05.1О.92 г. Лекция N 2. В настоящее время в Церкви существует трехступенчатая ие- рархия: епископы, священники, диаконы. Сохранилось четкое и повсеместно распространенное представление о церковной иерар- хии, и даже в тех Церквах, которые отделились от православной, в древневос очных Церквах: несторианской и монофизитских; в Католической Церкви, невзирая на такие яркие отличительные особенности, как, например, католическое учение о папстве, в принципе существуют те же самые иерархические принципы. В на- ших представлениях о д евней Церкви очень давно заметна такая тенденция - механически переносить иерархические структуры на- шего времени или четвертого века на церковную жизнь первых десятилетий. Обратившись к нашему первоисточнику, к Священному Писанию Нового Завета, мы у идим, что это представление невер- но, ибо в первые десятилетия еще нет такой четкой трехстепен- ной иерархии, а с другой стороны, обнаружим, что в это время существуют особые служения, которых нет в церковной деятель- ности последующих времен. Прежде всего, в Церкви первых деся- тилетий существуют апостолы (о них отдельный разговор), су- ществуют пророки. И еще, что очень важно, мы не находим здесь господства монархического принципа в церковной иерархии, но можно утверждать, что к концу перво о века монархический прин- - 9 - цип получил преобладание. К концу первого века, вся Вселенская Церковь состояла из поместных Церквей. В то время еще нельзя говорить о таких структурных единицах, как митрополии, патри- архаты. Вселенская Церковь состояла из от ельных городских Церквей во главе с епископом - т. е. выражаясь нашим современ- ным языком, Вселенская Церковь состояла из отдельных епархий. Но это - не первоначальная картина, потому что ситуация первых десятилетий, насколько она отражена в Священном Писании Нового Завета - в Деяниях и Посланиях апостольских, - иная. Именно этого монархического принципа, который стал господствующим до- во ьно скоро, мы там и не находим. На первом месте стоят апостолы, ближайшие ученики Христа Спасителя - это двенадцать апостолов. Мы знаем, что один из двенадцати, Петр, был первым, имел особое место в этом лике апостольском. Однако он был, как говоритс , первым среди равных. Только впоследствии римские епископы связали учение о преобладании своей кафедры с пре- емством от апостола Петра, стали доказывать, что он с самого начала был назначен Христом главою всей Вселенской Церкви, но это невозможно обо новать новозаветными текстами. Далее, Цер- ковь, как она изображается в книге Деяний, управляется очень часто не одним человеком, но коллективно. Вот, например, Анти- охийская Церковь. В начале 13-й главы книги Деяний святых апостолов мы читаем:"В Антиох и, в тамошней Церкви были неко- торые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четверов- ластника, и Савл. <169> Среди этих пророков и учителей мы на- ходим величайшего апостола Савла, т. е. авла, и получается, что во главе данной Церкви стоял не один человек а целая кол- легия иерархов, которые здесь называются <170>пророки и учите- ли". Далее, после того, как апостолы покинули Иерусалим, мы находим во главе Иерусалимской Церкви коллегию пр свитеров, первым из этих пресвитеров называется Иаков брат Господень, и только впоследствии Иакова брата Господня стали называть епископом Иерусалимским. Что касается слова <169>епископ<170> - оно в Новом Завете неоднократно употребляется взаимозамен мо со словом <169>пресвитер<170>, и мы видим, что еще нет разли- чия между епископами и пресвитерами, эти два слова обозначают одно и тоже служение, в то время как впоследствии они стали обозначать различные ступени иерархии. Приведу вам пример из 12 г авы книги Деяний. Здесь излагается беседа апостола Павла с возглавителями Эфесской Церкви, причем в одном месте, в 17-ом стихе, они называются пресвитерами, а в 28-ом стихе - епископами. В русском переводе стоит <169>блюстители<170>: чтобы не смущать простых читателей, переводчики отказались от термина, который употреблен в греческом подлиннике. Однако, хотя мы и не находим в общинах первых десятилетий последующего четкого различения степеней священства, на основании этих от- рывков мы можем утверждать, что в Церкви никогда не было де- мократических порядков, на которых настаивают протестанты. П отестанты считают, что все христиане имеют совершенно равные харизматические дары и уже в силу одного крещения могут счи- таться священниками. Поэтому те рукоположения, которые во мно- жестве описаны в Священном Писании, это, с их точки зрения, не посвящ ния, не сообщение каких то особых даров, а всего лишь введение в должность назначение. Но если мы посмотрим, как описана церковная жизнь в Новом Завете, то будет ясно, что ие- рархический принцип существовал всегда. Всегда существовали возглавители общ н, руководители церковной жизни, учители на- рода Божия, хотя столь характерные для последующего времени - 10 - понятия клира, с одной стороны, и мирян, с другой, сложились лишь к концу второго столетия. Несмотря на то, что в Новом За- вете нет трехстепенной ие архии в нашем современном понимании, мы можем все-таки утверждать, что она там есть. Прежде всего, там говорится о служении апостольском. Апостолы в этот первый период церковной истории и были возглавителями Церкви в том смысле, в каком впоследствии ми стали епископы. Однако, осо- бенность апостольского служения была в том, что они были посланы в мир - <169>Идите в мир весь и проповедуйте Евангелие всей твари<170>. Апостолам была вверена не какая-то местная Церковь, как в последующее время епископ м, но вся Вселенская Церковь. Они действовали, исходя из сознания своей вселенской ответственности, вселенской миссии. Они шли с проповедью повсюду, переходя из одного города в другой, и даже имея от Спасителя особую заповедь не задерживаться на одно месте, спе- шить дальше, оставляя плоды своих проповеднических трудов в виде новосозданных Церквей и новонасажденной церковной иерар- хии. Следующая ступень иерархии - пресвитеры, или же епископы - сопоставима с пресвитерами - священниками последующего вре- мени. Название <169>пресвитер<170> означает - старейший, так назывались почетные члены иудейских общин, которым поручались дела по ру оводству этими общинами. Слово <169>епископ<170> - греческое, как и пресвитер, означает буквально <169>надзира- тель<170> или <169>блюститель<170>. Вообще, эти термины - апостол, пресвитер, епископ - трудно однозначно связать с практикой ветхозаветной еркви, потому что схожие названия, с похожими функциями, должностями мы встречаем также и у язычни- ков. Нельзя говорить, что эти названия соответствуют тому-то или тому-то, там-то и там-то, тем более, что здесь речь может идти только о сравнении, а не об отождествлении этих служений христианских с какими-то схожими служениями в других религиоз- ных общинах. И, наконец, третья степень священства - самая младшая - это диаконы, о которых я уже говорил в прошлый раз. Диаконы в древней Церкви имели очень большое значение, обычно это были близкие помошники епископов, имевшие свои литурги- ческие функции. Мы дол ны думать, что семь диаконов Иеруса- лимской Церкви непременно имели такие литургические полномо- чия: например, о диаконе Филиппе-благовестнике рассказывается, что он совершал святое крещение. Обо всех диаконах говорится, что они с большим успехом пропо едовали, но кроме того, в древней Церкви диаконы были ближайшими помошниками епископов и очень часто становились преемниками епископов. В западной Церкви и до сих пор очень мало диаконов: обычно на целую епар- хию западной католической Церкви приходитс только один диакон, который исполняет должность епископского секретаря. Из римского диаконата в течении веков вырос институт кардиналов, т. е. институт должностных церковных лиц, которые во всей за- падной Церкви имеют огромное значение. Проповедь христианской веры была очень успешной, по край- ней мере, в пределах огромной Римской державы. В Римской импе- рии существовало оживленное сообщение между разными ее частя- ми, и совершенно естественно, что одним из важнейших каналов распростране ия проповеди о Христе были связи иудейской ди- аспоры с Иерусалимом, потому что еврейские общины существовали повсюду. В самом Риме была очень большая община, поэтому и Церковь христианская, которая обычно появлялась там где су- ществовала еврейская общи а, очень рано появилась и в Риме. Вспомните, как проповедывал святой апостол Павел. Он прежде - 11 - всего шел в синагогу в том городе, куда он прибыл. Кто основал римскую церковь сказать невозможно. Но мы можем думать, что уже очень скоро после Пятидесятни ы в Риме появились первые христиане. При императоре Клавдии в начале 5О-х годов I века в Риме среди иудеев произошли столкновения, связанные со спорами относительно учения Христова. Об этих событиях довольно глухо упоминает римский языческий историк Светоний. Он пишет, что у иудеев прои ошли беспорядки при подстрекательстве некоего Христа. Эта довольно туманная фраза на основании всех наших сведений понимается весьма просто. У иудеев были столь ожесто- ченные споры относительно учения Христова, что римские власти увидели в этих спорах угрозу общественному спокойствию, и в начале 5О-х годов император Клавдий распорядился об изгнании из Рима всех иудеев. Об этом также сообщает святой евангелист Лука в книге Деяний, согласно которой апостол Павел встретил в Коринфе одну супружескую п ру, которая была изгнана из Рима по императорскому приказу. Что здесь для нас важно в этом из- вестии? Мы узнаем, что проповедуется учение Христово, во-вто- рых, видим, что внешние люди, т. е. язычники не делают разли- чия между иудеями и христианами, хрис ианство рассматривается как своего рода секта внутри иудейства. Но уже немного больше десятилетия спустя положение меняется. При императоре Нероне в 64 году происходит большой пожар города Рима, несколько дней и ночей город пылает, и целые кварталы с лошь выгорают. Импера- тор Нерон был человеком извращенным, этаким эстетом, декаден- том своего времени. Даже тогда, когда он пришел к политическо- му краху, и ему предстояло совершить самоубийство, он горестно воскликнул:"Какой художник погибает!". Он счи ал себя замеча- тельным поэтом, и, как говорили злые языки, сам поджег город Рим, чтобы вдохновляться величественейшим зрелищем пожара и воспевать его в своих стихах. Но этот пожар, который, естест- венно, вызвал страшное волнение в народе, был использов н как повод для гонения на христиан. Именно христиане, а не кто дру- гой, были обвинены в поджогах. И здесь христиане уже совершен- но четко отличались от иудеев. Иудеев это обвинение не косну- лось ни в какой степени. О нероновом гонении сообщает римский историк Тацит. После Светония - это другое важное свидетельст- во о первоначальном христианстве, исходящее из внешнего мира. Тацит свидетельствует о том, что хри тиане вызывали всеобщую ненависть, и, действительно, рассматривая историю гонений на христианство, можно констатировать, что в течении первого и более продолжительного периода гонений, до самой середины III века, ненависть общественного мнения по отн шению к христи- анству, ненависть простого народа была гораздо сильнее, чем репрессивные намерения властей. Нероново гонение было своего рода исключением, и коснулось оно одного лишь города Рима, со- вершенно не затронув провинции, а многие последующие и перато- ры старались не столько развязать репрессии, сколько, наобо- рот, ввести начатые по инициативе язычников, по инициативе местных возглавителей администрации гонения в какие-то более узкие рамки. И только, начиная с середины III века и до самого ко ца гонений, т.е.до начала IV века, императорская власть бе- рет на себя инициативу гонений и становится во главе антих- ристианской кампании. Чем объясняется такая неприязнь к христианству? Я думаю, что ее объяснить совсем не трудно. Она объясняется сове шенно естественной ненавистью толпы ко всему духовно значимому, ко всему из ряда вон выходящему. Мы можем вспомнить как в Афинской республике, которая во все времена почиталась эталоном античной демократии, был по приговору этой - 12 - самой демократии казн н великий языческий праведник Сократ. Христианство в духовном отношении было несравненно выше язы- чества, дело не только в том, что христианство давало гораздо более высокие идеалы, дело в том, что языческий мир к моменту появления христианской Церкви был в состоянии кризиса и разло- жения, это был духовно угасающий мир, в то время как Церковь была полна духовного горения, самой сильной жизненной энергии. Естественно, что первые христиане резко выделялись на фоне языческого общества, и сами бывали в нуждены рвать связи, ко- торые их с этим обществом соединяли. В наше время тоже очень часто происходят конфликты даже внутри одной семьи, когда дети становятся христианами, а родители их никак не понимают. Вам всем приходилось видеть примеры внутрисемейных конфликтов. И, как говорят жития святых, в древности то е бывали конфликты такого рода, причем они могли доходить до крайней степени ожесточения, когда родители не останавливались перед тем, что- бы отдавать своих детей на казнь за исповедание христианства. Свидетельства о мучениках - это весьма драгоценные истори- ческие свидетельства. Прежде всего нужно понять значение этого слова <169>мученик<170> во всем его объеме. Наше русское слово <169>мученик<170> передает греческое слово <169>мартис<170>, но греческое слово более многозначно. Мученик - это тот, то терпит мучения, <169>мартис<170> - это прежде всего свидетель. Те, кто воспринимал слово <169>мартис<170> в полноте его зна- чения, видел в нем прежде всего выражение того, что проповедь веры ведется не словами, но всей жизнью, не останавливаясь и п ред смертью. Если проповедниками в современном смысле могут быть люди только особо одаренные или, скажем, более образован- ные, проповедниками-мучениками могли быть все, и поэтому прав был Тертуллиан, когда говорил, что кровь мучеников - это семя Церкв . Именно на крови мучеников Церковь строилась, и пример муче- ников был, может быть, гораздо более убедительным, чем слово многих и многих проповедников и учителей. Сами апостолы и те, кто шел за ними, как правило, запечатлевали свою проповедь му- ченическим концом, как апостол Петр, который был распят в Ри- ме, как апостол Павел, который был казнен мечем в том же Риме, как почти все другие апостолы. Каждая поместна Церковь, т. е. каждая городская община*) (а таких общин - городов могло быть очень много, например, в Малой Азии в IV в. было около трехсот общин во главе с епископами), хранила память о своих мучениках и имела среди самых больших праздников своего ален- даря местные праздники в память тех, кто в этом месте постра- дал. Впоследствии, когда Церковь смогла выйти из катакомб, над гробницами мучеников стали воздвигать храмы, причем во многих местах это было возможно еще до общего прекращения гонений. *) Надо сказать, что в Римской империи христианство распространя- лось поначалу именно в городах - в то время, как деревенские жители очень долго оставались менее склонны к новой вере. Поэ- тому латинское слово <169>паганус<170>, обозначавшее сельского ж теля, стало применяться и к язычникам, отсюда и наше древне- русское <169>поганый<170> (Прим. о.В.Асмуса). Церкви, естест- венно, сообщали друг другу о тех, кто прославился мученической смертью. И вот, одни из древнейших источников о мучениках - это такие послания одной Церкви другой. Кроме того отдельные жития мучеников возникли на основе официальных докум нтов. Хо- тя в в некоторых случаях мучеников казнили в порядке самосуда. Чаще всего это происходило по приговору официальных римских судов и сопровождалось соответствующим бюрократическим делоп- - 13 - роизводством. Такие акты могли также стать основой для жизн описания мучеников. В иных случаях, однако, жития мучеников составляли позднее, чем они прославились, ибо древние жития перерабатывались, расширялись, дополнялись на протяжении всего первого тысячелетия всей христианской истории, причем к ним в полно мере относится то, что Д. С. Лихачев в своей книге о по- этике древнерусской литературы говорит относительно нашей словесности. Существовал, если воспользоваться выражением Ли- хачева, <169>литературный этикет<170>, т. е. какие-то харак- терные моменты мо ли восприниматься как обязательная принад- лежность каждого жития и переноситься из одного жития в дру- гое. Мы не должны думать, что житие всегда абсолютно достовер- ный исторический источник. Во всяком отдельном случае нужно рассматривать вопрос историче кой достоверности отдельно, по- тому что одно житие написано сразу после кончины мученика, другое - через несколько сот лет, и это, понятно, ситуации со- вершенно различные. И, кроме того, жития - это не биография в современном смысле, не учное жизнеопи ание, а скорее икона. В житии возможны определнные обобщения, определнный схематизм, свойственный художественным изображениям на иконе. Мученики - это свидетели веры Христовой в том обществе, которое этой веры не принимает. Но почему же вс-таки Римская империя враждебно относилась христианству? Почему о христианах распространялись самые невероятные, фантастические сведения, которые передова- лись из уст в уста и становились основой антихристианской государственной полити и? Многое здесь, как я уже сказал, за- висело от народной психологии, но всего этим не объяснишь по- тому что Римское государство тоже имело свои основания бояться христианства. В отличие от либеральных доктрин новейших вре- мен, Рим не рассматривал религи как частное дело граждан, для римлян она была государственным делом. Римский народ имел свою религию и не мог иметь другой религии. Правда, римский народ стал хозяином огромной империи, куда вошло множество других племен, но то были, за одним-единс венным исклчением, народы языческие, поэтому особых проблем не возникало. В неко- торых случаях происходило отождествление богов римского панте- она с иноземными богами. Самые известные примеры - это парал- лели между римскими и греческими богами. Здесь, в иду очень сильного культурного влияния греков на римлян, произошло пол- ное отождествление всего пантеона, получилось так, что каждый греческий бог, полубог, демон имеет своего римского двойника. В других случаях, когда какие-то экзотические культы ока ыва- лись на территории Римской империи, эти новые божества могли быть также включены в римский пантеон, уже сохраняя свои собственные имена и свои отличительные признаки. Здесь, конеч- но, совершенно особое место занимала иудейская религия. Ревни- телям иудейства удалось отстоять свои интересы перед лицом римских властей, и это оказалось возможно по двум причинам: во-первых, иудейская религия с успехом доказывала свою бол шую древность (а римляне были большими почитателями древности, древность как бы автоматически оправдывала ее право на свое существование), кроме того, апологеты иудейства могли очень легко доказать, что иудейство - это национальная религия, т. е. рел гия целого народа, а каждый народ в пределах империи имел право на свою собственную религию, даже если она сильно отличалась, как иудейство, от всяких других языческих религий. Как вы понимаете, ни одного из этих двух преимуществ не было у христианст а. Христианство воспринималось как новая религия, поскольку оно и было религией Нового Завета. Христианство - 14 - очень рано вышло за пределы иудейства, уже со времен императо- ра Нерона оно никоим образом не могло восприниматься как свое- го рода иудейская се та; христианство находило последователей среди всех народов, т. е. подтачивало основы тех религий, ко- торые существовали в Римской империи. Кроме того, нужно учиты- вать еще и следующее. Когда Рим, римское государство перероди- лось в империю, эта новая м нархическая государственность по- лучила санкцию языческой религии в виде обожествления импера- торов. Сначала императоры обожествлялись посмертно, потом их стали и при жизни почитать как существа божественные и каждый лояльный гражданин был обязан участ овать в поклонении этим царственным божествам, отказ в поклонении был равносилен отка- зу в лояльности. Здесь делалось исключение для иудеев (я уже объяснял, почему им это было позволено), и в то же время власти очень строго слели за тем, чтобы иудейс во оставалось чисто национальной религией, чтобы эта привилегия ни на кого больше не распространялась - в то время, как христианами ста- новились бывшие язычники, которые еще вчера почитали богов и возносили почести государственному культу, но затем пр нимали веру Христову и переставали посещать языческие капища, и это рассматривалось как большая политическая опасность. Надо ска- зать, что римские власти расправлялись не только с христиана- ми, но и с представителями других тайных религиозных обществ. Существовала целая категория запрещенных религиозных союзов. Однажды в Риме обнаружили тайное общество почитателей Вакха - бога вина, и все 7ООО членов этого общества были казнены. Здесь римские власти действовали прежде всего из соображений государственной целесообразности. Не нужно преувеличивать их религиозный идеализм, хотя, в общем, историки отмечают, что в некото ых случаях императоры, настроенные более идеально, ока- зывались и более жестокими гонителями христианства, чем импе- раторы-прагматики. Один документ из истории раннего христи- анства я хотел бы вам сейчас зачитать. Это переписка императо- ра Траяна с Плини м младшим. Плиний был назначен наместником в Вифинии, в северо-западной части Малой Азии, и в этой части империи оказалось очень много христиан., причем их положение к этому времени (к началу II века) не было определено ни какими законами, и потому э от важный чиновник часто оказывался в не- доумении. Он шлет своему другу императору запрос о том, как ему нужно поступать в изложенном случае. Письмо Плиния Траяну: <169>Я никогда не знаю, что именно и в какой степени подлежит суду, наказанию и является предметом расследования. Я нахо- дился в немалом затруднении, придавать ли какое-то значение различию возрастов или же несовершеннолетние не должны быть отличаемы т взрослых; давать ли за раскаяние прощение, или то- му, кто был христианином, и отречение не приносит пользы; под- вергать ли христиан за самое имя, помимо каких-либо преступле- ний, или же за преступления, стоящие в связи с именем? Я, меж- ду тем, поступал следующим образом с теми, о ком мне доносили как о христианах. Я допрашивал их - христиане ли они$ когда они сознавались, я спрашивал их во второй и в третий раз, уг- рожая казнью; тех, кторые упорствовали, приказывал отводить на смертную казнь, ибо я е смомневался, что каково бы ни было то, в чем они сознались, во всяком случае их упорство и непреодо- лимая нераскаянность заслуживают казни. Других подобных же бе- зумцев, так как они были римские граждане, я предназначил к отсылке в Рим. Как только на алось дело, как это бывает обык- новенно, обвинение приняло сложные и разнообразные виды. Подан был анонимный донос, и в нем перечислены имена многих, которые - 15 - заявили, что они не христиане и никогда не были христианами. Когда они вслед за за мной обрат лись с воззванием к богам, воздали поклонение твоему изображению, которое я для этой цели приказал принести со статуями богов, через воскурение фимиама и возлияния вина, и когда, сверх того, произнесли злословия на Христа, - действительно, говорят, х истиан нельзя принудить ни к одному из этих действий, - я нашел возможным отпустить их. Другие, поименованные в списке, признались, что были прежде христианами, но теперь уже не принадлежат им, один перестал быть христианином за три года перед тем, д угие несколько раньше, некоторые лет двадцать тому назад. Все они почтили твое изображение и статуи богов и злословили Христа. По их словам, вся вина их, или заблуждение, состояло в том, что они сходились в известные дни рано утром вместе и пели песн Христу как Богу, клятвенно они обязывались не на преступление ка- кое-либо, но к тому, чтобы не красть, не грабить, не прелюбо- действовать, быть честными, возвращать вверенные залоги. После этого они расходились и собирались снова для вкушения пищи, об чной, однако, и невинной. Впрочем, и это перестали делать, когда я своим эдиктом, согласно твоему повелению, зап- ретил это. Ввиду этого, я счел тем более необходимым допросить под пыткою двух служанок, которые назывались служительницами, чтобы узнать то здесь есть истинного, но я не нашел здесь ни- чего, кроме суеверия, грубого и безмерного. Поэтому, отложив дальнейшее разбирательство, я обратился к тебе за советом. Де- ло мне кажется заслуживающим внимания, особенно ввиду большого количества замешан ых в нем. Множество людей всякого рода, по- ложения - и мужчин, и женщин - вовлечены в опасность, будут и потом подвергаться ей. Зараза этого суеверия распространилась не по городам, но и по селам и деревням, хотя, кажется, можно остановить ее и поправ ть дело. По крайней мере, известно те- перь, что опустевшие было храмы начали опять привлекать пок- лонников, прекратившиеся на долгое время жертвоприношения - возобновились, и стал находить сбыт корм для жертвенных живот- ных, имевший доселе весьма немног х покупателей. Отсюда легко можно заключить, какое множество людей может быть приведено к порядку, если дать место раскаянию<170>. Желая, как истинный чиновник, преувеличить свои заслуги, автор вместе с тем свиде- тельствует, что христианство получило чрезвычайно большое распространение в провинции, которая была ему вверена. Действительно, и из других источников мы тоже знаем, чт Малая Азия была христианизирована, пожалуй, больше других областей империи, примерно в таком же благоприятном положении был Еги- пет. Интересно также посмотреть, что отвечает Плинию импера- тор: <169> При разборе дел на тех, о которых было донесено, как о христианах, ты поступил как должно. В этом случае и не- возможно установить общее определенное правило. Разыскивать их не следует, но если выступают с доносом и обвинениями против них, нужно казнить их. Однако, если кто не признает себя христианином докажет это самим делом через поклонение нашим богам, то за раскаяние получает прощение, хотя относительно прошлого он находится под подозрением. Бессмысленные доносы не должны иметь места ни в каком процессе<170>.