежде всего,  это,  конечно, Священное Писание Нового Завета.
Вы слушаете курс Священной Истории Нового Завета, поэтому я не
буду дублировать то, о чем говорится в его рамках, но все-таки
я  должен сказать несколь о слов также и о той истории Церкви,
истории ее первых десятилетий,  которая излагается в Новом За-
вете,  тем более,  что каждая книга Нового Завета имеет, среди
прочего,  и историческое значение. Новый Завет <197> часто со-
вершенно  уникальный источник по ерковной истории,  потому что
внехристианские источники почти ничего не  говорят  о  христи-
анстве  первых  десятилетий,  а другие христианские источники,
скажем,  апокрифические тексты <197> Евангелия,  Деяния и дру-
гие, <197> относятся к первым десятилетиям т лько по претензии
и со слов их составителей. На самом деле это книги более позд-
него  происхождения  и  гораздо менее достоверные исторически,
хотя это не значит, что в них нет никакого исторического ядра.
Христианство   развивалось  преимущественно  в  пределах  гре-
ко-римского мира, где существовала давняя и очень значительная
историческая традиция.  Христианские писатели примкнули к этой
традиции.  Так что христианская церковная история начала обра-
батываться  уже  очень-очень  давно.  Уже и в первые века были
исторические,  в полном смысле этого слова, сочинения, а затем
в  первой  половине IV века появился церковный историк Евсевий
Кесарийский, которого почитают как отца церковной истории.
     Деятельность Евсевия Кесарийского вдохновила очень многих
продолжателей.  Практически все века церковной истории нашли в
древности своих описателей и довольно солидно документированы.
История православия изобилует различными катастрофами,  и  вот
одно  из  самых  славных событ й в истории западно-европейской
культуры, я имею в виду изобретение книгопечатания, по времени
почти совпадает с величайшей катастрофой православия <197> па-
дением Константинополя.  После падения Константинополя начина-
ется  культурный упадок во всем пра ославном мире,  в то время
как Запад продолжает наращивать свою культурную мощь.  Поэтому
нас  не  должно  удивлять,  что первые издания первоисточников
церковной истории вышли на Западе.  На Западе же  появились  и
первые сводные труды по всемирной церковной истории. Эти труды
создавались иногда в обстановке  очень  острой  вероисповедной

                            - 3 -
полемики,  потому что церковная жизнь Запада была тоже не сво-
бодна от всяких потрясений.  Скажем,  в XVII веке в Европе шли
самые кровопролитные войны исключительно на религи зной почве.
Но спорящие стороны,  а именно католики и протестанты, спорили
не только с помощью оружия, но также и с помощью научных аргу-
ментов, и порой добивались здесь немалых достижений. Например,
в Риме в начале XVII.  для опровержения протестантс ой концеп-
ции церковной истории,  написал свой знаменитый  труд  католи-
ческий  ученый  Цезарь  Бароний.  Созданный с заведомо полеми-
ческими целями,  да к тому же еще и католиком, он тем не менее
нашел  очень  широкий крг читателей.  По приказанию императора
Петр Великого, он был издан в России в славяно-русском перево-
де,  и  у  нас  в XVIII веке на него ссылались не только пра-
вославные авторы, но и полюбившие этот труд старообрядцы, ко-
торые даже переиздали его в начале нашего века в Москве.  А в
Московской Духов ой Семинарии этим трудом  пользуются  до  сих
пор.
     Но я это говорю вовсе не для того,  чтобы  подшутить  над
семинаристами:  заглянув  в  современные церковно-исторические
сочинения,  выходящие на Западе,  вы увидите,  что и там  тоже
встречаются до сих пор ссылк на Барония.  Таким образом,  труд
этого ученого, составленный очень давно, до сих пор сохраняет
свое значение. Еще большее значение имеет издание первоисточ-
ников,  которое началось на Западе с самого начала книгопеча-
тания.  Самые  замечательные успехи эт книгоиздательское дело
имело,  пожалуй,  в прошлом веке. Вам наверняка встречались в
научной литературе такие аббревиатуры:  PG. Эти две латинские
литеры обозначают сводное издание всех греческих отцов и цер-
ковных писателей Patrologia Graeca.  Издание э о сделал фран-
цузский аббат Минь в середине прошлого века.  В нем 162  тома.
Это тома большого формата. Как правило, творения греческих от-
цов снабжаются в этом издании латинскими переводами,  а  кроме
того, там даются всякие ценные примечания, научные дис ертации
в приложениях,  индексы и т.д. Это издание до сих пор не прев-
зойдено  по  объему.  Дело  в том,  что аббат Минь ставил себе
целью издать все,  что  можно.  Современные  издатели  древних
текстов  себе  такой цели не поставят,  потому что относятся к
своей адаче с гораздо большей основательностью. Для того, что-
бы  издать  текст какого-нибудь святоотеческого творения,  они
пересмотрят все его рукописи,  какие имеются в библиотеках ми-
ра.  Если это творение было популярно,  и, следовательно, если
сохранились де ятки его рукописей,  то задача издателя  стано-
вится  очень трудной.  Вот почему и в наше время Минь остается
непревзойденным по полноте собранием греческих отцов.
     Однако, научная  недостаточность этого издания стала ощу-
щаться очень рано,  и уже в XIX. по вились серии, которые ста-
вили  себе  целью хотя бы в какой-то части заменить патрологию
Миня.  Так в Берлине издавалась и до сих пор  издается  серия,
которая  называется  <169>Греческие христианские писатели трех
первых веков<170>.  Впоследствии цели  издате  ей  этой  серии
расширились, и она стала включать в себя писателей последующих
веков.  С 40-х гг.  нашего века в Париже выходит замечательная
серия <169>Христианские источники<170>. В этой серии вышло уже
около 550 томов. Там выходят в основном греческие христианские
писатели  древности,  но  наряду  с ними также латинские,  си-
рийские,  армянские и иные. Восточные церковные писатели изда-
ются  в  этой серии в одном только французском переводе.  Гре-
ческие и латинские отцы издаются в оригинале,  с  параллельным
пе еводом.  Некоторые тексты,  причем важнейшие,  были впервые

                            - 4 -
изданы в этой серии.  Например,  в ней вышло  полное  собрание
творений преп.  Симеона Нового Богослова,  одного из самых из-
вестных изучаемых в наше время  византийских  отцов.  Так  что
историко-церковн я наука не стоит на месте,  и последние деся-
тилетия ознаменованы новыми и значительными ее успехами. Одна-
ко  Россия все последние десятилетия была выключена из мировой
научной жизни в области церковной истории так же,  как и в об-
ласти других богословских наук.
  Дореволюционная русская наука имела замечательные достижения
и  была  вполне  на  уровне  мировых стандартов.  К сожалению,
русские ученые существовали довольно изолировано:  их  научную
продукцию,  издававшуюся почти исключительно на русском языке,
на Западе никто не знал,  потому что выучить русский язык  там
мало кто удосуживался. Однако те немногие западные ученые, ко-
торые знали русский язык,  ценили русскую науку самым  высоким
образом. Например, знаменитый берлинский профессор Гарнак, ко-
торый был протестантом,  причем протестантом довольно  крайних
воззрений,  <197>  он  в чем-то сближался со Львом иколаевичем
Толстым <197> в то же время очень  высоко  ценил  русские  бо-
гословские исследования,  которые он,  как уроженец Российской
Империи,  читал в подлиннике.  В наше время мы  должны  поста-
раться  наверстать то,  что было упущено за минувшие десятиле-
тия. При этом мы должны пользоваться трудами наших отечествен-
ных ученых-богословов, в том числе теми трудами, которые пере-
дает нам по преемству русская эмиграция.
     Можно сказать, что русская эмиграция исполнила свое исто-
рическое назначение и сейчас,  фактически сходя со сцены,  она
все самое лучшее,  что создала, передает Родине, то есть нам с
вами. И, конечно, мы должны использовать достижения православ-
ных ученых других стран,  скажем греков,  сербов (в  Сербии  в
настоящее время существует очень неплохая богословская школа).
Мы ни в коем случае не должны чуждаться трудов ученых западных
вероисповеданий, потому что западная наука, прежде всего като-
лическая, но та же в какой-то мере и протестантская, <197> то-
же имеет свои большие заслуги. Можно утверждать, что традицией
нашей русской науки является использование всего истинно  цен-
ного,  что есть в науке западной.  Так поступал уже, например,
святой Димитрий Росто ский,  который переводил жития святых, в
основном,  с иезуитских изданий Общества болландистов. Во Фла-
мандии,  в бельгии и до сих пор существует такое очень неболь-
шое  ученое общество,  которое занимается изучением и изданием
житий святых,  и всякий,  кто п читает святых,  может  оценить
бескорыстный  труд этих ученых,  которые проходят весь мир для
того,  чтобы найти какую-нибудь затерявшуюся рукопись и по ней
издать  житие,  сохранившееся  лишь в одном этом списке.
     Православная наука других стран тоже развива тся во взаи-
модействии с западной неправославной наукой.  Например, в сов-
ременной Греции выходят две серии,  два собрания творений гре-
ческих святых отцов (одна серия выходит в Афинах, другая <197>
в Салониках).  И вот, в обеих сериях тексты святых отцов пере-
печатываются в основном из западных изданий просто п тому, что
других изданий нет. Но, конечно, и современные греки участвуют
посильно в деле издания святоотеческих текстов, до сих пор не-
изданных <197> так же, как в этом участвуют сербы, так же, как
до революции и русские ученые тоже издали некоторое ч сло свя-
тоотеческих творений.
  Церковная история начинается в день Пятидесятницы.  Мы назы-
ваем праздник Пятидесятницы днем рождения Церкви Христовой.  В
том чудесном даре языков,  который получили апостолы и  другие

                            - 5 -
последователи Христовы,  можно видеть предсказание распростра-
нения вер Христовой по всей Вселенной. Для этого распростране-
ния  были  уже  промыслительно созданы предпосылки,  а именно:
во-первых,  создание огромной Римской Империи,  в которую были
включены   несколько   десятков  современных  нам  государств;
во-вторых,  господство этой  Великой  Империи  эллинистической
культуры.  Рим,  великий  своими  государственными  и военными
достижениями, вполне сознавал свою культурную неполноценность,
и римская культура имела подражательный характер. Мало того, в
первом веке все образованные римляне были двуязычны <197> вро-
де  того,  как двуязычны были русские аристократы в начале XIX
века. И неизвестно еще, какой язык был для них привычнее. Нап-
ример,  император  Марк  Аврелий прославился как замечательный
греческий писатель. Кроме того, в Ри е и вообще на Западе оби-
тало  очень большое число выходцев с Востока.  Мы не удивимся,
если узнаем,  что в самом Риме языком христианской  Церкви,  и
причем довольно долгое время,  был греческий язык. То же самое
было и в Галлии, где, например, во второй п ловине II века Ли-
онский епископ Ириней писал по-гречески.
     Таким образом, в Великой Империи существовал единый язык,
который был доступен большинству ее населения,  и христианская
проповедь могла звучать именно  на  этом  языке.  Христианская
проповедь  была  подготовлена  также и тем,  что в III веке до
Рождества Христова был сделан перевод Священного Писания  Вет-
хого Завета на греческий язык.  Этот перевод, выполненный, как
говорит Предание,  для того,  чтобы удовлетворить любозна ель-
ность  египетского  царя-язычника,  получил  довольно  широкое
распространение. Он стал средством проповеди ветхозаветной ре-
лигии  в языческой среде.  Евреи расселялись по разным городам
Римской империи,  создавали свои молитвенные дома (бывшие  од-
новремен о и школами),  которые назывались синагогами. ("Сина-
гога" в переводе с греческого значит <169>собрание<170>).  Эти
синагоги  были центром притяжения для всех,  кто интересовался
еврейской религией. Эта среда, среда евреев рассеяния, и всех,
кто в той или иной мере сочувствовал ветхозаветной религии,  и
явилась той средой,  где с чрезвычайной быстротой стала  расп-
ространяться  проповедь  о  Христе  Спасителе,  о Христе Воск-
ресшем.  Как шла эта проповедь,  мы можем себе представить  по
книге Деяний св. апостолов, где описана проповедь св. ап. Пав-
ла в странах рассеяния.  Как только ап.  Павел прибывал в  ка-
кой-нибудь город, он сразу направлялся в синагогу и проповедо-
вал там. Обычно это довольно скоро приводило к конфликту с си-
нагогальным начальством.  Апостола изг няли из синагоги, но за
то время,  что ему удавалось проповедовать,  он успевал  своей
проповедью   приобрести  каких-то  новых  последователей  веры
Христовой,  которые и составляли ядро  христианской  Церкви  в
этом городе.
     В начальный период церковной истории, в первые ее десяти-
летия  <197> вплоть до разрушения Иерусалима в 70 году,  <197>
христианская Церковь осознавала самое себя. Она довольно легко
могла осознать себя в отношении к язычеству,  но гораздо труд-
нее это было сделать в отношении к  ветхозаветной  религии,  и
вот почему. Христос проповедовал почти исключительно среди иу-
деев.  Все апостолы Христовы,  все члены Иерусалимской  Церкви
были из иудеев.  Мало того, когда началась проповедь за преде-
лами Иерусалима и за пределами Палестины, эта проповедь, к к я
сказал,  шла в среде иудейской или в среде язычников,  которые
сочувствовали иудейству <197> так называемых прозелитов.  Про-
зелитизм  имел разные степени.  Были такие прозелиты,  которые

                            - 6 -
полностью принимали иудейскую религию, были те, кто не решался
эт го сделать, но все-таки так или иначе примыкал к синагогам.
Проблемы начались,  когда среди первых христиан стало заметным
число  язычников,  потому  что тогда сразу встал вопрос о том,
какое отношение имеют эти христиане к ветхозаветному обрядово-
му зак ну. Ни апостолы, ни другие первые христиане не противо-
поставляли себя ветхозаветному богопочитанию.  В книге  Деяний
святых апостолов рассказывается, что апостолы посещали иеруса-
лимский Храм в положенные часы молитвы, т.е. посещали храмовое
богослужение.  И  хотя  одновременно с этим они у себя в домах
совершали христианское Богослужение, которое автор ниги Деяний
называет  <169>преломлением  хлеба<170> (мы понимаем,  что это
<197> Евхаристия),  но все-таки  существование  этого  христи-
анского  богослужения,  не  приводило их к отрицанию необходи-
мости посещать иерусалимский Храм.
     Но вот в Церковь приходят яз чники.  Должны ли они испол-
нять все предписания ветхозаветного обрядового  закона.  Лежит
их  путь в Церковь Христову через принятие закона Моисеева или
нет?  Здесь  столкнулись  разные  понимания  этой  проблемы  в
христианской среде. В 49 г. по Р.Х. в Иерусал ме произошел Со-
бор.  Это первый Собор, который знает церковная история. О Со-
боре  этом  рассказывается  опять-таки  в  книге Деяний святых
апостолов.  Как говорит книга Деяний,  на Соборе присутствовал
св. ап. Петр, св. ап. Иаков, брат Господень. Св. ап. Иак в был
главой Иерусалимской Церкви после того,  как апостолы покинули
Иерусалим,  разойдясь на проповедь в разные стороны. Кроме то-
го,  на Соборе присутствовал св. ап. Павел. Св. ап. Павел про-
исходил  из  иудеев рассеяния,  родился в малоазиатском городе
Тарсе и,  как он сам о себе говорит,  был фарисеем и сыном фа-
рисея.  Будучи ревнителем отеческих преданий,  он прибыл в Ие-
русалим для того,  чтобы получить богословское образован  е  у
лучших иерусалимских раввинов и самому стать раввином,  учите-
лем Закона. Поначалу он был непримиримым врагом Церкви Христо-
вой и участвовал в кровавых гонениях нахристиан.  В книге Дея-
ний рассказывается, что при побиении камнями св. первомученика
архидиакона Стефана, Павел (тогда его еще звали иудейским име-
нем Савл),  сторожил одежды тех, кто с ним расправлялся. После
того,  как  Савлу явился Христос,  он уверовал,  со всем жаром
своей великой души, и стал самым деятельным проповедником веры
христовой. Посмотрите хотя бы объем Посланий ап. Павла в Новом
Завете.
     И вот,  как раз Савл, он же Павел, утверждал, что Христос
пришел для того,  чтобы спасти всех, и что спасает Он не через
выполнение обрядов ветхозаветного закона.  Это, можно сказать,
основно содержание проповеди св.  ап.  Павла. Св. Павел созна-
вал,  что он призван проповедовать среди язычников, и оказался
также защитником христиан из язычников перед лицом  ревнителей
ветхозаветного  Закона,  которых  было немало и в христианской
среде.  Св.  Пав л учил, что христиане из язычников не обязаны
исполнять все предписания закона,  и Иерусалимский Собор 49 г.
согласился с его доводами.  Собор составил  послание  ко  всем
христианам,  в  котором  говорилось,  что они должны воздержи-
ваться от идоложертвенного от удавленины, от блуда и не делать
другим того, чего не хотят самим себе. Некоторые из этих пред-
писаний имеют чисто моральный характер.
     Понятно, что  Павел не думал освобождать христиан от тре-
бований морали,  которые изложены,  например,  в  десяти  запо
едях,  данных Моисею.  Наоборот,  моральные требования св. ап.
Павла еще более высоки. Вся острота спора относилась как раз к

                            - 7 -
обрядовым обязанностям ветхозаветного народа Божия.  Вот, нап-
ример,  некоторые из предписаний Иерусалимского  собора  <197>
требова ие воздерживаться от удавленины, т.е. не есть мяса тех
животных, из которых не была по специальным правилам, изложен-
ным в Ветхом Завете, выпущена кровь. Это правило, предписанное
Собором,  и имеющее, казалось бы, чисто обрядовое значение, на
самом  дел  нужно  понимать следующим образом.  Каждая христи-
анская община,  или почти каждая,  состояла  как  бы  из  двух
частей: с одной стороны <197> христиане из иудеев, которых бы-
ло много во всех городах,  куда апостолы шли проповедовать,  с
другой стороны <197> хр стиане из язычников. И общение христи-
ан было весьма многосторонним.  Это в наше время,  да еще  под
влиянием  всяких  страхов большевистских ("страха ради больше-
вистска") возникло такое ущербное понятие прихожанина:  прихо-
жанин <197> это тот, кто приходит уходит. Вся принадлежность к
общине ограничивается посещением храма в часы богослужения,  а
потом   раздается:   <169>Православные,   освободите   помеще-
ние!<170>,  и на этом кончается церковная жизнь, теперь можешь
возвращаться к своей обыденной жизни,  которая не имеет ничего
общего с жизнью христианской Церкви.
     У первых христиан было, конечно, не так. Братское общение
выражалось, в частности, в общих трапезах, которые сопровожда-
ли богослужение, и, конечно же, объединяли всех, кто принадле-
жал к общине. Если бы на таких братских трапезах начались раз-
говоры  о  ом,  что <169>это блюдо мне подходит,  а это мне не
подходит,  потому что я соблюдаю такие-то предписания ветхоза-
ветного Закона; тебе не обязательно их соблюдать, ты не еврей,
а я уж буду их соблюдать<170>, это, конечно, привело бы к раз-
делениям в каждо общине, к обособлению двух ее частей, что бы-
ло бы нежелательно.  Поэтому,  чтобы не было такого  бытового
разобщения,  Собор апостольский предписал воздержание также и
от удавленины.  Но надо сказать, что это предписание довольно
долго сохранялось в хрис ианском обществе. Даже примерно через
тысячу лет после апостольского Собора один из византийских им-
ператоров издал очень строгий закон против тех, кто употребля-
ет кровь в пищу.  Проблема соотношения христиан  из  иудеев  и
христиан из язычников, как я ск зал, со всей остротой стояла в
первые десятилетия христианской церковной истории до  разруше-
ния иерусалимского Храма.  Разрушение Храма произошло в 70 го-
ду,  когда после неудачного восстания  иудеев  против  римской
власти, римляне разорили весь Иерусалим. Эта катастрофа средо-
точия ветхозаветной религии совершенно естественно была  осоз-
нана  многими  христианами  как  знак того,  что окончилось ее
историческое существование.  И даже христиане из иудеев  могли
считать себя уже не связанными обрядовыми предписан ями ветхо-
заветного Закона. Впрочем, пропорция христиан из иудеев быстро
уменьшалась в результате успеха проповеди веры Христовой среди
язычников.  Поэтому проблема, которая так волновала христиан в
апостольское время,  впоследствии утратила свою острот ,  хотя
какая-то часть христиан из иудеев не могла примириться с  тем,
что  в общем сознании христиан ветхозаветный Закон в его обря-
довой части отменен. И возникла маленькая группа иудео-христи-
ан, которая еще в IV веке была известна в Палестине. Но толь о
в Палестине она и могла получить распространение,  потому  что
была  большая  разница между настроениями иудеев в Палестине и
стра нах рассеяния.  Св.  Лука,  автор книги Деяний,  дает нам
знать  о  тех  конфликтах,  которые внутри Христианской Церкви
происход ли между иудеями палестинскими и так называемыми  эл-
линистами.  Эллинистами назывались иудеи рассеяния по той при-

                            - 8 -
чине,  что они говорили по-гречески,  часто даже не  зная  ев-
рейского   языка.  Эллинисты  гораздо  более  остро,  чем  па-
лестинские иудеи сознавали универсальное значение  ветхозавет-
ной религии.  Они чувствовали се я миссионерами этой религии в
греко-римском мире,  поэтому в синагогах  рассеяния  пользова-
лись,  в  основном,  греческим переводом Ветхого Завета,  а не
древнееврейским текстом.  Можно отметить и такой факт,  совер-
шенно невероятный, с точки зрения палестинск й иудейской орто-
доксии.  В Александрии Египетской еврейская община была  самой
значительной  из всех общин рассеяния.  Там был построен Храм,
во всем подобный иерусалимскому Храму.  В нем совершались  бо-
гослужения <197> такие же,  как в Иерусалиме. Палестин кие иу-
деи не признавали законности этого храма.  Палестина  не  была
изолированной.  Будучи  святой землей,  будучи средоточием иу-
дейской религии, она привлекала к себе многочисленных паломни-
ков из всех стран рассеяния. И мы знаем, что в Иерусалиме были
синагоги, которые   объединяли   земляков  из  разных  уголков
Римской империи. В жизни самой христианской Церкви в Палестине
эти  иудеи  рассеяния очень быстро получили большое место.  Об
этом говорят те факты, которые сообщает нам св. Лука в Деяниях
апостолов о носительно формирования иерархии Церкви Христовой.
Апостолы,  получившие свое служение от Христа, довольно быстро
осознали,  что  они  не могут одни управлять жизнью Церкви,  и
создали себе коллегию помощников,  которых назвали  диаконами,
т. е. служителями
     Судя по  именам  этих семи диаконов (список их начинается
со св.  Стефана,  он  стал  первомучеником  Церкви),  которые
сплошь  греческие,  все  они  <197>  из  иудеев рассеяния,  а
последний из них <197> даже прозелит. В переводе с греческого
<169>прозелит<170> з  ачит  <169>пришелец<170>.  Так  называли
язычников,  которые обращались в иудейскую веру. Другие сведе-
ния,  относящиеся к формированию иерархии, я вам сообщу в сле-
дующий раз.