30.11.92 г. Лекция N 9. Став христианами, императоры принимают непосредственное участие в церковных делах. Сам св. Константин называл себя <169>сослужителем епископов и епископом внешних дел Церк- ви<170>. Даже такой прямой защитник папского примата, как св. Лев Великий, папа римский, признавал своего рода священни- ческое достоинство за императорами. Однако впервые ясное и за- конодательно оформленное учение о месте императора в Церкви впервые дал святой Юстиниан Великий, который создал теорию симфонии. Сразу должен сказать, что это всего лишь первый ва- риант теории симфонии, т. е. согласия Царства и Священства, и впоследствии она пересматривалась. Теорию симфонии Юстиниан излагает в предисловии к Шестой новелле. Вот его текст: <169>Величайшие дары Божии человеку, дарованные Вышним челове- колюбием: Священство и Царство. Одно служит вещам божествен- ным, другое управляет и заботится о вещах человеч ских. И то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь. Так что ни о чем так не пекутся цари, как о чести священников, а сии - о самих царях Бога молят<170>. И дальше: <169> Если священство будет во всем безупр чно и при- частно дерзновением к Богу, а царство будет правильно и подо- бающим образом упорядочивать врученное ему общество, то будет благое некое согласие [<170>согласие" - по-гречески <169>сим- фония<170>. В.А.], дарующее человеческому роду всевозможную пользу. Посему мы величайшую имеем заботу и об истинных Божиих догматах, и о чести священников. Если они будут блюсти ее, то, мы уверены, чрез нее великие дары получим от Бога и тем, что есть, будем владеть надежно, и приобретем то, что еще не достиг уто. Все будет благополучным и подобающим, если только начало дела будет должное и Богу любезное". Эту теорию нужно прокомментировать, по вопросу соотношения Царства и Священства высказывались уже и до Юстиниана, и нередко в том смысле, что Священство намного превосходит Царство. Говорили, например, что Священство заботится о душе, в то время, как Царство - о теле. Юстиниан использует другую терми- нологию. Он говорит, что Священство управляет делами божест- венными, а Царство - делами человеческими. Здесь используется христологическая терминология, и догмат Церкви истолковыва- ется, можно сказать, рамках халкидонской христологии. Речь идет о Церкви, хотя само слово <169>Церковь<170> не произ- носится. При этом Юстиниан вовсе не отождествляет Священство с Церковью, скорее понятие Церкви выражается у него словом <169>человечество<170>, через поня ие человеческого общества. В соответствии с универсалистским мышлением Юстиниана в Цер- ковь должно войти все человечество, и если до сих пор кто-то остается вне ее ограды, то это такая же историческая случай- ность, как и то, что некоторые народы живут не власти римского императора. Таким образом, Священство и Царство соотносятся у Юстиниана вовсе не как Церковь и государство. Противопоставление Церкви и государства, всякая мысль об иноприродности этих двух реальностей совершенно чужды не толь- ко Юстиниану, но, пожалуй, и всем его современникам. Мы заме- чаем к тому же, что Юстиниан свои полномочия, т. е. полномочия Царства в Церкви толкует очень широко. Царству принадлежит по- печение о чести священников, более того, Царство заботится об истинных Божиих догматах, в то время как Священству надлежит молиться за весь мир и за самих царей. Конечно, молитва здесь понимается пре ельно широко, как вся литургическая и сакрамен- тальная жизнь Церкви. Такова теория симфонии. Как Юстиниан ее осуществлял на практике? Он, как я уже говорил, в своих зако- нах и распоряжениях разного рода судил о всех церковных воп- росах. В одном месте (в новелле, относящейся к церковным де- лам) Юстиниан прямо говорит:"Для Царства, приявшего от Бога общий надзор над всеми людьми, нет ничего недоступного" - т. е. ничего, находящегося вне его компетенции. Впоследствии тео- рия симфонии оформилась как теория симфонии императора и пат- риарха (об этом речь впереди). В тот момент (до захвата Рима) в империи Юстиниана находилось целых четыре патриархата. После освобождения Рима в ее границах оказались все пят патриарха- тов, и Юстиниан считал себя в известной мере распрорядителем их внутренней жизни. Если в обычное время голос императора имел решающее влияние при избрании константинопольского пат- риарха, то Юстиниан - и это было совершенно естественно в тех смутных условиях, когда ереси угрожали Церкви, и во многих общинах еретики численно преобладали - контролировал замеще- ние и других патриарших кафедр, например, Александрийской и Антиохийской. Он пытался пытался влиять самым властным обра- зом и на жизн Римской церкви. Это было труднее: хотя Рим и оказался на территории импе- рии, однако обширные области этого огромного западного патри- архата, такие как Галлия, значительная часть Испании, оста- лись за ее пределами, и даже в те моменты, когда римские па ы были солидарны с Юстинианом, они вынуждены были считаться с голосом своего собственного, западного епископата. А западный епископат как раз и оказывал сильное сопротивление тем действиям, которые Юстиниан предпринимал в области уточнения церковного учения, и сейчас я объясню почему. Мы переходим к церковной деятельности Юстиниана, к тому, как он осуществлял свою теорию симфонии на практике. Здесь нужно сказать два сло- ва о супруге Юстиниана - святой Феодоре. Это была замечатель- ная женщина из простонародья, дочь служителя столично о цирка. Затем она некоторое время находилась в Александрии; уже в ту пору Феодора отличалась религиозностью и сблизилась с некото- рыми виднейшими деятелями монофизитства. Потом, когда она вер- нулась в Константинополь, с ней познакомился Юстиниан, - то да еще не император, а соправитель императора Юстина I - и захо- тел жениться на ней. Этому препятствовал закон, ибо гражданское состояние этих двух людей было очень неравным. Но Юстиниан позаботился об от- мене старого закона, препятствовавшего такому н равному браку, и Феодора, став женой Юстиниана еще до официального его воца- рения, была верной его помощницей до самой своей смерти (548 г.). Юстиниан, который умер в 565 г., намного ее пережил. У Феодоры была репутация монофизитки, ей припоминали и е прежнюю близость монофизитским кругам в Александрии. Но и ее деятель- ность в константинопольском дворце вызывала подозрение: те же самые лица, которых сурово гнал император Юстиниан, странным образом находили покровительство у его верной жены. Выясни ось, например, что один из столичных патриархов, уличенный в монофизитских тенденциях, после низложения с кафедры довольно продолжительное время скрывался на дворцовой половине Феодоры. Другие монофизиты, не молившиеся за их гонителя Юстиниана, мо- лил сь, однако, за благочестивую царицу Феодору. Однако уже современники нашли разгадку этой странной ситуации - в част- ности, современник Юстиниана, исторический писатель, видный военный и государственный деятель того времени Прокопий Кеса- рийский. Этот Прокопий был официальным историографом автором книги о войнах Юстиниана, о его постройках, но кроме того, под его именем сохранилась так называемая <169>Тайная исто- рия<170>, во многом совершенно противоположная той официаль- ной, хвалебной истории, которую он дал в других своих сочине- ниях, написанн х по заказу. В этой <169>Тайной истории<170> он выступает как непримиримый, злобный разоблачитель Юстиниана и Феодоры. И вот этот-то автор, которого явно не следует подоз- ревать в каком-либо сочувствии к императору или императрице, объясняет, что стол различное поведение Юстиниана и Феодоры в отношении еретиков, было хорошо продуманной политикой. Они разделили функции: Юстиниан карал, в то время как Феодора да- вала еретикам надежду на милосердие государственной власти и таким образом пыталась вовл чь их в общение. Говорить о всеопределяющем влиянии Феодоры на Юстиниана не приходится, хотя в некоторые моменты она, действительно, показывала больше мужества и рассудительности. Например, в са- мый критический момент народного востания, о котором я уже го- ворил, Юстиниан готов был бежать из Константинополя, но Феодо- ра остановила его и сказала, что императорская багряница самый лучший саван (т. е. даже если предстоит вскорости у ереть, лучше умереть в императорском звании). Юстиниан ее послушался, и востание было вскоре разгромлено. Это влияние Феодоры не могло быть всеопределяющим хотя бы потому, что значительная часть жизни и царствования Юстиниана прошла без нее - наприме , через пять лет после ее смерти произошло такое важнейшее со- бытие, как Пятый Вселенский Собор. Вообще мы не должны видеть в Юстиниане только политика, который смотрит на церковные дела под углом узкогосударственных интересов. Юстиниан был, как больш нство его современников, кровно, внутренне заинтересован в тех догматических спорах, которые шли и на Востоке, и на За- паде. Он был к тому же крупнейшим богословом своего века. При- дя в себя после этого страшного восстания константинопольского народа, н вплотную занялся церковными вопросами. Конечно, са- мым важным делом была проблема монофизитства. С целью увраче- вания этой болезни Юстиниан в начале 30-х годов устраивает в Константинополе собеседование православных и монофизитских бо- гословов, куда приглашаются виднейшие представители монофи- зитства. Это собеседование не имеет никаких практических последствий. Тогда Юстиниан идет дальше. Вникая в богословие минувших полутора столетий, он пытается осмыслить то, что сде- лано III и IV Вселенскими Соборами. Немало проблем оставалось и здесь, ведь при желании можно было найти противоречие между возз ениями св. Кирилла и св. Льва Великого. Предстояло осмыслить православное богословие, православную христологию как единое целое. Предстояло дать богословский синтез учения двух Вселенских Соборов, который и выпало осуществить Юстиниа- ну. Некоторые сов еменные ученые называют богословие св. Юстиниана неохалкидонизмом. Изобретатели этого термина вовсе не хотят доказать, что он хоть в какой-то мере отрекся от Хал- кидонского Собора, потому что это доказать невозможно. Юстини- ан на каждом шагу не только тверждает, но и доказывает свою верность Халкидонскому вероопределению, однако рассматривает его в свете учения св. Кирилла Александрийского. Юстиниан не боится так называемых теопасхитских выражений (например, фор- мулы вроде <169>Един от Святой Троиц пострадал плотию<170> - совершенно неприемлемой для несториан, но тем не менее вполне православной). Теопасхитство - это учение о стараданиях Бога. Несториане считали, что Божественная природа бесстрастна, по- этому говорить о страданиях Сына Божия не озможно. А пра- вославные, прежде всего св. Кирилл Александрийский, утвержда- ли, - что Сын Божий - второе лицо Пресвятой Троицы, - усвоил себе человеческую природу со всеми ее свойствами, так что мож- но говорить и о страданиях Сына Божия. Кратко богословие св. Юстиниана выражено в тексте, который вы все хорошо знаете, это тропарь <169>Единородный Сыне... <170>, исполняемый за всякой литургией. Тропарь этот, как единогласно говорит предание, составлен самим Юстинианом. В период между I I и IV Вс. Собо- рами была чрезвычайно оживленная полемика между св. Кириллом и богословами антиохийской школы. Антиохийские богословы очень долго защищали Нестория, поэтому некоторые из них предстали перед Халкидонским Собором как обвиняемые - наприме , крупней- ший богослов этого времени блаженный Феодорит, епископ Киррский. Уже будучи на Соборе, Феодорит Киррский никак не ре- шался анафематствовать Нестория, которого он прежде защищал в пространных сочинениях, хотя и не был полностью солидарен с его крайностями. И только после того, как Феодорит анафе- матствовал Нестория, тцы приняли его в свое общение. Кроме то- го, на Халкидонском Соборе было суждение о православии другого епископа - Ивы Эдесского. Собор принял Иву Эдесского в обще- ние, хотя и у него были очень резкие высказывания против св. Кирилла. То, что эти два еп скопа были приняты в общение Хал- кидонским Собором, для многих оказалось равносильно реабилита- ции их учения в полном объеме, это давало шанс на выживание в Церкви несторианских тенденций, а с другой стороны, делало весьма затруднительным привлечение к ней монофизитов. Но Юсти- ниан смотрел еще глубже, он подверг изучению труды и того бо- гослова, который явился настоящим родоначальником нестори- анства. Это был уже упомянутый у нас Феодор, епископ Мопсуэстийский. Действительно, в сочинениях Феодора Мопсуэстийского, который стал чуть ли не единственным богосло- вом несторианской церкви, оказалось множество элементов несто- рианства. Результат своих богословских исследований Юстиниан изложил в указе (эдикте), котор й получил название <169>Эдикт о трех главах<170>. Три главы - это три параграфа Эдикта, где осуждается личность и учение Феодора Мопсуэстийского, а также то неправославное, что есть в сочинениях Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. Но иногда говорят трех главах применительно к самим этим трем епископам. <169>Эдикт о трех главах<170> вызвал большие споры. Особенно протестовал Запад, видевший в этом документе покушение на Халкидонский Собор, на учение папы св. Льва Ве- ликого. После нескольких лет пора Юстиниан решил созвать но- вый Вселенский Собор. Этот Собор - V Вселенский - сотоялся в 553 г. в Константинополе и поэтому иногда называется Вторым Константинопольским. Заседания Собора были в помещении, кото- рое соединяло храм Святой Софии с императорским дворцом. Импе- ратор уклонился от присутствия на Соборе и его чиновники явля- лись туда только для прочтения посланий Юстиниана и других до- кументов, а затем удалялись. Однако, несмотря на это, влияние императора на ход дела было определяющим. В своих посланиях Юстиниан во всех подробностях заранее определил программу за- нятий Собора и недвусмысленно дал знать, к каким выводам он должен придти, так что Собор действов л в соответствии с волей императора. Председательствовали на нем по очереди восточные патриархи. Если Халкидонский Собор в свое время обнаружил наибольшую благосклонность к папским притязаниям на первенство в Церкви, то о V Вселенском Соборе нужно сказать, что это самый анти- папский Собор в ряду всех семи. Это едиственный Собор, во вре- мя которого римский папа присутствовал в городе, где он про- исходил. Однако явиться на Собор папа не пожелал. Римскую ка- федру в то время возглавлял Вигилий. За несколько лет до того он был назначен папой по приказу Юстиниана и сам по себе готов был действовать в ухе церковной политики императора. Вместе с тем, вынужденный считаться с мощной оппозицией западного епископата, он пребывал в постоянных колебаниях. За короткое время Вигилий четырежды письменно высказался по поводу одного и того же стоявшего на Соб ре вопроса, причем всякое новое его высказывание противоречило предыдущему, и в некоторых случаях папа так прямо и говорил, что прежде ошибался. Уже одна эта история с противоречивыми высказываниями папы Вигилия по дог- матическим вопросам, наносит оче ь серьезный удар по учению о папской непогрешимости в делах веры, и католические историки испытывают здесь большие затруднения. Чтобы защитить догмат своей Церкви, им приходится идти на весьма сомнительные вещи. Например, на отрицание вселенского дос оинства V Собора, кото- рый многократно признавался таковым и последующими римскими папами, и самим Вигилием Собор в конце концов был признан. Па- па Вигилий, отказавшись явиться на Собор, навлек на себя его отлучение. Собор прервал с ним общение, хотя отцы и заявили, что порывая с папой Вигилием, они сохраняют все же общение с апостольским Римским престолом. Это заявление не совсем понят- но, о, по всей видимости, нужно понимать его так, что папа, не желающий признавать истину, будет низложен, и с Римским престолом вновь будут восстановлены самые правильные отноше- ния. Главным догматическим деянием V Вселенского Собора было осуждение трех глав: т. е. осуждение личности и учения Феодора Мопсуэстийского, а также неправославных моментов учения Феодо- рита Киррского и Ивы Эдесского. Свое учение Собор выразил в нескольких анафематизмах, причем осудил не только нестори- анство и несторианскую тенденцию, но также и монофизитство. Анафематствуя тех, кто употребляет выражение <169>в двух при- родах<170> в несторианском смысле ( это слова из Халкидонского вероопределения), он акже анафематствует и тех, кто говорит <169>из двух природ<170> в смысле монофизитском. Выражение <169>из двух природ<170> противопоставляли Халкидонскому веро- определению умеренные монофизиты, вроде Севира Антиохийского. Одним словом, Собор анафематс вует не только крайнее монофи- зитство какого-нибудь архимандрита Евтихия, но также и умерен- ное монофизитство - постольку, поскольку оно противится Халки- донскому вероопределению. Это самое главное из того, что сделал в догматической об- ласти V Вселенский Собор. Он не внес, по сравнению с двумя предыдущими, ничего существенно нового, но зато гармонизировал учение этих двух Соборов, и потому христология V Вселенского Собора - эт христология, так сказать, вполне уравновешенная, где Халкидонское вероопределение понимается в свете учения св. Кирилла и согласуется с ним. Борьба императораа Юстиниана с монофизитством не была вполне успешной, потому что в лоне ереси остались окраинные народы - копты, египтяне, западные сирийцы, армяне. Мало того, у них монофизитство стало национальным вероисповеданием, по- догревая таким образом политический сепаратизм. Но в области богословия победа Юстиниана была значительной, ибо, несмотря на то, что Восток (негреческий Восток) имел весьма значитель- ную духовную жизнь, богословия своего он не создал. Точнее, тамошняя богословская м сль целиком зависела от греческого бо- гословия. Нужда монофизитов в богословии Константинополя и других важных центров православия весьма ощутима. Монофи- зитское богословие исчезает со сцены, большинство сочинений монофизитских богословов сохранилось д нашего времени лишь в переводах на языки народов, для которых монофизитство стало национальной верой, т. е. в переводах на коптский, эфиопский, сирийский, армянский языки. В одном из анафематизмов V Вс. Собора упоминается Ориген, вернее, только его имя. Кроме того, в составе деяний V Все- ленского Собора есть целый ряд документов, связанный с осужде- нием Оригена. Но, как доказывают современные историки на самом деле осужд ние Оригена произошло не на V Вселенском Соборе 553 года, но на поместном Константинопольском Соборе 543 года, де- яния которого позднее были присоединены механически к деяниям V Вселенского Собора. В данном случае безразлично, какой Собор осудил учени Оригена, достаточно того, что в анафематизмах V Вселенского Собора он упомянут, т. е. осуждение, имевшее место в 543 г., подтверждается V Вселенским Собором. Кроме того, осуждение Оригена было подтверждено Церковью и впоследствии, скажем на VI Вселе ском Соборе, так что можно считать это церковное высказывание о его богословии вполне ав- торитетным. Как и в случае с Феодором Мопсуэстийским, здесь произошло посмертное осуждение, и уже одно это вызывало про- тесты. Некоторые говорили, что у Церкви не было обычая осуж- дать посмертно тех, кто умер в мире с ней. Но на самом деле, если в некоторых местах, например в Риме, такого обычая, действительно, и не знали, то в других поместных Церквах посмертное осуждение, е ли еретик его заслуживал, считалось совершенно естественным (например, в таком духе высказывался блаженный Августин, один из западных отцов). Мы, конечно, не должны думать, что главной целью обоих осуждений было на веч- ные времена отправить в ад Феодора и Оригена. Цель, разуме- ется, состояла не в этом. Феодор Мопсуэстийский был родона- чальником несторианства, и его осуждение - не только его огословия, но и личное его осуждение - имело целью вразумить несториан, уведомить их, что упорствующие в ереси подпадут то- му же осуждению, что и ее родоначальник. Именно такой смысл имело и осуждение Оригена, этого виднейшего богослова очень давнего ремени III века. Ориген уже до этого неоднократно осуждался. Первое осуждение его было еще при жизни и имело чисто канонические основания: покинув Александрию, где он имел церковное послушание, Ориген принял рукоположение в сан пресвитера в Палестине. После этого александрийский епископ его отлучил. Но учение ригена сохраняло для многих свою прив- лекательность; в частности, в конце IV в. настоящим ориге- нистом, проводником учения Оригена, был известный аскетический писатель авва Евагрий. Евагрий, ученик св. Василия Великого, покинул Малую Азию и после недол ого пребывания в Константинополе осбоновался в Египте, где создал первый опыт богословия подвижничества. Евагрий - единственный из отцов <169>Добротолюбия<170>, кото- рый не именуется там ни святым, ни преподобным, и это по той причине, что он был осуж ен церковью как оригенист. Но осужде- ние Вселенским Собором последовало не сразу,и его ориге- нистские взгляды нашли широкое распрстранение среди монашест- ва, особенно в Палестине. Именно против этих монахов-ориге- нистов и направлены деяния Константинопол ского Собора 543 г. Этим Собором, как и V Вселенским, руководил сам Юстиниан, ко- торый в своем послании костантинопольскому патриарху Мине дал его подробную программу и проект анафематизмов учению Оригена. Эти анафематизмы были преработаны Собором и и даны как собор- ные определения, а затем включены в деяния V Вселенского Собо- ра. <%1>Что осуждается в учении Оригена? Осуждаются различные доктрины, обязанные своим происхождением платонизму, например, о совечности мира Богу, об изначальном существовании всех душ. У Оригена разработана сложная теория происхождения мира в его мног образии. Согласно ей, первоначально сотворенные умы, т. е. духовные существа, были с Богом, находились в не- посредственной близости к нему и все имели совершенно равное достоинство. Но потом эти сотворенные умы начали в разной сте- пени отпадать от Бога и, удаляясь от Него как источника духов- ного света и тепла стали охладевать. И вот таким образом умы, или духи, превратились в души (слово <169>душа<170> в гре- ческом языке созвучно слову <169>холодный<170>). Возникло не- равенство в ангельском мире - по вились различные чины анге- лов, затем некоторые духи настолько отдалились от Бога, что облеклись в материю, и так появились люди. И, наконец, еще бо- лее глубокое отпадение от Бога совершили бесы, причем, по уче- нию Оригена, бесами становились не только адшие ангелы, но и окончательно отпадшие от Бога человеческие души. Христос, сог- ласно Оригену, изначально обладал тварной душой, или умом, ду- хом. Но эта душа (или тварный ум) в отличие от всех других, не отпала от Бога, она осталась в таком же единст е с Триединым Богом, в каком прежде были все прочие тварные духи. Спасая мир, Христос последовательно проходит все сферы бытия: чтобы вновь возвысить до самого близкого общения с Богом серафимов, он становится серафимом, для херувимов - херувимом и т к да- лее. Ориген не исключает даже, что Христос может еще раз пост- радать, чтобы избавить от вечного осуждения и демонов. Восста- новление всей твари, приближение ее к Богу, Ориген связывает с развоплощением. Как всякий платоник, он презирает материю; и отя христи- анская догматика заставляет его признать, что должно быть воскресение телесное, но воскресение это представляется ему совсем по-особому. По Оригену, воскресение - это облечение в какие-то новые духовные тела, которые даже и формы человеческ х тел не получат, а окажутся какими-то сферообразными. <%0> По учению Оригена, Солнце, звезды и прочие небесные светила - это тоже духовные существа, разумные, облеченные в вещество. И вот, все эти доктрины Оригена, имеющие явно платоническую ок- раску, были осуждены сначала императором Юстинианом, потом по- мест ым Собором, а потом и Вселенским. Сохранилось сообщение, что незадолго до смерти престарелый Юстиниан впал в самую крайнюю форму монофизитства и будто-бы принял учение монофизи- та Юлиана Галикарнасского о нетленности тела Христова - нет- ленности в смыс е полной неизменяемости и неподверженности ни- каким страданиям. Юлиан Галикарнасский был крайний монофизит, с которым полемизировал такой умеренный монофизит, как, ска- жем, Севир Антиохийский. Православные назвали учение Юлиана Галикарнассного афтар- тод кетизмом. Докетизм - это древняя ересь, которая учила о видимости, призрачности человечества Христа. А ересь Юлиана Галикарнасского была названа правослаными афтартодокетизм (аф- тартос по-гречески значит <169>нетленный<170>). В этом отрица- тельном наим новании дается совершенно правильное определение ереси Юлиана Галикарнасского как учения, возобновляющего древ- ний докетизм первых веков христианства. Однако, в историогра- фии последних десятилетий свитедельства об афтартодокетизме Юстиниана подвергаются сомнению. Сомневаться заставляет, во-первых, чрезвычайная скудость самих свидетельств, во-вто- рых, все то, что известно о богословской линии Юстиниа а, ко- торая, подобно его церковно-политическому курсу, была средней линией, противостоящей, как это и свойственно истинному пра- вославию, крайностям и с одной, и с другой стороны. Очень трудно допустить, что Юстиниан, который анафематствовал даже умере ное монофизитство, вдруг в конце жизни впал в самую крайнюю его форму. Историки, отвергающие эти слухи, объясняют их происхождение непопулярностью императора. Он, действитель- но, не был популярен: еретики его не любили как гонителя, а остальные жители империи тяготились тяжелыми бременами, кото- рые на всех возлагала неутомимая деятельность Юстиниана, тре- бовавшая огромного напряжения государственных финансов и, естественно, связанная с очень высокими налогами.