16.10 1992 г.
Лекция N 4.

     Завершение периода гонений на Церковь  отмечено  особенно
страшными,  дотоле невиданными преследованиями христиан. Чтобы
понять,  почему это случилось, нужно хотя-бы немножко предста-
вить,  что  являла  собой  Римская  империя во второй половине
III-го - в нач ле IV-го века.  В третьем веке  Империю  постиг
жесточайший кризис.  Все было поколеблено, а особенно страшной
была ситуация на  границах:  с  севера  наседали  германцы,  с
востока персы. И те, и другие враги грозили империи разрушени-
ем, и чтобы отразить эту пасность, она должна была сконцентри-
ровать все свои силы.  И в этом, т. е. в деле спасения империи
как таковом, христиане полностью были на ее стороне: они пони-
мали,  что империя, даже в ее языческом облике, - это те внеш-
ние рамки,  в которых не только озникла, но и продолжает более
или менее нормально существовать, насколько возможно нормально
существовать в перерывах между  гонениями,  христианская  Цер-
ковь. Гибель империи очень легко может стать не только гибелью
культуры,  но и самой Церкви. Возмож ая гибель империи воспри-
нимается  как  некая эсхатологическая катастрофа.  Но империя,
для того,  чтобы защититься от врагов,  меняет свой  характер:
она превращается, как теперь сказали бы, в государство тотали-
тарного типа.  Государство не  в  интересах  эксп  уататорских
классов,  как сказал бы марксист, но в своих собственных инте-
ресах берет  под  контроль  всю  жизнь  общества.  Государство
предпринимает более энергичные военные усилия, и потому расши-
ряется воинская обязанность.  Оно предпринимает огромные  фина
совые  усилия,  и потому растет управленческий аппарат.  Госу-
дарство берет под свой контроль всю экономическую жизнь:  каж-
дый человек прикрепляется к своему сословию и к своему рабоче-
му месту.
     Историей Позднеримской империии всегда интересовались со-
циали ты, и действительно, там был элемент социализма, но это,
так сказать, крепостной социализм. Усиливается также и идеоло-
гический диктат государства.  Языческая религия во все большей
степени навязывается всем слоям населения.  С 284 г.  во главе
империи стоял император Диоклетиан,  и почти двадцать  лет  он
правил,  не  трогая  или  почти не трогая хри тианской Церкви.
Первые девятнадцать лет его правления отмечены только  мучени-
чеством среди воинов,  потому что воины то и дело отказывались
приносить положенные жертвы богам,  и за это подвергались каз-
ни.  Христиане  чувствовали  себя настолько спокойно,  то даже
против дворца императора в малоазиатском городе Никомидии, где
Диоклетиан  имел свою резиденцию,  возвышалась большая христи-
анская церковь.  И вот под самый конец своего царствования,  в
303г.,  Диоклетиан  воздвигает гонения на христиан.  В течение
одного года 303-304 он один  за  другим  издает  целых  четыре
эдикта(  указа)  против христиан,  и эти эдикты предопределяют
все более нарастающие  масштабы  гонений.
     Сначала происходит  всего-навсего  конфискация церковного
имущества ( эта конфискация напомина т события в нашей  стране
в  20-х  годах и впоследствии).  Прежде всего конфисковывались
церковные здания. Кроме того, от духовенства требовалось выда-
вать священные сосуды и священные книги. Один из епископов был
рад,  что он обманул гонителей,  и вместо с ященных книг выдал
им  еретические книги,  которые для сведений хранились у него.
Но несравненно чаще ситуация была  более  острой,  потому  что

                            - 2 -
тех,  кто не выдавал священных книг и сосудов, подвергали реп-
рессиям, а тех кто выдавал - считали падшими - об э ом Церковь
судила довольно строго.
     Между прочим,  во время  Диоклетиановых  гонений  ,  было
уничтожено   несравненно   больше   христианских   книг,   чем
впоследствии, в христианскую эпоху, книг яхыческих - по приго-
вору церковных судов,  потому что языческие книги уничтоженные
 христианами,  можно пересчитать по пальцам одной руки,  в  то
 время как  язычники истребляли вообще все христианские книги.
Гонения развивались дальше, и от конфискации святынь и церков-
ной  собственности  скоро  перешли  к  арестам  и казням духо-
венства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица:
не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то вре-
мя было оч нь много,  потому что не было твердой границы между
клириками и простыми церковными служащими:  например, приврат-
ники в Церквах,  или санитары,  которые обслуживали  церковные
больницы  и  богадельни,  тоже  считались  клириками.  Что  же
представляла собой Церковь в это время?  Не нужно думать,  что
Церковь  уже  успела  духовно  покорить  большинство населения
Римской империи.  Хотя в некоторых местах христианизация  была
почти всеобщей, например, в некоторых районах Малой Азии или в
гипте,  в других местах верующих было еще очень  немного:  по-
местная  Церковь могла,  например,  состоять из 10 человек или
около того. Но надо сказать, что не все части империи в одина-
ковой мере были затронуты гонениями.
     Дело в том,  что Диоклетиан, которы вообще был реформато-
 ром, создал новую систему разделения империи и престолонасле-
 дия.  Он образовал коллегию из четырех правителей - старших и
 младших.  Они  назывались  августами  и кесарями и получали в
 свое правление ту или иную часть империи.  Один из тих сопра-
вителей,  Констанций Хлор (отец Константина Великого) управлял
Галлией (современная Франция) и Британскими островами.  В этой
части  империи  христиан было сравнительно немного,  и гонения
здесь,  из-за того,  что сам  Констанций  сочувствовал  христи
нству, носили самый поверхностный характер. Они ограничивались
конфискацией зданий,  причем эта  конфискация  была  вовсе  не
повсеместной.  На востоке, где было значительно больше христи-
ан, гонения имели куда более кровавый характер. Таких страшных
пресле ований история христианства еще не знала.
     В разгар гонений Диоклетиан отрекся от власти.  После его
удаления на покой, государственная система, которую он с боль-
шим тщанием создавал,  рухнула.  Начались гражданские  распри,
занявшие ровным счетом два десятилетия.  Доходило до того, что
в разных ч стях империи действовали семь  разных  императоров,
которые  по  большей  части не признавали друг друга.  И вот в
этот  смутный  момент  на  историческое  поприще  выходит  св.
Константин,  которому предстояло совершить глубочайший перево-
рот в церковной истории.  Христианство не было еще повсеместно
распространено,  но при императорском дворе, - т. е. нужно го-
ворить во множественном числе,  - при императорских дворах оно
уже  было  представлено.  В окружении самого главного гонителя
Диоклетиана было несколько хрис иан,  в том  числе  среди  его
ближайших родственников.
     Что же касается св.  Костантина,  то,  как известно,  его
мать,  св.  Елена, была христианкой, хотя мы точно и не знаем,
когда она таковой стала. И во всяком случае на семью родителей
св.  Константина вера христианская оказывала заметное влияние.
То,  что одну из сестер св. Константина звали Анастасия, гово-
рит об этом весьма недвусмысленно,  потому что Анастасия - это

                            - 3 -
характерно-христианское имя,  которое среди язычников не упот-
реблялось.  Как мы знаем из жития св.  Константина, он пережил
обращение в христианскую веру накануне очень трудной  битвы  с
противником,  который  его  многократно превосходил по числен-
ности воинов.  Ему было видение, после чего он повелел на пол-
ковых знаменах водруз ть христианские символы,  т.  е. открыто
заявил,  что он становится со всеми своими воинами под  защиту
Бога  христианского.
     Это было весьма и весьма смело,  потому что, во-первых, в
ходе гонений Диоклетиана происходила чистка армии,  из которой
старательно изгонялся христианский элемент, и потому среди во-
инов  св.  Константина вовсе не было такой уж повальной склон-
ности к христианству.  Скорее наоборот:  по-видимому,  все они
были более или менее спокойными язычниками. Во-вторых, если по
подсчету самых опти истических исследователей,  число христиан
не  превышало 10%  численности жителей империи,  то на западе,
где правил св. Константин и где он действовал в первую полови-
ну своего правления, этот процент был еще ниже. Таким образом,
в действиях св.  Констант на мы должны исключить простой поли-
тический рассчет.  Конечно, он был и главой государства, и по-
литиком,  и он бы был плохой главой государства,  если бы пре-
небрегал политическими расчетами. Но в данном случае на первом
плане было другое - его искренняя убежденность. И судя по все-
му  дальнейшему,  мы  смело можем называть св.  Константина не
только первым христианским государем, но и прообразом всех его
преемников.  Хотя  в  его  случае была особая трудность,  было
весьма трудно преодолимое противоречие:  ста  христианином  по
 убеждению,  он  оставался  во  главе  языческого государства,
 государства,  которое уже на  протяжении  целого  тысячелетия
 связывало  себя  тесными  узами  с языческой религией,  госу-
 дарства, которое своему главе усвоило звание верховного жреца
 э ой самой языческой религии - и официально св. Константин от
этого звания не отрекался до  конца  своего  правления.
     Очень многое  говорит о том,  что он уже в те ранние годы
стал искренним христианином.  И с другой стороны,  много  есть
свидетельств тому,  чт  он  не порывал с языческими традициями
 своего государства.  Это нас не должно особенно удивлять, по-
 тому что эпоха св.  Константина - это эпоха синкретизма, эпо-
 ха, когда очень многие стремятся к соединению различных рели-
 гий.  И  св.  Константин даже находи особый смысл в такой ин-
 терпретации христианства, которая сделала бы его более прием-
 лемым  для  множества подданых империи.  Например,  некоторое
 время спустя,  отстраивая новую столицу  Константинополь,  он
 распорядился построить три больших собора - в чес ь св. Силы,
св. Премудрости и св. Мира. Император считал, что ипостаси св.
Троицы,  названные  этими  отвлеченными философским понятиями,
станут более доступны уму просвященного язычника.  Но, так или
иначе,  на глазах у всех своих подданных,  св.  Констант н все
больше склонялся на сторону христианства.
     В 312  г.  был  издан Миланский эдикт - плод договора св.
Константина с Ликинием - императором,  который в то время пра-
вил восточной частью империи.  Св. Константин сначала, победив
Максенция в Италии,  установил свою власть над западной частью
империи,  во точная же,  наиболее густонаселенная,  оставалась
под властью другого императора. Ликиний был язычник. Он, одна-
ко же,  породнился со св.  Константином,  и заключая договор о
браке между Ликинием и сестрой св.  Константина,  два государя
заодно договорились  о  религиозной политике.  Миланский эдикт
 вовсе не означал, что христианство стало госудаственной рели-

                            - 4 -
 гией. Это было невозможно в тот момент, и эдикт оказался все-
 го-навсего эдиктом о веротерпимости.  Эго провозглашение было
 вполне естественно,  потому ч о после ухода Диоклетиана гоне-
ния очень быстро  прекратились.
     Преемники Диоклетиана,  даже  настроенные  вполне по-язы-
чески, увидели бессмысленность гонений, поняли, что гонения не
принесут ожидаемого результата.  Христианам была предоставлена
свобода бог служения.  Им стали возвращать конфискованное иму-
щество.  Это  сразу  утвердило  имущественные права Церкви,  и
впервые за всю ее историю началось  накопление  церковной  зе-
мельной  собственности.  Император  Константин давал все новые
привилегии Церкви. Он осв бождал высшее духовенство от налогов
и государственных повинностей,  причем идея отделения Церкви и
религии от государства была, естественно, совершенно чужда как
языческим предшественникам св.  Константина, так и его христи-
анским преемникам.  Государь,  который объявил себя христиани-
ном, чувствовал свою великую ответственность за духовное благо
своих подданных.  Он чувствовал, что отвечает не только за ма-
териальное  благополучие своего государства и его жителей,  но
также и за их вечное спасе ие.  Поэтому христианский государь,
который  вынужден  терпимо  относиться к язычеству ( язычество
все еще остается весьма мощным) в то же время четко определяет
свою позицию относительно всяких церковных споров. Те привиле-
гии, которые он дал духовенству относятся только к духовенству
 кафолической  Церкви,  в  то  время  как  различные еретики и
 раскольники этих привилегий не получают.
     Св. Константин поначалу относился к своему месту в Церкви
 с большим смирением.  Он уклонялся от каких-либо суждений  по
 цер овным  вопросам,  зато  ссылался на определения церковных
соборов,  церковной иерархии.  Однако сама иерархия все  более
активно требовала вмешательства св.  Константина в происходив-
шие тогда споры. Так, потребовалось вмешательство императора в
конфликт с донатистами.  Донатисты - это были раскольники, об-
винявшие Карфагенскую Церковь,  что о а осквернила себя приня-
тием в свой епископат тех епископов, которые пали во время Ди-
оклетианового гонения,  т. е. выдали священные книги по требо-
ванию гонителей. Точнее, ситуация была такая. По возведению на
Карфагенскую кафедру очередного епископа (э о была главенству-
ющая кафедра в латинской Африке) некоторые ревнители церковной
чистоты обвинили его в том,  что один из  трех  рукополагавших
его  епископов  был падшим.
     Это обвинение до сих пор так и не удалось доказать, одна-
ко разгорелся большой спор. Возник раскол, раскольники основа-
ли свою собственную иерархию и вступили в совершенно  неприми-
римую борьбу с православным епископатом.  Они объявляли падшим
не только всех,  кто выдавал церковные святыни,  но и  любого,
кто имел с таковым общение. Эти рас ольники, претендовавшие на
исключительную чистоту, вступили в спор с Римом, и в этот спор
пришлось вмешаться св. Константину, хотя он многократно откло-
нял от себя такую обязанность. Сначала, по просьбе донатистов,
был  созван собор в Риме,  который их судил.  Потом был созван
гораздо более представительный собор в галльском городе  Арле,
но  раскольники  не  удовлетворились деяниями этих соборов,  и
тогда в дело пришлось вмешаться самому св.  Константину, кото-
рый,  естественно,  встал  на сторону двух собор в.  Однако мы
ошибемся,  если будем представлять себе роль христианского им-
ператора в духе позднейших католических доктрин, которые отво-
дили императору  подчиненное  место.
     Согласно им, император рассматривался, если следовать ла-

                            - 5 -
тинскому выражению,  как мирс ая рука, как вспомогательная си-
ла,  которая проводит в жизнь решения церковных инстанций, по-
могает их осуществлению. Епископы-современники св. Константина
и  преемников св.  Константина в основанном им Константинополе
смотрели на дело совсем иначе.  Это роявилось со всей  очевид-
ностью   во  время  крупнейшего  события  в  царствование  св.
Константина Первого Вселенского собора.  Первый Вселенский со-
бор,  как вы знаете,  собрался по поводу ереси Ария.  Арий был
пресвитером в Александрии - крупнейшем церковном центре,  вто-
ром по величине городе империи, и, безусловно, первом по свое-
му культурному значению.  Это  относится  к  культурн  й  роли
Александрии для языческого мира, и в такой же мере - для Церк-
ви первых веков:  Александрия,  несомненно,  и тогда,  была не
только интеллектуальным, но и богословским центром. Но сказан-
ное вовсе не означает,  что этот центр был непогрешим. Имеющая
в  себе всю полноту благодати и утвердившаяся на крови мучени-
ков,  Церковь,  однако, еще не пришла в полноту своего истори-
ческого свершения, и в церковной жизни были, конечно же, и не-
достатки.  Это проявлялось,  кроме всего прочего,  и в области
богословия - два крупнейших богослова доконстантиновской эпохи
- Тертуллиан на Западе и Ориген  не  Востоке  -  оба  впали  в
ересь.  Ориген был как раз александрийцем. Еще при своей жизни
он подвергся осуждению не столько из-за своих богословских по-
зиций,  сколько  по  каноническим  мотивам,  хотя  его влияние
по-прежнему было очень сильным.
     Об Оригене  я  буду  говорить немножко подробнее когда мы
 дойдем до Пятого Вселенского собора, окончательно его осудив-
 шего.  А  сейчас  скажу  о другом александрийском богослове -
 пресвитере Арии.  В Египте (Александрия  -  центр  тогдашнего
Египта) Церковь имела такую структуру: Александрия была огром-
ным городом,  который имел безусловное влияние на очень обшир-
ную область,  куда входили территории Египта и современной Ли-
вии. В этой области было оче ь много маленьких Церквей во гла-
ве  с  епископами,  но  все  эти Церкви подчинялись авторитету
александрийского епископа,  и он правил иногда довольно круто,
можно  сказать диктаторски:  век спустя святитель Иоанн Злато-
уст,  в споре с александрийским епископо ,  называл его фарао-
ном,  определив  этим  названием  диктаторский образ правления
последнего. Лишь пресвитеры города Александрии несколько огра-
ничивали  власть александрийского епископа.  Пресвитеры играли
очень значительную роль в александрийской Церкви - они  управ-
ляли  большими  секторами города и в своем управлении были до-
вольно независимы от своего епископа.
     И вот один из этих весьма высоких в Александрийской Церк-
ви лиц,  пресвитер Арий, выступил с лжеучением. Лжеучение Ария
относилось  к  учению  о Святой Троице,  так что спор Церкви с
Арием открывает эпоху тринитарных  споров:  споров  о  догмате
Святой Троицы. Эти споры продолжались на протяжении 4-го века,
и с ними связаны первые два Вселенских собора.  В Евангелии от
Иоанна Христос говорит:  <169>Я и Отец - одно<170>. Эти и дру-
гие подобные речения Священного Писания  были  всегда  основой
церковной  веры  в  бож  ственное  достоинство  Господа Иисуса
Христа,  на которое и покусился теперь Арий.
     Учение Ария  мы  не  можем установить с полной точностью,
потому что собственных сочинений Ария не сохранилось,  а в из-
ложении  его учения у полемизировавших с ним православных есть
определенные противоречия.  Однако, все-таки можно утверждать,
что Арий уч л о тварности Сына Божия, о том что Сын Божий сот-
ворен Богом-Отцом прежде всех век,  то есть совершенно ниспро-

                            - 6 -
вергал учение Церкви о Святой Троице.  Арий,  однако, вовсе не
утверждал,  что Христос - это простой человек,  и  его  учение
заключается вовсе не этом.  Согласно ему,  Христос - это чело-
 век,  соединившийся с Сыном Божиим. Но сам Сын Божий - это по
Арию, так  сказать,  божество  низшего порядка.  Когда возник
спор православных с Арием, св. Константин, как и прежде, наде-
ялся,  что ему не придется вмешиваться. Он думал, что спорящие
стороны послушают его увещаний и дела уладятся.
     Однако, конфликт разгорался все больше и больше. И тогда,
чтобы ре ить этот спор, св. Константин созывает Вселенский со-
бор. Церковные соборы созывались и раньше, но они были гораздо
меньшего масштаба.  Это всегда были соборы местные, хотя такие
соборы часто сообщали свои решения в важнейшие церковные цент-
ры.  Теперь п рвый христианский император созывает Первый Все-
ленский собор.  Этот собор Константин мыслит как императорское
учереждение.  В распоряжение епископов,  которые  должны  были
приехать  на  собор,  он  предоставляет средства императорской
почты.  Он не ограничива тся ролью внешнего организатора собо-
ра.  Император сам является на Собор, собравшийся в 325 году в
малоазиатском городе Никее и председательствует на нем, хотя в
этот  момент  он  не только еще не крещен,  но даже не вошел в
число оглашенных.  Мало того,  ч о он  председательствует,  он
предопределяет  соборные  решения.  Когда  обсуждается главный
спорный вопрос об учении Ария, и долгий спор ни к чему не при-
водит,  в конце концов,  предлагают выступить епископу Кесарии
Палестинской Евсевию.
     Это был  один  из  самых ученых епископов своего времени.
Ему,  по-видимому как епис опу того города, которому админист-
ративно подчинен святой град Иерусалим, как епископу-хранителю
предания Иерусалимской Церкви поручается прочитать  крещальный
символ  веры  своей  Церкви.  В то время еще не было всеобщего
Символа Веры.  У нас с вами есть имвол Веры,  который называем
Никео-Константинопольским. Ясно, что в то время еще не было ни
Никейского,  ни Константинопольского соборов.  Однако  это  не
значит, что вовсе не было никаких символов веры. Символ веры -
краткое изложение веры,  которые огла енные, т. е. готовящиеся
к  крещению,  выучивали  на  память и должны были прочитать во
время крещения - такой символ  существовал  в  каждой  Церкви.
Например,  на западе был особенно распространен так называемый
Апостольский символ веры - более простой,  чем ныне принятый у
нас Никео-Цереградский.  Когда епископ Евсевий прочитал символ
своей Церкви, он понравился очень многим, но не потому, что он
вносил ясность в спорный вопрос,  а как раз потому,  что он не
содержал в себе ясного разрешения спорного вопро  а  и,  таким
образом,  мог явиться почвой для компромисса,  т. е. мог удов-
летворить обе стороны.
     Тогда слово взял св. Константин. Он сказал, что очень хо-
рошо принять этот символ,  но нужно сделать  одно  добавление:
нужно   отметить,  что  Сын  единосущен  Отцу.  от  это  слово
<169>единосущный<170> и есть тот ответ,  который Церковь  дала
на лжеучение Ария, и вместе с тем - важнейший результат Перво-
го Вселенского Собора.  Однако не надо думать, что все обрадо-
вались,  когда услышали слово <169>единосущный<170>. Это слово
в свое время было на востоке скомпрометировано  тем,  что  его
употребляли савеллиане, т. е. те, кто сливал лица Святой Трои-
цы.  Поэтому восточные епископы не только не могли бы  предло-
жить этого термина, но и когда он был предложен св. Константи-
ном, отнеслись к нему весьма сдержанно. По всей видимости, св.
Константину  этот  термин  был подсказан западными епископами,

                            - 7 -
прежде всего его придворным епископом сией Кордубским из Испа-
нии (мы не должна забывать, что сам св. Констанстантин был за-
падным человеком - он родился и вырос в латинском мире: правил
сначала в Галлии,  потом в Италии и лишь за год до Вселенского
собора распространил свою власть и на вос очную часть империи,
объединив все государство под своей державой). Однако же, под-
чиняясь давлению св.  Константина,  епископы,  собравшиеся  на
Первый Вселенский Собор, приняли символ веры в той формулиров-
ке,  которая была предложена императором.  Так св.  Константин
довел Вселенский Собор до успешного конца,  т. е. до осуждения
Ария и до положительного  вероучения,  и  затем,  естественно,
постарался,  чтобы  все приняли деяния этого Собора,  хотя это
было совсем нелегко - у Ария оказалось очень много друзей
 сторонников.
     Несмотря на   противодействие,   которое   встретил   св.
Константин, он до конца своей жизни не поколебался и был верен
никейской вере, т. е. православному учению, изложенному Первым
Вселенским Собором, хотя друзья Ария и предприняли невероятные
усилия,  что ы изменить мнение императора.  Действия  еретиков
после Первого Вселенского Собора имели коварный характер.  Они
старались хитростью воздействовать на Константина, ибо видели,
чт он не станет сторонником Ария по существу. Поэтому начались
всякие интриги чтобы усилить позиции ариан.  Прежде всего сто-
 ронники Ария стали доказывать, что Арий не виноват в том лже-
 учении,  которое было ему приписано и,  таким образом,  Собор
 напрасно  его осудил.  Иными словами,  не желая покушаться на
 деяния собора,  влиятельные сторонники Ария стали  предприни-
мать усилия для его личной реабилитации. Сам Арий был не прочь
действовать в таком лицемерном духе.  Он соглашался  воздержи-
ваться от самых определенных суждений,  однако <169>личное де-
ло<170> Ария завершилось,  когда его в езапно настигла смерть.
     Но арианство  не  умерло со смертью Ария,  причем арианам
удалось буквально взять императора  Константина  <169>в  коль-
цо<170>. Одним из самых влиятельных епископов оказался Евсевий
Никомидийский - другой Евсевий, а Никомидия была еще со времен
Диоклетиана императорской резиденцией. Хотя Константин как раз
в эти годы отстраивал  новую  столицу  -  Константинополь,  он
по-прежнему бывал довольно подолгу в Никомидии и поэтому влия-
ние местного епископа превозмогло влияние  православного  Осии
Кордубского, которы  был  слишком почтенного возраста и не мог
 действовать так энергично,  как  прежде.  Стремясь  оправдать
 Ария в глазах св.  Константина, еретики в то же время стреми-
 лись дискредитировать перед ним наиболее  видных  противников
 Ария.
     Самым замечательным борцом против арианства в эти  первые
десятилетия  после  первого Вселенского Собора считается,  бе-
зусловно,  Афанасий  Великий,  епископ  Александрийский.  Ари-
анствующим удалось сделать так,  что Афанасий подвергся ссылке
и был вынужден пр вести несколько лет вдали от своей паствы на
далеком  Западе.  Св.  Афанасия обвиняли в том,  что он вносит
смуту в церковную жизнь,  т.  е.  обвинения носили не догмати-
ческий а канонический характер, опять-таки по той причине, что
догматические обвинения п и св. Константине не достигли бы це-
ли.  Св.  Константин  умер в 337 году,  процарствовав более 30
лет.  Самый значительый документ о жизни св.  Константина  это
<169>Житие  царя  Константина<170>,  составленное одним из его
придворных епископов - Евсевием Кесарийским. Это житие состав-
лено в панегир ческом духе, и поэтому многие сомневались в его
исторической ценности.  Однако,  в последнее время  наука  от-

                            - 8 -
носится  к исторической достоверности этого жития как к твердо
установленному факту. Например, в египетских папирусах найдены
те указы Константина которые приводит в своей книге и Евсевий.
   Так или иначе,  житие Константина было своего рода прог-
 раммой для всех последующих поколений, особенно для императо-
 ров,  и то место в Церкви,  которое оно отводит  Константину,
 конечно, старались удержать за соб й и его преемники, бывшие,
так  сказать,  более  <169>нормальными<170>  христианами.  Св.
Константин  принял св.  крещение незадолго до смерти.  Он счи-
тал,по-видимому,  что невозможно быть  императором,  выносящим
смертные приговоры и членом Церкви, тем более, то царствование
св.  Константина было очень тяжелым ему приходилось  проявлять
иногда жестокость даже к самым близким людям. Например, в свое
время были казнены его жена и старший сын.  Впоследствии импе-
раторами становились люди,  которые приняли крещени уже в мла-
 денчестве или в юном возрасте.
     В речах,  которые  Константин  произносит у Евсевия перед
собранием епископов или в письменных документах,  которые  он,
согласно тому же Евсевию, им адресует, император называет себя
<169>епископом внешних дел Церкви<170>,  а также <169>сослужи-
телем еписк пов<170>. Первое выражение можно осмыслить по-раз-
ному.  Некоторые понимают его так,  что св.  Константин считал
своей целью привести язычников,  которые находятся вне церков-
ной ограды,  внутрь ее - и только.  Другие же - в том  смысле,
что св. Константин пр тязал устраивать внешнее бытие Церкви, в
то время как другие устраивают внутреннюю ее  жизнь.  То,  что
рядом  с  первым выражением соседствует второе - <169>сослужи-
тель епископов<170>,  - подтверждает скорее второе толкование,
причем заметим,  что это епис опство Константина универсально,
так же,  как универсальна его империя.  Это очень важно созна-
вать  -  ведь  Римская  империя  всегда мыслила себя как госу-
дарство всемирное.  Если какие-то страны  еще  оставались  вне
власти  римских  императоров,  то  это понимал сь как какое-то
историческое недоразумение,  как положение ненормальное и вре-
менное.
     Империя была тождественна вселенной.  Поэтому, между про-
чим,  и патриарх второго Рима - Константинополя получил наиме-
нование Вселенского патриарха. И столь же вселенски было приз-
 вание самих императоров. Церковь называет св. Константина ра-
 вонапостольным:  подобно тому, как апостолы привели в Церковь
 Христову начатки верующих, так равноапостольный царь Констан-
 тин создал условия для того,  чтобы все подданные его  импери
 стали  христианами.  Действительно,  время  Константина - это
 время массовой христианизации.