7.12.92 г. Лекция N 10. Начиная с Константина Великого, мы имеем дело с истори- ческим явлением,которое называется в истории <169>Визан- тия<170>. Это явление в историографии оценивалось весьма раз- лично. В XVIII в., в эпоху так называемого Просвещения, о Ви- зантии говорили как о каком-то сплошном,непрерывном (продол- жавшемся тысячу лет с лишним) упадке Древнего Рима. Потом ее стали оценивать более оптимистично, и в конце XIX в. в научном мире к Византии установился очень большой интерес - интерес, более или менее свободный от всяких вероисповедных и прочих пристрастий. О Византии стало модно говорить, хотя о ней и в XIX в. говорили часто несправедливо, как и прежде. Начнем с самого названия <169>Византия<170>. Нам оно кажется само собой разумеющися, а на деле - это ругательство. Настоящие византий- цы никогда византийцами себя не называли. Они именовались рим- лянами. Равным образом, не называли они себя и греками, отя этническая и культурная основа Византии, конечно, греческая. Дело в том,что в Священном Писании Нового Завета понятия <169>эллин<170> (т. е. грек) и <169>язычник<170> отождестви- лись. Поскольку этот этноним, это национальное имя стало обоз- начением вероисповедания, отвергнутого греческой нацией так же, как и многими другими,то нация эта отказалась и от своего национального имени - замечательный пример смирения. В дох- ристианскую эпоху греки, хотя и покоренные римлянами, осозна- вали и именовали се я греками (точнее, эллинами). Приняв христианскую веру, они отвергли свое национальное имя, слишком тесно связанное с языческими воспоминаниями. Они усвоили имя римлян, а свое государство, империю, которую мы, не задумыва- ясь, зовем Византийской, проз али Римским государством, Римской державой. Свою столицу же, официально называвшуюся <169>Константинополь<170>, они величали <169>Новым Римом<170>. Только некоторые византийские историки,которые вообще были склонны к архаизации - скажем, каких-нибудь арабов они могли называть персами в память о древних войнах за сотню лет до Р. Х. - по старой памяти, именовали столицу государства Византи- ем, и эт вполне вписывалось в их общий стиль. Византием назы- вался городок, стоявший на месте великой столицы, построенной св. Константином. Но это старое название столицы вовсе не распространялось на государство и на его население у визан- тийских писателей. Т лько западные писатели и западные поли- тики, которые отрицали державные права Византии как при ее историческом существовании, так и после турецкого завоевания, отказывали ей и в имени, какое она сама избрала, и какое она, как можно признать, вполне за онно носила. Отказывали же ей в имени Римской державы только потому, что на него претендовала очень поздно возникшая так называемая <169>Священная Римская империя германской нации<170>. Она возникла в 800г., когда франкский король Карл Великий был ко онован как император. Та- ким образом, эта западная империя, имевшая довольно слабые связи с Древним Римом, возникла после большого исторического перерыва. Если ее в какой-то степени и можно считать преемни- цей древней Римской империи, то с гораздо боль им правом можно является ею Византия, чья преемственная связь с Римом не пре- рывалась на на миг. Поскольку само имя Византии есть спорное имя,очень многое в ее истории тоже оспаривается. Оспариваются самые хронологические рамки этого исторического явления, т. е. историки не единодушны во мнении, когда закончилась собственно Римская империя и ког а началась Византия. На самом деле, как многие соглашаются, граница здесь весьма условна, так как не было никакого резкого обвала и обрыва. Происходила постепенная эволюция,которая превратила Римскую империю в греко-римскую державу,так называемую Виз нтию. В прошлую встречу мы вспоминали св. Юстиниана. Конеч- но,это виднейшая фигура, и многие считают, что его время можно принять как отправной момент для начальной датировки визан- тийской истории. Сам Юстиниан был историческим оптимистом - как христианский осударь,как хозяин государственного наследия Рима и как преемник культурного наследия Греции, а именно та- ковы три основные компонента явления, называемого нами визан- тинизмом: христианская вера, римская государственность и гре- ческая культура. Юстиниан восстановивший империю в ее более или менее прежних границах (хотя скорее и менее, чем более), мог видеть себя на пороге какой-то новой благословенной исто- рической эры. Но история показала,что его надежды не осущест- вились, и для нас он скорее заверш ет предшествовавшую эпоху, его можно считать последним римским государем на константино- польском престоле. После Юстиниана наступает период упадка, и как это всегда случается, упадок означает переход к чему-то новому. Все свои силы Юстиниан напряг для того,чтобы восстано- вить Римскую державу,чтобы внутренне ее консолидировать и расширить ее внешние границы до пределов некогда великой Римской империи начала христианской эры. Исполняя эту не- посильную задачу, держава как бы изнемогла, и уже при жизни стиниана обнаружились великие внешние опасности. В то время, когда на далеком Западе войска Юстиниана одерживали славные победы, куда ближе к столице разворачивались события, чреватые очень большими бедами в близком будущем. Начиналось славянское наш ствие на Византию. В ходе так называемого <169>великого переселения наро- дов<170> славяне продвинулись к западу и достигли дунайской границы Римской империи. Поскольку с востока на них наседали племена, шедшие следом, славяне стали вторгаться в пределы им- перии и уже при Юстиниане совершили разорительный набег на Балканский полуостров. Византия была государством, вынужденным воевать минимум на два фронта. Но теперь, воюя активно в Ита- лии, сдерживая славянский натиск на Балканах, она должна была иметь в виду и персидс ую опасность на Востоке. Ближайшим объ- ектом персидских нападений была Сирия, которую персы опустоши- ли своими набегами в царствование Юстиниана. После смерти Юстиниана начался довольно быстрый упадок империи. Его преем- ники не в силах были сдерживать мощный натиск внешних врагов. Поначалу самым мощным противником оказались славяне. На протя- жении всего своего двадцатилетнего царствования (582-6 2гг.) император Маврикий мужественно противостоял славянской опасности. Он,что было необычно для императора, сам командовал армией не только в походах, но и в битвах. Но в конце концов и сама армия изнемогла, произошел военный заговор и император был убит. Ему на смену пришел узурпатор Фока, который царство- вал всего 8 лет (602-610гг.) - и эти годы были настоющей аго- нией старой империи - позднеримской или, если хотите, ранневи- зантийской. В церковном отношении как Маврикий, так и Фока бы- ли правосла ными императорами, но даже приверженность пра- вославию этого последнего - Фоки выразилась в диких формах кровавых гонений не только против монофизитов,но и против всех неправославных,вплоть до самарян и иудеев. Ненавидимый всеми Фока только в Риме наш л горячую поддержку. По-видимому терро- ристические методы утверждения православия импонировали тог- дашним римским настроениям. Террор Фоки был направлен прежде всего против аристокра- тических фамилий. Аристократия и так достаточно пострадала от вражески нашествий, которым подверглась большая часть империи, и теперь Фока ее добивал. Падение кровавого режима Фоки было началом нового периода византийской истории. Фока погиб в результате восстания,возглавленного карфа- генским военачальником Ираклием,который и стал его преемником на константинопольском престоле. Император Ираклий,основатель новой династии - один из самых значительных византийских госу- дарей. Царс вование его продолжалось с 610 до 641 года - более тридцати лет. Поскольку прежняя социальная структура империи распалась, Ираклий дал ей новую основу, новый принцип органи- зации. Отныне административная система была военной, а соци- альной базой госуда ства стали мелкие земельные владения. Часть свободных крестьян, объединенных в общины, составили основу новой армии. Если прежняя армия была наемной, и в силу этого - ненадежной, новая армия, не менее профессиональная, опиралась на мелкие крестьянски хозяйства, воины получали зе- мельные наделы, за что они обязывались государству военной службой, а наделы эти обеспечивали им не только пропитание семьи, но и военную экипировку в случае призыва в армию во время боевых действий. Царствование Ираклия совпало с величайшими военными опасностями: с севера империи угрожали славяне, которые после падения императора Маврикия почти беспрепятсвенно захватили всю Грецию вплоть до Пелопонесского полуострова, а с востока вторгались перс Бывали моменты, когда Константинополю угрожала одновре- менная осада славян и персов. Но персы не только угрожали от- дельными набегами: в начале царствования Ираклия им удалось отторгнуть от империи обширные области - Сирию, Палестину, Египет, Армению Малая Азия, хоть и не была захвачена, но пе- риодически ими опустошалась. Огромным моральным ударом было падение Иерусалима. Конечно, захват таких церковных центров, как Александрия и Антиохия тоже имел большое значение. Потеря этих территорий сопровождалась массовым бегством христиан, особенно православных христиан, не зараженных монофизитством. Часто этот массовый исход возглавляли архипастыри. Например, накануне вступления персов в Александрию, тамошний патриарх с . Иоанн Милостивый покинул город, подавая этим пример и своей пастве. Иначе вели себя монофизиты и другие еретики. Многие монофизиты искренне приветствовали завоевателей, полагая, что им будет легче при язычниках-персах, чем под властью пра- вославной онстантинопольской империи. Некоторое отрезвление наступило лишь после того, как многие епископские кафедры ста- ли захватывать несториане, которым персы особенно покрови- тельствовали (я уже объяснял, почему). В это время еретические общины довольно чет о отождествились с отдельными нациями. Moнофизитскими были коптская, западно-сирийская и армянская общины. Но императору Ираклию,который опирался на новую орга- низацию своей империи,удалось наголову разбить персов. Он про- ник в самое сердце Персии, одержал там рещаюшие победы и этим обеспечил возврашение всех территорий, когда-либо захваченных персами у Рим , а кроме того, обеспечил себе контроль над са- мой Персидской державой. Настоящим триумфом Ираклия был его въезд в Иерусалим, ку- да он вернул Древо Креста Господня. Эту величайшую христи- анскую святыню персы незадолго до этого вывезли из Иерусалима в ст лицу персидского шаха как трофей. Война с персами велась с искренним христианским воодушевлением, это была настоящая средневековая, война за веру. Деятельнейшим помощником Ираклия в его великих государственных свершениях был констанино- польский патриарх Сергий. Уже при Юстиниане произ шло взаи- мосмешение власти церковной и государственной в духе симфонии. По законам Юстиниана, например, епископы, были обязаны наблю- дать за гражданской администрацией в провинциях и доносить о ее провинностях. Но и гражданская администрация принимала оль- шое участие в церковной жизни. Патриарх Сергий во время про- должительных отлучек императора Ираклия из Константинополя назначался им главным членом регентского совета, и, случалось, самостоятельно руководил защитой Константинополя в период во- енной пасности. После разгрома персов вновь со всей остротой встала проблема взаимоотношений с монофизитами, во множестве населявшими только что возвращенные восточные провинции, и де- ятельно сочувствовавшими персидскому завоеванию. Cам император Ираклий хотел устраниться от активного вмешательства в этот труднейший вопрос. Это не означаеn его равнодушия, а показыва- ет только, что он, как человек светский и военный, чувствовал себя здесь совершенно бессильным*) *) Впрочем, Ираклий, как и всякий византийский государь, мог сам принимать участие в бо- гословских диспутах. В частности, оказавшись во время военных действий в Арме- нии, он вел весьма активные богословские переговоры с армяна- ми. Но все-таки он предпоч тал, чтобы такие переговоры вели иерархи. (Примеч. о. Валентина Асмуса) И вот патриарх Сергий, великий патриот, из самых, казалось бы, лучших патриотических побуждений начал работать над поготовкой богословского компро- мисса между православным учением IV и V Вселенских Соборов и монофизитством. Патриарх Сергий увлекся учение о единой энер- гии,едином действии Богочеловека Христа. Это учение еще до не- го около 600 г. начали разрабатывать в Египте - опять-таки, как попытку компромисса между православием и монофизитством. Сторонники этого нового чения ссылались на один текст св. Дио- нисия Ареопагита, хотя они тут же этот текст и фальсифицирова- ли. Так, Дионисий Ареопагит говорит о новом богомужном действии Христа. Авторы новых еретических попыток заменили слово <169>новое<170> на <169>единое<1 0>, в чем православные немедленно их и обличили. Вообще говоря, здесь православная сторона впервые начинает ссылаться на творения св. Дионисия Ареопагита как на авторитетный источник. Эти таинственные со- чинения, известные под именем Дионисия Ареопаги а, ученика св. апостола Павла, насколько мы можем судить, в древности были совершенно неизвестны и у ранних церковных писателей нет о них ни одного упоминания. Впервые они вышли на свет во время диспута православных с монофизитами, который устроил в 32-533 гг. в Константинополе император Юстиниан. Именно на этом диспуте они впервые и были упомянуты. Их упомянули ссылавшиеся на них монофизиты, а православные, напротив, отвергли их, как неподлинные, указав, что неизвестны ранней Церкви. И вот, нач ная с VII в. сочинения Дионисия Ареопагита цитируют уже и пра- вославные, притом - как источник своего вероучения. Выдвинув новое учение, патриарх Сергий, который был не столько богосло- вом,сколько деятельнейшим церковным политиком,сразу завязал переговоры. Эти переговоры вроде бы имели успех. Прежде всего он встретил себе союзника в лице александрийского патриарх Кира. Кир тоже решил,что учение о едином действии - хорошая основа для объединения православных и монофизитов, ибо не от- метает прямо Халкидонского догмата, но, так сказать, смягчает его указанием на экзистенциальное, как сказали бы теперь, единство о Христе обеих природ. Но новое догматическое учение сразу же встретило противодействие,и здесь необходимо назвать прежде всего имя св. Софрония,который в истории известен как Софроний Иерусалимский (хотя патриархом Иерусалимским этот святой был не п следние годы даже, а только месяцы своей жиз- ни). Сама жизнь св. Софрония весьма драматична и богата всяки- ми событиями. Он происходил из горога Дамаска в Сирии. В Сирии было два больших центра - Антиохия, скорее греческий город, и Дамаск, где сильно ч вствовалась восточная почва. Получив об- разование в Дамаске, св. Софроний оставил его, как оказалось, навсегда; подвизался в монастырях Палестины, затем переселился в Александрию, после этого был в Латинской Африке, где позна- комился с прп. Максимом Ис оведником. Но еще раньше он сбли- зился с Иоанном Мосхом, который стал его сподвижнником. Вместе с ним они подвизались в Палестине, а затем отправились дальше, поровну деля труды странствий. Блаженный Иоанн Мосх - автор <169>Луга Духовного<170>. В Александрии св. Софроний, тогда еще простой монах, противостоял новой ереси, полемизируя с патриархом Киром Александрийским. Патриарх его уважительно выслушал и тут же отослал в Константинополь к патриарху Сер- гию. Один современный историк говорит, что самый момент, когда простой монах Софроний бросился на колени перед патриархом Ки- ром, умоляя его не вводить новую ересь, ознаменовал и реши- тельноео поражение этой ереси. С патриархом Сергием Софроний также вел оживленные переговоры, и есть основания полагать, что позиция Сергия изменилась именно в результате такого му- жественного и аргументированного натиска св. Софрония, тем бо- лее,что изменились и другие обстоятельст а. Константино- польская кафедра не мог решать догматические вопросы, совер- шенно игнорируя мнение Рима, и, вполне естественно, что патри- арх Сергий, трудившийся над новым догматом о единой энергии, должен был вступить в переговоры с папой. На папском пр столе в то время был Гонорий (Онорий, по другому произношению); как показывают его письма к Сергию, он в целом одобрил мысли своего константинопольского собрата, но относительно деталей внес некоторые новые предложения, а имен- но - не рассуждать о еди ой или двух энергиях, а сосредото- читься на выработке учения о единой воле во Христе. Таким об- разом, именно Гонорий оказался формальным и фактическим про- возгласителем новой ереси,которая известна под названием моно- фелитства ("монос" - один, <169>фелим <170> - воля). Монофе- литство - единоволие, учение о единой воле во Христе. Как счи- тал папа, именно это учение могло стать приемлемым для обеих сторон компромиссным вероисповеданием. С одной стороны, не происходит отречения от Халкидонского догмата, с другой - в угоду монофизитам провозглашается учение о единой воле во Христе, т. е. о единой Богочеловеческой воле. Ясно, что этот факт весьма неприятен для римо-католиков, поскольку он опять-таки опровергает католическое учение о непогрешимости папы в вопросах веры. Признавая эти факты в целом, католи- ческая сторона должна прилагать большие усилия, для такого их и толкования, чтобы они не вступали в противоречие с догматом I Ватиканского Собора о папской непогрешимости. И поэтому ка- толики говорят, что папа не понял спора, который шел на Восто- ке, или, что он в своем письме константинопольскому патриарху высказа ся как частное лицо, а не как римский папа. Но доб- росовестные католические историки признают, что в то время во- обще не было никакой речи о папской непогрешимости, никто о ней не учил, никто ее и не ожидал найти, и поэтому неудиви- тельно, что впоследст ии сама Римская Церковь согласилась с анафематствованием ереси папы Гонория на IV Вселенском Соборе. Но это было потом, а тем временем предстоял еще долгий спор об этом новом учении. Патриарх Сергий успел уже возбудить в Церкви споры относительно учения о единой энергии. К старому разделению прибавилось новое - кроме последовательных пра- вославных и решительных монофизитов, появилась еще третья пар- тия - конформистская партия, кото ая поддерживала патриарха Сергия и его официально-церковную линию. Новое учение было пе- рефопмулировано. Оно в принципе не изменилось, но получило иное выражение. Император Ираклий упорно желал остаться в сто- роне от вероисповедных баталий, но в концеонцов патриарх Сер- гий принудил его подписать указ, утверждавший новое учение о единой воле во Христе и запрещавший споры об энергиях, т. е. отменявший то учение, которое сам Сергий провозглашал прежде. Этот указ был издан в 638 г. и получил название" кфесис" или <169>Эктесис<170>, т. е буквально - <169>изложение<170>. В действительности же автором указа был сам патриарх. События разворачивались бурно. Примерно в это же время иерусалимским патриархом становится св. Софроний, который свое известите ьное послание другим патриархам и церковным предстоятелям (та- кие послания каждый раз, по традиции, посылались после интро- низации нового патриарха), сделал настоящим исповеданием веры, где опровергается новая монофелитская ересь и утверждается правосл вное учение о двух действиях - Божественном и челове- ческом, и двух волях - Божественной и человеческой во Христе. Впоследствии это послание св. Софрония - <169>окружное посла- ние<170>, как оно называется, вошло в деяния IV Вселенского Собора. Св. Софроний недолго был патриархом Иерусалимским. Вскоре Иерусалим подвергся новому завоеванию. Когда была сокрушена мощь персов, казалось, что хотя бы с восточной стороны границы империи обеспечены. Но восстал новый и гораздо более страшный противн к - ислам, который зародился на Аравийском полуостро- ве. Очень скоро вслед за падением Персидской державы началась мощная экспансия арабов-мусульман за пределы Аравийского полу- острова. Взаимная борьба Византии и Персии ослабила обе страны и открыла пу ь исламскому завоеванию. Персия была завоевана почти мгновенно. Такая же участь ожидала и многие провинции христианской империи. Прежде всего арабы завоевали Палестину. Иерусалим мужественно сопротивлялся, но силы были слишком не- равны, и св. Софроний возглавил переговоры о сдаче Иерусалима. Тогдашние мусульмане - вдохновленные носители новой религиоз- ной идеи - не могли в то же время не осознавать некоторой сво- ей культурно-исторической неполноценности, и поэтому не стре- мились свою религию навязать всем. Они хотели подчинить себе тех,кто исповедует другие религии военным путем. Поначалу мусульмане не выказывали большой враждебности к христианам. Они говорили, что их власть вполне может стерпеть христианское <169>заблуждение<170>. Но если христи не оказывали сопротивле- ние, их ждали самые страшные наказания. Мусульмане совершенно по-разному относились мусульмане к тем городам, которые им сдавались добровольно, и к тем, которые были взяты штурмом. Иерусалим, довольно долго мужественно сопротив явшийся, в кон- це-концов сдался, и св. Софроний присутствовал при первых распоряжениях новых мусульманских его властителей. Они оказа- лись довольно либеральными. Когда св. Софроний предложил мусульманскому военачальнику войти в церковь Вознесения, для оклонения Христу, тот отказался и сказал: <169>Если я войду в твою церковь,то после моей смерти ее у тебя отберут<170>. Христианам были обеспечены определенные права не только в Ие- русалиме, но и во всей Палестине. Вскоре св. Софроний скон- чался. Довольно легко мусульмане захватили также Сирию с ее сто- лицей Антиохией и Египет, причем, монофизитское население этих областей, как и прежде, при персидском захвате, приветствовало новых завоевателей. Именно наличие большого числа монофизитов и объя няет столь легкие и быстрые успехи мусульманской аг- рессии в этих регионах. Таким образом почти все области, зара- женные монофизитством, оказались под властью мусульман, и во многом именно по этой причине церковно-политические цели так называемого <169>Экфесиса<170> не были достигнуты. Вскоре уми- рает патриарх Сергий, а затем император Ираклий. Император Ираклий, мужественный воин, победитель персов, перед смертью впадает в депресссию и совершенно безучастно наблюдает за арабским завоеванием тех провинций, которые он так успешно отвоевывал. После смерти Ираклия были неко орые дворцовые смуты и очень скоро императором был объявлен его несовершенно- летний внук,который в истории известен как Констант II. Если Ираклий склонялся к нейтралитету в вопросах религии, а его безвременно (вскоре после отца) умерший сын Константин был убежденным православным, то Констант - сын этого Константина и внук Ираклия - стал защитником монофелитства. Констант, подоб- но воему деду, был мужественным правителем, который не остав- лял надежды вернуть империи утраченное. Именно это, по-видимо- му, побуждало его защищать монофелитство, ту вероисповедную формулу, которая, как казалось, могла стать почвой примирения православн х и монофизитов. Однако, ввиду преобладания пра- вославия на тех территириях, которыми Констант реально обла- дал, он должен был несколько видоизменить политику своего де- да, или - что то же самое - политику патриарха Сергия. В 648 г., уже по достижении с вершеннолетия, он издает новый веро- исповедный указ. Этот новый указ получил наименование <169>Типос<170>, т. е. образ, образец. Автор этого указа идет на попятную. Он зап- рещает всякие дискуссии об энергиях и волях и как бы хочет успокоить ту бурю, те напряженные споры, которые завязались в Церкви после провозглашения учений сначала о единой энергии, а затем о единой воле во Христе. Но на самом деле слишком много уже было сказано раньше, в предыдущие десятилетия, чтобы просто-напросто умолчать об том и чтобы такое умолчание послу- жило к тому же основой для церковного мира. Поэтому православ- ные немедленно разоблачили этот новый опыт официального бо- гословия как защиту неправой веры, как защиту монофелитства. В этот новый период спора главным защитником православия явился прп. Максим Исповедник. Максим Исповедник, жизнь которого во многом напоминает жизнь св. Софрония, тоже в был участником очень важных событий церковной истории. Защищая православие, он п ошел грады, веси и даже континенты. В молодости был прид- ворным советником,но очень скоро оставил двор, став монахом на азиатском берегу Босфора; затем, избегая персидской опасности, он покинул свой монастырь, ушел в Александрию; побывал также на мног х островах Средиземного моря. Из Египта он направился в латинскую Африку, где стал организатором сопротивления новой константинопольской ереси.В это время в латинской Африке нахо- дился низложенный по политическим причинам константинопольский патриарх ирр. Состоялся диспут прп. Максима Исповедника с быв- шим патриархом Пирром, причем до нашего времени дошла точная его стенограмма. Патриарх признал себя побежденным, и, будучи прежде моно- фелитом, перешел на сторону православия, хотя, как выяснилось, н окончательно. Впоследствии он опять перебежал к монофелитам. Эти события,важные сами по себе, были сильно осложнены обстоя- тельствами чисто политического характера.В то время,когда прп.Максим Исповедник находился в Африке, военный наместник этой провинции - лицо, бывшее с ним в весьма дружеских отноше- ниях, взбу товался против константинопольского правительства и объявил себя императором. Этот узурпатор погиб в борьбе с ара- бами, но впоследствии отвечать за его действия пришлось на су- де в Константинополе прп. Максиму. В латинской Африке прп. Максим Исповедник организовал несколько соборов, которые все высказались против монофелитства. Прп.Максим не был латиняни- ном, но его богословие было определяющим для догматического учения этих поместных соборов. Затем Максим отправился в Рим. В свое время здесь побыва и св. Софроний со своим другом - блаженным Иоанном Мосхом (в Риме Иоанн Мосх скончался, и по его завещанию св. Софроний повез останки друга на Востое, в Палестину. Именно таким образом, сопровождая тело блаженного Иоанна, св. Софроний вернулся к себ на родину, где ему и предстояло стать иерусалимским патриархом). Прп. Максим Испо- ведник в жизни Римской Церкви имел гораздо большее значение, чем св. Софроний. Во время пребывания прп. Максима в Риме только что избранный без утверждения константинопольского им- ператора римский папа св. Мартин Исповедник созвал поме тный собор в 649 г. Этот собор 649 г. называется Латеранским - по названию папского дворца, где он заседал. На этом весьма представительном соборе западного епископата, присутствовало более 100 латинских епископов латиноязычных областей. Однако, как на соборах в латинской Африке, здесь главенствовал прп. Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство. Прибывший в Рим военный наместник императора, который должен был аресто- вать папу Мартина, предпочел вместо этого взбунтоваться и провозгласить сам го себя императором, словом, произошла еще одна узурпация под знаменем защиты православия. Это, конечно, осложнило картину и отяготило земную участь защитников православия, когда впоследствии императору Констан- ту удалось-таки наложить свою руку на не окорную Италию. Папа Мартин был арестован. Его некоторое время держали в заключении на одном из греческих островов, затем он был доставлен в Константинополь, где состоялся судебный процесс. С самого на- чала суд имел чисто политический характер. Вероис оведные убеждения папы никого не интересовали. Он был приговорен к смертной казни. По просьбе умирающего константинопольского патриарха Павла, одного из деятельнейших защитников монофе- литства, смертная казнь папе Мартину была заменена ссылкой в Крым в тогдашней империи Крым был самым суровым, самым север- ным краем, и папа Мартин в своих письмах в Рим жаловался на всяческие лишения, что совершенно естественно, тем более, что он был человеком старым и обременным разными болезнями; в частности, его учила подагра - так,что он не мог даже стоять). Мы можем считать его в некотором смысле нашим отечественным святым, поскольку он умер в пределах нашего государства*) *) В конце XVIII в., когда Крым был присоединен к Российской импе- рии, в Москве построили большой храм св. Мартина Исповедника. Он находится в районе Таганки и сейчас наконец-то начинает функционировать. Это одна из самых больших Церквей в Москве. Пос е войны Сталин предложил патриарху Алексию на выбор две Церкви - Ордынскую и Максима Исповедника. Но, поскольку в хра- ме на Ордынке была святая икона <169>Всех скорбящих ра- дость<170>, патриарх предпочел получить именно его. Если рели- гиозные взгляды папы Мартина никого не интересовали, то, как только дошла очередь до преподобного Максима Исповедника, его всячески стремились склонить к компромиссу, ибо власти созна- вали,что именно он - истинный возглавитель православных. П еподобный Максим был непреклонен. Ему сказали: <169>Уже вся вселенная причастилась с патриархом<170>, т.е. вошла в литур-