30.11.92 г.
Лекция N 9.

     Став христианами,  императоры  принимают непосредственное
участие в церковных делах.  Сам св.  Константин  называл  себя
<169>сослужителем  епископов  и  епископом  внешних  дел Церк-
ви<170>.  Даже такой прямой защитник папского примата, как св.
Лев  Великий,  папа  римский,  признавал своего рода священни-
ческое достоинство за императорами. Однако впервые ясное и за-
конодательно  оформленное  учение  о месте императора в Церкви
впервые дал святой Юстиниан  Великий,  который  создал  теорию
симфонии.  Сразу должен сказать, что это всего лишь первый ва-
риант теории симфонии,  т. е. согласия Царства и Священства, и
впоследствии  она  пересматривалась.  Теорию симфонии Юстиниан
излагает в  предисловии  к  Шестой  новелле.  Вот  его  текст:
<169>Величайшие дары Божии человеку, дарованные Вышним челове-
колюбием:  Священство и Царство.  Одно служит вещам божествен-
ным,  другое управляет и заботится о вещах человеч ских. И то,
и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает
человеческую жизнь.  Так что ни о чем так не пекутся цари, как
о чести священников,  а сии - о самих царях Бога молят<170>. И
дальше:  <169> Если священство будет во всем безупр чно и при-
частно дерзновением к Богу,  а царство будет правильно и подо-
бающим образом упорядочивать врученное ему общество,  то будет
благое некое согласие [<170>согласие" - по-гречески  <169>сим-
фония<170>.  В.А.],  дарующее  человеческому роду всевозможную
пользу. Посему мы величайшую имеем заботу и об истинных Божиих
догматах, и о чести священников. Если они будут блюсти ее, то,
мы уверены,  чрез нее великие дары получим от Бога и тем,  что
есть,  будем  владеть  надежно,  и  приобретем то,  что еще не
достиг уто.  Все будет благополучным и подобающим, если только
начало  дела будет должное и Богу любезное".  Эту теорию нужно
прокомментировать, по вопросу соотношения Царства и Священства
высказывались уже и до Юстиниана,  и нередко в том смысле, что
Священство намного превосходит  Царство.
     Говорили, например, что Священство заботится о душе, в то
время, как Царство - о теле. Юстиниан использует другую терми-
нологию.  Он говорит,  что Священство управляет делами божест-
венными,  а Царство - делами человеческими. Здесь используется
христологическая  терминология,  и  догмат Церкви истолковыва-
ется, можно сказать,  рамках  халкидонской  христологии.  Речь
 идет  о  Церкви,  хотя само слово <169>Церковь<170> не произ-
 носится.  При этом Юстиниан вовсе не отождествляет Священство
 с  Церковью,  скорее  понятие Церкви выражается у него словом
 <169>человечество<170>, через поня ие человеческого общества.
В  соответствии  с универсалистским мышлением Юстиниана в Цер-
ковь должно войти все человечество,  и если до сих пор  кто-то
остается  вне ее ограды,  то это такая же историческая случай-
ность, как и то, что некоторые народы живут не власти римского
императора.  Таким образом, Священство и Царство соотносятся у
Юстиниана вовсе не как Церковь и государство.
     Противопоставление Церкви и государства,  всякая мысль об
иноприродности этих двух реальностей совершенно чужды не толь-
ко Юстиниану,  но, пожалуй, и всем его современникам. Мы заме-
чаем к тому же, что Юстиниан свои полномочия, т. е. полномочия
Царства в Церкви толкует очень широко. Царству принадлежит по-
печение о чести священников,  более того, Царство заботится об
истинных  Божиих догматах,  в то время как Священству надлежит
молиться за весь мир и за самих царей.  Конечно, молитва здесь
понимается пре ельно широко, как вся литургическая и сакрамен-
тальная жизнь Церкви.  Такова теория симфонии. Как Юстиниан ее
осуществлял на практике?  Он, как я уже говорил, в своих зако-
нах и распоряжениях разного рода судил о всех  церковных  воп-
росах.  В одном месте (в новелле,  относящейся к церковным де-
лам) Юстиниан прямо говорит:"Для Царства,  приявшего  от  Бога
общий  надзор над всеми людьми,  нет ничего недоступного" - т.
е. ничего, находящегося вне его компетенции. Впоследствии тео-
рия  симфонии оформилась как теория симфонии императора и пат-
риарха (об этом речь впереди).  В тот момент (до захвата Рима)
в империи Юстиниана находилось целых четыре патриархата. После
освобождения Рима в ее границах оказались все  пят  патриарха-
 тов,  и Юстиниан считал себя в известной мере распрорядителем
 их внутренней жизни.  Если в обычное время  голос  императора
 имел решающее  влияние при избрании константинопольского пат-
 риарха, то Юстиниан - и это было совершенно естественно в тех
 смутных условиях,  когда  ереси угрожали Церкви,  и во многих
 общинах еретики численно преобладали - контролировал  замеще-
 ние и других патриарших кафедр,  например,  Александрийской и
 Антиохийской.  Он пытался пытался влиять самым властным обра-
 зом  и на жизн Римской церкви.
     Это было труднее: хотя Рим и оказался на территории импе-
 рии, однако обширные области этого огромного западного патри-
 архата,  такие как Галлия,  значительная часть Испании, оста-
 лись за ее пределами, и даже в те моменты, когда римские па ы
были солидарны с Юстинианом,  они вынуждены были  считаться  с
голосом своего собственного,  западного епископата. А западный
епископат  как  раз  и  оказывал  сильное  сопротивление   тем
действиям,  которые  Юстиниан предпринимал в области уточнения
церковного учения,  и сейчас я объясню почему.  Мы переходим к
церковной деятельности Юстиниана,  к тому,  как он осуществлял
свою теорию симфонии на практике. Здесь нужно сказать два сло-
ва о супруге Юстиниана - святой Феодоре.  Это была замечатель-
ная женщина из простонародья, дочь служителя столично о цирка.
Затем  она некоторое время находилась в Александрии;  уже в ту
пору Феодора отличалась религиозностью и сблизилась с  некото-
рыми виднейшими деятелями монофизитства. Потом, когда она вер-
нулась в Константинополь, с ней познакомился Юстиниан, - то да
еще не император,  а соправитель императора Юстина I - и захо-
тел жениться на ней.
     Этому препятствовал закон, ибо гражданское состояние этих
двух людей было очень неравным. Но Юстиниан позаботился об от-
мене старого закона, препятствовавшего такому н равному браку,
и Феодора,  став женой Юстиниана еще до официального его воца-
рения,  была  верной его помощницей до самой своей смерти (548
г.).  Юстиниан,  который умер в 565 г.,  намного ее пережил. У
Феодоры была репутация монофизитки, ей припоминали и е прежнюю
 близость монофизитским кругам в Александрии. Но и ее деятель-
 ность в константинопольском дворце вызывала подозрение: те же
 самые лица,  которых сурово гнал император Юстиниан, странным
 образом находили покровительство у его верной жены. Выясни
ось, например,  что один из столичных патриархов,  уличенный в
монофизитских тенденциях,  после низложения с кафедры довольно
продолжительное время скрывался на дворцовой половине Феодоры.
Другие монофизиты, не молившиеся за их гонителя Юстиниана, мо-
лил сь,  однако,  за благочестивую царицу Феодору.  Однако уже
современники  нашли  разгадку этой странной ситуации - в част-
ности,  современник Юстиниана,  исторический писатель,  видный
военный  и государственный деятель того времени Прокопий Кеса-
рийский.  Этот Прокопий был официальным историографом  автором
книги о войнах Юстиниана, о его постройках, но кроме того, под
его  именем  сохранилась  так  называемая  <169>Тайная   исто-
рия<170>,  во  многом совершенно противоположная той официаль-
ной,  хвалебной истории, которую он дал в других своих сочине-
ниях, написанн х по заказу. В этой <169>Тайной истории<170> он
выступает как непримиримый,  злобный разоблачитель Юстиниана и
Феодоры.  И вот этот-то автор, которого явно не следует подоз-
ревать в каком-либо сочувствии к императору  или  императрице,
объясняет, что  стол различное поведение Юстиниана и Феодоры в
 отношении еретиков,  было хорошо продуманной  политикой.  Они
 разделили функции: Юстиниан карал, в то время как Феодора да-
 вала еретикам надежду на милосердие государственной власти  и
 таким образом пыталась вовл
чь их в общение.
     Говорить о  всеопределяющем  влиянии Феодоры на Юстиниана
не приходится,  хотя в некоторые моменты  она,  действительно,
показывала больше мужества и рассудительности. Например, в са-
мый критический момент народного востания, о котором я уже го-
ворил, Юстиниан готов был бежать из Константинополя, но Феодо-
ра остановила его и сказала, что императорская багряница самый
лучший  саван  (т.  е.  даже если предстоит вскорости у ереть,
лучше умереть в императорском звании). Юстиниан ее послушался,
и  востание  было  вскоре разгромлено.  Это влияние Феодоры не
могло быть всеопределяющим хотя бы  потому,  что  значительная
часть  жизни и царствования Юстиниана прошла без нее - наприме
, через пять лет после ее смерти произошло такое важнейшее со-
бытие,  как Пятый Вселенский Собор. Вообще мы не должны видеть
в Юстиниане только политика, который смотрит на церковные дела
под  углом  узкогосударственных интересов.  Юстиниан был,  как
больш нство его современников, кровно, внутренне заинтересован
в тех догматических спорах, которые шли и на Востоке, и на За-
паде. Он был к тому же крупнейшим богословом своего века. При-
дя в себя после этого страшного восстания константинопольского
народа,  н вплотную занялся церковными вопросами. Конечно, са-
мым важным делом была проблема монофизитства.  С целью увраче-
вания этой болезни Юстиниан в начале 30-х годов  устраивает  в
Константинополе собеседование православных и монофизитских бо-
гословов,  куда приглашаются виднейшие  представители  монофи-
зитства.  Это  собеседование  не  имеет  никаких  практических
последствий.  Тогда Юстиниан идет дальше.  Вникая в богословие
минувших полутора столетий, он пытается осмыслить то, что сде-
лано III и IV Вселенскими Соборами.  Немало проблем оставалось
и здесь,  ведь при желании можно было найти противоречие между
возз ениями  св.  Кирилла  и  св.  Льва  Великого.  Предстояло
осмыслить  православное  богословие,  православную христологию
как единое целое.  Предстояло дать богословский синтез  учения
двух Вселенских Соборов, который и выпало осуществить Юстиниа-
ну.
     Некоторые сов  еменные  ученые  называют  богословие  св.
Юстиниана неохалкидонизмом.  Изобретатели этого термина  вовсе
не хотят доказать, что он хоть в какой-то мере отрекся от Хал-
кидонского Собора, потому что это доказать невозможно. Юстини-
ан  на  каждом шагу не только тверждает,  но и доказывает свою
верность Халкидонскому вероопределению,  однако  рассматривает
его в свете учения св.  Кирилла Александрийского.  Юстиниан не
боится так называемых теопасхитских выражений (например,  фор-
мулы вроде  <169>Един  от Святой Троиц пострадал плотию<170> -
 совершенно неприемлемой для несториан, но тем не менее вполне
 православной). Теопасхитство - это учение о стараданиях Бога.
 Несториане считали, что Божественная природа бесстрастна, по-
 этому говорить  о  страданиях  Сына Божия не озможно.  А пра-
вославные,  прежде всего св. Кирилл Александрийский, утвержда-
ли,  - что Сын Божий - второе лицо Пресвятой Троицы,  - усвоил
себе человеческую природу со всеми ее свойствами, так что мож-
но  говорить и о страданиях Сына Божия.  Кратко богословие св.
Юстиниана выражено в тексте, который вы все хорошо знаете, это
тропарь <169>Единородный Сыне...  <170>, исполняемый за всякой
литургией.  Тропарь этот,  как единогласно  говорит  предание,
составлен самим Юстинианом.  В период между I I и IV Вс. Собо-
рами была чрезвычайно оживленная полемика между св. Кириллом и
богословами  антиохийской школы.  Антиохийские богословы очень
долго защищали Нестория,  поэтому некоторые из  них  предстали
перед Халкидонским Собором как обвиняемые - наприме , крупней-
ший  богослов  этого  времени  блаженный   Феодорит,   епископ
Киррский. Уже будучи на Соборе, Феодорит Киррский никак не ре-
шался анафематствовать Нестория,  которого он прежде защищал в
пространных  сочинениях,  хотя  и не был полностью солидарен с
его крайностями.  И только после  того,  как  Феодорит  анафе-
матствовал Нестория, тцы приняли его в свое общение. Кроме то-
го, на Халкидонском Соборе было суждение о православии другого
епископа  - Ивы Эдесского.  Собор принял Иву Эдесского в обще-
ние,  хотя и у него были очень резкие высказывания против  св.
Кирилла.  То, что эти два еп скопа были приняты в общение Хал-
кидонским Собором, для многих оказалось равносильно реабилита-
ции их учения в полном объеме,  это давало шанс на выживание в
Церкви несторианских тенденций,  а с  другой  стороны,  делало
весьма затруднительным привлечение к ней монофизитов. Но Юсти-
ниан смотрел еще глубже,  он подверг изучению труды и того бо-
гослова,  который  явился  настоящим  родоначальником нестори-
анства.  Это  был  уже  упомянутый  у  нас   Феодор,   епископ
Мопсуэстийский.    Действительно,    в    сочинениях   Феодора
Мопсуэстийского, который стал чуть ли не единственным богосло-
вом несторианской церкви, оказалось множество элементов несто-
рианства.  Результат своих богословских исследований  Юстиниан
изложил в указе (эдикте),  котор й получил название <169>Эдикт
о трех главах<170>.  Три главы - это три параграфа Эдикта, где
осуждается личность и учение Феодора Мопсуэстийского,  а также
то неправославное, что есть в сочинениях Феодорита Киррского и
Ивы Эдесского.
     Но иногда говорят трех главах применительно к самим  этим
 трем епископам.  <169>Эдикт о трех главах<170> вызвал большие
 споры.  Особенно протестовал Запад, видевший в этом документе
 покушение на Халкидонский Собор,  на учение папы св. Льва Ве-
 ликого. После нескольких лет пора Юстиниан решил созвать  но-
вый  Вселенский Собор.  Этот Собор - V Вселенский - сотоялся в
553 г.  в Константинополе и поэтому иногда  называется  Вторым
Константинопольским.  Заседания Собора были в помещении, кото-
рое соединяло храм Святой Софии с императорским дворцом. Импе-
ратор уклонился от присутствия на Соборе и его чиновники явля-
лись туда только для прочтения посланий Юстиниана и других до-
кументов,  а затем удалялись. Однако, несмотря на это, влияние
императора на ход дела было определяющим.  В  своих  посланиях
Юстиниан  во всех подробностях заранее определил программу за-
нятий Собора и недвусмысленно дал знать,  к каким  выводам  он
должен придти, так что Собор действов л в соответствии с волей
императора.  Председательствовали на нем по очереди  восточные
патриархи.
     Если Халкидонский Собор в свое время обнаружил наибольшую
благосклонность  к папским притязаниям на первенство в Церкви,
то о V Вселенском Соборе нужно сказать,  что это  самый  анти-
папский Собор в ряду всех семи. Это едиственный Собор, во вре-
мя которого римский папа присутствовал в городе,  где он  про-
исходил.  Однако явиться на Собор папа не пожелал. Римскую ка-
федру в то время возглавлял Вигилий.  За несколько лет до того
он был назначен папой по приказу Юстиниана и сам по себе готов
был действовать в ухе церковной политики императора.  Вместе с
тем,  вынужденный  считаться  с  мощной  оппозицией  западного
епископата,  он пребывал в постоянных колебаниях.  За короткое
время  Вигилий четырежды письменно высказался по поводу одного
и того же стоявшего на Соб ре вопроса, причем всякое новое его
высказывание противоречило предыдущему,  и в некоторых случаях
папа так прямо и говорил,  что прежде ошибался.  Уже одна  эта
история  с противоречивыми высказываниями папы Вигилия по дог-
матическим вопросам,  наносит оче ь серьезный удар по учению о
папской  непогрешимости в делах веры,  и католические историки
испытывают здесь большие затруднения.  Чтобы  защитить  догмат
своей Церкви,  им приходится идти на весьма сомнительные вещи.
Например, на отрицание вселенского дос оинства V Собора, кото-
рый  многократно  признавался  таковым и последующими римскими
папами, и самим Вигилием Собор в конце концов был признан. Па-
па Вигилий,  отказавшись явиться на Собор,  навлек на себя его
отлучение.  Собор прервал с ним общение,  хотя отцы и заявили,
что  порывая с папой Вигилием,  они сохраняют все же общение с
апостольским Римским престолом. Это заявление не совсем понят-
но, о, по всей видимости, нужно понимать его так, что папа, не
желающий  признавать  истину,  будет  низложен,  и  с  Римским
престолом  вновь  будут восстановлены самые правильные отноше-
ния.  Главным догматическим деянием V Вселенского Собора  было
осуждение трех глав: т. е. осуждение личности и учения Феодора
Мопсуэстийского, а также неправославных моментов учения Феодо-
рита  Киррского  и Ивы Эдесского.  Свое учение Собор выразил в
нескольких анафематизмах,  причем осудил  не  только  нестори-
анство  и  несторианскую тенденцию,  но также и монофизитство.
Анафематствуя тех,  кто употребляет выражение <169>в двух при-
родах<170> в несторианском смысле ( это слова из Халкидонского
вероопределения),  он акже анафематствует и тех,  кто  говорит
<169>из  двух  природ<170>  в смысле монофизитском.  Выражение
<169>из двух природ<170> противопоставляли Халкидонскому веро-
определению умеренные монофизиты,  вроде Севира Антиохийского.
Одним словом,  Собор анафематс вует не только крайнее  монофи-
зитство какого-нибудь архимандрита Евтихия, но также и умерен-
ное монофизитство - постольку, поскольку оно противится Халки-
донскому вероопределению.
     Это самое главное из того, что сделал в догматической об-
ласти  V  Вселенский Собор.  Он не внес,  по сравнению с двумя
предыдущими, ничего существенно нового, но зато гармонизировал
учение  этих двух Соборов,  и потому христология V Вселенского
Собора - эт христология,  так сказать,  вполне уравновешенная,
 где  Халкидонское  вероопределение  понимается в свете учения
 св. Кирилла и согласуется с ним.
     Борьба императораа  Юстиниана  с  монофизитством  не была
вполне успешной,  потому что в лоне ереси  остались  окраинные
народы - копты, египтяне, западные сирийцы, армяне. Мало того,
у них монофизитство стало национальным  вероисповеданием,  по-
догревая  таким образом политический сепаратизм.  Но в области
богословия победа Юстиниана была значительной,  ибо,  несмотря
на то,  что Восток (негреческий Восток) имел весьма значитель-
ную духовную жизнь,  богословия своего он не  создал.  Точнее,
тамошняя богословская м сль целиком зависела от греческого бо-
гословия.  Нужда монофизитов в  богословии  Константинополя  и
других  важных  центров  православия  весьма ощутима.  Монофи-
зитское богословие исчезает со  сцены,  большинство  сочинений
монофизитских богословов  сохранилось  д нашего времени лишь в
 переводах на языки народов,  для которых монофизитство  стало
 национальной верой, т. е. в переводах на коптский, эфиопский,
 сирийский, армянский языки.
     В одном из анафематизмов V Вс. Собора упоминается Ориген,
вернее,  только его имя.  Кроме того,  в составе деяний V Все-
ленского Собора есть целый ряд документов, связанный с осужде-
нием Оригена. Но, как доказывают современные историки на самом
деле осужд ние Оригена произошло не на V Вселенском Соборе 553
года, но на поместном Константинопольском Соборе 543 года, де-
яния  которого позднее были присоединены механически к деяниям
V Вселенского Собора. В данном случае безразлично, какой Собор
осудил учени Оригена,  достаточно того,  что в анафематизмах V
 Вселенского Собора он  упомянут,  т.  е.  осуждение,  имевшее
 место  в 543 г.,  подтверждается V Вселенским Собором.  Кроме
 того,  осуждение  Оригена  было   подтверждено   Церковью   и
 впоследствии, скажем  на VI Вселе ском Соборе,  так что можно
считать это церковное высказывание о его богословии вполне ав-
торитетным.  Как  и в случае с Феодором Мопсуэстийским,  здесь
произошло посмертное осуждение,  и уже одно это вызывало  про-
тесты.  Некоторые говорили,  что у Церкви не было обычая осуж-
дать посмертно тех,  кто умер в мире с ней.  Но на самом деле,
если  в  некоторых  местах,  например  в Риме,  такого обычая,
действительно,  и не знали,  то  в  других  поместных  Церквах
посмертное  осуждение,  е ли еретик его заслуживал,  считалось
совершенно естественным (например,  в таком духе  высказывался
блаженный Августин,  один из западных отцов).  Мы, конечно, не
должны думать,  что главной целью обоих осуждений было на веч-
ные  времена отправить в ад Феодора и Оригена.  Цель,  разуме-
ется,  состояла не в этом.  Феодор Мопсуэстийский был  родона-
чальником  несторианства,  и  его  осуждение  -  не только его
огословия,  но и личное его осуждение - имело целью  вразумить
несториан, уведомить их, что упорствующие в ереси подпадут то-
му же осуждению,  что и ее родоначальник.  Именно такой  смысл
имело  и  осуждение Оригена,  этого виднейшего богослова очень
давнего ремени III века.  Ориген  уже  до  этого  неоднократно
осуждался.  Первое  осуждение  его  было еще при жизни и имело
чисто канонические основания: покинув Александрию, где он имел
церковное   послушание,  Ориген  принял  рукоположение  в  сан
пресвитера в Палестине.  После этого  александрийский  епископ
его отлучил.  Но учение ригена сохраняло для многих свою прив-
лекательность;  в частности,  в конце IV в.  настоящим  ориге-
нистом, проводником учения Оригена, был известный аскетический
писатель авва Евагрий.
     Евагрий, ученик св.  Василия Великого, покинул Малую Азию
и после недол ого пребывания в Константинополе  осбоновался  в
Египте,  где  создал  первый  опыт  богословия подвижничества.
Евагрий - единственный из отцов <169>Добротолюбия<170>,  кото-
рый не именуется там ни святым,  ни преподобным,  и это по той
причине, что он был осуж ен церковью как оригенист. Но осужде-
ние  Вселенским  Собором  последовало  не  сразу,и  его ориге-
нистские взгляды нашли широкое распрстранение среди  монашест-
ва,  особенно  в Палестине.  Именно против этих монахов-ориге-
нистов и направлены деяния Константинопол ского Собора 543  г.
Этим Собором,  как и V Вселенским, руководил сам Юстиниан, ко-
торый в своем послании костантинопольскому патриарху Мине  дал
его подробную программу и проект анафематизмов учению Оригена.
Эти анафематизмы были преработаны Собором и и даны как  собор-
ные определения, а затем включены в деяния V Вселенского Собо-
ра.  <%1>Что осуждается в учении Оригена? Осуждаются различные
доктрины, обязанные своим происхождением платонизму, например,
о совечности мира Богу, об изначальном существовании всех душ.
      У Оригена  разработана сложная теория происхождения мира
в его мног образии.  Согласно  ей,  первоначально  сотворенные
умы,  т.  е. духовные существа, были с Богом, находились в не-
посредственной близости к нему и все имели  совершенно  равное
достоинство. Но потом эти сотворенные умы начали в разной сте-
пени отпадать от Бога и, удаляясь от Него как источника духов-
ного света и тепла стали охладевать.  И вот таким образом умы,
или духи,  превратились в души (слово  <169>душа<170>  в  гре-
ческом языке созвучно слову <169>холодный<170>).  Возникло не-
равенство в ангельском мире - по вились различные  чины  анге-
лов,  затем  некоторые духи настолько отдалились от Бога,  что
облеклись в материю, и так появились люди. И, наконец, еще бо-
лее глубокое отпадение от Бога совершили бесы, причем, по уче-
нию Оригена,  бесами становились не только адшие ангелы,  но и
окончательно отпадшие от Бога человеческие души. Христос, сог-
ласно Оригену, изначально обладал тварной душой, или умом, ду-
хом. Но эта душа (или тварный ум) в отличие от всех других, не
отпала от Бога,  она осталась в таком же единст е с  Триединым
Богом,  в  каком  прежде были все прочие тварные духи.  Спасая
мир,  Христос последовательно проходит все сферы бытия:  чтобы
вновь  возвысить до самого близкого общения с Богом серафимов,
он становится серафимом,  для херувимов - херувимом и т к  да-
лее. Ориген не исключает даже, что Христос может еще раз пост-
радать, чтобы избавить от вечного осуждения и демонов. Восста-
новление всей твари, приближение ее к Богу, Ориген связывает с
развоплощением.
     Как всякий платоник,  он презирает материю; и отя христи-
анская догматика заставляет  его  признать,  что  должно  быть
воскресение  телесное,  но  воскресение это представляется ему
совсем по-особому.  По Оригену,  воскресение - это облечение в
какие-то новые духовные тела,  которые даже и формы человеческ
х тел не получат, а окажутся какими-то сферообразными. <%0> По
учению Оригена, Солнце, звезды и прочие небесные светила - это
тоже духовные существа,  разумные,  облеченные в  вещество.  И
вот,  все эти доктрины Оригена, имеющие явно платоническую ок-
раску, были осуждены сначала императором Юстинианом, потом по-
мест ым Собором,  а потом и Вселенским. Сохранилось сообщение,
что незадолго до смерти  престарелый  Юстиниан  впал  в  самую
крайнюю форму монофизитства и будто-бы принял учение монофизи-
та Юлиана Галикарнасского о нетленности тела Христова  -  нет-
ленности в смыс е полной неизменяемости и неподверженности ни-
каким страданиям.  Юлиан Галикарнасский был крайний монофизит,
с которым полемизировал такой умеренный монофизит,  как,  ска-
жем,  Севир Антиохийский.
    Православные назвали  учение Юлиана Галикарнассного афтар-
тод кетизмом.  Докетизм - это древняя ересь,  которая учила  о
видимости,  призрачности  человечества Христа.  А ересь Юлиана
Галикарнасского была названа правослаными афтартодокетизм (аф-
тартос по-гречески значит <169>нетленный<170>). В этом отрица-
тельном наим новании дается совершенно правильное  определение
ереси Юлиана Галикарнасского как учения, возобновляющего древ-
ний докетизм первых веков христианства.  Однако, в историогра-
фии  последних  десятилетий  свитедельства об афтартодокетизме
Юстиниана  подвергаются  сомнению.   Сомневаться   заставляет,
во-первых,  чрезвычайная скудость самих свидетельств,  во-вто-
рых,  все то, что известно о богословской линии Юстиниа а, ко-
торая,  подобно его церковно-политическому курсу, была средней
линией,  противостоящей,  как это и свойственно истинному пра-
вославию,  крайностям  и  с одной,  и с другой стороны.  Очень
трудно допустить,  что Юстиниан,  который анафематствовал даже
умере  ное  монофизитство,  вдруг  в  конце жизни впал в самую
крайнюю его форму.  Историки, отвергающие эти слухи, объясняют
их происхождение непопулярностью императора.  Он, действитель-
но,  не был популярен:  еретики его не любили как гонителя,  а
остальные жители империи тяготились тяжелыми бременами,  кото-
рые на всех возлагала неутомимая деятельность Юстиниана,  тре-
бовавшая  огромного  напряжения  государственных  финансов  и,
естественно, связанная с очень высокими налогами.