26.10 1992 г.
Лекция N 6.

     Итак, мы говорили о том,  что в IV в. произошел важнейший
 перелом в церковной истории,  когдв святой Константин даровал
 Церкви мир, и началось возрождение всего общества. Если в на-
 чале века христиан было никак не больше десяти процентов,  то
 к концу век христианизация почти полной. Но нужно сказать еще
 об одном важнейшем явлении,  которое возникло в IV в. IV в. -
 это век становления монашества. Монашества как особого инсти-
 тута в древней Церкви не  было,  но  аскетический  идеал  там
 всегда существовал.  О выражен прежде всего в Священном Писа-
 нии Нового Завета. Вместе с тем уже в древности возникли осо-
 бые институты,  которые можно считать предшественниками мона-
 шества, - скажем, институт девственниц, а также институт вдо-
 виц. О вдовицах, посвящавших свою жизнь служению Церкви гово-
рит в своих посланиях св.  ап. Павел. Но это еще не было мона-
шеством в позднейшем смысле.  Монашество зарождается во второй
половине III в.  Начало IV века,  как я уже говорил, совпало с
диоклетиановыми гонениями,  затем последовали десятилетия мир-
ной жизни, когда начался приток в Церковь очень многих вчераш-
них язычников, и в результате общий уровень духовно-нравствен-
ной жизни христианского общества снизился.
     И вот, как реакция на это снижение появляется монашество.
Монашество было не просто протестом против обмирщения Цер кви,
против  того,  что церковное общество захватывалось в какой-то
степени стихиями мира сего.  Оно было  прежде  всего  исканием
Царства Божия и правды Божией. В монашестве, в вечном его иде-
але,  о ень силен  эсхатологический  момент,  эсхатологическая
направленость.  Родиной монашества стал Египет. Первый великий
египетский подвижник - это преп. Антоний, который прожил боль-
ше ста лет (умер в середине IV в).  Но преп. Антоний имел учи-
теля,  им был преп.  Павел Фивейский, и, значит, какие-то еди-
ничные случаи такого по вижничества,  были и до преп. Антония.
Преп.  Антоний Великий происходил из довольно простой,  хотя и
зажиточной египетской семьи. Здесь очень важно с самого начала
отметить национальную принадлежность. Он жил в эллинистическом
Египте, но едва ли мог го орить по-гречески, его родным языком
был коптский язык.  Поэтому главный биограф преп. Антония свя-
титель Афанасий Великий называет его человеком неученым и нек-
нижным.
     И действительно,  мы  ничего не знаем о литературной дея-
тельности преп.  Антония.  Поздн е ему были приписаны довольно
пространные аскетические творения, которые явно ему не принад-
лежат (собраны в первом томе Добротолюбия). Желая что-то пере-
дать своим ученикам,  он обычно диктовал; как правило, то были
не очень пространные послания.  Преп. Антоний создал отшельни-
ческий тип монашеской жизни,  он стремился к полному молитвен-
ному уединению,  но ему не удавалось уйти  от  людей:  слишком
многие  шли к нему за духовным советом,  а некоторые - чтобы и
навсегда остаться при нем,  стать его учениками,  принять  его
образ жизни.  Ученики преп. Антония селились в отдельных жили-
щах,  каждый в своем собственном,  на некотором расстоянии  от
преп.  Антония так,  чтобы удобно было собираться на общую мо-
литву и вместе с тем - пребывать целыми днями в молитве келей-
ной. Этот  тип  монашеско жизни имеет свои преимущества,  и до
 сих пор есть монахи, подвизающиеся в одиночку или в небольших
 скитах,  где живут по двое-трое.  В частности, на святой горе
 Афонской есть подвижники,  которые живут в  отдельных  кельях
 или даже пещерах. Но такой образ монашеской жизни, естествен-
но,  имеет и свои особые трудности. В том же Египте другой ве-
ликий учитель монашества, преп. Пахомий Великий, создал совсем
иной тип  монашеской  жизни,  тип,  который  получил  название
<169>общежительного<170> монашества.  В обще ительных монасты-
рях живет вместе большое число монахов. Жизнь в монастырях Па-
хомия была организована иначе,  чем,  как в современных обите-
лях.  Он объединил под своим началом целую группу  монастырей,
которые подчинялись единому, разработанному им, устав (Пахомий
 - первый составитель монашеского устава),  и единому возглав-
 лению. Каждый из них имел своего настоятеля, но все настояте-
 ли подчинялись преп.  Пахомию и его преемникам.  Такие  главы
 таких  больших  монашеских  общин получили наименование архи-
 мандр тов,  это название происходит от слова <169>мандра<170>
(что значит <169>овечий загон<170>).
     Если отшельники, предаваясь самим строгим подвигам и доб-
ровольным лишениям,  не пренебрегали также ручным трудом, то в
общежительных монастырях труд стал одной из главных основ  об-
щинной   жизни.  Значительную  долю  практикуемой  там  аскезы
составляло именн неустанное рукоделие. Общежительные монастыри
 очень  рано,  уже  при  преп.  Пахомии,  получили большое хо-
 зяйственное значение.  Производя очень многое своими  силами,
 они, кроме того, давали, выражаясь нашим языком, батраков для
 сезонных работ во время убо ки урожая, что было в хозяйствен-
ной жизни Египта весьма важно. Общежительные уставы отличались
крайней суровостью,  там были элементы,  можно сказать, казар-
менной дисциплины.
     У Шенуды,  одного из виднейших учителей египетского мона-
шества  конца IV - нача а V в.  в монастырях находили даже те-
лесные наказания.  Этот Шенуда умер через сто  с  лишиним  лет
после того, как Египет в значительной части отпал от правосла-
вия,  поэтому в православных святцах он не  значится,  но  для
египетских монофизитов это один из лавных учителей. Слава еги-
петского монашества быстро разнеслась по  всему  христианскому
миру.  Начали появляться обители в Палестине,  в Сирии,  в ок-
рестностях Антиохии; серьезнейшее внимание на монашескую жизнь
обратил один из отцов Церкви святитель Василий Великий.  Он ам
приехал в Египет,  чтобы своими  глазами  увидеть  жизнь  еги-
петских монахов,  а затем и у себя на родине организовал мона-
шескую общину.  Ему недолго пришлось там оставаться -  он  был
призван  на  церковное  служение  в  сане пресвитера,  а потом
епископа,  одна о,  Василий составил монашеские правила, и его
устав  тоже  сыграл очень серьезную роль в истории монашества.
Монашество,  хотя и не без некоторых трений, стало развиваться
также  на  Западе,  во  всем  вдохновляясь восточным образцом.
Здесь нужно назвать пре де всего двух  лиц  -  блаж.  Иеронима
Стридонского, который, можно сказать, большую часть своей жиз-
ни прожил на Востоке и в своих многочисленных творениях позна-
комил  западный  мир с подвигами восточного монашества.  Блаж.
Иероним известен прежде всего как редактор и переводчик Библии
на латинский изык.
     Другой видный учитель западного  монашества  -  пресвитер
Руфин - переводил творения восточных отцов о монашеской жизни.
Один из величайших западных богословов блаж.  Августин в самом
начале своего обращени в христианство увлекся монашеским идеа-
 лом и сразу же после крещения организовал вокруг  себя  мона-
 шескую общину.  Когда он стал епископом,  то преобразовал эту
 общину в коллегию пресвитеров при нем,  и это имело  значение
 для развития  западного монашества и западной церковной жизни
в целом. В своей епархии Августин стремился организовать жизнь
священников  в своей епархии по образцу жизни монашеской общи-
ны.  И это стремление, в общем, вполне понятно, потому что мо-
нашество первоначально как бы не вписыва ось в жизнь церковной
общины. Монахами были те, кто выходил за пределы, так сказать,
обитаемого людьми мира. Монахи удалялись в пустыни, где вообще
никого не было,  и подавно не  было  организованной  церковной
жизни  - ни епископов,  ни священников,  ни хр мов.
     У нас, в русских монастырях, уже очень давно установилась
традиция всех подряд монахов рукополагать в сан священника или
дьякона, и сейчас там практически нет простых монахов - только
иеродиаконы и иеромонахи,  и, естественно, в большом числе игу
ены,  архимандриты.  В древнем монашестве было совсем не  так.
Монахи не только не спешили принимать священный сан - они это-
го всячески избегали, прежде всего по смирению. Но это, конеч-
но,  остро ставило вопрос об их церковном статусе. Разумеется,
у таки великих  подвижников,  как  преп.  Антоний,  все  время
 гостил  кто-то из священников или епископов,  и все,  кто был
 вокруг него,  могли постоянно окормляться,  принимать  Святые
 Тайны. Но это не являлось нормой, ведь были и такие подвижни-
 ки, которые жили в по ном одиночестве и могли подолгу не при-
чащаться,  что не соответствовало принципам древней Церкви.  И
совершенно естественно, поэтому, что епископат стремится вклю-
чить монашество в общую церковную структуру,  в общинную жизнь
Церкви. Но это не всегда и н везде так прямо удавалось.
     В Западной Церкви,  например,  монахи и до нашего времени
не подчиняются епископату,  но имеют свою собственную юрисдик-
цию,  которая  существует совершенно независимо,  так сказать,
параллельно  с  поместной  епископской  юрисдикцией.  Что   же
касается  нашей  Цер ви,  то и здесь тоже были обстоятельства,
способствовавшие сохранению монахами в  разных  случаях  неза-
висимости от епископской власти.  Например, в Восточной Церкви
значительно  развилось  так  называемое  <169>ктиторское  пра-
во<170>, т. е. основатель, строит ль, благотворитель монастыря
мог в очень широком объеме определять жизнь основанной им оби-
тели. Он писал устав, а если к тому же имел и большое влияние,
то фактически мог изымать свой монастырь из любой  юрисдикции.
Например,  знаменитые монастыри свят й горы Афонской принадле-
жали, по ктиторскому праву, византийским императорам и, потому
на практике не подчинялись епископату.  Хотя,  конечно,  у них
были тесные духовные связи с епископатом. Положение изменилось
только в XIV в., когда государи слабеюще империи подарили Афон
 константинопльским патриархам.  С тех пор Константинопольский
 патриарх  осуществляет  юрисдикцию над Афонскими монастырями,
 но Афон по прежнему сохраняет значительную автономию.
     В некоторых катехизисах,  а также у некоторых древних от-
цов Церкви говорится о трех служениях Христа Спасителя -  свя-
щенническом, царском и пророческом. Можно сказать, что эти три
служения в церковной жизни раскрылись в полной мере в  IV  в.,
когда в Цер ви,  наряду со священническим служением,  возникло
еще особое царское служение и - в форме  монашества  -  проро-
ческое  служение.  Отсюда  можно видеть,  что монашество имеет
свою собственную,  так сказать,  харизму, свои собственные ду-
ховные дарования.  И, хотя монашество в ходе церковной истории
тесно переплелось с иерархической структурой Церкви  -  вплоть
до того,  что епископов стали ставить исключительно из монахов
(это возникло не сразу,  правда) - но все-таки есть  принципи-
ально особое явление, которое н сводимо к священству.
Вопросы и ответы.
В. :  Как  относиться  к сообщениям ряда житий из собрания св.
Димитрия Ростовского о монашестве во II - III вв.?
О. :  Многие  жития писались в очень позднее время,  и в таких
случаях неизбежно возникает то, что назыается анахронизмом, т.
е.  какие-то  явления более позднего времени начинают приписы-
ваться более раннему времени,  или по-другому:  явления  более
раннего  ремени  перетолковываются  в  перспективе последующей
истории.  Обычно,  когда встречаются упоминания о  монашестве,
здесь  нужно  разуметь или общины девственниц или какие-нибудь
другие институты древней Церкви, которые, однако, не были свя-
заны с монашество
.
В. : С какого времени наступает безбрачие для епископов?
О. :  В общем-то, уже в IV в. большинство епископов было безб-
рачно,  но это был всего лишь обычай, который не стал законом.
Как церковный закон,  безбрачие епископов  было  декретировано
императором Юстинианом I в VI в. Первоначально монашество раз-
вивалось в среде простонародной,  но уже во второй половине IV
в. в его рядах насчитываются и многие просвещенные люди. Я уже
назвал св. Василия Великого. У св. Василия Великого был ученик
по имени Евагрий.  Этот ученейший ч ловек жил сначала в Каппа-
докии, затем вместе со св. Григорием Богословом, который руко-
положил  его в сан диакона,  переселился в Константинопль.  Но
затем,  не пожелав жить в этом огромном и  не  самом  высокон-
равственном городе,  Евагрий удалился в египетск ю пустыню. Он
вел очень суровую подвижническую жизнь,  зарабатывал на  жизнь
перепиской книг и был первым,  кому вудалось выразить духовный
опыт монашества в богословских понятиях.  Но здесь не обошлось
без некоторых уклонений от прямого пути православия
     Дело в том,  что Евагрий,  как и многие его современники,
был почитателем Оригена. Я уже не впервые обещаю рассказать об
Оригене и все время откладываю,  потому что  настоящим  героем
церковной  истории  в самом широком смысле он стал только в VI
в.,  когда его осудил Вселенский собор,  а до этого споры  от-
носительно  Оригена имеют все еще локальный характер.  Евагрий
слишком сильно увлекся Оригеном,  и это отразилось в его аске-
тических творениях,  в частности,  в том, что процесс спасения
он понимал слишком п атонически,  как своего рода  развоплоще-
ние, освобождение от всего телесно-материального. Евагрий умер
в 399 г., и очень скоро после этого в египетской Церкви разго-
релся спор относительно его учения.  У него было много почита-
телей и последователей,  и в о же время нашлись богословы, ко-
торые   разглядели   опасность   в   евагрианском  платонизме.
Александрийский архиепископ Феофил,  поначалу сам увлекавшийся
Евагрием, в конце концов осудил его последователей, и им приш-
лось покинуть пределы египетской Церкви.  ни нашли  убежище  в
Константинополе.   В   это  время  Константинопольский  архие-
пископский престол занимал один  из  величайших  отцов  Церкви
святитель Иоанн Златоустый.  И вот,  из-за того, что св. Иоанн
приютил этих монахов, нисколько не думая этим поддержать риге-
низм,  возник  конфликт между Александрией и Константинополем.
Кроме непосредственных  богословских  и  церковно-канонических
причин,  он имел причины церковно-политического свойства. Дело
в том,  что в Александрии многие были  раздражены  возвышением
Кон тантинопольской кафедры. Ранее первой епископской кафедрой
всего Востока была Александрия.  С возвышением кафедры  нового
столичного  города,  которую  Второй  Вселенский Собор объявил
следующей  по  чести  после  Римской,  она  оказалась  впереди
Александрийской
     Произошел конфликт.  Император по совершенно  непринципи-
альным  и  даже  своекорыстным  соображениям  встал на сторону
Александрийского архиепископства,  а собственного архиепископа
предал,  так что св. Иоанн Златоуст был осужден, и отправлен в
ссылку, где и мер. Эти обстоятельства имеют значение для даль-
нейшего и в том или ином виде отражаются в событиях, связанных
с Третьим Вселенским собором.  Константинопольские  императоры
поняли свою ошибку,  большой свой грех,  и состоялось торжест-
венное их покаяние. ощи св. Иоанна Златоуста были торжественно
возвращены в столицу, а затем, уже в конце 20-х гг. V в., ког-
да в очередной  раз  встал  вопрос  о  замещении  константино-
польской  архиепископской кафедры,  решили,  как бы в память о
величайшем христианском  пропов  днике  св.  Иоанне  Златоусте
пригласить  на  патриаршество  другого видного проповедника из
того же города, откуда пришел в Константинополь св. Иоанн Зла-
тоуст,  т.  е.  из Антиохии.
     Новый архиепископ,  или,  как уже в это время стали гово-
рить, патриарх, носил мя Нестория. Он действительно был весьма
видным проповедником в Антиохии и отличался строгой  подвижни-
ческой  жизнью.  Став архиепископом столицы,  он,  кроме того,
проявил себя  как  очень  деятельный  администратор.  Несторий
весьма активно боролся с различн ми ересями,  хотя его руково-
дящим принципом в борьбе с ними было  постоянное  обращение  к
светской  власти.  В одной из первых своих речей он,  взывая к
императору,  воскликнул:  <169>Дай мне вселенную, свободную от
ересей, и я дам тебе Царство Небесное<170>
      Имея властный и беспокойный характер,  Несторий с самого
начала вступил в конфликт с жителями  столицы,  вверенной  его
пастырскому  попечению.  Население  Константинополя  уже в это
время почитало Пресвятую Богородицу как покровительницу их го-
рода.  Почитан  е  Пресвятой  Богородицы было давней церковной
традицией,  слово <169>Богородица<170> встречается уже  у  бо-
гословов III в., например, у вышеупомянутого Оригена. Несторий
решительно выступил против этого наименования Пресвятой  Девы,
говоря, что нельзя наз вать Богородицей ту, что родила челове-
ка.  Жители Константинополя почувствовали, что это еретическое
учение, и они не ошиблись, потому что здесь речь шла, конечно,
не только о почитании  Пресвятой  Богородицы,  но  и  о  самом
Христе Спасителе. Несторий в с оем богословии разделял единого
Христа-Богочеловека на две личности. Он говорил, что все еван-
гельские речения о Христе нужно строго разделять на те,  кото-
рые относятся к Богу, и те, которые имеют в виду человека. Бог
живет в человеке Иисусе как в храм
     . Соединение  Божества  и человечества во Христе Несторий
описывает в таких терминах, что получается соединение внешнее,
не онтологическое,  а только,  так сказать, моральное соедине-
ние,  подобно тому,  как Бог живет в святых  Своих,  пророках,
например.  Име но так,  хотя в совершенно особой степени, Бог,
согласно Несторию, вселился и в человека Иисуса. Это сказано в
общих  и,  может быть,  слишком заостренных чертах;  возможно,
учение Нестория было несколько тоньше,  но оно было более  или
менее  таково.  И вот,  когда это учение было сформулировано с
Константинопольской кафедры,  он вызвало бурю негодования всей
Вселенской  Церкви.  Почему это негодование вспыхнуло только в
Константинополе,  почему в Антиохии никто не обратил вниманияе
на опасные тенденции Нестория? Дело в том, что Несторий вполне
вписывался в ту среду,  где вырос,  он принадлежал к так  назы
аемой  антиохийской школе и всего лишь доводил до крайности те
тенденции,  которые и раньше существовали у других богословов.
Например, последующее суждение Церкви вскрыло такие же тенден-
ции  у  двух  виднейших  антиохийских  богословов  -   Диодора
Тарсийског и Феодора Мопсуэстийского,  эти имена мы должны за-
 помнить.  Диодор был епископом города Тарса в Киликии (родина
 святого апостола Павла), жил во второй половине IV в., Феодор
 был сверстником Иоанна Златоуста и его сподвижником одно вре-
 мя. Так  что  в Ант охии Несторий не обратил на себя внимания
своими еретическими  высказываниями,  там  он  почитался  пра-
вославным. Но теперь он вызывает острое противодействие снача-
ла своей собственной паствы,  а  затем  в  дело  включается  и
александрийский архиепископ св. Ки илл. Св. Кирилл был племян-
ником и преемником того  самого  Феофила,  который  вступил  в
конфликт со св.  Иоанном Златоустом.  Но дело,  конечно,  не в
этом.  Дело в том, что богословское видение Нестория и Кирилла
оказалось диаметрально противоположно.  Богосл вие св. Кирилла
документировано очень хорошо. Сохранились многие его творения,
в  том числе составленные им еще до начала споров с Несторием,
и мы можем говорить о внутренней цельности его богословия.  Он
не изменял себе,  и острейшим образом реагировал на высказыва-
ния Нестория именно потому,  что совершенно правильно узрел  в
них ересь.  Св. Кирилл начинает деятельную переписку. Он обра-
щается к самому Несторию в весьма почтительных письмах, на ко-
торые  Несторий  отвечает с пренебрежением и полупрезрительно.
Он обращается к императору, к царицам, т. е. к супруге и сест-
ре императора (в э о время уже правил новый император Феодосий
II), обращается также в Рим. Кроме своего собственного анализа
богословия  Нестория,  он  отправляет  в  Рим текст проповедей
Нестория,  чтобы и там могли вынести объективное суждение.
    Со своей стороны,  Несторий оже вступает в переписку с Ри-
мом по этому вопросу и также отправляет туда  свои  проповеди.
Римский папа св.  Келестин,  или Целестин решительно встает на
сторону св. Кирилла. Творения св. Кирилла, направленные против
богословия  Нестория,  получают распространение,  и,  со своей
стороны,  тоже вызывают весьма  неоднозначную  реакцию,  и  не
только по ому, что богословское видение св. Кирилла решительно
отличалось от позиций Нестория. Дело еще в том, что св. Кирилл
в своих творениях пользовался некоторыми богословскими сочине-
ниями IV в.,  которые имели еретическое происхождение,  и  это
нуждается  в  б лее подробном изъяснении.  В IV в.  жил еретик
Аполлинарий Лаодикийский,  который сформулировал  неправильное
христологическое  учение.  Он  исходил  из  антропологического
представления о трехчастной человеческой природе, состоящей из
духа, души и тела. По учению Аполлинария, во Хрис е отсутство-
вало, свойственное человеческой природе, высшее духовное нача-
ло.  Христос не имел человеческого духа, или, по другой терми-
нологии,  человеческой разумной  души,  ибо  вместо  нее  была
ипостась Слова Божия.
     Таким образом,  выходило,что Аполлинарий отрицал  полноту
человечества во Христе. Учение Аполлинария было осуждено еще в
IV в.,  и его сторонники постарались  обеспечить  ему  будущее
следующим  обманным  способом:  они  пустили  в  обращение бо-
гословские сочинения Аполлинария,  надписав их самыми чтим  ми
именами отцов Церкви, например, св. Афанасия Великого. Св. Ки-
рилл,  имея в руках эти аполлинирианские подлоги,  был  твердо
уверен,  что они принадлежат тем, чьими именами они надписаны.
Пользование этими сочинениями приводило к тому, что терминоло-
гия  св.  Кирилла была непоследовательной,  и он вполне мог на
терминологическом уровне противоречить сам себе.  Это происхо-
дило еще и потому,  что святитель,  имея совершенно правильное
богословское видение,  считал себя обязанным пользоваться фор-
мулами  ерети  еского  происхождения.  Самая знаменитая из них
имела очень печальное значение в последующей  церковной  исто-
рии,  это  формула:  <169>единая  природа Бога Слова воплощен-
ная<170>.  Противники св.  Кирилла совершенно верно усмотрели,
что он пользуется аполлинар анскими сочинениями. Не желая вни-
кать в его собственное богословие, они объявили его привержен-
цем  ереси  Аполлинария.  Против св.  Кирилла,  таким образом,
восстали не только те,  кто был полностью и до конца солидарен
с Несторием,  таких было довольно мало. Против него восстали и
некоторые совершенно православно мыслящие люди.
     И вот  в такой чрезвычайно трудной обстановк пришли к ре-
шению созвать Вселенский собор. Вселенский собор мог быть соз-
 ван только императором. Обычно императоры если не фактически,
 то,  во всяком случае,  формально руководили соборами. Соборы
заседали в императорских резиденциях,  как в Никее, напр мер,
в Константинополе,  где произошло три из семи Вселенских собо-
ров,  или в Халкидоне, который тоже был императорской резиден-
цией. Здесь же император решил назначить местом заседания, так
сказать, нейтральную почву, и ею стал город Эфес в западной ча
ти Малой Азии, который находится как бы на полпути от Констан-
тинополя до Александрии.  По этой причине в организации собора
были существенные изъяны.  На собор его участники прибывали  с
большим  опозданием.  Св.  Кирилл  со своими епископами прибыл
раньше ругих . Он заручился полной поддержкой местного еписко-
па Мемнона.  Кроме епископа,  св.  Кирилл привез с собой много
монахов,  а также низших служителей Церкви.  И эти  совершенно
простые  неученые  люди  буквально терроризировали весь город:
они ходили по ул цам с криками  <169>Смерть  несторианам!<170>
Проходил срок, назначенный в императорском указе как время на-
чала соборных заседаний,  но не было еще антиохийских  еписко-
пов,  составлявших  главную опору Нестория,  не было и римских
представителей.
     Подождав н  делю-две,  -  тогда  были  другие
средства передвижения,  и это вполне понятно, - св. Кирилл ре-
шил открыть собор. Императорский чиновник, командированный им-
ператором для участия в соборе,  решительно воспротивился это-
му. Однако, невзирая на протесты, св. К рилл открыл заседание.
Несторию  неоднократно было предложено явиться на собор,  чего
он не сделал.  Собор осудил его. Через некоторое время прибыли
сирийские, или как их называли, восточные, епископы во главе с
архиепископом Иоанном Антиохийским.  Их бы о  гораздо  меньше,
чем  участников уже открывшихся заседаний Собора,  но они и не
пожелали присоединиться к его работе.  Вместе с Несторием и  с
представителем    императора   новоприбывшие   устроили   свой
собственный собор,  так называемый,  <169>соборик<170>.  Че ез
некоторое  время прибыли и представители римского папы,  подт-
вердившие то осуждение Нестория,  которое было изречено на Со-
боре под председательством св.  Кирилла Александрийского.  Это
все происходило летом 431 г.,  после Пятидесятницы (как раз на
Пяти есятницу и должен был открыться Собор). Возникла неразре-
шимая,  по-видимому,  ситуация - два собора выносят противопо-
ложные решения.  Император в полной растерянности хотел как бы
игнорировать фактическое положение дел и утвердил деяния обоих
соборов. О подтвердил низложение Нестория,  но,  вместе с тем,
 подтвердил  и  низложение  св.  Кирилла,  провозглашенное  на
 <169>соборике<170> Нестория,  а кроме того, распорядился отп-
 равить этих двух епископов вместе с Мемноном Эфесским в тюрь-
 му.
     Но все  ждали настоящего решения,  поэтому император сог-
ласился принять представителей Эфесского  собора  в  одной  из
своих  резиденций  в  Халкидоне,  на  азиатском  берегу против
Константинополя.  В ходе очень тяжелых и  трудных  переговоров
Феодосий  II в конце концов санкционировал низложение Нестория
и согласился вернуть св.  Кирилла на его кафедру. Однако, этим
не был преодолен раскол, который возник в Эфесе - раскол между
Александрией и Римом,  с одной стороны, и Антиохией, с другой.
Под  давлени  ем импер тора и при очень больших миротворческих
усилиях св. Кирилла в течение двух лет продолжались переговоры
с Антиохией. Эти переговоры успешно окончились в 433 г., когда
было выработано соглашение между Александрией и  Антиохией.  К
сожалению, Эфесский соб р заседал в таких трудных и ненормаль-
ных условиях,  что он не дал вероопределения.  Мы знаем, что и
первый Вселенский собор, и второй Вселенский собор такое веро-
определение дали.  Эфесский собор этого не сделал, на нем были
читаны  послания св.  Кирилла Н сторию,  которые были признаны
православными,  и послания Нестория к св.  Кириллу, признанные
еретическими.  Но собственного вероопределения собор не дал, и
поэтому настоящим богословским итогом третьего Вселенского со-
бора можно счи тать этот договор 433 г.,  который обычно,  как
некоторые другие важные документы,  называется по своим первым
словам <169>Да возрадуются небеса<170>.
     В этом тексте св. Кирилл признавал некоторую правоту сво-
их антиохийских оппонентов.  И те, и другие сходились на осуж-
дении Нестория, и в то же время в Антиохии у многих было такое
впечатление,  что  св.  Кирилл  отказался от крайностей своего
собственного богословия.  На самом деле, наверное, нужно пони-
мать  события по другому.  Как я уже сказал,  в богословии св.
Кирилла была внешняя терминологическая  двойственность,  и  он
много делал, чтобы ее преодолеть, хотя никак не мог отказаться
от некоторых своих ф рмул,  как, например: <169>Единая природа
Бога Слова воплощенная<170>.  Церковный мир, восстановленный с
такими усилиями св. Кириллом и св. Иоанном Эфесским сохранялся
до смерти св.  Кирилла в 444 г.
Вопросы и ответы.
В. :  Почему пострижение в монашество не есть таинство Церкви?
О.  : В общем-то, учение о семи таинствах есть учение, оконча-
тельно оформившееся в западной схоластике.  У некоторых святых
отцов перечисляется большее число таинств,  чем принято в сов-
ременных учебниках богословия.  Например,  преп.  Федор Студит
называет таинством монашеское пострижение.
В. :  Существует  ли  связь монашества с назорейством в Ветхом
Завете?
О. :  Нет, назорейство связано с временными обетами. Еврейский
богослов I в.  Филон Александрийский описывает общины ферапев-
тов  у  александрийских  иудеев.  Вот у этих общин есть что-то
сходное с монашеством, хотя непосредственной генетической свя-
зи  там н т,  а скорее есть связь типологическая.  Потому что,
вообще говоря, аскеза свойственна не только христианству, но и
любой  другой  религии.  Даже самым примитивным религиям в той
или иной степени свойственна аскеза,  и нечто, подобное нашему
христианскому   онашеству,  мы  находим  в  самых  неожиданных
местах,  даже в какой-нибудь доколумбовской Америке, не говоря
уже о буддизме и т. д.