7.12.92 г.
Лекция N 10.
     Начиная с Константина Великого,  мы имеем дело с  истори-
ческим   явлением,которое  называется  в  истории  <169>Визан-
тия<170>.  Это явление в историографии оценивалось весьма раз-
лично.  В XVIII в., в эпоху так называемого Просвещения, о Ви-
зантии говорили как о каком-то  сплошном,непрерывном  (продол-
жавшемся  тысячу лет с лишним) упадке Древнего Рима.  Потом ее
стали оценивать более оптимистично, и в конце XIX в. в научном
мире  к  Византии установился очень большой интерес - интерес,
более или менее свободный от всяких  вероисповедных  и  прочих
пристрастий.  О Византии стало модно говорить,  хотя о ней и в
XIX в.  говорили часто несправедливо,  как и прежде.  Начнем с
самого названия <169>Византия<170>. Нам оно кажется само собой
разумеющися, а на деле - это ругательство. Настоящие византий-
цы никогда византийцами себя не называли. Они именовались рим-
лянами.  Равным образом,  не называли они себя и греками,  отя
этническая и культурная основа Византии,  конечно,  греческая.
Дело в том,что  в  Священном  Писании  Нового  Завета  понятия
<169>эллин<170> (т.  е.  грек) и <169>язычник<170> отождестви-
лись. Поскольку этот этноним, это национальное имя стало обоз-
начением  вероисповедания,  отвергнутого  греческой нацией так
же,  как и многими другими,то нация эта отказалась и от своего
национального  имени  - замечательный пример смирения.  В дох-
ристианскую эпоху греки,  хотя и покоренные римлянами, осозна-
вали  и  именовали  се  я греками (точнее,  эллинами).  Приняв
христианскую веру, они отвергли свое национальное имя, слишком
тесно  связанное с языческими воспоминаниями.  Они усвоили имя
римлян,  а свое государство, империю, которую мы, не задумыва-
ясь,   зовем  Византийской,  проз  али  Римским  государством,
Римской державой.  Свою столицу  же,  официально  называвшуюся
<169>Константинополь<170>, они величали <169>Новым Римом<170>.
Только некоторые  византийские  историки,которые  вообще  были
склонны  к архаизации - скажем,  каких-нибудь арабов они могли
называть персами в память о древних войнах за сотню лет до  Р.
Х.  - по старой памяти, именовали столицу государства Византи-
ем, и эт вполне вписывалось в их общий стиль.  Византием назы-
 вался городок, стоявший на месте великой столицы, построенной
 св.  Константином.  Но это старое название столицы  вовсе  не
 распространялось  на  государство и на его население у визан-
 тийских писателей.  Т лько западные писатели и западные поли-
тики,  которые  отрицали  державные  права Византии как при ее
историческом существовании,  так и после турецкого завоевания,
отказывали ей и в имени,  какое она сама избрала, и какое она,
как можно признать,  вполне за онно носила. Отказывали же ей в
имени Римской державы только потому,  что на него претендовала
очень поздно возникшая так называемая  <169>Священная  Римская
империя  германской  нации<170>.  Она возникла в 800г.,  когда
франкский король Карл Великий был ко онован как император. Та-
ким  образом,  эта  западная империя,  имевшая довольно слабые
связи с Древним Римом,  возникла после большого  исторического
перерыва.  Если ее в какой-то степени и можно считать преемни-
цей древней Римской империи, то с гораздо боль им правом можно
является ею Византия,  чья преемственная связь с Римом не пре-
рывалась на на миг.  Поскольку само имя Византии есть  спорное
имя,очень многое в ее истории тоже оспаривается.  Оспариваются
самые хронологические рамки этого исторического явления, т. е.
историки не единодушны во мнении, когда закончилась собственно
Римская империя и ког а началась Византия.  На самом деле, как
многие соглашаются,  граница здесь весьма условна,  так как не
было никакого резкого обвала и обрыва. Происходила постепенная
эволюция,которая  превратила  Римскую  империю в греко-римскую
державу,так называемую Виз нтию.
     В прошлую  встречу  мы вспоминали св.  Юстиниана.  Конеч-
но,это виднейшая фигура, и многие считают, что его время можно
принять  как  отправной  момент для начальной датировки визан-
тийской истории.  Сам Юстиниан был историческим  оптимистом  -
как  христианский осударь,как хозяин государственного наследия
Рима и как преемник культурного наследия Греции,  а именно та-
ковы три основные компонента явления,  называемого нами визан-
тинизмом:  христианская вера, римская государственность и гре-
ческая культура.  Юстиниан  восстановивший  империю в ее более
 или менее прежних границах (хотя скорее и менее,  чем более),
 мог видеть себя на пороге какой-то новой благословенной исто-
 рической эры. Но история показала,что его надежды не осущест-
 вились, и для нас он скорее заверш ет предшествовавшую эпоху,
его можно считать последним римским государем на  константино-
польском престоле.  После Юстиниана наступает период упадка, и
как это всегда случается,  упадок означает переход  к  чему-то
новому. Все свои силы Юстиниан напряг для того,чтобы восстано-
вить Римскую  державу,чтобы  внутренне  ее  консолидировать  и
расширить  ее  внешние  границы  до  пределов  некогда великой
Римской империи начала  христианской  эры.  Исполняя  эту  не-
посильную  задачу,  держава как бы изнемогла,  и уже при жизни
стиниана обнаружились великие внешние опасности.  В то  время,
когда  на  далеком  Западе войска Юстиниана одерживали славные
победы, куда ближе к столице разворачивались события, чреватые
очень большими бедами в близком будущем. Начиналось славянское
наш ствие на Византию.
     В ходе  так  называемого  <169>великого переселения наро-
дов<170> славяне продвинулись к западу  и  достигли  дунайской
границы  Римской империи.  Поскольку с востока на них наседали
племена, шедшие следом, славяне стали вторгаться в пределы им-
перии  и  уже  при  Юстиниане совершили разорительный набег на
Балканский полуостров. Византия была государством, вынужденным
воевать минимум на два фронта.  Но теперь, воюя активно в Ита-
лии,  сдерживая славянский натиск на Балканах, она должна была
иметь в виду и персидс ую опасность на Востоке. Ближайшим объ-
ектом персидских нападений была Сирия, которую персы опустоши-
ли  своими  набегами  в  царствование Юстиниана.  После смерти
Юстиниана начался довольно быстрый упадок империи.  Его преем-
ники  не в силах были сдерживать мощный натиск внешних врагов.
Поначалу самым мощным противником оказались славяне. На протя-
жении  всего  своего двадцатилетнего царствования (582-6 2гг.)
император   Маврикий   мужественно   противостоял   славянской
опасности. Он,что было необычно для императора, сам командовал
армией не только в походах, но и в битвах. Но в конце концов и
сама  армия  изнемогла,  произошел военный заговор и император
был убит. Ему на смену пришел узурпатор Фока, который царство-
вал  всего 8 лет (602-610гг.) - и эти годы были настоющей аго-
нией старой империи - позднеримской или, если хотите, ранневи-
зантийской. В церковном отношении как Маврикий, так и Фока бы-
ли правосла ными императорами,  но  даже  приверженность  пра-
вославию  этого  последнего  -  Фоки выразилась в диких формах
кровавых гонений не только против монофизитов,но и против всех
неправославных,вплоть  до самарян и иудеев.  Ненавидимый всеми
Фока только в Риме наш л горячую поддержку. По-видимому терро-
ристические  методы  утверждения православия импонировали тог-
дашним римским настроениям.
      Террор Фоки был направлен прежде всего против аристокра-
тических фамилий.  Аристократия и так достаточно пострадала от
вражески нашествий, которым подверглась большая часть империи,
 и теперь Фока ее добивал.  Падение кровавого режима Фоки было
 началом нового периода византийской истории.
     Фока погиб в результате  восстания,возглавленного  карфа-
генским  военачальником Ираклием,который и стал его преемником
на константинопольском престоле.  Император Ираклий,основатель
новой династии - один из самых значительных византийских госу-
дарей. Царс вование его продолжалось с 610 до 641 года - более
тридцати  лет.  Поскольку прежняя социальная структура империи
распалась,  Ираклий дал ей новую основу, новый принцип органи-
зации.  Отныне административная система была военной,  а соци-
альной базой госуда  ства  стали  мелкие  земельные  владения.
Часть  свободных  крестьян,  объединенных в общины,  составили
основу новой армии.  Если прежняя армия была наемной, и в силу
этого  - ненадежной,  новая армия,  не менее профессиональная,
опиралась на мелкие крестьянски хозяйства,  воины получали зе-
 мельные  наделы,  за  что они обязывались государству военной
 службой,  а наделы эти обеспечивали им не  только  пропитание
 семьи,  но  и  военную экипировку в случае призыва в армию во
 время боевых действий.
     Царствование Ираклия   совпало   с  величайшими  военными
опасностями:  с севера империи угрожали славяне, которые после
падения  императора  Маврикия  почти беспрепятсвенно захватили
всю Грецию вплоть до Пелопонесского полуострова,  а с  востока
вторгались перс
      Бывали моменты,  когда Константинополю угрожала одновре-
 менная осада славян и персов. Но персы не только угрожали от-
 дельными набегами:  в начале царствования Ираклия им  удалось
 отторгнуть  от  империи обширные области - Сирию,  Палестину,
 Египет,  Армению Малая Азия, хоть и не была захвачена, но пе-
 риодически  ими опустошалась.  Огромным моральным ударом было
 падение Иерусалима.  Конечно, захват таких церковных центров,
 как Александрия и Антиохия тоже имел большое значение. Потеря
этих территорий  сопровождалась  массовым  бегством  христиан,
особенно православных христиан,  не зараженных монофизитством.
Часто этот массовый исход возглавляли  архипастыри.  Например,
накануне вступления персов в Александрию, тамошний патриарх с
. Иоанн Милостивый покинул город,  подавая этим пример и своей
пастве.  Иначе  вели себя монофизиты и другие еретики.  Многие
монофизиты искренне приветствовали завоевателей,  полагая, что
им  будет  легче  при  язычниках-персах,  чем под властью пра-
вославной онстантинопольской  империи.  Некоторое  отрезвление
наступило лишь после того, как многие епископские кафедры ста-
ли захватывать несториане,  которым  персы  особенно  покрови-
тельствовали (я уже объяснял, почему). В это время еретические
общины довольно чет о  отождествились  с  отдельными  нациями.
Moнофизитскими  были  коптская,  западно-сирийская и армянская
общины.  Но императору Ираклию,который опирался на новую орга-
низацию своей империи,удалось наголову разбить персов. Он про-
ник в самое сердце Персии,  одержал там рещаюшие победы и этим
обеспечил возврашение всех территорий,  когда-либо захваченных
персами у Рим ,  а кроме того, обеспечил себе контроль над са-
мой  Персидской  державой.
     Настоящим триумфом Ираклия был его въезд в Иерусалим, ку-
да  он  вернул  Древо Креста Господня.  Эту величайшую христи-
анскую святыню персы незадолго до этого вывезли из  Иерусалима
в ст лицу персидского шаха как трофей.  Война с персами велась
с искренним христианским воодушевлением,  это  была  настоящая
средневековая, война за веру. Деятельнейшим помощником Ираклия
в  его  великих  государственных  свершениях  был  констанино-
польский  патриарх  Сергий.  Уже при Юстиниане произ шло взаи-
мосмешение власти церковной и государственной в духе симфонии.
По законам Юстиниана,  например, епископы, были обязаны наблю-
дать за гражданской администрацией в провинциях и  доносить  о
ее провинностях. Но и гражданская администрация принимала оль-
шое участие в церковной жизни.  Патриарх Сергий во время  про-
должительных  отлучек  императора  Ираклия  из Константинополя
назначался им главным членом регентского совета, и, случалось,
самостоятельно  руководил защитой Константинополя в период во-
енной пасности.  После разгрома персов вновь со всей  остротой
встала  проблема взаимоотношений с монофизитами,  во множестве
населявшими только что возвращенные восточные провинции, и де-
ятельно сочувствовавшими персидскому завоеванию. Cам император
Ираклий хотел устраниться от активного  вмешательства  в  этот
труднейший вопрос. Это не означаеn его равнодушия, а показыва-
ет только,  что он, как человек светский и военный, чувствовал
себя здесь совершенно бессильным*) *) Впрочем,  Ираклий, как и
всякий византийский государь,  мог сам принимать участие в бо-
гословских диспутах.
     В частности, оказавшись во время военных действий в Арме-
нии,  он вел весьма активные богословские переговоры с армяна-
ми.  Но все-таки он предпоч тал,  чтобы такие переговоры  вели
иерархи.  (Примеч. о. Валентина Асмуса) И вот патриарх Сергий,
великий патриот,  из самых, казалось бы, лучших патриотических
побуждений начал работать над поготовкой богословского компро-
мисса между православным учением IV и V Вселенских  Соборов  и
монофизитством.  Патриарх Сергий увлекся учение о единой энер-
гии,едином действии Богочеловека Христа. Это учение еще до не-
го  около  600 г.  начали разрабатывать в Египте - опять-таки,
как попытку компромисса между православием  и  монофизитством.
Сторонники этого нового чения ссылались на один текст св. Дио-
нисия Ареопагита, хотя они тут же этот текст и фальсифицирова-
ли.   Так,  Дионисий  Ареопагит  говорит  о  новом  богомужном
действии Христа.  Авторы новых  еретических  попыток  заменили
слово <169>новое<170> на <169>единое<1 0>,  в чем православные
немедленно их и обличили.  Вообще говоря,  здесь  православная
сторона  впервые  начинает ссылаться на творения св.  Дионисия
Ареопагита как на авторитетный источник.  Эти таинственные со-
чинения, известные под именем Дионисия Ареопаги а, ученика св.
апостола Павла,  насколько мы можем судить,  в древности  были
совершенно неизвестны и у ранних церковных писателей нет о них
ни одного упоминания.  Впервые они  вышли  на  свет  во  время
диспута православных с монофизитами,  который устроил в 32-533
гг.  в Константинополе  император  Юстиниан.  Именно  на  этом
диспуте они впервые и были упомянуты. Их упомянули ссылавшиеся
на них монофизиты,  а православные, напротив, отвергли их, как
неподлинные,  указав, что неизвестны ранней Церкви. И вот, нач
ная с VII в. сочинения Дионисия Ареопагита цитируют уже и пра-
вославные,  притом - как источник своего вероучения.  Выдвинув
новое учение, патриарх Сергий, который был не столько богосло-
вом,сколько  деятельнейшим  церковным  политиком,сразу завязал
переговоры.
     Эти переговоры  вроде  бы  имели  успех.  Прежде всего он
встретил себе союзника в лице александрийского патриарх
 Кира. Кир  тоже  решил,что учение о едином действии - хорошая
основа для объединения православных и монофизитов,  ибо не от-
метает прямо Халкидонского догмата,  но, так сказать, смягчает
его указанием на  экзистенциальное,  как  сказали  бы  теперь,
единство о Христе обеих природ.  Но новое догматическое учение
сразу же встретило противодействие,и здесь необходимо  назвать
прежде  всего имя св.  Софрония,который в истории известен как
Софроний Иерусалимский  (хотя  патриархом  Иерусалимским  этот
святой был не п следние годы даже,  а только месяцы своей жиз-
ни). Сама жизнь св. Софрония весьма драматична и богата всяки-
ми событиями. Он происходил из горога Дамаска в Сирии. В Сирии
было два больших центра - Антиохия,  скорее греческий город, и
Дамаск,  где сильно ч вствовалась восточная почва. Получив об-
разование в Дамаске,  св. Софроний оставил его, как оказалось,
навсегда; подвизался в монастырях Палестины, затем переселился
в Александрию,  после этого был в Латинской Африке, где позна-
комился с прп.  Максимом Ис оведником.  Но еще раньше он сбли-
зился с Иоанном Мосхом, который стал его сподвижнником. Вместе
с ним они подвизались в Палестине, а затем отправились дальше,
поровну деля труды странствий.  Блаженный Иоанн Мосх  -  автор
<169>Луга Духовного<170>.  В Александрии св.  Софроний,  тогда
еще простой монах,  противостоял новой  ереси,  полемизируя  с
патриархом  Киром  Александрийским.  Патриарх  его уважительно
выслушал и тут же отослал в Константинополь к  патриарху  Сер-
гию. Один современный историк говорит, что самый момент, когда
простой монах Софроний бросился на колени перед патриархом Ки-
ром,  умоляя  его не вводить новую ересь,  ознаменовал и реши-
тельноео поражение этой ереси.  С патриархом Сергием  Софроний
также  вел  оживленные переговоры,  и есть основания полагать,
что позиция Сергия изменилась именно в результате  такого  му-
жественного и аргументированного натиска св. Софрония, тем бо-
лее,что  изменились  и  другие  обстоятельст  а.  Константино-
польская  кафедра не мог решать догматические вопросы,  совер-
шенно игнорируя мнение Рима, и, вполне естественно, что патри-
арх  Сергий,  трудившийся над новым догматом о единой энергии,
должен был вступить в переговоры с папой.
     На папском  пр  столе в то время был Гонорий (Онорий,  по
другому произношению);  как показывают его письма к Сергию, он
в целом одобрил мысли своего константинопольского собрата,  но
относительно деталей внес некоторые новые предложения, а имен-
но  -  не рассуждать о еди ой или двух энергиях,  а сосредото-
читься на выработке учения о единой воле во Христе.  Таким об-
разом,  именно  Гонорий оказался формальным и фактическим про-
возгласителем новой ереси,которая известна под названием моно-
фелитства ("монос" - один,  <169>фелим <170> - воля).  Монофе-
литство - единоволие, учение о единой воле во Христе. Как счи-
тал  папа,  именно это учение могло стать приемлемым для обеих
сторон компромиссным вероисповеданием.  С  одной  стороны,  не
происходит  отречения  от Халкидонского догмата,  с другой - в
угоду монофизитам провозглашается  учение  о  единой  воле  во
Христе,  т.  е. о единой Богочеловеческой воле. Ясно, что этот
факт  весьма  неприятен  для  римо-католиков,   поскольку   он
опять-таки  опровергает  католическое  учение о непогрешимости
папы в вопросах веры.  Признавая эти факты  в  целом,  католи-
ческая сторона должна прилагать большие усилия,  для такого их
и толкования,  чтобы они не вступали в противоречие с догматом
I Ватиканского Собора о папской непогрешимости.  И поэтому ка-
толики говорят, что папа не понял спора, который шел на Восто-
ке,  или, что он в своем письме константинопольскому патриарху
высказа ся как частное лицо,  а не как римский папа.  Но  доб-
росовестные католические историки признают, что в то время во-
обще не было никакой речи о папской  непогрешимости,  никто  о
ней  не учил,  никто ее и не ожидал найти,  и поэтому неудиви-
тельно,  что впоследст ии сама Римская Церковь  согласилась  с
анафематствованием ереси папы Гонория на IV Вселенском Соборе.
     Но это было потом,  а тем временем предстоял  еще  долгий
спор об этом новом учении. Патриарх Сергий успел уже возбудить
в Церкви споры относительно учения о единой энергии. К старому
разделению  прибавилось  новое  -  кроме последовательных пра-
вославных и решительных монофизитов, появилась еще третья пар-
тия  -  конформистская партия,  кото ая поддерживала патриарха
Сергия и его официально-церковную линию. Новое учение было пе-
рефопмулировано.  Оно  в  принципе не изменилось,  но получило
иное выражение. Император Ираклий упорно желал остаться в сто-
роне от вероисповедных баталий,  но в концеонцов патриарх Сер-
гий принудил его подписать указ,  утверждавший новое учение  о
единой воле во Христе и запрещавший споры об энергиях,  т.  е.
отменявший то учение,  которое сам Сергий провозглашал прежде.
Этот  указ был издан в 638 г.  и получил название" кфесис" или
<169>Эктесис<170>,  т.  е буквально -  <169>изложение<170>.  В
действительности  же  автором указа был сам патриарх.  События
разворачивались бурно.  Примерно в это же время  иерусалимским
патриархом  становится  св.  Софроний,  который свое известите
ьное послание другим патриархам и церковным предстоятелям (та-
кие послания каждый раз,  по традиции, посылались после интро-
низации нового патриарха), сделал настоящим исповеданием веры,
где  опровергается  новая  монофелитская  ересь и утверждается
правосл вное учение о двух действиях - Божественном и  челове-
ческом,  и двух волях - Божественной и человеческой во Христе.
Впоследствии это послание св.  Софрония - <169>окружное посла-
ние<170>,  как  оно называется,  вошло в деяния IV Вселенского
Собора.
     Св. Софроний недолго был патриархом Иерусалимским. Вскоре
Иерусалим подвергся новому завоеванию.  Когда  была  сокрушена
мощь персов, казалось, что хотя бы с восточной стороны границы
империи обеспечены.  Но восстал новый и гораздо более страшный
противн к - ислам,  который зародился на Аравийском полуостро-
ве.  Очень скоро вслед за падением Персидской державы началась
мощная экспансия арабов-мусульман за пределы Аравийского полу-
острова. Взаимная борьба Византии и Персии ослабила обе страны
и  открыла  пу ь исламскому завоеванию.  Персия была завоевана
почти мгновенно.  Такая же участь ожидала и  многие  провинции
христианской империи.  Прежде всего арабы завоевали Палестину.
Иерусалим мужественно сопротивлялся,  но силы были слишком не-
равны, и св. Софроний возглавил переговоры о сдаче Иерусалима.
Тогдашние мусульмане - вдохновленные носители новой  религиоз-
ной идеи - не могли в то же время не осознавать некоторой сво-
ей культурно-исторической неполноценности,  и поэтому не стре-
мились  свою религию навязать всем.  Они хотели подчинить себе
тех,кто исповедует  другие  религии  военным  путем.  Поначалу
мусульмане  не  выказывали  большой враждебности к христианам.
Они говорили, что их власть вполне может стерпеть христианское
<169>заблуждение<170>. Но если христи не оказывали сопротивле-
ние,  их ждали самые страшные наказания. Мусульмане совершенно
по-разному  относились  мусульмане  к тем городам,  которые им
сдавались добровольно,  и к тем,  которые были взяты  штурмом.
Иерусалим, довольно долго мужественно сопротив явшийся, в кон-
це-концов сдался,  и св.  Софроний  присутствовал  при  первых
распоряжениях новых мусульманских его властителей.  Они оказа-
лись  довольно  либеральными.  Когда  св.  Софроний  предложил
мусульманскому  военачальнику войти в церковь Вознесения,  для
оклонения Христу,  тот отказался и сказал: <169>Если я войду в
твою  церковь,то  после  моей  смерти  ее у тебя отберут<170>.
Христианам были обеспечены определенные права не только в  Ие-
русалиме,  но и во всей Палестине.  Вскоре св.  Софроний скон-
чался.
     Довольно легко мусульмане захватили также Сирию с ее сто-
лицей Антиохией и Египет, причем, монофизитское население этих
областей, как и прежде, при персидском захвате, приветствовало
новых завоевателей.  Именно наличие большого числа монофизитов
и  объя  няет  столь легкие и быстрые успехи мусульманской аг-
рессии в этих регионах. Таким образом почти все области, зара-
женные монофизитством,  оказались под властью мусульман,  и во
многом именно по этой причине церковно-политические  цели  так
называемого <169>Экфесиса<170> не были достигнуты. Вскоре уми-
рает патриарх Сергий,  а затем  император  Ираклий.  Император
 Ираклий,  мужественный воин, победитель персов, перед смертью
 впадает в депресссию и  совершенно  безучастно  наблюдает  за
 арабским  завоеванием  тех провинций,  которые он так успешно
 отвоевывал. После смерти Ираклия  были  неко  орые  дворцовые
смуты и очень скоро императором был объявлен его несовершенно-
летний внук,который в истории известен как Констант  II.  Если
Ираклий  склонялся  к  нейтралитету в вопросах религии,  а его
безвременно (вскоре после отца)  умерший  сын  Константин  был
убежденным православным, то Констант - сын этого Константина и
внук Ираклия - стал защитником монофелитства. Констант, подоб-
но воему деду,  был мужественным правителем, который не остав-
лял надежды вернуть империи утраченное. Именно это, по-видимо-
му,  побуждало  его защищать монофелитство,  ту вероисповедную
формулу,  которая, как казалось, могла стать почвой примирения
православн  х и монофизитов.  Однако,  ввиду преобладания пра-
вославия на тех территириях,  которыми Констант реально  обла-
дал,  он должен был несколько видоизменить политику своего де-
да,  или - что то же самое - политику патриарха Сергия.  В 648
г.,  уже по достижении с вершеннолетия,  он издает новый веро-
исповедный указ.
     Этот новый указ получил наименование <169>Типос<170>,  т.
е. образ, образец. Автор этого указа идет на попятную. Он зап-
рещает  всякие  дискуссии  об  энергиях и волях и как бы хочет
успокоить ту бурю,  те напряженные споры, которые завязались в
Церкви после провозглашения учений сначала о единой энергии, а
затем о единой воле во Христе.  Но на самом деле слишком много
уже  было  сказано  раньше,  в  предыдущие десятилетия,  чтобы
просто-напросто умолчать об том и чтобы такое умолчание послу-
жило к тому же основой для церковного мира. Поэтому православ-
ные немедленно разоблачили этот новый  опыт  официального  бо-
гословия как защиту неправой веры, как защиту монофелитства. В
этот новый период спора главным защитником православия  явился
прп.  Максим Исповедник.  Максим Исповедник, жизнь которого во
многом напоминает жизнь св.  Софрония,  тоже в был  участником
очень  важных событий церковной истории.  Защищая православие,
он п ошел грады, веси и даже континенты. В молодости был прид-
ворным советником,но очень скоро оставил двор, став монахом на
азиатском берегу Босфора; затем, избегая персидской опасности,
он покинул свой монастырь,  ушел в Александрию;  побывал также
на мног х островах Средиземного моря.  Из Египта он направился
в латинскую Африку, где стал организатором сопротивления новой
константинопольской ереси.В это время в латинской Африке нахо-
дился низложенный по политическим причинам константинопольский
патриарх ирр. Состоялся диспут прп. Максима Исповедника с быв-
шим  патриархом Пирром,  причем до нашего времени дошла точная
его стенограмма.
     Патриарх признал себя побежденным, и, будучи прежде моно-
фелитом, перешел на сторону православия, хотя, как выяснилось,
н окончательно. Впоследствии он опять перебежал к монофелитам.
Эти события,важные сами по себе, были сильно осложнены обстоя-
тельствами  чисто  политического  характера.В  то  время,когда
прп.Максим Исповедник находился в  Африке,  военный  наместник
этой провинции - лицо, бывшее с ним в весьма дружеских отноше-
ниях, взбу товался против константинопольского правительства и
объявил себя императором. Этот узурпатор погиб в борьбе с ара-
бами, но впоследствии отвечать за его действия пришлось на су-
де  в  Константинополе прп.  Максиму.  В латинской Африке прп.
Максим Исповедник организовал несколько соборов,  которые  все
высказались против монофелитства.  Прп.Максим не был латиняни-
ном,  но его богословие было определяющим  для  догматического
учения этих поместных соборов.  Затем Максим отправился в Рим.
В свое время здесь побыва и св.  Софроний со  своим  другом  -
 блаженным  Иоанном Мосхом (в Риме Иоанн Мосх скончался,  и по
 его завещанию св.  Софроний повез останки друга на Востое,  в
 Палестину.  Именно таким образом, сопровождая тело блаженного
 Иоанна,  св.  Софроний вернулся к себ на родину,  где  ему  и
 предстояло стать иерусалимским патриархом). Прп. Максим Испо-
ведник в жизни Римской Церкви имел гораздо  большее  значение,
чем  св.  Софроний.  Во  время пребывания прп.  Максима в Риме
только что избранный без утверждения константинопольского  им-
ператора  римский папа св.  Мартин Исповедник созвал поме тный
собор в 649 г.  Этот собор 649 г.  называется Латеранским - по
названию  папского  дворца,  где  он  заседал.  На этом весьма
представительном соборе западного  епископата,  присутствовало
более 100 латинских епископов латиноязычных областей.  Однако,
как на соборах в латинской Африке,  здесь  главенствовал  прп.
 Максим  Исповедник.  Собор осудил монофелитство.  Прибывший в
 Рим военный наместник императора,  который должен был аресто-
 вать  папу  Мартина,  предпочел  вместо этого взбунтоваться и
 провозгласить сам го себя императором,  словом, произошла еще
одна узурпация под знаменем защиты православия.
     Это, конечно, осложнило картину и отяготило земную участь
защитников православия, когда впоследствии императору Констан-
ту удалось-таки наложить свою руку на не окорную Италию.  Папа
Мартин был арестован. Его некоторое время держали в заключении
на одном из греческих  островов,  затем  он  был  доставлен  в
Константинополь,  где состоялся судебный процесс. С самого на-
чала суд имел  чисто  политический  характер.  Вероис  оведные
убеждения  папы  никого  не интересовали.  Он был приговорен к
смертной казни.  По  просьбе  умирающего  константинопольского
патриарха  Павла,  одного  из деятельнейших защитников монофе-
литства,  смертная казнь папе Мартину была заменена ссылкой  в
Крым в тогдашней империи Крым был самым суровым,  самым север-
ным краем,  и папа Мартин в своих письмах в Рим  жаловался  на
всяческие лишения,  что совершенно естественно, тем более, что
он был человеком старым  и  обременным  разными  болезнями;  в
частности, его учила подагра - так,что он не мог даже стоять).
Мы можем считать его в некотором  смысле  нашим  отечественным
святым, поскольку он умер в пределах нашего государства*) *) В
конце XVIII в.,  когда Крым был присоединен к Российской импе-
рии,  в Москве построили большой храм св. Мартина Исповедника.
Он находится в районе Таганки  и  сейчас  наконец-то  начинает
функционировать.  Это  одна из самых больших Церквей в Москве.
Пос е войны Сталин предложил патриарху Алексию  на  выбор  две
Церкви - Ордынскую и Максима Исповедника. Но, поскольку в хра-
ме на  Ордынке  была  святая  икона  <169>Всех  скорбящих  ра-
дость<170>, патриарх предпочел получить именно его. Если рели-
гиозные взгляды папы Мартина никого не интересовали,  то,  как
только дошла очередь до преподобного Максима Исповедника,  его
всячески стремились склонить к компромиссу,  ибо власти созна-
вали,что  именно  он  - истинный возглавитель православных.  П
еподобный Максим был непреклонен.  Ему сказали:  <169>Уже  вся
вселенная причастилась с патриархом<170>,  т.е. вошла в литур-